Содержание


СТО ЧАСТЕЙ "МАХАБХАРАТЫ"

Сута Госвами продолжил:

Здесь во время жертвоприношения, свершаемого Шаунакой, я поведаю всю
"Махабхарату" с самого начала, точно в том же виде, в каком многознающий
ученик Вьясы прочитал ее на жертвоприношении, устроенном Джанамеджайей. Ученые
посвящают себя изучению эпопеи с той же настойчивостью, с которой люди,
стремящиеся к освобождению, вырабатывают в себе отрешенность.

Среди всего, что нам следует знать, важнее всего наше собственное "я", среди
всего, что нам дорого, бесценнее всего жизнь; так и среди всех священных
писаний наибольшего внимания заслуживает эта единственная в своем роде,
исполненная глубокой мудрости эпопея. Всякая речь, и ведическая и мирская,
состоит исключительно из гласных и согласных, подобным же образом во всей этой
книге просматривается глубокая продуманность замысла и логичность. А теперь
послушайте, из каких основных частей состоит эпопея:

1. Краткое изложение содержания в ста частях.

2. Краткое изложение дополнения из восемнадцати разделов.

3. Паушья.

4. Пулома.

5. История о брахмане Астике.

6. Происхождение первых созданных существ.

7. Удивительное повествование богов о происхождении.

8. Сожжение смоляного дома.

9. Убийство демона Хидимбы.

10. Убийство демона Баки.

11. Читраратха, царь гандхарвов.

12. Доброчестивая царевна Панчали выбирает себе мужа.

13. После того, как все соперничающие между собой цари терпят поражение, она
выходит замуж по закону кшатриев.

14. Появление Видуры.

15. Обретение царства.

16. Арджуна обитает в лесу.

17. Похищение царевны Субхадры.

18. Свадебный дар.

19. Сожжение леса Кхандава и встреча с таинственным зодчим Майей.

20. Дворец.

21. Мудрый совет.

22. Убийство Джарасандхи.

23. Покорение мира.

24. Жертвоприношение Раджасуя.

25. Приношение гостям.

26. Убийство Шишупалы.

27. Игра в кости.

28. Что последовало за игрой в кости.

29. Жизнь в лесу.

30. Убийство Кирмиры.

31. Арджуна сражается с Господом Шивой, перевоплотившимся в охотника.

32. Вознесение к планете Индры.

33. Мудрый царь Куру странствует по святым местам.

34. Убийство демона Джатасуры.

35. Битва с якшами.

36. История о питоне.

37. Встреча с мудрецом Маркандейей.

38. Беседы меж царицами Драупади и Сатьябхамой.

39. Путешествие к пастушьим стоянкам.

40. Сон об олене.

41. История о Врихи-Драунике.

42. Сайндхава похищает Драупади из леса.

43. Кража серег.

44. Аранея-парва.

45. Вирата.

46. Убийство кичаков.

47. Кауравы пытаются украсть коров царя Вираты.

48. Женитьба Абхиманью на Вайрати.

49. Великое, чудесное деяние.

50. Посольство Санджайи.

51. Тревоги и бессонница Дхритараштры.

52. История о Санат-Суджате, объясняющая сокровенные тайны души.

53. Попытки примирения.

54. Путешествие великого Господа.

55. Великий духом Карна высказывает свое суждение.

56. Армии Куру и Пандавов сходятся на поле сражения.

57. Воины и еще более великие [ади-ратха] воины.

58. Посланец Улука вызывает гнев у Пандавов.

59. История о царевне Амбе.

60. Бхишма поразительным образом становится главным военачальником.

61. Сотворение материка Джамбу.

62. Земля и ее великие острова.

63. Господь Кришна излагает "Бхагавад-гиту".

64. Убийство Бхишмы.

65. Дрона становится главным военачальником Куру.

66. Убийство воинов-самшаптаков.

67. Убийство Абхиманью.

68. Арджуна клянется убить Джаядратху.

69. Убийство Джаядратхи.

70. Убийство Гхатоткачи.

71. Ужасающий рассказ об убийстве Дроначарьи.

72. Метание всесокрушающего оружия Нараяна.

73. Последние дни Карны.

74. Последние дни Шальи.

75. Дурьодхана укрывается в озере.

76. Смертельное единоборство на палицах.

77. Священная река Сарасвати и особенности всех священных мест.

78. Зверское истребление спящих воинов.

79. Устрашающая история об оружии Айшика.

80. Поминание водой погибших родственников.

81. Скорбь женщин.

82. Похороны покойных родственников и грядущие существования убитых Куру.

83. Мудрого Юдхиштхиру, праведного царя, чествуют как властителя мира.

84. Смерть ракшасы Чарваки, принявшего обличие брахмана.

85. Распределение домов.

86. Мир, обязанности и нравственный долг царей.

87. Обязанности и нравственный долг в смутные времена.

88. Обязанности и знания, необходимые для освобождения.

89. Наставления.

90. Мудрый Бхишма возносится на небо.

91. Жертвоприношение Ашвамедха: история, устраняющая все последствия дурных
деяний.

92. Анугита (повторная песнь), объяснение духовной философии.

93. Жизнь в ашраме.

94. Встреча с сыновьями.

95. Прибытие знаменитого мудреца Нарады.

96. Полное описание ужасного случая с железной палицей.

97. Великое отбытие.

98. Вознесение на духовные планеты.

99. Дополнение, известное как "Хариванша", с описанием детства Господа Кришны.

100. Великое удивительное описание грядущих событий.

Великий духом Вьясадева полностью поведал все эти сто частей, и сын
Ромахаршаны, Сута Госвами, повторил их мудрецам в лесу Наймиши, разделив,
однако, все содержание на восемнадцать книг, как изложено ниже. Затем он
вкратце пересказал все книги-парвы, что и составляет содержание всей
"Махабхараты".

КНИГА ПЕРВАЯ. АДИ-ПАРВА. Начало.

Сута Госвами продолжил:

[Первая часть Ади-парвы, известная под названием] "Паушья", рассказывает о
славной судьбе Уттанки, а часть "Пулома" подробно описывает укрепление рода
Бхригу. Следующая часть, посвященная Астике, повествует о происхождении всех
змей и великого Гаруды, о пахтании океана, рождении небесного коня
Уччайхшравы, о великих царях Бхаратах, о которых шла речь во время
жертвоприношения, устроенного царем Джанамеджайей, а также о происхождении
различных царей и мудрецов и великого мудреца Вьясы.

Часть "Происхождение первых созданных существ" описывает происхождение
полубогов, дайтьев, данавов и якшей. Эта часть также говорит о происхождении
змей нага, гандхарвов, птиц и различных других созданий. История Васу
повествует о том, как эти великие мужи вынуждены были родиться во чреве богини
Ганги в доме царя Шантану и как они вновь вернулись на небо. Все Васу
поделились своей силой с одним-единственным Васу, который родился под именем
Бхишмы, впоследствии отрекся от царского престола и принял трудный обет
безбрачия, соблюдавшийся им с неуклонной решимостью.

[Вместо Бхишмы] на трон Куру воссел его младший сводный брат Читрангада; он
правил, пользуясь наставлениями старшего брата, но когда молодой властитель
был убит, Бхишма возвел на престол Вичитравирью, младшего брата Читрангады, и
неусыпно о нем заботился.

Первая книга также рассказывает о том, как Шрила Вьяса, сдержав данное матери
обещание, породил Дхритараштру, Панду и Видуру [на самом деле это был Дхарма,
бог справедливости, которого появиться на свет в человеческом облике вынудило
проклятие мудреца Мандавьи-насаженного-на-копье]. Книга описывает рождение
сыновей Панду, их путешествие в Варнавату, коварные исхищрения их двоюродного
брата Дурьодханы погубить их, а также, подсказанное мудрым советом Видуры,
бегство через тайный подземный ход.

Далее рассказывается о встрече Пандавов с ракшаси Хидимбой, эта встреча,
происшедшая в ужасном лесу, привела к рождению Гхатоткачи; повествуется о том,
чем занимались Пандавы, тайно живя в доме брахмана, и об убийстве чудовищного
ракшаса Баки, этот подвиг вызвал восхищение брахмана и всех жителей города.

Подробно говорится о рождении пленительной Драупади и ее горячего нравом
близнеца-брата Дхриштадьюмны. Пандавы услышали о ней от брахмана и, поощряемые
Шрилой Вьясадевой, решили принять участие в состязании, которое должно было
определить ее мужа. Они тут же без промедления отправились в царство Панчалы,
где правил отец Драупади, чтобы принять участие в этой сваямваре.

По пути, на берегу Ганги, Арджуна нанес поражение царю гандхарвов Ангарапарне.
Победитель и побежденный близко подружились, и, услышав от Ангарапарны много
любопытных историй, Арджуна вместе с братьями отправился в царство Панчалов.
Попутно рассказываются замечательные истории о Тапатье, Васиштхе и Аурве.

В столице Панчалы один лишь Арджуна смог поразить стрелой невероятно трудную
мишень и таким образом завоевал руку царевны. Потерпевшие неудачу цари во
главе с Карной и Шальей были в бешенстве, но Бхима и Арджуна победили их в
очень нелегкой схватке. Обратив внимание на непостижимые, можно сказать,
сверхчеловеческие подвиги Бхимы и Арджуны, Господь Кришна с Его великой
проницательностью и Его старший брат Господь Баларама сразу же догадались, что
они сыновья Панду, [хотя те и тщательно изменили свой облик], и отправились в
дом горшечника, где нашли себе пристанище Пандавы. Сообщается поразительный
рассказ о пяти Индрах. Царь Друпада был весьма озадачен тем, что его дочь
станет женой сразу пятерых братьев, но этот необычный брак благословил сам
Господь Шива.

Дхритараштра отправил к Пандавам Видуру, который встретился не только с ним,
но и с Господом Кришной. Дабы предотвратить столкновение между Пандавами и
Куру, царство было поделено надвое, и Пандавы поселились в местности, которая
называлась Кхандава-прастха. Следует история о Сунде и Упасунде. По велению
Нарады Муни пятеро братьев решили, что будут проводить равное время наедине со
своей прелестной женой Драупади, [при этом каждый из них поклялся, что если
случайно застанет с ней другого брата, то тут же отправится в добровольное
изгнание].

В скором времени случилось так, что в комнату, где Юдхиштхира пребывал наедине
с Драупади, зашел Арджуна, чтобы взять оружие, которое понадобилось ему для
оказания помощи святому брахману. Вернув последнему похищенное у него
имущество, верный общей клятве, Арджуна покинул царский дворец и отправился
один в лес.

В лесу Арджуна встречается с царевной Улупи, которая стала его верной
подругой. Далее Арджуна совершает паломничество во многие святые места;
рождается Бабрувахана. [Продолжая свои подвиги], Арджуна спасает пять апсар,
которых проклятие отшельника-брахмана обрекло на рождение в облике крокодилов.

В святой земле Прабхаса-кшетра Арджуна встречается с Господом Кришной и
сопровождает Его в столицу Двараку [фантастический город, сооруженный на
поверхности океана]. Находясь там, Арджуна влюбляется в прекрасную младшую
сестру Кришны - Субхадру, которая отвечает ему взаимностью. С позволения
Господа Кришны, Арджуна уводит Субхадру; Господь Кришна, сын Деваки, богато
одаряет Своего нового зятя. Прибыв в столицу Пандавов [Кхандавапрастху, или
Индрапрастху], Шри Кришна вооружается Своим знаменитым метательным диском
Сударшана; Арджуна же получает свой прославленный лук Гандива. Сжигается лес
Кхандава; Субхадра рождает могучего Абхиманью. Арджуна вызволяет из горящего
леса великого таинственного зодчего Майю, одновременно спасается и некий змей.
Великий мудрец Мандапала рождает сына от птицы Шарнги. Все эти и многие другие
истории подробно излагаются в Ади-парве, первой книге "Махабхараты".

Достигший освобождения Шрила Вьясадева сообщает, что эта книга состоит из 218
глав, 7984 шлок.

КНИГА ВТОРАЯ. САБХА-ПАРВА. Великое собрание.

Вторая книга, Сабха-парва, описывает много событий. Пандавы возводят свой
великолепный дворец, встречаются со слугами. Мудрец Нарада, способный
провидеть Бога, описывает дворец полубогов. Начинаются приготовления к
великому жертвоприношению Раджасуя; Бхима убивает злочестивого Джарасандху.
Шри Кришна освобождает всех царей, заточенных жестоким властителем в горную
пещеру. Сказочные богатства Пандавов, особенно бросающиеся в глаза во время
Раджасуйи, возбуждают зависть и гнев Дурьодханы. Когда [незадачливый] Каурава
поскальзывается на полу, Бхима насмехается над ним, и взбешенный Дурьодхана
замышляет погубить Пандавов, прибегнув к игре в кости. Коварный Шакуни
побеждает Пандавов в бесчестной игре. Пандавы потонули бы в океане, который
называется азартной игрой, но Драупади стала для них спасительной ладьей.
Разочарованный Дурьодхана приглашает их принять участие в новой мошеннической
игре.

Все эти события подробно излагает великий муж Вьяса во второй книге
"Махабхараты", содержащей 72 главы и 2511 шлок.

КНИГА ТРЕТЬЯ. АРАНЬЯКА-ПАРВА. Жизнь в лесу.

Благоприятная третья книга рассказывает о следующих событиях. Все обитатели
города, верные мудрому Юдхиштхире, отправляются с ним в лес. Все Вришни и
Панчалы навещают Пандавов в изгнании. Смерть Шаубхи. Смерть Кирмиры. Узнав,
что Шакуни мошеннически обыграл Пандавов в кости, Господь Кришна пришел в
сильную ярость, но Арджуна сумел утишить Его гнев. Драупади высказывает свои
жалобы Господу Кришне , и Господь Кришна утешает и ободряет ее. Арджуна
отправляется на поиски оружия. Господь Кришна сопровождает Свою сестру
Субхадру и ее юного сына в Двараку, а Дхриштадьюмна, в свою очередь,
сопровождает сыновей Драупади. Пандавы заходят в заколдованный лес Двайта.
Царь Юдхиштхира беседует с Бхимасеной. Шрила Вьясадева навещает сыновей Панду
и открывает Юдхиштхире особую науку воспоминания. После ухода Вьясадевы
Пандавы направляются в лес Камьяка. Арджуна сражается с Господом Шивой,
принявшим обличие охотника. Арджуна возносится на небесные планеты и
встречается там с правителями вселенной.

Третья книга описывает также, как царь Юдхиштхира, подавленный постигшим его
несчастьем, видится с великим просвещенным мудрецом Брихадашвой и делится с
ним своим горем. В ответ он слышит чрезвычайно поучительную и трогательную
историю о царе Нале и его жене Дамаянти, строго сохранявшей верность своему
супругу во время ниспосланных ему тяжких испытаний. С небесных планет к
Пандавам, в их лес, нисходит мудрец Ломаса; он приносит весть, что Арджуна
находится в небесных сферах. Мудрец передает послание от Арджуны. В
соответствии с этим посланием Пандавы совершают паломничество по святым
местам, дабы при помощи духовного очищения обрести все могущество праведности.
Великий мудрец Нарада отправляется к отшельнику Пуластье. Смерть демона Джаты.

Драупади упрашивает Бхимасену взойти на гору Гандхамадана, чтобы раздобыть там
цветок мандары, растущей среди лотосового пруда. Выполняя ее поручение,
Бхимасена вступил в жестокое сражение с дерзкими и могучими ракшасами и якшами
во главе с Маниманом. Затем следует рассказ о том, как святой Агастья съел
Ватапи и соединился с Лопамудрой, дабы родить от нее сына. В рассказе о
ястребе и голубе Господь Индра, Агни и Дхарма испытывают царя Шиби.

Далее повествуется о молодом брахмачари Ришьяшринге и сыне Джамадагни, Господе
Парашураме, обладающем ужасной сокрушительной силой. Описана смерть Картавирьи
и хайхаев. Затем повествуется о Суканье и Чьяване, сыне Бхригу, во время
жертвоприношения Сарьяти дарующем близнецам Ашвинам право пить сому в обмен на
возвращение утраченной юности.

В этой книге имеется рассказ о Джанту, о том, как царь Сомака пожертвовал
сыном ради того, чтобы иметь больше сыновей, и благодаря этой жертве обрел сто
сыновей. Приводится история об Аштавакре. Он победил Банди в ученом диспуте и
спас своего упавшего в океан отца. Одинаково хорошо владеющий обеими руками
Арджуна получает божественное оружие для своего многочтимого старшего брата, а
затем сражается с нивата-кавачами, обитателями Золотого Города, Хираньяпура.
Арджуна присоединяется к своим братьям, пребывающим на Гандхамадане, и
сражается с гандхарвами по пути к пастбищам. Затем братья возвращаются к озеру
Двайтавана. Джаядратха выкрадывает Драупади из ашрама, и Бхима преследует его
с быстротой ветра. Далее - история о встрече с Маркандейей и последующие
истории.

Излагается рассказ о встречах и беседах Драупади с Сатьябхамой, рассказ о мере
риса, об Индрадьюмне, о Савитри, Ауддалакии Вайнье; подробно пересказывается
"Рамаяна", история Господа Рамачандры. Повествуется о том, как Господь Индра
похитил у Карны пару серег, рассказываются истории об огненных палках, о том,
как полубог Дхарма наставляет отца, а Пандавы получают свой дар и направляются
на запад.

Таково содержание Араньяки-парвы, третьей книги "Махабхараты". Великий мудрец
Вьясадева указывает, что в этой книге 269 глав, 11664 шлоки.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. ВАЙРАТА-ПАРВА. Жизнь в царстве Вираты.

Досточтимые мудрецы, четвертая книга "Махабхараты" подробно описывает события,
происшедшие во время пребывания Пандавов в столице Вираты. Приближаясь к
столице царства, пятеро братьев заметили большое дерево шами, растущее возле
кремационной площадки и решили спрятать свое оружие в этом дереве, после чего
вошли в город, изменив свой облик, каждый по-разному.

Далее рассказывается, как Врикодара (Волчье Брюхо, прозвище Бхимы) убивает
гнусного Кичаку, Арджуна наносит Кауравам поражение в битве и спасает ценное
стадо царя. Вирата прочит свою дочь Уттару за Арджуну, однако тот отдает ее
своему сыну, губителю врагов в поединках.

Таково содержание пространной четвертой книги. Великий духом Вьясадева
сообщает, что в ней насчитывается 67 глав, 2050 шлок.

КНИГА ПЯТАЯ. УДЬОГА-ПАРВА. Переговоры о мире и приготовления к войне.

В то время, когда Пандавы живут в Упаплавье, Дурьодхана и Арджуна обращаются к
Господу Кришне, каждый просит даровать его стороне победу. Оба взывают к Шри
Кришне: "О Господь! Ты должен помочь нашим воинам в будущем сражении", а
Господь Кришна со свойственной Ему великой мудростью отвечает: "Оба вы люди
очень важные, поэтому Я поступлю следующим образом: Я буду помогать одной
стороне, как не участвующий в сражении советник, другой же стороне Я дам целую
акшаухини. Скажите, кому что дать, каков будет ваш выбор?"

Не блещущий умом Дурьодхана, от природы бесчестный и бессовестный, выбрал
акшаухини, Арджуна же выбрал Самого Господа Кришну, хотя и знал, что Он не
будет принимать непосредственного участия в войне.

Могучий Дхритараштра посылает своего личного советника Санджаю для переговоров
о мире с сыновьями Панду. Услышав, что Пандавов возглавит Сам Господь Кришна,
Дхритараштра начинает сильно тревожиться и теряет сон. Видура обращается к
встревоженному царю с убедительными, исполненными благости словами.
Санатсуджата также обращается с возвышенными духовными наставлениями к царю,
чей ум точно пылает в огне, а сердце исходит тяжкими муками.

Наутро Санджая объявил при дворе Дхритараштры, что Господь Кришна в
действительности является Верховной Личностью Бога и что безгранично преданный
Ему Арджуна [своей внутренней сущностью] не отличается от Господа.

Прославленный Господь Кришна, испытывая глубокое сострадание к обреченным на
гибель воинам и желая мирного разрешения спора между Кауравами и Пандавами,
прибывает в Хастинапур и пытается достичь примирения враждующих сторон.
Дурьодхана отвергает предложения Господа Кришны. Поняв, что Карна и Дурьодхана
низкими своими умами замыслили недоброе, Господь Кришна являет Кауравам Свою
непостижимую божественную власть. Затем Господь сажает Карну в Свою колесницу,
дает ему разумные советы и объясняет, как можно погасить все разгорающийся
раздор. Но в опьянении гордыни Карна отверг искренние советы Господа. Господь
Кришна покидает Хастинапур, встречается с Пандавами в Упаплавье и извещает их
обо всем происшедшем. Выслушав все, Им сказанное, и обсудив с Ним наилучший
способ действий, герои-мстители осознают, что война неизбежна и начинают
последние приготовления. [Их предположения оправдались: через короткое время]
из императорской столицы Хастинапур выезжают многочисленные колесницы,
выступают конные и пешие воины. Приводится точный подсчет военных сил
Кауравов.

Накануне начала великой войны, Дурьодхана отправляет к Пандавам гонца по имени
Улука с резким и оскорбительным посланием. Описаны обычные и особенно могучие
(ади-ратха) воины-колесничие, принимающие участие в битве. Все эти
многочисленные события заполняют пятую книгу "Махабхараты", посвященную
попыткам примирения и войне.

Достопочтенные отшельники, чье богатство - подвижничество, чистый духом Вьяса,
этот наделенный великим умом мудрец указывает, что в этой книге - 186 глав и
6698 шлок.

КНИГА ШЕСТАЯ. БХИШМА-ПАРВА. Бхишма во главе армии Кауравов.

Шестая книга охватывает богатое разнообразие тем. Санджая описывает сотворение
и размеры земли Джамбу. Вспыхнув с необычайной яростью, ужасающая война
продолжается полных десять дней. Армия Юдхиштхиры оказывается в опасном, даже
отчаянном положении. Подпав под власть морока, Арджуна хочет покинуть поле
сражения. Но многомудрый Господь Кришна просветляет его рассудок, указуя ему
путь к спасению.

Заслонившись Шикханди, как щитом, великий лучник Арджуна осыпает Бхишму
потоком своих отточенных стрел и сбивает его с колесницы. Все эти события
полностью отображены в шестой книге "Махабхараты", где Шрила Вьяса, знаток
Вед, насчитывает 117 глав и 5884 шлоки.

КНИГА СЕДЬМАЯ. ДРОНА-ПАРВА. Дрона во главе армии Кауравов.

Удивительная Дрона-парва повествует о многих важных событиях:
воинам-самшаптакам удалось вытеснить Арджуну с поля битвы. Однако могучий царь
Бхагадатта, равный Индре своей боевой мощью, и его знаменитый боевой слон
Супратика все же пали от рук Арджуны.

Многие величайшие воины-колесничие мира во главе с Джайадратхой объединяются,
дабы убить доблестного Абхиманью, даже еще не достигшего полнолетия. Видя, что
его юный сын коварно сражен множеством зрелых годами воинов, Арджуна в ярости
сокрушает семь армий и убивает Джайадратху. По велению Юдхиштхиры мощнорукий
Бхима и Сатьяки ищут Арджуну и прорывают строй армии Кауравов, непроницаемый
даже для полубогов. Арджуна убивает остающихся могучих самшаптаков. Девяносто
миллионов самшаптаков испытывают на себе всю силу гнева Арджуны, всех этих
пылких воинов он отправляет в обитель бога смерти. В Дрона-парве погибают
воины Аламбуса, Шрутайю, могучий Джаласандхи, Саумадатти, Вирата, Друпада,
искусный в ведении боя с колесницы Гхатоткача и прочие. Когда в сражении
погибает сам Дрона, его сын, разъярившись, пускает в ход ужасное оружие
Нараяна.

Эта книга также описывает знаменитое огненное оружие Господа Шивы и
рассказывает о прибытии Вьясадевы, громко возглашающего славу Господу Кришне и
Арджуне. В этой, исполненной мощи седьмой книге повествуется о гибели многих
владык мира, что являются героями и среди людей.

Ученый мыслитель Вьяса, сын Парашары, сосредоточив свои мысли на Дрона-парве,
насчитывает в этой книге 170 глав, 8909 шлок.

КНИГА ВОСЬМАЯ. КАРНА-ПАРВА. Карна во главе армии Кауравов.

Карна-парва, где в решительную минуту искусный воитель царь мадров вызывается
быть колесничим Карны, - одна из самых поразительных книг "Махабхараты". Здесь
рассказывается старинная история о падении оплота демонов - Трипуры, а также о
резком разговоре между Карной и Шальей, когда они вместе отправились на битву.
Приводится оскорбительное сравнение с лебедем и вороной. Меж Юдхиштхирой и
Арджуной происходит гневная ссора, а затем в единоборстве на колесницах
Арджуна убивает великого воина-колесничего Карну.

Все, прилежно изучавшие "Махабхарату" знают, что эти и другие важные события
составляют содержание восьмой книги, известной как Карна-парва, куда входят 69
глав и 4900 шлок.

КНИГА ДЕВЯТАЯ. ШАЛЬЯ-ПАРВА. Шалья во главе армии Кауравов.

Далее следует чрезвычайно захватывающая книга, известная как Шалья-парва.
После того как в сражении находят смерть величайшие воины, во главе армии Куру
становится Шалья, царь мадров. В единоборствах, ведущихся с колесниц, погибают
еще остававшиеся в живых лучшие воины Кауравов. Юдхиштхира, справедливый царь,
убивает царя Шалью.

Следует описание смертельного поединка на палицах и гибели Шакуни от рук
Сахадевы. После того как почти вся армия Кауравов перебита, остаются всего
лишь несколько воинов, Дурьодхана укрывается на дне озера, где благодаря
волшебству может проводить некоторое время. Бхима узнает от охотников, где
прячется Дурьодхана. С помощью оскорбительных слов умный Юдхиштхира пытается
выманить обидчивого Каураву из воды; он предлагает ему сразиться на палицах с
Бхимой. Покуда длится единоборство, прибывает старший брат Господа Кришны,
Господь Баларама.

Воспевается река Сарасвати, выделяющаяся своей святостью среди всех священных
мест. Единоборство на палицах продолжается; ошеломительно-мощными ударами
Бхима раздробляет бедра царя Дурьодханы.

С самого своего начала замечательная девятая книга повествует о многих важных
событиях. Люди осведомленные говорят, что Шрила Вьясадева написал ее в 59
главах, 3220 шлоках, запечатлевших историю знаменитой династии Куру.

КНИГА ДЕСЯТАЯ. САУПТИКА-ПАРВА. Зверское убийство спящих царевичей.

Далее я поведу повествование о событиях десятой книги. Вечером, когда усталые
Пандавы возвращаются с поля сражения, Критаварма, Крипа и Драуни (Ашваттхама)
едут на своих колесницах к разъяренному царю Дурьодхане, который лежит весь в
крови, с раздробленными бедрами. Это [ужасное] зрелище приводит сына Дроны в
сильнейшую ярость, и великий воин-колесничий клянется, что не снимет с себя
доспехов, покуда не перебьет всех до единого панчалов, возглавляемых
Дхриштадьюмной, и всех Пандавов с их советниками. В ночной тьме три могучих
воина во главе с Драуни прокрадываютя в лагерь Пандавов и учиняют там зверское
побоище, перебив всех панчалов, их сопровождающих, и всех сыновей Драупади,
которые, ни о чем не подозревая, спали в своем лагере. От гибели спаслись лишь
пятеро Пандавов, находившихся под покровом Самого Господа Кришны, а также
великий лучник Сатьяки. Все остальные пандавские воины были истреблены во сне.
Глубоко потрясенная утратой сыновей и внезапной гибелью отца и брата, Драупади
садится перед мужьями, решив умертвить себя голодом. Взволнованный словами
Драупади, полный решимости выполнить ее желание, Бхима, чье имя обозначает
ужасающую мощь, хватает палицу и в ярости бросается вдогонку за убегающим
Ашваттхамой, сыном своего любимого гуру. В страхе перед Бхимасеной, покорствуя
начертаниям рока, Драуни пускает в ход свое грозное оружие, одержимый одним
стремлением - освободить мир от Пандавов. Но Господь Кришна, видя, что Его
любимые, столь преданные Ему слуги в опасности, твердо изрекает: "Этому не
бывать!", и все проклятия и угрозы Ашваттхамы тотчас теряют свою силу. Следуя
наставлениям Господа Кришны, Арджуна успешно противопоставляет свое оружие
оружию Драуни.

Шрила Вьясадева и другие осуждают сына Дроны, [но в своем ослеплении гордыней
и гневом] он пытается предать проклятию столь могучих духом мужей. Хотя сын
Дроны и великий воин-колесничий, Пандавы пленяют его и срубают с его головы
драгоценное украшение, лишая его тем самым блистательного великолепия. Это
украшение они с радостью предлагают в дар Драупади. В честь всех убитых царей
совершается поминальная церемония, с приношением святой воды.

В этой книге Притхи отрывает тайну рождения Карны. Описанные события
составляют десятую книгу "Махабхараты", называемую Сауптика-парвой, в которой
великий духом Вьяса насчитывает 18 глав, содержащих всего 870 шлок. В этой
книге ученый мудрец соединил две парвы: Сауптика-парву и Айшика-парву.

КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ. СТРИ-ПАРВА. Женщины.

Эта книга, рассказывающая о горчайших причитаниях женщин, оплакивающих своих
близких - павших воинов, будит [глубокую] жалость и сострадание. Дхритараштра
и Гандхари скорбят о своих убитых сыновьях, иногда выказывая склонность к
прощению, иногда же преисполняясь гнева и горечи. Многие женщины из царских
семейств видят тех, кто отныне никогда не вернется: сыновей, братьев и отцов,
всех отважный воинов, павших на поле битвы. Господь Кришна утишает ярость
Гандхари, не только скорбящей, но и сильно разгневанной смертью своих сыновей
и внуков.

Многомудрый царь Юдхиштхира добивается, чтобы тела всех убитых властителей
были преданы кремации с совершением всех необходмых обрядов, согласно
требованиям священных писаний. Таковы значительные, великие и достойные
глубочайшего сожаления события, о которых повествуется в одиннадцатой книге
"Махабхараты". У всех людей благочестивых и благородных эта книга вызывает
сострадание и слезы. По словам автора, великого духом Вьясы, в ней
насчитывается 27 глав и 775 шлок.

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. САНТИ-ПАРВА. Умиротворение.

Двенадцатая книга "Махабхараты" способствует нашему духовному развитию, ибо в
ней подвергаются глубокому обсуждению этические и духовные принципы. Царь
Юдхиштхира, принявший участие в войне, унесшей жизни многих людей старше его,
многих братьев и сыновей, а также других родственников и близких друзей,
погружен в глубочайшее горе. Но его дед Бхишма, возлежащий на ложе из стрел,
полностью просвещает своего скорбящего внука убедительнейшей беседой о
материальных и духовных основах жизни. Всем царям и другим властителям,
желающим успешно править своими народами, следует тщательно изучить эти
основы.

Здесь присведены особые наставления для чрезвычайных положений с тщательными
рассуждениями по поводу времени и обсвтоятельств. Человек, глубоко усвоивший
эти мудрые наставления, обретает исчерпывающее руководство для действия. Книга
содержит также проникновенное и занимательное обсуждение принципов, ведущих к
духовному освобождению.

Ученые и мудрые люди особенно ценят двенадцатую книгу "Махабхараты".
Многочтимые мудрецы, чье богатство - подвижничество, в этой книге - 339 глав и
14525 шлок.

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ. АНУШАСАНА-ПАРВА. Наставления.

В этой весьма возвышенной книге рассказывается о том, как Юдхиштхира, теперь
уже бесспорный царь дома Куру, преодолевает свое отчаяние, слушая
исчерпывающие рассуждения Бхишмы о духовных принципах и возвращается в обычное
свое состояние. Бхишма, сын Ганги, подробно объясняет человеческие дела с
точки зрения материальных и духовных потребностей. Он также объясняет, каких
результатов можно добиться различными видами благотворительности. Описываются
нуждающиеся в благотворительности и общий принцип, охватывающий все виды
благотворительности.

Далее Бхишма обсуждает правила человеческого поведения, их практическое
применение и высочайшую цель правды. Эта чрезвычайно длинная беседа и
составляет все содержание Анушасана-парвы; заканчивается книга тем, что Бхишма
достигает мира духовного. Тринадцатая книга, являющая исчерпывающее знание
религиозных принципов, состоит из 146 глав и 6700 шлок.

КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. АШВАМЕДХИКА-ПАРВА. Великое жертвоприношение.

Следующая книга, четырнадцатая, содержит великолепную историю о Самварте и
Марутте, а также рассказывает о том, как Пандавы добыли полную золота
сокровищницу, необходимую для свершения жертвоприношения, о рождении
Парикшита, пораженного огненным оружием еще в материнской утробе и
воскрешенного Господом Кришной.

[Когда Пандавы стали самыми могущественными правителями земли, то, следуя
старинному обычаю, они потребовали, чтобы все другие властители признали их
верховную власть, а в случае отказа это сделать, вступили с ними в
ратоборство.] Согласно традиции, конь свободно бродил по всему миру, а следом
за ним шел Арджуна. [Если местный правитель разрешал коню пройти через его
владения, тем самым он признавал верховенство Пандавов и соглашался платить
обычную дань центральному правительству Куру. Взамен местному правителю и его
царству обеспечивалась полная защита от врагов; в трудные же времена они
получали вспомоществование. Властитель, желавший бросить вызов Пандавам,
должен был остановить священного коня и тогда следовало неминуемое
единоборство.] Арджуна принимал вызов от многих гордых, горячего нрава
властителей и наносил им всем поражение, подчиняя их государства единому
правительству Куру.

Каждый раз, сражаясь, Арджуна, сам того не ведая, подвергался опасности,
исходившей от его собственного сына Бабруваханы, рожденного от манипурской
царевны - Читрангады. В книгу, посвященную рассказу о великом жертвоприношении
Ашвамедха, включена также история о мангусте.

В этой великой удивительной книге, написанной великим мудрецом Вьясой, который
провидел правду, - 133 главы и 3320 шлок.

КНИГА ПЯТНАДЦАТАЯ. АШРАМВАСА-ПАРВА. Жизнь в ашраме.

Пятнадцатая книга повествует о том, как Дхритараштра теряет всякий интерес к
делам государственным и уходит с женой Гандхари и сводным братом Видурой,
намереваясь провести остаток своих дней в святом ашраме, где есть все
возможности для духовного развития. Повидав его перед уходом, святая Притха
решает отказаться от жизни в богатом царстве своего сына и последовать их
примеру. Последнюю часть жизни она хочет посвятить служению осознавшим свою
духовную суть преданным слугам Господа, которых она избирает своими духовными
наставниками.

По милости святого Вьясы, сыновья и внуки Дхритараштры и другие герои и цари,
уже перешедшие в мир иной, на короткий срок возвращаются на землю и
Дхритараштра получает возможность повидаться с ними. После этого удивительного
события старый царь перестает предаваться скорби и, уверовав в бессмертие
своей души, вместе с верной супругой достигает духовного совершенства; Видура,
твердо следующий своим духовным принципам, вместе с возвышенным духом
Санджаей, многоученым, преуспевшим в самообуздании сыном Гавальганы,
добивается конечной жизненной цели. Затем Юдхиштхира видится с Нарадой Муни и
узнает от мудреца о полном исчезновении общины Вришни. Таково содержание этой
превосходнейшей и удивительнейшей книги, называющейся Ашрамваса-парва. Шрила
Вьяса, провидящий правду, исчисляет ее объем в 42 главы и 1506 шлок.

КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ. МАУШАЛА-ПАРВА. Бой на палицах.

Далее следует ужасная история о том, как правители династии Яду, к которой
принадлежит и Господь Кришна, сущие тигры среди людей, были сурово прокляты
брахманами и погибли вблизи океанского берега. Эти могучие воины, отражавшие
атаки врагов, вооруженных многими видами оружия, подчиняясь воле судьбы,
перепились после религиозной церемонии и перебили друг друга стеблями
тростника, которые становились в их руках молниями.

Шри Кришна и Его брат Баларама [действуя как обычные люди], отнюдь не
противостоят силе Времени, которое уносит все сущее. И когда Арджуна прибыл в
столицу Господа Кришны, он не увидел ни одного живого человека из семьи
Господа.

Увидев, что все воины-Ядавы перебили друг друга в пьяной ярости, Арджуна, этот
лучший из людей, погрузился в величайшее горе. Господь Кришна, доблестный
повелитель Ядавов, появился в этом мире как его двоюродный брат по матери, и
поэтому Арджуна [уважая желание Господа Кришны показать, каково должно быть
идеальное человеческое существование] устроил традиционный обряд кремации,
применяющийся для материальных тел, [которые Господь Кришна и Господь Баларама
оставили на земле, когда они покинули этот мир в своих вечных духовных
обличиях]. Подобный же обряд Арджуна совершил для всех убитых воинов, особенно
для принадлежащих к общине Вришни, самых близких Шри Кришне.

Затем Арджуна отбывает из Двараки, забрав с собой женщин, детей и стариков
Ядавов, которых он сопровождает в столицу Куру, где о них должны позаботиться
Пандавы. По пути его постигает жестокое несчастье; его легендарный лук Гандива
теряет свою былую силу. То же происходит и со всеми другими видами небесного
оружия, которые он применял, помогая Господу Кришне в Его земной миссии. У
него похищают жен героев Вришни, которых он сопровождает, и он ничем не может
им помочь. [Теперь Арджуна сознает, что вся его баснословная мощь была
дарована Господом и что Верховная Личность Бога подводит его к окончанию всех
земных дел; настало время для того, чтобы преданные слуги Господа отбыли
вместе с Ним.]

Вдохновленный словами Шрилы Вьясы, Арджуна сознает бренность этого мира,
отрешенность помогает ему обрести умиротворение. Прибыв в Хастинапур, он
убеждает и своего старшего брата Юдхиштхиру, что наступило время покинуть этот
мир, и Юдхиштхира, праведный царь, спокойно приготовляется к полной
отрешенности. Таковы события, описанные в Маушала-парве, шестнадцатой книге
"Махахараты". В этой книге 8 глав и 300 шлок.

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. МАХА-ПРАСТХАНИКА-ПАРВА. Великое отбытие.

В семнадцатой книге, известной как "Великое отбытие", Пандавы, чистые душой
преданные слуги Господа, отрекаются от своего богатого царства и вместе с
благочестивой Драупади достигают высшего жизненного совершенства. Шрила Вьяса,
провидец правды, отмечает, что в книге 3 главы и 120 шлок.

КНИГА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. СВАРГА-ПАРВА. Небеса и духовный мир.

Восемнадцатая книга описывает вознесение на небесные планеты и еще выше - в
духовное небо. Эта последняя парва сообщает сведения, превышающие уровень
обычного человеческого понимания.

Достопочтенные отшельники, чье богатство - подвижничество, в восемнадцатой
книге "Махабхараты" 5 глав и 200 шлок.

Итак, я полностью изложил все восемнадцать парв. Есть одна дополнительная
книга "Хариванша" - о рождении и деяниях Господа Кришны и еще одна книга,
посвященная будущему. Все эти книги и составляют "Махабхарату" с ее различными
разделами. Две рати в восемнадцать акшаухини сошлись для сражения и началась
смертоубийственная война, длившаяся восемнадцать дней. Брахман, знающий четыре
Веды с их различными тематическими подразделами, философские трактаты,
Упанишады, но не знающий "Махабхараты", не может почитаться истинно ученым
человеком. Всякий, кто внимательно выслушает это повествование, перестанет
интересоваться обычной литературой, точно так же, как тот, кто [хоть
когда-либо] слышал сладостное пение кокила, не может получить удовольствия от
скрипучего вороньего карканья.

Все три планетных системы, как известно, созданы из пяти первичных элементов;
подобным же образом всякое поэтическое вдохновение находит свой исток в этом
возвышенном повествовании. Все существа, рожденные из семени, яиц, зерен или
пота, всегда действуют в определенном пространстве; соответственно, и древнюю
историю этого мира, излагаемую в Пуранах, следует понимать лишь в
сопоставлении с великим творением, именуемым "Махабхаратой".

Подобно тому, как лучшие плоды ума являются основанием для всей деятельности
чувств, так и этот эпос является основанием для всех обязанностей и
добродетелей рода человеческого. Подобно тому, как тело не может обходиться
без еды, так и ни одна истинно значительная беседа на может обходиться без
ссылок на это творение. Подобно тому, как слуга обязан своим благополучием
благородному хозяину, так и лучшие из поэтов обязаны своим успехом этому
великому повествованию.

"Махахарата" безгранична и бездонна, чиста и священна, ибо исходит из уст
Двайпаяны Вьясы. Она устраняет последствия дурных поступков и поэтому ее
воздействие чрезвычайно благоприятно. Человеку, внимающему этому историческому
повествованию и глубоко вникающему в его суть, нет необходимости омываться в
священных водах озера Пушкара. Это замечательнейшее творение, великое и по
цели и по значению, является как бы благословенным литературным океаном,
который можно пересечь с такой же легкостью, с какой прочная ладья переплывает
[настоящий] обширный соленый океан; для этого надо только предварительно
ознакомиться с этим кратким изложением "Махабхараты".