Глава IV
Об узрении Бога в Его образе , преображенном дарами благодати
1. Но не только проходя через нас самих, но также и в нас можно созерцать Первоисток. Этот вид созерцания более высокий, чем предыдущий, и представляет собой четвертую ступень. Кажется удивительным, как это было уже показано, что Бог настолько близок нашей душе, но в то же время так мало людей видят в себе Первоисток. Причину этого легко понять, ведь душа человека, обремененная заботами, не входит в себя через память, ее взор, затуманенный чувственными образами, не возвращается в себя через разум, увлеченная страстями, она никак не может обратиться к себе через желание внутренней сладости и духовной радости. Поэтому душа, полностью погруженная в чувственный мир, уже не может больше открыть в себе образ Бога.
2. Тот, кто упал, так и останется лежать, если кто-нибудь не подойдет и не поможет ему встать , так и наша душа не сможет никогда подняться из этого чувственного мира к постижению себя и вечной Истины, которую она носит в себе, если сама Истина, принявшая человеческий образ во Христе, не станет той восстановленной первой лестницей, которая была повреждена в Адаме. Поэтому, как бы ни был человек просвещен светом природного разума и приобретенного знания, он не может войти в себя и в себе наслаждаться Господом , но может достичь этого только через посредничество Христа, Который говорит: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" . Но к этой двери мы сможем приблизиться только лишь в том случае, если сами будем верить, надеяться и любить. Поэтому необходимо, если мы хотим вернуться к наслаждению Истиной словно в раю, войти в него через веру, надежду и любовь Иисуса Христа, посредника между Богом и людьми , Который является "древом жизни посреди рая" .
3. Наша душа, будучи образом Бога, должна облачаться в три теологические добродетели, которые очищают, озаряют, совершенствуют и преображают образ души, уподобляя ее небесному Иерусалиму и делая частью воинствующей Церкви, являющейся дочерью небесного Иерусалима, согласно словам апостола: "А вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам" . Тогда душа должна верить, надеяться и любить Иисуса Христа — воплощенное, несотворенное и вдохновленное Слово, то есть путь, истину и жизнь. Через веру душа верует во Христа как в несотворенное Слово, Слово и "сияние славы Отца" и вновь обретает духовные слух и зрение, слух — для восприятия слов Христа, зрение для созерцания лучей сияния славы Его. В надежде душа томится по встрече вдохновленного Слова, и через желание и порыв души она вновь обретает духовное обоняние. В любви обнимает она воплощенное Слово, принимая от Него наслаждение и переходя в Него через экстаз любви, она вновь обретает духовные вкус и осязание. Душа, обретшая духовные чувства, видит, слышит, обоняет, вкушает и обнимает своего жениха. Она может тогда воскликнуть, как невеста из Песни песней, написанной для совершенствования в созерцании на четвертой ступени, которую никто не достигнет, "кроме того, кто получает" , потому что это созерцание воспринимается скорее в опыте сердца, чем в размышлении ума. На этой ступени душа с внутренними чувствами, восстановленными для восприятия высшей красоты, слышит высшую гармонию, обоняет высшее благоухание, вкушает высшую сладость, воспринимает высшее наслаждение. Теперь душа готова к духовному восхищению в благочестии, восторге и ликовании в соответствии с тремя восклицаниями Песни песней . Первое из этих восклицания определяет, как через обилие благочестия душа становится словно "…столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом" . Второе восклицание определяет, как через восторг душа становится подобной заре, луне и солнцу через посредство озарения, возвышающего ее к восторженному созерцанию жениха. Третье определяет, как через изобилие ликования душа наполняется сладостным наслаждением, полностью "опираясь на своего возлюбленного" .
4. Достигнув этой ступени, наш дух становится иерархичным для восхождения вверх, упо-добляясь высшему Иерусалиму, в который никто не войдет, прежде чем в его душу не снизойдет благодать, как это видел Иоанн в своем Откровении . Но благодать только тогда снизойдет в сердце, когда в душе будет восстановлен образ Бога через теологические добродетели, духовную радость и восхищение. Тогда наш дух будет иерархичным, то есть очищенным, озаренным и совершенным. Итак, он будет подобен девятой ступени небесных чинов, и внутри его будут в порядке расположены следующие функции: возвещение, наставление, ведение, упорядочение, укрепление, повелевание, поддерживание, откровение, помазание , градация которых соответствует девяти ангельским чинам. Таким образом, три первые из вышеназванных ступеней в человеческой душе относятся к природе, три следующие — к усилию, а три последние — к благодати. Находясь на этой ступени и входя в самое себя, душа попадает в высший Иерусалим, где, созерцая чины ангелов, видит в них Бога, Который является действующим началом во всех их действиях. Об этом пишет св. Бернард папе Евгению : "Бог любит в Серафимах как любовь, в Херувимах обновляет как истина, в Престолах восседает как равенство; в Господствах повелевает как величие; в Начальствах управляет как начало; во Властях оберегает как спасение; в Силах действует как сила; в Архангелах просвещает как свет; в Ангелах присутствует как милосердие" . Поэтому через созерцание Бога в душе, в которой Он живет благодаря дару всеобильной любви, видно, что "Бог все во всем" .
5. На этой ступени узрения Бога прежде всего следует опираться на вдохновленное Богом Священное Писание, как мы опирались на философию на предыдущей ступени. Ведь главное в Священном Писании — это дело восстановления. Поэтому оно говорит о вере, надежде и любви, а этими силами, и прежде всего любовью, преображается душа. Об этом свидетельствует и апостол, говоря, что любовь — это "цель заповеди", ведь она исходит "от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" , а также он говорит, что "она исполнение закона" . И Спаситель наш утверждает, что весь Закон и пророки заключены в этих двух заповедях, то есть в любви к Богу и ближнему . Это воплощено в единственном Женихе Церкви — Иисусе Христе, Который в одно и то же время наш ближний и Бог, брат и Господь, Царь и друг, несотворенное Слово и воплощенное Слово, наш Творец и наш Преобразитель, так как Он "альфа и омега" . Он также и верховный иерарх, очищающий, озаряющий и ведущий к совершенству Свою невесту, то есть всю Церковь и каждую святую душу.
6. Этому иерарху и церковной иерархии посвящено вся Священное Писание, которое нас учит очищению, озарению и совершенствованию в соответствии с тройным законом, который оно в себе несет, то есть законом природы, Священного Писания и благодати, или, лучше сказать, в соответствии с тремя основными частями Закона, то есть очищающим законом Моисея, озаряющим откровением пророков и совершенствующим учением Евангелия; или же, говоря самым лучшим образом, в соответствии с тройным духовным пониманием закона: иносказательным, очищающим к достойной жизни; аллегорическим, озаряющим к ясному пониманию; аналогическим, совершенствующим через духовное восхищение и сладостное восприятие мудрости . С помощью вышеназванных теологических добродетелей, духовно преображенного смысла, трех вышеупомянутых восхищений души, а также акта иерархической души, которые нас ведут внутрь нашей души, можно узреть в ней Бога в "сиянии святилища" , когда она словно на своем ложе спит и отдыхает , в то время как жених заклинает не будить возлюбленную, доколе ей угодно .
7. На основании этих двух средних ступеней, которыми мы восходим к созерцанию Бога внутри нас, как в зеркале сотворенного образа, то есть ступеней, как бы соответствующих двум средним крыльям серафима, распростертым для полета , мы можем понять, что врожденные естественные способности разумной души в своих действиях, состояниях и научных познаниях ведут нас к божественному, как это можно видеть на третьей ступени. Также нас ведут к Богу те же, но преображенные даром благодати способности души, духовные чувства и духовные восхищения, как это можно видеть на четвертой ступени. И еще нас ведет к Богу иерархия действий, то есть очищение, озарение и совершенствование человеческой души, в соответствии с иерархией откровений Священного Писания, данного нам ангелами; как говорит апостол, Закон дан "через ангелов, рукою Посредника" . Наконец, нас ведут к Богу иерархии и иерархические чины, которые в нашей душе можно расположить по образу высшего Иерусалима.
8. Наполненная всеми духовными светами, наша душа становится жилищем божественной мудрости и домом Бога. Она становится дочерью, невестой и другом Бога, становится членом, сестрой и сонаследницей Христа, нашего Главы, становится храмом Святого Духа, заложенным ве-рой, возведенным надеждой и посвященным Богу святостью души и тела. Это все совершает пре-чистая любовь Христа, которая "…излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" . Без Святого Духа мы не можем знать тайное Божие, ведь никто не может знать, "что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем. Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" . Да будем и мы укоренены и утверждены в любви, чтобы мы "могли постигнуть со всеми свя-тыми", что такое "широта" вечности, "долгота" свободы, "высота" величия и "глубина" мудрости закона.