УЧЕНИЕ ЯКОВА АБРАМОВА
Одним из любимых слов Я.А. было "почти". Он употреблял его очень часто, подчеркивая, что даже там, где речь идет о чем-то подобном, одинаковом, все-таки имеет место маленькое различие. При этом он интонационно обыгрывал исконное значение этого слова как повелительной формы глагола "почитать". Произнося "почти", он иногда делал маленькую паузу, как бы приглашая слушателя вдуматься и оказать почтение той разнице, мимо которой мы обычно проходим, не задумываясь.
""Почти" означает, что в сближении двух вещей обнаруживается наименьшее различие между ними, которое достойно наибольшего почитания, как фундаментальный знак всеразличия. "Почти" указывает на зазор между вещами, который и есть пространство священного" / Тихон Кротов. "В мире вещей"/.
У некоторых авторов, особенно из крохоборов (10), слово "почти" пишется через дефих или с восклицательным знаком, как прямой призыв к почитанию.
"Возлюбить ближнего почти как себя, дальнего - почти
как ближнего - вот чему учит всеразличие, не забывая прибавить
к древней мудрости то "почти!", которое делает ее не только достойной
почитанья, но и доступной для исполненья. Ведь ближнего нельзя всецело
отождествить с самим собой, и эта неизбежная разница не умаляет значения
нашей любви, а напротив, придает ей личностый смысл"
/ Леонид Бахтин. "О золотом правиле"/.
Порою в той же функции употребляется частица "чуть", имеющая превоначальное значение "чувствуй!", что также призывает вчуствоваться в малейшую непохожесть, обозначаемую этой частицей. Еще Лев Толстой указывал, что в искусстве главное - это "чуть-чуть", определяющее меру чуткости художника к мелочам жизни. Сергей Эйхенбаум в работе "Принцип всеразличия в теории искусства", развивая эту мысль, утверждает, что в искусстве вообще нет ничего, кроме мелочей, и "мелкость", "мелочность" - это важнейшая эстетическая категория, отличающая искусство от философии, религии, политики, которые всегда - о великом смотрят свысока и рубят сплеча, пренебрегая подробностями. Искусство - это откровение о Всеразличии, которое предшествовало всем его теориям, так же, как бессознательное в искусстве предшествовало его открытию в психоанализе.
"Область искусства - подсознательное и наименьшее, глубина и тонкость, которые выявляются совместно, в одном акте постижения, направленном на "чуть-чуть", - лежащее вне сознания и вне отождествления. Психоанализ взял у искусства его проникновение в немыслимое, а учение Я.А. - в нетождественное. /.../ Теория Всеразличия почти! совпадает с практикой искусства, и объединяет их то же самое, что их разделяет, - "чуть-чуть"" /Сергей Эйхенбаум, "Принцип всеразличия в теории искусства"/.