Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет
и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства
эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в 20 в.
на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен Канта
применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным
искусствам, специфическому сознанию и т. п. – ко всей сфере явлений, изучаемых
эстетикой. В 20 в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и
превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Ästhetische
– в немецком; the
aesthetic – в
английском; l’esthétique – во французском – один термин
для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко
по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике 20 в.).Чаще всего под эстетическим
понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта
или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. На
этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось
однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца 19в. отождествляли его с эстетским
(как сущностью эстетизма – особого
мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве
высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный
оттенок. Однако к середине 20 в. в академической эстетике категория
эстетического утвердилась в позитивном смысле и достаточно повсеместно. Для
обозначения предмета эстетики она, в качестве само собой разумеющегося научного
термина, активно употребляется Д.Лукачем,
Гадамером, Маркузе, М.Дюфреном, Э.Сурио, А.К.Кумарасвами и многими другими эстетиками. При этом
они нередко используют это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в
более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествляет его с понятием
«эстетическое сознание»; Маркузе видел в эстетическом один из основополагающих
способов жизни «свободного общества» будущего. М.Дюфрен связывал эстетическое,
как «a priori» (значимое понятие в эстетике Дюфрена) существующее
в природе и в произведении искусства («квази-субъект»), с «эстетическим
опытом». Д.Лукач поставил целью своего многотомного исследования «раскрытие
своеобразия эстетического», выявление его «объективного характера» и свел в
конечном счете эстетическое к понятию
«эстетическое отражение», которое он объединял с мимесисом, интерпретируемым в духе «теории отражения» (см.: Д.Лукач. Своеобразие эстетического,
1963). В 60-е гг. в советской эстетике прошла оживленная дискуссия по проблеме
эстетического, в ходе которой при многих упрощенно вульгаризаторских
заключениях было, тем не менее,
подтверждено, что эта категория завоевала в науке право на существование
в качестве наиболее общей, более широкой, чем прекрасное, категории.Наиболее емкое определение
эстетического дал А.Ф.Лосев: «эстетическое есть выражение той или иной
предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной
как сгусток общественно-исторических отношений» (Две необходимые предпосылки...
С. 223).
Одной из причин широкого
распространения категории эстетического
в науке 20 в. стала почти полная девальвация категории прекрасного, часто отождествлявшейся в классической эстетике с ее
предметом или обозначавшей один из сущностных его аспектов. Господство в
художественно-эстетической культуре всего столетия авангарда, модернизма, постмодернизма поставило под вопрос
актуальность самой категории прекрасного в эстетике. В среде исследователей
достаточно широко утвердилась мысль, сформулированная одним из современных
эстетиков: «Наука о прекрасном сегодня невозможна, потому что место прекрасного
заняли новые ценности, которые Валери назвал шок-ценностями, – новизна,
интенсивность, необычность» (Ästhetik heute. München, 1974. S. 10). Составители сборника «Более не изящные искусства» (1968) утверждали,
что «в качестве пограничных явлений эстетического» в современном искусстве
являются «абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное,
низменное, омерзительное, отвратительное, отталкивающее, политическое,
поучающее, пошлое, скучное, бросающее в дрожь, ужасное, шокирующее»(Die nicht mehr schönen Künste. München, 1968. Аннотация на суперобложке). Ясно, что для включения подобных явлений в
исследовательское поле эстетики, если она все еще претендовала на роль
философии искусства, требовалась
какая-то более абстрактная и обобщенная категория, обозначающая ее предмет.
Спонтанно утвердившись в науке,
категория эстетического остается одной из наиболее дискуссионных проблем
эстетики, ибо ее содержание – предмет самой науки также до сих пор остается
дискуссионным. В качестве одного из исторически детерминированных и наиболее
адекватных на сегодня смыслов эстетического можно указать на следующий. С
помощью этой категории обозначается особый духовно-материальный опыт человека
(эстетический опыт), направленный на освоение внешней по отношению к нему реальности, и все поле связанных с ним
субъект-объектных отношений. Суть его сводится к специфической системе
неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате которой субъект
получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, достигает катарсиса, блаженного состояния и т.п.).
Сам опыт имеет или чисто духовный характер – неутилитарное созерцание объекта,
имеющего свое бытие, как правило, вне субъекта созерцания, но в некоторых
созерцательно-медитативных практиках (обычно связанных с религиозным опытом)
– и внутри субъекта ("интериорная эстетика"); или – духовно-материальный. В этом случае речь
идет о многообразных практиках неутилитарного выражения – в первую очередь о
всей сфере искусства, одной из главных причин исторического возникновения
которой и явилась необходимость материальной актуализации (реализации,
фиксации, закрепления, визуализации, процессуальной презентации и т. п.)
эстетического опыта; но также и о неутилитарных компонентах или,
точнее, о неутилитарной ауре, присущей любой творческой деятельности человека
во всех сферах жизни. В случае художественно-эстетического выражения духовное
созерцание или предшествует, или, чаще всего в художественной практике,
протекает синхронно с творческим процессом созидания эстетического объекта или произведения искусства. Состояние,
которое переживается субъектом как "духовное наслаждение", является
свидетельством реальности контакта субъекта и объекта эстетического отношения,
достижения субъектом одной из высших ступеней духовного состояния, когда дух
субъекта с помощью эстетического духовно-материального опыта достаточно полно
отрешается от утилитарной сферы и воспаряет в пространства чистой духовности,
достигает (в акте мгновенного озарения, катарсиса)
состояния сущностного слияния с Универсумом и его Первопричиной.
Эстетическое, таким образом, означает одну из наиболее доступных людям и широко
распространенных в культуре систем приобщения человека к духовному путем
оптимальной (то есть творческой) реализации себя в мире материальном. Более
того эстетическое свидетельствует о сущностной целостности Универсума (и
человека в нем, как его органической составляющей) в единстве его
духовно-материальных оснований.
Остальные эстетические категории
являются частными модификациями эстетического. Возвышенное наиболее непосредственно указывает на контакт человека
с несоизмеримыми с ним космоургическими первоосновами бытия, с «бесформенными»
пра-формами как источником любых форм; на потенциальную энергию бытия и жизни,
на трансцендентальные предпосылки сознания. Прекрасное
свидетельствует о целостном восприятии
субъектом онтологической презентности бытия
в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности
смысла и формы, его выражающей; а безобразное
указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует
распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в
ничто.
Лит.:Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки
для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве
самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., 1979. С. 221-238;
Марксистско-ленинская эстетика. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1983; Лукач Д. Своеобразие эстетического.
Т.1-4. М., 1985-1987; Гадамер. Х.-Г.
Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988; Groos K.Ästhetisch und schön // Philosophische Monatshefte, N 29, 1893. S.
531-581; Coomaraswamy A.K. Medieval Aesthetic:
Dionysius the Pseudo-Areopagite and Ulrich Engelberti of Strassburg // The
Art Bulletin. Vol.17, 1935. Pp. 31-48; Dufrenne M. Phénoménologie de l’expérience esthétique. Paris, 1953; Spargo E.J.M. The Category of the Aesthetic in the Philosophy of Saint Bonaventure.
St. Bonaventure, N.Y., 1953; Marcuse H. Triebstruktur und Gesellschaft.
Frankfurt am Main, 1957; Dufrenne M.
La notion d’«a priori». Paris, 1959; Die nicht mehr schöne Künste. München, 1968; Ästhetik heute. Hg. A. Giannaras. München, 1974; Kolloquium «Kunst und Philosophie». Paderborn, 1981; Koppe F. Grundbegriffe der Ästhetik. Frankfurt am Main,
1983.
В.В.Бычков