В творчестве всегда присутствует технический элемент, хотя часто мы не замечаем, что перед нами результат не только художественного или научного творчества, но в определенной степени и уровень развития технологий, в том числе коммуникационных.
Впервые значимость коммуникационных технологий для творчества отметили художники нового искусства начала века , основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты с только возникавшими технологиями, они очень активно осваивали их коммуникативный потенциал и переносили в них решения из уже существовавших областей творчества.
Радио стало первым средством массовой коммуникации, открывшим новые пути творчества. В 1928 г. немецкий режиссер - абстракционист В.Рутман впервые поставил радио - пьесу, которая вначале была принята лишь как акустический фильм без изображения. Но вскоре стало понятно, что на основе радио - технологий может быть создано особое поле для творчества, открывающее перед художником совершенно новые перспективы. В одном из своих футуристических манифестов Ф.Маринетти провозгласил, что только радио свободно от художественной и литературной традиции, только радио может стать новым искусством, действующим там, где недейственными оказываются кино и театр. Именно благодаря развитию радио появились искусство звука и тишины, искусство шума, искусство освобожденных слов [1].
Телефон стал еще одним неисчерпаемым источником креативного экспериментирования. В 1922 г. был осуществлен первый опыт дистанционной живописи, когда художник, выполняя рисунок, одновременно передавал его по телефону путем пикселизации (обозначения положения и цвета определенной точки изображения). Этот опыт положил начало многочисленным экспериментам по совместному созданию произведений с помощью коммуникационных технологий. Интерактивное экспериментирование с телефоном, факсом и устройствами, сканирующими и передающими по телефонным проводам графическую информацию, в конце концов вылилось в так называемое телефонное искусство.
С появлением и развитием глобальных коммуникационных сетей телефонное искусство трансформировалось в прошлом десятилетии в телекоммуникационное. Главная задача нового искусства видится его теоретикам в создании телекоммуникационных событий, представляющих собой не столько произведения - результаты, сколько произведения - процессы, подобно хеппинингу или искусству перфоманса. Вариантов телекоммуникационных событий может быть сколько угодно. Возможен, например, визуальный диалог, в процессе которого один художник по телекоммуникационным каналам отправляет электронное изображение другим художникам, а те, в свою очередь, некоторым образом трансформируют исходное изображение (или используют его в качестве фона для нового изображения) и передают его для следующих изменений и т.д., такой процесс может повторяться многократно. На аналогичных принципах строится очень распространенное в настоящее время интерактивное сочинительство в коммуникационных сетях -- совместное написание или составление литературного произведения на основе самых разных мотивов и сюжетов (взятых, например, из произведений детективного, фантастического жанра, из классики и др.).
Как видим, новые коммуникационные технологии использовались и используются художниками не только для демонстрации - репрезентирования результатов своей деятельности. Технологии интегрируются в сам креативный процесс, становятся средствами и способами создания оригинально - нового.
Художественное освоение новых технологий заметно опережало теоретическую разработку проблемы связи творчества, искусства и техники. В научных и философских кругах эта проблема стала активно обсуждаться только с середины 60-х гг., вместе с выделением философии техники в качестве особого научно - философского направления. При этом вопрос о роли коммуникационных технологий в творчестве обозначился в качестве особой проблемы лишь в начале 70-х гг. В последнее время, помимо многочисленных выставок произведений - инсталляций нового телекоммуникационного искусства, проводятся мощные дискуссии и представительные симпозиумы, объединяющие культурологов, философов, представителей изобразительных искусств, кинематографа, компьютерной индустрии и др. [2].
Изучая характер влияния коммуникационных технологий на процессы создания и восприятия произведений искусства, исследователи обратили внимание на интересную особенность: с развитием коммуникативной техники креативный процесс все в большей степени приобретает открытость для продолжения; художник создает полуфабрикат [3], с одной стороны, законченный, но, с другой стороны, требующий в дальнейшем продолжения (например, озвучивания в музыке). Эта особенность довольно ярко проявляется уже в кино. Актерское исполнение есть законченное произведение, но одновременно и материал , полуфабрикат для дальнейшего развития другими, в частности, оператором, который моделирует структуру фильма в соответствии с общей концепцией, задаваемой режиссером. В свою очередь, продукт операторского искусства изменяется в процессе отбора и монтажа и т.д.
В конце XX в. такая тенденция стала основой интерактивного телекоммуникационного творчества, широко открытого для продолжения и со-участия. В телекоммуникационных событиях изображения, графика, тексты и т.п. создаются как бы попутно, они не являются целью креативного процесса. Телекоммуникационное творчество направлено главным образом на создание коммуникативного контекста, в котором каждый из участников может реализовать свою креативность. В этом контексте изображения и тексты создаются и развиваются так же, как в диалоге рождаются и развиваются новые идеи. В телекоммуникационном искусстве продукты креативной деятельности становятся не результатами, а, скорее, документами, фиксирующими креативный процесс своеобразного телекоммуникационного диалога.
В традициях европейской культуры всегда присутствовала объектность -- апелляция к объекту - посреднику в отношениях между субъектами. Искусство новых технологий претендует на разрушение этой традиции, порождая связь со зрителем без материализации работ в виде объектов. Резкое смещение акцентов с субъектно -- объектного к субъектно -- субъектному взаимодействию и с результатов деятельности к процессуальности не только дематериализует объект искусства, но и радикально изменяет представление о субъекте творчества.
В классической линейной модели креативной коммуникации и творчества художник имеет привилегированный статус создателя произведения -- сообщения (картины, скульптуры, текста, фотографии и т.п.). Современные коммуникационные технологии способствуют развитию иной парадигмы, представляющей художника в качестве инициатора открытого коммуникативного поля, в котором осуществляется креативное взаимодействие. В первом случае произведение - сообщение имеет физическую, знаковую и семантическую целостность и открыто лишь для интерпретаций; оно представляет собой следы - репрезентации случившегося и оставшегося в прошлом креативного поиска и авторской интенции. Во втором случае произведения как такового не существует, система смыслов и значений не репрезентируется, а непосредственно присутствует, демонстрируя ход существующего и длящегося креативного процесса, она создается художником совместно с бывшим зрителем, который теперь сам стал участником телекоммуникационного диалога.
Превращение эпохи репрезентаций в эру презентаций (М. Бьелицки), наблюдаемое в телекоммуникационном искусстве, вызывает полный метаморфоз роли художника: вместо создания, выражения или передачи некоторого содержания и значения он создает контекст, смысл которого конструируется реципиентом. В таком креативном процессе происходит не просто смена ролей художник -- зритель, но полное снятие этого противопоставления. Вклад каждого участника оказывается не произведением, а элементом общего коммуникационного поля, который может использоваться и трансформироваться любым субъектом, оказавшимся в сети коммуникаций.
В интерактивном творчестве нет произведения, есть система создания и производства культуры в реальном времени, где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя, так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. В новой парадигме понятие автора заменяется понятием авторства общей задачей так называемых "художников", и так называемых "реципиентов". Новые коммуникационные технологии способствуют решению этой задачи и расширению креативного сотрудничества и взаимодействия.
Еще в 60-е годы особенности и потенциальные возможности только зарождавшегося тогда искусства новых технологий привлекли внимание канадского коммуникативиста и культуролога Х.М.Маклюэна, полагавшего, что литература и вся печатная культура насаждает человеку одномерно - линейное видение мира, способствует культивированию индивидуализма и национализма, и только современные коммуникационные технологии, основанные на естественном аудио - визуальном восприятии, вернут человечество к исходному коллективизму и гуманистической свободе, превратив планету в виртуальную мировую деревню. Идеи Маклюэна послужили первоначальным базисом изучения телекоммуникационного творчества через его сопоставление с фольклором, основным характерным признаком которого является коллективное сотворчество. Эта и другие особенности, с которой связаны и другие атрибуты фольклора (поливариантность, текучесть, анонимность и отсутствие претензий на авторскую собственность) характеризуют и телекоммуникационное творчество. Маклюэн считал, что фольклорно - созидательный потенциал не погиб, а сублимировался на новом витке культурного развития уже в новых коммуникативных формах творчества [4].
В последние годы в качестве теоретической базы для исследования и осмысления происходящих трансформаций в искусстве, связанных с развитием коммуникационных технологий, выступают концептуальные конструкты и методы философии постмодернизма, открывающие полную свободу для интерпретации образов действительности [5]. Искусство новых технологий, порывая с идеей репрезентации, выражает, в частности, те же основания, что и философия деконструктивизма Ж.Дерриды [6]. Ни состояние нового искусства, ни его статус в культуре не могут быть зафиксированы или точно определены, поскольку оно представляет собой в принципе бесконечный процесс конструирования, становления и трансформации смыслов, не выливающийся в нечто законченное и готовое к трансляции.
Изучение и понимание телекоммуникационного искусства возможно и с позиций социально - коммуникативного подхода к творчеству как моменту человеческого бытия, пронизанного коммуникациями [7]. Согласно такому подходу, становление креативной идеи осуществимо только в поле социальных коммуникаций. Будучи феноменом социальных коммуникаций, творчество тесно связано с действующими в культуре коммуникативными механизмами, в том числе технологическими. Развивающееся сегодня интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые субъектно креативные потоки, совершенно отчетливо демонстрирует социально - коммуникативную природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности.
Новая парадигма творчества, которая складывается в наши дни, оппозиционна классической, построенной на дилемме автор -- публика. В ее утверждении не заинтересованы многие творческие люди, воодушевленные культом креативности и мифами о гордо - самодостаточной творческой индивидуальности и божественной одаренности. Они не готовы принять парадигму, разрушающую существующую иерархию, и отказаться от привилегированного положения творца - пророка, пусть не всегда услышанного, но всегда исключительного, единственного и особенного. Новая парадигма, отчетливо выражающаяся в телекоммуникационном искусстве, отчасти демистифицирует роль художника, сводя ее к функции инициатора коммуникативно креативных контекстов.
В заключение подчеркнем, что вопрос о коммуникационных технологиях далеко не технический вопрос. Новые технологии изменяют не только средства выражения в культуре, они меняют и способы культуросозидания, и культуру в целом, провоцируют формирование новых историко-культурных феноменов [8]. Мы можем дискутировать о значимости коммуникационных технологий для творчества, о том, является ли наша культура культурой репродуцирования или культурой симуляции, но мы не можем не признать, что это культура тотальных коммуникаций. Новейшие коммуникационные технологии уже практически превратились в парадигму человеческого существования в современном мире, и необходимо серьезное осмысление их влияния на культуру и творчество.
1. Kac E. Aspects of the Aesthetics of Telecommunications // Siggraph Visual Proceedings, John Grimes and Gray Lorig, Editors. New York: ACM, 1992. - pp. 47-57
2. Прохоров А., Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на новые медиа // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.25-28.
3. Гершкович З.И. Художественное творчество и техника массовой коммуникации (эстетико-социологические проблемы) // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. с.209-236.
4. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. 271 с.
5. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира в постмодернистской парадигме творчества // Известия АГУ. - 1997. - №2. - с.85-88.
6. Клусзински Р.В. Интерактивность и проблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.54-56.
7. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 1999.
8. Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение // NewMediaLogia. - M.: ЦСИС, 1996. - с.62-65.
РЕЗёМЕ
Современные коммуникационные технологии стимулируют возникновение новых видов искусства и значительно изменяют классическую парадигму творчества, построенную на оппозиции автора и публики. Интерактивное телекоммуникационное искусство, в котором пересекаются взаимно стимулируемые индивидуальные креативные потоки, отчетливо демонстрирует социально - коммуникативную природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности. В статье рассматриваются принципы формирования новой концепции творчества как открытого субъектно субъектного креативного взаимодействия.