содержание

                                        Учение Якова Абрамова

А, АКАТЬ

    Я.А.  широко использовал это слово в переносно-обобщенном смысле,  как знак полой формы или расслабленной структуры.  В отличие от словечка "слива",  быстро перешедшего из круга учеников в разговорный обиход и там ожаргонившегося,  "акать" сохраняет в учении Я.А. строгий терминологический смысл,  быть может,  в силу его ясной мотивированности,  что прослеживается по ряду источников.

    Петр Читаев,  "В середине нулевого мира":
"..."А"  -  терминированный  (12) союз,  означающий нерасчлененности соединительных и противительных связей в языке и мышлении.  Если "и"  -  союз с четко соединительным,  а "но"  -  с четко противительным значением,  то "а" образует промежуток между ними  -  связывает слова,  никак не дифференцируя характер связи.  "Пошел на реку, а потом в лес,  а тут навстречу ему медведь, а он и полезь на дерево, а сучок и подломись...а...а...а..."  Связь "а" тянется,  сцепляя все происходящее,  все вещи на свете,  но при этом не осмысливает связанного -  сваливает в бесформенную груду.  "В огороде бузина,  а в Киеве дядька"  -  эта поговорка издевается прежде всего над зияющей бессмыслицей и напускной значительностью союза "а". Отсюда "а" приобрело значение "нулевого типа взаимосвязи..."

    Далее автор описывает,  как идет по центральной улице одного провинциального городка.  "Со всех сторон слышится:  " А Петька опять к ней притащился,  а она его..."  -  "А он что?"  -  "А что в магазине сегодня давали?"  -  " А я ни за что не хочу..."  -  " А ты куда?"  -  "А зачем он мне!"  -  А-а,  да ну его!.."  Кажется,  что со всех сторон разинула на меня рот великая русская равнина: удивляется  -  "А?", отмахивается  -  "А!"  даже понимает  -  "А-а".

Все,  что есть на свете определенного,  связного,  последовательного,  это "а" проглотит и переварит  -  пустота,  сосущая нас с жизнерадостной непосредственностью ребенка и тягучей задумчивостью идиота.  Что предназначены мы сказать миру,  застывшему в томительном ожидании от нас "последнего слова"?  Не это ли долгое как его ожидание "а-а-а"  -  потянуться,  как потягивается во всю свою ширину,  словно разметавшись во сне,  сама земля наша.  Вся глупость наших мудрецов и весь ум наших дураков  -  в этом озвученном зевке накануне засыпания..."

Георгий Щедровский,  "Интервалы":  "...5.0.0. Связь между двумя элементами,  существующую только в виде материального субстрата,  но логически невычлененную,  мы назовем "зияющей" /Хлебников поставил бы здесь слово "зиязь"/.  Типичный пример зияния  -  "а"  в русском языке: и как союзная морфема,  и как гласная фонема.  Как морфема,  "а"  слабо дифференцирует соединительную и противительную связь,  употребляясь в значении неопределенного промежутка между частями разговора,  рассказа  -  способа уклониться от причинной последовательности,  начать заново,  внести зиянье в смысловой поток  -  означенный и озвученный пропуск.  "Скучал!  -  ответил Печорин,  улыбаясь...  -  А помните наше житье-бытье в крепости?"  Как фонема,  "а" слабо диффененцирует разные способы артикуляции /передний и задний ряд, огубление-неогубление/,  поэтому в слабой,  безударной позиции "о" и "а" не различаются,  совпадая в звуке "а"/"малако"/.  В "а", таким образом,  достигается нейтрализация семантических и фонетических оппозиций,  -  озвученное безразличие духа-дыханья,  нирвана языка.

5.0.1. Максимум логической расслабленности совпадает с максимумом материальной однородности и физической силы.  Материальный субстрат зияний имеет тенденцию поглощать минус-информацией и минус-энергией.  Когда нам нечем ответить,  нечего возразить,  или просто нечего сказать,  мы на разные лады тянем "а-а-а",  куда падают и пропадают все возможные смыслы.  Изобилие "аканья" в русской фонетике и грамматике  -  признак иррационально тянущейся,  смыслопоглощающей материи.  /.../

5.1.0. "Акающим" может быть не только произношение,  но и целый стиль жизни.  "Акают" пустыри и свалки в городском интерьере.  "Акают" длинные очереди в магазинах. "Акают" люди во время бездельной работы,  оказываясь в "слабой",  "безударной" позиции,,  которую изредка пытаются "проверить",  поставить под ударение разными инспекциями и инструкциями,  призывами к ударному труду.  Однако и сам труд в системе  общественных отношений может попасть в слабую позицию и стать "безударным"  -  лишиться смыслообразующих признаков.  Акают целые эпохи,  проглотившие свой язык и потерявшие чувство времени...

Аканье съедает множество звуков,  приравнивая их к одному,  зияющему во весь рот разинутой немоты,  во всю полноту своей непроизнесенности.  И это прелестное свойство языка,  изобилующего безударными позициями,  с их небрежно-уравнительным произношением,  может отозваться катастрофой в жизни нации, коль скоро ее общественный строй последует тем же законам,  постепенно проваливаясь в черные дыры нейтрализаций и безразличий.  Общество и язык  -  это две взаимно сопряженные структуры национального бессознательного. Вытеснение оканья аканьем  постепенно происходившее с 14 по 16  века,  сигнализировало о переломе в духовном строе нации:  о нейтрализации звуков и смыслов в преобладающей позиции неразличения..."

                ---------------------------------------

    Итак,  Всеразличение,  как оно выступает у Я.А. и его учеников,  - это не просто извечное основание мира,  но и потребность современной жизни,  впадающей в смертельное безразличие.

Как писал через пятнадцать лет после его смерти Алексей Исаев,  "всеразличие  -  это в наши дни философская программа национального спасения,  которая,  конечно же,  не может стать делом всех,  но должна стать делом каждого  -  задачей личной независимости и терпимости  к личностям других.  Клетки организма,  делясь и умножаясь без качественного различения,  образуют раковую опухоль.  Общество,  дальше других зашедшее по пути однородности и всеединства,  находится на грани распада.  Только всеразличие может его объединить.  Рак пожрал треть человечества и дал метастазы почти по всей  планете.  Хирургические методы бесполезны,  точнее,  самоубийственны.  Необходимо включить защитный механизм размежевания клеток.  Только различия могут объединить людей в здоровье,  а не в болезни"  /"У Рима рак  -  кара миру"/.
__________________________________

12. Т.е, ставший термином,  употребляемый в качестве термина.

Hosted by uCoz