Учение Якова Абрамова
А, АКАТЬ
Я.А. широко использовал это слово в переносно-обобщенном смысле, как знак полой формы или расслабленной структуры. В отличие от словечка "слива", быстро перешедшего из круга учеников в разговорный обиход и там ожаргонившегося, "акать" сохраняет в учении Я.А. строгий терминологический смысл, быть может, в силу его ясной мотивированности, что прослеживается по ряду источников.
Петр Читаев, "В середине нулевого мира":
"..."А" - терминированный (12) союз, означающий нерасчлененности
соединительных и противительных связей в языке и мышлении. Если "и"
- союз с четко соединительным, а "но" - с четко противительным
значением, то "а" образует промежуток между ними - связывает
слова, никак не дифференцируя характер связи. "Пошел на реку, а
потом в лес, а тут навстречу ему медведь, а он и полезь
на дерево, а сучок и подломись...а...а...а..." Связь "а" тянется,
сцепляя все происходящее, все вещи на свете, но при этом не осмысливает
связанного - сваливает в бесформенную груду. "В огороде бузина,
а в Киеве дядька" - эта поговорка издевается прежде всего над зияющей
бессмыслицей и напускной значительностью союза "а". Отсюда "а" приобрело значение
"нулевого типа взаимосвязи..."
Далее автор описывает, как идет по центральной улице одного провинциального городка. "Со всех сторон слышится: " А Петька опять к ней притащился, а она его..." - "А он что?" - "А что в магазине сегодня давали?" - " А я ни за что не хочу..." - " А ты куда?" - "А зачем он мне!" - А-а, да ну его!.." Кажется, что со всех сторон разинула на меня рот великая русская равнина: удивляется - "А?", отмахивается - "А!" даже понимает - "А-а".
Все, что есть на свете определенного, связного, последовательного, это "а" проглотит и переварит - пустота, сосущая нас с жизнерадостной непосредственностью ребенка и тягучей задумчивостью идиота. Что предназначены мы сказать миру, застывшему в томительном ожидании от нас "последнего слова"? Не это ли долгое как его ожидание "а-а-а" - потянуться, как потягивается во всю свою ширину, словно разметавшись во сне, сама земля наша. Вся глупость наших мудрецов и весь ум наших дураков - в этом озвученном зевке накануне засыпания..."
Георгий Щедровский, "Интервалы": "...5.0.0. Связь между двумя элементами, существующую только в виде материального субстрата, но логически невычлененную, мы назовем "зияющей" /Хлебников поставил бы здесь слово "зиязь"/. Типичный пример зияния - "а" в русском языке: и как союзная морфема, и как гласная фонема. Как морфема, "а" слабо дифференцирует соединительную и противительную связь, употребляясь в значении неопределенного промежутка между частями разговора, рассказа - способа уклониться от причинной последовательности, начать заново, внести зиянье в смысловой поток - означенный и озвученный пропуск. "Скучал! - ответил Печорин, улыбаясь... - А помните наше житье-бытье в крепости?" Как фонема, "а" слабо диффененцирует разные способы артикуляции /передний и задний ряд, огубление-неогубление/, поэтому в слабой, безударной позиции "о" и "а" не различаются, совпадая в звуке "а"/"малако"/. В "а", таким образом, достигается нейтрализация семантических и фонетических оппозиций, - озвученное безразличие духа-дыханья, нирвана языка.
5.0.1. Максимум логической расслабленности совпадает с максимумом материальной однородности и физической силы. Материальный субстрат зияний имеет тенденцию поглощать минус-информацией и минус-энергией. Когда нам нечем ответить, нечего возразить, или просто нечего сказать, мы на разные лады тянем "а-а-а", куда падают и пропадают все возможные смыслы. Изобилие "аканья" в русской фонетике и грамматике - признак иррационально тянущейся, смыслопоглощающей материи. /.../
5.1.0. "Акающим" может быть не только произношение, но и целый стиль жизни. "Акают" пустыри и свалки в городском интерьере. "Акают" длинные очереди в магазинах. "Акают" люди во время бездельной работы, оказываясь в "слабой", "безударной" позиции,, которую изредка пытаются "проверить", поставить под ударение разными инспекциями и инструкциями, призывами к ударному труду. Однако и сам труд в системе общественных отношений может попасть в слабую позицию и стать "безударным" - лишиться смыслообразующих признаков. Акают целые эпохи, проглотившие свой язык и потерявшие чувство времени...
Аканье съедает множество звуков, приравнивая их к одному, зияющему во весь рот разинутой немоты, во всю полноту своей непроизнесенности. И это прелестное свойство языка, изобилующего безударными позициями, с их небрежно-уравнительным произношением, может отозваться катастрофой в жизни нации, коль скоро ее общественный строй последует тем же законам, постепенно проваливаясь в черные дыры нейтрализаций и безразличий. Общество и язык - это две взаимно сопряженные структуры национального бессознательного. Вытеснение оканья аканьем постепенно происходившее с 14 по 16 века, сигнализировало о переломе в духовном строе нации: о нейтрализации звуков и смыслов в преобладающей позиции неразличения..."
---------------------------------------
Итак, Всеразличение, как оно выступает у Я.А. и его учеников, - это не просто извечное основание мира, но и потребность современной жизни, впадающей в смертельное безразличие.
Как писал через пятнадцать лет после его смерти Алексей Исаев, "всеразличие
- это в наши дни философская программа национального спасения, которая,
конечно же, не может стать делом всех, но должна стать делом каждого
- задачей личной независимости и терпимости к личностям других.
Клетки организма, делясь и умножаясь без качественного различения,
образуют раковую опухоль. Общество, дальше других зашедшее по пути
однородности и всеединства, находится на грани распада. Только всеразличие
может его объединить. Рак пожрал треть человечества и дал метастазы почти
по всей планете. Хирургические методы бесполезны, точнее,
самоубийственны. Необходимо включить защитный механизм размежевания клеток.
Только различия могут объединить людей в здоровье, а не в болезни"
/"У Рима рак - кара миру"/.
__________________________________
12. Т.е, ставший термином, употребляемый в качестве термина.