Арджуна сказал:
Материю и Дух1, а также Поле и Познающего Поле, мудрость и все, что необходимо познать, это желал бы узнать я, о Кешава.
Благословенный молвил:
Это тело, о сын Кунти, именуется Полем; того, кто познал его, Мудрецы называют "Познавшим Поле".
Узнай Меня, как "Познавшего Поле" во всех Полях, о Бхарата, Истинное знание Поля, а также знание Познавшего Поле, — это именуется Мною Мудростью.
Каково это Поле, и чему оно подобно, как оно изменяется и откуда оно, и кто Он2, и какова Его сила, это ты теперь услышь кратко от Меня.
На разные лады воспевали Его Святые в различных гимнах и вещих словах Брахма-сутры3, исполненных разума.
Великие Элементы, Индивидуальность4, Разум5, а также Непроявленное, десять чувств и одно, и пять пастбищ чувств;6 Желание, отвращение, радость, страдание, тело, ум, устойчивость, все это являет собою Поле и его изменения.
Смирение, непритязательность, незлобивость, всепрощение, прямота, служение учителю, чистота, стойкость, самообладание, Бесстрастное отношение к предметам чувств, а также отсутствие эгоизма, проникновение в страдание и зло рождения, смерти, старости и болезни, Отсутствие привязанности, отсутствие отождествления себя с сыном, женой, домом и страной и постоянное душевное равновесие среди желанных и нежеланных событий.
Непоколебимая безраздельная преданность Мне путем (йогой, тяга к уединению, отсутствие удовольствия в обществе людей.
Постоянство в Мудрости Брахмана7, понимание цели истинной мудрости, - все это признано Мудростью; все остальное — неведение.
Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное, приводит к бессмертию, — безначального высочайшего Брахмана, который не может быть назван ни Бытием, ни Небытием, Всюду имея руки и ноги, очи, головы и уста, всеведующее ТО пребывает в мире, обнимая все; Сверкающее всеми способностями чувств, не имея чувств; не связанное ни с чем и поддерживающее все; свободное от трех свойств8 и пользующееся этими свойствами; Вне и внутри всех существ, двигающихся и неподвижных, неуловимое по своей тонкости; всегда вблизи и все же в недоступной дали, таково невыразимое ТО.
Не разделенное среди существ и все же пребывающее порознь в каждом, ТО познается как Опора всего сущего; Оно и поглощает и производит.
О ТОМ, о Свете всех светов говорится, что Оно пребывает за пределами тьмы; Мудрость, Мудростью познаваемая и Мудростью достигаемая, пребывающая в сердце всех.
Таковы Поле, Мудрость и Предмет Мудрости в кратком изложении. Познав их, преданный Мне ученик вступает в Мое Существо.
Познай, что и Дух9, и Материя10 одинаково не имеют начала; познай также, что все изменения и все свойства (гуны возникают от Материи.
Материя именуется причиною причин и последствий; Дух именуется причиною восприятия радости и скорби.
Пребывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожденными от Материи; привязанность к гунам есть причина его рождений в хороших и дурных лонах.
Обозревающий и разрешающий, поддерживающий и вкушающий, великий Владыка, а также высочайшее Я11: так именуется в теле высочайший Дух.
Кто таким образом знает Дух и Материю с ее качествами, в каких бы условиях он ни был, он не подлежит более рождению.
Некоторые созерцают свое Высшее Я в своем "я", соединяясь с Ним посредством медитации; другие посредством Санкхия-Йоги12, иные - посредством Карма-Йоги13.
Также и те, неведущие, которые слыша о том от других, искренно поклоняются, они также переступают порог смерти, укрываясь в убежище св. Писаний.
Какое бы существо не родилось, неподвижное или подвижное, знай, о лучший из Бхарат, что оно родилось от соединения Поля с "Познавшим Поле".
Кто видит высочайшего Господа, непогибающего в погибающем, равно пребывающего во всех существах — кто так видит, тот видит воистину.
Кто воистину видит единого Господа, одинаково пребывающего всюду, тот своим низшим "я" не разрушает Высшее Я и благодаря этому вступает на Высочайший Путь.
Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же остается бездействующим, тот воистину видит.
Когда он постигает, что многообразное бытие существ коренится в Едином и исходит от Него, тогда он достигает Брахмана.
Без начала и без атрибутов непогибающее и Высочайшее Я, хотя и пребывает в теле, о Каунтея, но оно не действует и не подлежит воздействию.
Как вездесущий эфир14 по своей тонкости не подлежит воздействию, так и Высочайшее Я, пребывающее в теле, не подлежит воздействию.
Как единое солнце освещает весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет все Поле, о Бхарат.
Так гласит тринадцатая беседа, именуемая:
БОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ.
1 Рrakriti и Purusha.
2 Кshetajna, т.e. Познавший Поле.
3 Краткие иэречения из Вед, относящиеся к Брахману.
4 Аhankara.
5 Buddhi.
6 Пять органов чувств, пять органов деятельности, ум и объекты, воспринимаемые каждым из пяти чувств.
7 Adhyatma, см.VII29.
8 Три гуны: движение, инерция, ритм, естественные свойства природы.
9 Рurusha.
10 Prakriti.
11 Вселенское Я.
12 То есть путем знания.
13 Единение, достигаемое путем бескорыстной деятельности.
14 Акаша.