В.В.Бычков - Эстетика.

В.В. Бычков. Эстетика. М., Гардарики, 2002. С. 556.

 

АННОТАЦИЯ

 

          Книга крупнейшего отечественного специалиста в области эстетики, заведующего сектором эстетики Института философии РАН, лауреата Государственной премии России В.В. Бычкова представляет собой учебникнового поколения, основывающийся на последних достижениях современного гуманитарного знания и ориентированный на менталитет молодежи ХХI века.В нем дан полный курс эстетики в современной авторской интерпретации. Состоит из двух разделов.

          В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли (Гл. 1), в котором наряду с традиционным материалом западноевропейской эстетической мысли от античности до ХХ в. впервые представлен  материал византийско-русской православной эстетики от ранних отцов Церкви до ХХ в. Особенно подробно изложены эстетические взгляды патристики, Вл. Соловьева, П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, а также русских символистов, футуристов, В. Кандинского, К. Малевича.

          В гл. 2 «Основные эстетические категории» дано современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической эстетики, фундаментально подкрепленное ярким  историко-эстетическим материалом от античности до ХХ в. Опираясь на опыт современной эстетики автор дает достаточно четкую дефиницию главной категории эстетики эстетического, которая описывает предмет эстетики. В понимании автора эстетика — это «наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинного контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.» (с. 11). Эстетика — это «наука о гармонии человека с Универсумом», о путях и формах достижения человеком полноты бытия. На этом понимании предмета эстетики, которое автор основывает на своем личном опыте изучения истории и теории эстетики, а также систематического изучения истории искусства по оригиналам, включая и самые современные арт-практики, он строит и все здание эстетики: осмысливает основные эстетические категории, понимаемые как модификации эстетического,  и дает современную трактовку феномена искусства (Гл. 3). При этом игра и ирония осмысливаются в качестве универсальных и особо значимых для искусства ХХ в. эстетических категорий, а в главе об искусстве дается новое понимание ряда сущностных принципов искусства (особенно художественного образа, художественного символа, формы-содержания, канона).

          Раздел второй содержит уникальный материал новейшей неклассической эстетики (нонклассики), возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта ХХ в. и актуального философско-эстетического дискурса. Здесь автор исходит из двух концептов, выведенных на основе досконального изучения художественной культуры ХХ в. в контексте всей истории европейско-средиземноморской культуры.
          Во-первых он вводит, разработанную им в последние 15 лет концепцию замещения Культуры (с прописной буквы) пост-культурой(ПОСТ-культурой), как главного процесса, характеризующего культурно-цивилизационную ситуацию западного мира в ХХ в. (Гл. 4).  Под Культурой автор понимает всю материально-духовную деятельность (и ее результаты) человечества предшествующих 5-ти — 6-ти тысячелетий, как
minimum, возникшую в ситуации ориентации человека на объективно существующую духовную реальность — Великого Другого (богов, духов, Бога, Абсолют, Дух, Первопринцип и т.п.) и имеющую позитивную, нравственно и духовно ориентированную ценность для человека. Активно начавшийся со времен Ницше процесс переоценки всех ценностей Культуры привел в ХХ в. к возникновению пост-культуры — некоей  будтокультурной (в рамках техногенной цивилизации) деятельности поколений людей, отказавшихся от веры в Великого Другого и ориентирующихся в своей деятельности только и исключительно на безграничные возможности человеческого разума. Динамика искусства и эстетического сознания  ХХ в. рассматривается автором как некий барометр этого глобальнейшего в истории человечества переходного процесса неизвестно к чему: то ли к невиданному по масштабам скачку на новый уровень сознания, ментальности, духовности, то ли — к катастрофе, полному уничтожению человечества, нарушившего изначальную экзистенциальную гармонию: человечествоВеликий Другой.

          Во-вторых, автор вводит здесь свою классификацию с достаточно четкими дефинициями хронотипологических этапов движения искусства в ХХ в.: авангард — модернизм — постмодернизм применительно к художественно-эстетической сфере и дает подробную феноменологическую картину основных направлений в искусстве ХХ в. (Гл. 5 и 6). Авангард — вся совокупность бунтарских, манифестарных, новаторских направлений первой половины века, ориентированных на принципиальную переоценку (как правило, отрицание) традиционных эстетических ценностей и абсолютизацию отдельных принципов художественного выражения. Модернизм — своего рода академизация и легитимация авангардных находок в художественной сфере середины столетия. Постмодернизм — своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма.

          Опираясь на опыт анализа искусства ХХ в. и главных тенденций его дрейфа, а также на современный философско-эстетический дискурс, автор выводит систему основных паракатегорий неклассической эстетики, прописав 15 из них (Лабиринт, Абсурд, Жестокость, Повседневность, Телесность, Вещь, Симулякр, Артефакт, Объект, Эклектика, Автоматизм, Заумь, Интертекст, Гипертекст, Деконструкция) и показав, что она остается открытой для дальнейшего исследования (Гл. 7).

          В Приложении представлены темы основных семинарских занятий по курсу и широкий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и дипломных работ с соответствующей библиографией. Учебник снабжен именным и предметным указателями. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей всех гуманитарных дисциплин - философов, филологов, искусствоведов, культурологов, богословов, историков; он будет полезен и всем, желающим повысить свой эстетический вкус, понять суть процессов, протекающих в современном самом «продвинутом» искусстве.

          Рекомендован в качестве учебника для гуманитарных направлений и специальностей вузов России Научно-методическим советом  Министерства образования Российской Федерации.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение

 

Раздел первый. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА 


Глава I. Эстетика в свете истории
§ 1. Имплицитная эстетика  
Античность  
Патристика . 
Греко-православное направление  
Западноевропейское направление  
§ 2. Эксплицитная эстетика  
Западная Европа 
Россия  


Глава II. Основные эстетические категории  
§ 1. Эстетическое
Место и функции эстетического в жизни и культуре
Реализация эстетического

Катарсис 
§ 2. Вкус 

§ 3. Прекрасное. Красота  
Прекрасное в имплицитной эстетике 
Прекрасное в эксплицитной эстетике   
§ 4. Возвышенное  
Возвышенное в имплицитной эстетике   
Возвышенное в эксплицитной эстетике   
§ 5. Безобразное
Безобразное в греко-римской античности  
Безобразное в христианской эстетике  
Безобразное в философской эстетике  
§ 6. Игра  
§ 7. Трагическое. Комическое. Ирония  
Трагическое   
Комическое  
Ирония 


Глава III. Искусство  
§ 1. Искусство как эстетический феномен   
Искусство в античном мире
Искусство в христианской культуре  
Искусство в эпоху научно-технического прогресса 
§ 2. Основные принципы искусства 
Мимесис

Художественный образ
Художественный символ  
Канон
Стиль
Форма-содержание


Раздел второй. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В XX ВЕКЕ 


Глава IV. Эстетика парадокса  
§ 1. Глобальные метаморфозы культуры  
Духовные приоритеты Культуры   
Пост-культура  
§ 2. Основная симптоматика эпохи
Ницше  
Фрейдизм  
Значимые парадигмы столетия  
§ 3. Главные тенденции художественно-эстетического сознания
Переоценка ценностей 

Конвенциональная эстетика  
Эстетический телеологизм художественной культуры  
Новые парадигмы сознания  


Глава V. Феноменология искусства: Авангард  
§ 1. Общие принципы . 
Классификация  
§ 2. Основные направления авангарда   
Экспрессионизм  
Кубизм  
Абстрактное искусство  
Конструктивизм  
Футуризм  
Дадаизм  
Сюрреализм   


Глава VI. Феноменология искусства: Модернизм. Постмодернизм........
§ 1. Модернизм
Символ XX века 

Конкретное искусство   
Абстрактный экспрессионизм 
Поп-арт
Минимализм  
Концептуализм  

§ 2. Постмодернизм

Персонажи

Энвайронмент

Акционизм

 

Глава VII. Паракатегории нонклассики
§ 1. Лабиринт
§ 2. Абсурд
§ 3. Жестокость 
§ 4. Повседневность
§ 5. Телесность
§ 6. Вещь
§ 7. Симулякр
§ 8. Артефакт
§ 9. Объект
§ 10. Эклектика 
§ 11. Автоматизм 
§ 12. Заумь
§ 13. Интертекст
§ 14. Гипертекст
§ 15. Деконструкция 
§ 16. Итоги радикального эксперимента


Вместо Заключения. Постнеклассическая эстетика

 
Приложение
I. Темы семинарских занятий
II. Темы студенческих рефератов и курсовых работ
III. Список дополнительной литературы
Именной указатель
Предметный указатель

Hosted by uCoz