содержание

                                        РАЗОВЦЫ

В отличие от крохоборов и подражателей, представляющих замкнутые и малочисленные кружки,  разовцы приобрели довольно широкую известность в народе,  точнее,  в тех полуобразованных массах, которые называют себя народом /в отличие от самого народа, который никак себя не называет/.  Вождь разовцев,  Сергей Дружинин,  по образованию историк,  несколько раз посещал Я.А.,  называл себя его учеником,  но вскоре отделился,  на том основании, что вокруг Я.А. "слишком много пестрых этнических элементов  -  следовало бы и к ним приложить острие Всеразличия".  Своим успехом разовцы обязаны тому,  что философские идеи Я.А. перевели на язык мифологии, причем с резким национальным оттенком.

Среди разовцев есть несколько остромыслящих публицистов и критиков, но они,  как правило,  исходят из предвзятой идеи,  поэтому их домыслы совершенно фантастичны и не имеют ничего общего ни с научной, ни с религиозной истиной.  Это как раз тот случай,  о котором говорил Я.А.:  "Всеразличие не есть идея, но скорее  -  отстутствие каких-либо идей.  Идейные люди не умеют смотреть друг  другу в глаза,  потому что смотрят поверх голов.  Всеразличие как всеобщая /и уже ничего не различающая/ идея может закончиться всеобщей резней.  Поэтому лучше останемся безыдейными". Для разовцев всеразличие есть именно идея,  выстраданная русским народом,  пронесенная в первородстве языка через все исторические превратности и нависшая грозно,  как меч,  над современным миром.

Несмотря на фальшивый тон и политические амбиции,  сочинения разовцев представляют определенный интерес для изучения взглядов Я.А.,  прежде всего тем, что дают многочисленные трактовки самого понятия "раз"  -  одного из центальных в его мышлении.

Проводим характерные для разовцев отрывки из работ Сергея Дружинина "РАЗ.  К исследованию прамонотеизма древних славян",  "Этимологические заметки по поводу праславянского "RAZ" и /совместно с Евгением Гиреевским/ "Разовые уставы".

    "... "Раз"  -  одна из тех русских морфем,  которые глубже всего выражают наше теоморфное (15) восприятие мира ...  Прежде всего,  это самая употребительная приставка,  с которой начинается примерно каждое тридцатое слово из имеющихся в русском языке. Другие приставки:  "по",  "на",  "в",  "вы",  "при"  -  значительно ей уступают.  С первого своего,  приставочного элемента слово являет мир как расщепляемый,  разделяемый,  что свойственно и существительным /"раздел"/, и прилагательным /"раздельный"/,  но больше всего глаголам.  В отличие от определенного артикля,  который провозглашается некоторыми мыслителями западной ориентации наиболее универсальным элементом языка,  приставка "раз",  хотя и не столь употребительна,  однако не ограничена только сферой существительных,  сочетаясь с различными частями речи,  и в этом смысле более универсальна,  лишена привкуса субстантивности.  Впрочем,  это свойственно и другим языкам:  так,  в латинском или французском соответствующие приставки "de" , " dis" используется даже в большем количестве слов,  чем в русском,  -  примерно в каждом двадцатом.  Значение,  выраженное этими приставками,  -  "разделени",  "расчленения"  - оказывается насущным для самого акта мышления,  как оно оформляется в разных языках.

Но русский язык обладает,  прежде всего,  тем преимуществом, что "раз" выступает здесь не только в форме приставки,  но и сохраняется как корневая морфема,  несущая основное лексическое значение,  -  в таких широко употребительных словах,  богатых производными,  как "резать",  "разить",  "поразить", "выразить",  "отразить",  "изобразить",  "возразить",  "сообразить",  "образовать",  "образ",  "обрезание",  "образование",  "отражение",  "отрезок",  "рознь",  "разный",  "разнообразный" и др.  Все эти слова обозначают разные стадии и способы оформления вещей  -  выделения и выделывания их из бесформенного вещества.  "Вы-разить"  -  это "раз",  выходящее изнутри,  оформленное "из себя" деятельностью субъекта. "От-разить"  -  это оформление,  идущее снаружи,  "от" предмета,  в виде его внешнего слепка.  "Об-раз"  -  это "раз",  выделенный вокруг,  вылепленный со всех сторон,  данный в полноте,  закругленный,  как бы обточенный,  ограниченный.  /.../

Но замечательная особенность русского языка еще и в том,  что здесь существует само слово "раз",  не нуждающееся ни в каких дополнительных элементах,  абсолютно самобытное, самородное в своем корневом значении.  Здесь оно уже не в составе чего-то,  не дополнительно к чему-то,  а приобретает полноту отдельно стоящего слова.  И в нем,  этом слове,  сошлось, пожалуй,  то главное,  что испокон веков воодушевляло русского человека, что тоской и удалью звучало в его любимых песнях.  "Еще ра-а-а-зик,  еще да ра-а-з",  "Эх раз,  еще раз,  еще много,  много раз".  С такой настойчивостью произносится это "раз",  как будто поющий заклинает и молит кого-то. Не молитва ли перед нами?  "Еще,  Разик,  еще,  Раз!",  "Эх,  Раз!  Еще,  Раз!  Еще много-много,  Раз!""

Далее Сергей Дружинин,  исходя из значения единичности /"раз"  -  "один"/,  подробно излагает теорию прамонотезма,  выдвинутую в 1873 году Владимиром Соловьевым в статье "Мифологический процесс в древнем язычестве"  -  о том,  что многобожие есть лишь позднейшее искажение первоначальной веры в единого Бога.  Впоследствии труды английского фольклориста Э.Лэнга и венского этнографа и лингвиста патера В.Шмидта /12-томный труд "Происхождение идеи Бога",  1912    1955/ развили и всесторонне обосновали монотеизм древнейших,  "домифологиеческих" верований,  питавшихся из источника чистого Откровения.  Язычество выступило в свете этой теории как распространение вширь,  путем метафорических подобий и замещений,  первичной идеи Единобожия,  вследствие чего она затерялась в многообразных культурах природных сил. Свойства Бога переносились на дерево,  реку,  молнию...  Понадобилось второе откровение,  уже не первочеловеку Адаму,  а предызбранному народу в лице его прародителя Авраама,  чтобы восстановить корень монотеистической религии.

Русский народ,  по мнению С.Дружинина,  исконно тяготел к единобожию и сберег его в сокровищнице своего языка,  как главную драгоценность: "Множество фактов,  и прежде всего языковых,  свидетельствуют, что "Раз" есть наименование древнеславянского Бога,  предшествовавшего всем другим богам языческого пантеона.  Язык  -  самый древний и неподкупный свидетель.  Забываются предания,  разрушаются идолы,  но в языке живет вечная правда народной веры.  Для древнейших славян Раз было собственным именем Бога  -  единого,  единственного,  откуда и пошло затем употребление слова "раз" в качестве числительного,  обозначающего единицу.  /.../  Заметим, что само слово "Бог"  -  позднейшего происхождения,  относящееся к Богу уже не как к Творцу,  а как к Подателю благ,  богатства.  Сравнительно слабая развернутость морфемы "бог" в корневом строе русского языка свидетельствует о более позднем ее происхождении.  От корня "раз" /о его видоизменений "рез",  "раж", с чередованием гласной и согласной/ образуются примерно 350 широко употребительных слов,  и еще около 3000 имеют ту же морфему в качестве приставки /видоизменения:  "рас",  "роз",  "рос"/,  тогда как "бог" используется только в виде корня в 50 словах. Но суть,  конечно,  не в количестве.  "Раз" соответствует  тому периоду в развитии славянского общества,  который можно назвать военной демократией, что отчеканилось в основном значении слова "разить" и его производных,  тогда как понятие "бог",  первично означавшее "податель",  приобрело религиозный смысл в позднейший период классового расслоения,  когда верховное существо стало мыслиться как источник всеческого богатства,  податель имущественных благ, Богатейший из богачей.  /.../

Нам неизвестны те обрядовые формы, в которых совершалось поклонение Разу,  но язык доносит до нах массу бесценных свидетельств о глубочайшем значении этого имени,  развернутого в огромной лексической подсистеме языка.  Мы не можем говорить,  не произнося молитвы Разу.  "Раз-долье",  "Раз-ведать",  "Раз-меренный"... Доля Раза.  Познание Раза.  Измерение Разом.  Когда мы что-либо выражаем,  изображаем,  воображаем, придаем образ -  мы,  сами того не ведая,  служим Разу, творим его волю,  проносим его образ через мириады вещей,  преображаем мир по его образу и подобию.  "Раз"  -  это целое вероучение, запечатленное в корнях языка,  и задача языковеда в данном случае совпадает с задачей богослова:  в отсутствие других материальных остатков извлечь из самого языка основные догматы древнейшей славянской религии".

Такого рода изыскания С.Дружинин предлагает назвать "теомологией", скрещивая слова "этимология" и "теология".  Далее следует теомология русского "раз":

  "Основные значения этого слова в современном языке отчасти сохраняют и доносят до нас исконные представления о едином, доязыческом Боге.

Во-первых,  имя Раза указывает на его единственность.  Тот,  кто сотворил мир и правит миром,  не может делить свою власть с другими, и называя его Разом,  Единственным,  мы выражаем этим именем главнейшее его свойство.  "Господь наш  -  Бог единый".

Во-вторых,  Раз  -  это не только "один", но и "однажды" (16),   указание на единичный случай,  на таинственный акт сотворения мира из ничего, что ныне физики называют сингулярным состоянием.  Раз  -  это первотолчок,  от корого пошла разбегаться наша вселенная,  и всякое событие в своей однократности восходит к Разу,  к "разовой" сущности всех его проявлений. Отсюда и наречие "разом"  -  быстро,  мгновенно,  поскольку все действия такого раод вдохновляются Разом /"разом успеть",  "разом сделать"/,  а также "сразу",  т.е. с благословения,  по милости Раза.

В-третьих, Раз есть первопричина и первоусловие прочих вещей,  от него произошедших и благодаря ему существующих,  - отсюда использование этого слова в условных конструкциях,  в значении "если".  "Раз надо  -  значит надо"  -  "раз" употребляется в смысле "Разу" /"Разу надо  -  значит надо"/.  Разу посвящены,  им обысловлены все действия в главной части тех предложений,  придаточная часть которых начинается союзом "раз"/утратившим,  в силу формализации,  способность склонения/.

В-четвертых,  Раз творил мир раз-делением,  в ходе которого были об-разованы все известные нам стихии,  субстанции,  силы.  Воля Раза присутствует во всех действиях и состояниях,  производящих раз-личение,  раз-межевание,  раз-бирательство,  раз-граничение и т.д.  Это священное имя вошло в плоть и кровь вещей,  и мы невольно поминаем Раза,  когда говорим о чем-то раз-личном,  раз-нооб-раз-ном,  обозначаем процессы раз-деления.  "Раз" буквально,  в житейском обиходе,  значило "расщепляющий удар"  - именно тот,  которым был сотворен мир и который продолжает и теперь все глубже проникать в серцевину мир,  как Разящий Меч.

Отсюда,  в-пятых,  проистекает та особая щепетильность,  с какой у религиозных народов производятся акты раз-щепления,  раз-резания живой плоти  -  в них ощущается непосредственно присутствие Раза.  Евреям было заповедано кушать только тот скот,  у которого раздвоены копыта.  Чиста,  "кошерна" только особым способом разрезанная пища.  Наконец,  свято обрезание,  посредством которого сам источник жизни посвящается Богу:  обрезанный,  ображенный,  призванный Разом и проявший его печать.  Запрещено,  однако,  делсть своевольные надрезы на своем теле,  выстригать волосы над глазами /Втор., 14,1/,  потому что это  -  присваивать полновластие Раза.

В-шестых,  Раз присутствует и в самых темных и страшных делах:  в разбое, в разврате,  в заразе /"заразить" первоначально значило "убить",  т.е. принести в жертву Разу/.  Раз  -  не добренький,  а страшный,  ревнующий,  карающий Бог, который надзирает за всеми поступками человека;  а важнейшие из них  - те,  где он режет,  разит,  во спасенье или на погибель своей души,  ибо этим действием полагает предел между жизнью и смертью.  Не следует забывать об этой двойственности Раза:  он един,  но его сущность  -  разделять,  раздваивать.  Нет милостивее и нет ужаснее,  чем это Единый и Двоящий Бог,  в котором сама целость осуществляется как удар и раскол.  Благодаря Разу каждый,  кто различает,  оказывается сам различен,  и кто раздирает  -  разодран,  ибо все,  что от него исходит,  к нему же приходит.  Раз воздает каждому особой мерой,  ибо пред ним все  -  разное.  "Разное" первоначально и значило  - принадлежащее Разу.  Весь мир,  поскольку он состоит из различий,  есть поприще Раза,  и все, что разнится,  есть его имущество.

В-седьмых,  Раз не просто разделяет, но и распространяет,  разворачивает,  развивает во времени.  В нем задано движение из одной точки в разные стороны,  в нем  - источник постоянного раздвижения мира,  в ходе которого разделенные части разрастаются и снова требуют разделения.  Раз  -  это сила раз-вертывания вещей; мир,  пребывающий в Разе,  раз-дается из него в пространстве и во времени,  распространяясь за собственный предел,  и раз от разу,  от разделения к разделению становится больше себя самого.  В имени Раза заключено это таинственное влечение к саморас-крытию тайны,  так что все,  скрытое в Разе,  становится явным,  разворачивается для разглядывания и различения.

В-восьмых,  как уже говорилось,  имя Раза запечатлено не только в начале,  но и в середине,  в сердцевине многих важнейших слов,  где оно  выступает как принцип оформления,  образования всех вещей.  Вполне об-раз-уясь в своей единичности,  вещь включает в свое определение его имя.  Все, что выражено,  несет Раза в своей глубине,  все,  что отражено  - на своей поверхности,  что воображено в своей возможности,  что преображено  -  в своей действительности,  что образцово  -  во всем  объеме своем.  Из полного круга сил и воздействий Раза выступает истинный образец  -  как образованный во всех гранях,  обрезанный со всех сторон,  объемлющий и объемлемый,  воплотивший совершенство смого Раза.  "В самый раз",  -  говорят про образцовую вещь,  подразумевая, что она удалась в самого Раза,  как дитя удается в отца.

В-девятых,  Раз обозначает высшую степень любого качества,  например,  раз-веселый,  раз-любезный,  раз-проклятый,  рас-прекрасный /в последнем примере,  заметим,  усилительное значение "рас" превосходит и перекрывает значение другой усилительной приставки "пре"/.  Приобщаясь к Разу,  вбирая его имя в свое нименованье, каждая вещь обретает полноту своих свойств,  становится самой,  наибольшей,  достигает качественного предела.  По Далю,  "раз" может приставляться и к именам собственным:  Разгриша,  Разванюшка,  Раздарьюшка,  как бы усиливая в превосходной степени индивидуальные свойства означенных лиц:  Разгриша  -  это Гриша из Гриш,  самый "гришевый",  "наигришовейший".

Таким образом,  имя Раза донесено до нас тысячами слов и их производных  -  сам язык то нежно рокочет,  то грозно изрекает это имя.  Древность,  в которой слово "раз" имело прямой именно смысл и сливалось с живым представлением о едином Божестве,  столь отдаленна,  что до нах не дошло почти никаких материальных остатков его культа,  никаких гимнов,  специально ему посвященных. Однако если учесть, что и о позднейших языческий богах:  Перуне,  Велесе и др.,  до нас дошли крайне скудные сведения,  во многом сконструированные самими исследователями, то не приходится удивляться,  что единобожие,  предшествовавшее язычеству,  вовсе не оставило следов.  Никаких  -  кроме самого языка,  который древнее язычества.  Но язык  -  весь,  какой он есть  -  и представляет собой самое полное и достоверное запечатление имени Бога:  во всей совокупности его тайных переименований,  образных переложений.  Не отдельные произведения  -  песни,  гимны, молитвы,  но сам язык,  из которого плодятся произведения,  как из плодоносящей основы своей,  -  вот полная запись первого Откровения.  Словарь родного языка  -  вот главное,  для всех внятное и древнейшее свидетельство о Разе,  ибо многими словами молится и возносится к Нему русская речь.

Позднейшее,  послеязыческое,  Моисеево возвращение к единобожию дало Священные книги,  но первое,  доязыческое единобожие дало сам Язык,  из которого разбрелись потом разные языки.  У Адама не было Библии, но был язык,  которым он именовал всех тварей и славил Бога,  и каждое слово в этом эдемском языке,  будучи предметным и означая нечто тварное,  одновременно было похвалой Творцу.  Весь язык,  в системе своих корней и разветвлений,  был непрерывной молитвой,  и потому-то он и дошел до нас как вечное живое и трепещущее сплетение Божьих имен,  ибо каждым словом,  именующим тварь,  именуется и Творец,  и каждое слово есть слава Ему.

...  Итак,  в русском языке,  пока он,  не расхищенный язычниками,  был святой книгой единобожия,  запечатлены следующие уставы древнейшей веры:

Чтобы постичь волю Раза  -  вслушайтесь в язык.  Нет бога,  кроме Раза,  и язык  -  единственный пророк его.  Слово было Бог,  и Бог пребывает в Слове" /Сергей Дружинин и Евгений Гиреевский. "Разовые уставы"/.

Мы процитировали те отрывки из разовцев,  где явственнее всего звучит голос Я.А.,  хотя и в сопровождении несвойственных ему мифо-идеологических призвуков,  риторических интонаций.  Для более объективной картины приведем еще часть статьи,  посвященной Разу,  из "Словаря русских мифологических имен",  составленного не без активного участия разовцев:

"РАЗ  -  древнейшее божество славян,  почитаемое на стадии прамонотеизма.  С имени этого божества начинался счет,  поскольку с ним было связано исконное представление о единичности./.../    Следы ритуальной практики сохранились в виде заостренных предметов,  так называемых "примитивных орудий труда",  служивших,  по-видимому,  культовой утварью в храмах Раза.  Техника резания,  обтесывания формировалась под воздействием религиозных представлений о жизнепорождающем,  разящем Ударе.  "Разить"  -  значило выполнять волю Раза,  действовать во имя Раза  -  священодействовать;  лишь в общественном быту племен,  сражавшихся за свою веру с иноплеменниками,  это слово приобрело впоследствии воинственный смысл  - поражать врагов.

/.../  Некоторые исследователи связывают с этим древнейшим корнем само название нашего народа и страны.  Так,  по мнению В.К. Тредиаковского,  "росс"  -  не что иное,  как повелительное наклонение глагола "разить":  так называли наших предков за их воинское мужество.  Однако этот героический смысл глагола "разить" следует признать вторичным по отношению к иератитеческому:  "росс" могло означать обращение к Разу,  приказ повиноваться ему,  сигнал к совершению племенного обряда и принесению жертвы,  которая особым способом закалывалась и расчленялась./.../  В характере русского племени также отразились особенности древнейшей веры  _  прежде всего,  в склонности к долгой расслабленности и чрезвычайным разовым усилиям,  краткому и однократному напряжению сил,  для которого требовался предварительный покой;  сочетание инертности с импульсивностью  -  ударный трудом,  мгновенным порывом,  авралом,  одним словом,  разовостью как чертой национально-психологического уклада" (Василий Дунин, Предисловие, "Словарь русских мифологических имен"/.

Так пишут разовцы-энциклопедисты,  а вот мнение их же публицистов:  "Все наши победы  -  от этой дремотности.  "Леность",  "пассивность",  "пьянство",  "тяга к рассеянию и забытью",  все,  чем клеймили нас наблюдательные иностранцы,  -  это как раз и ведет к накоплению сил,  требующих затем грозной,  моментальной разрядки.  Работай мы равномерно,  как другие народы,  -  мы бы истощили свой запас сил в каждодневной мороке.  Наш народ,  видимо,  предназначен для высших исторических свершений.  Силы надо скапливать загодя,  послаблением себе в растянувшиеся периоды исторических будней.  Чрезвычайные усилия даются постепенным расслаблением.  Густой,  смачный сон,  дремучее бытие в глуши,  на отшибе,  тягомотная лень,... -  все это вызывало высокомерие к русским,  дескать,  дикий народ.  А где были вы,  цивилизованные народы,  когда Наполеоны и Гитлеры походя сгребали в свою мошну ваши вылизанные государства?  Трудились изо дня в день,  с заведенностью механизма,  - и пали моментально,  как карточные домики.  Сила  -  она в покое.  Вас-то и хватило только на эти чистенькие конторы,  отутюженный домашний быт.  А как делать историю  -  жила слаба.  Вот тут-то наш народ и выходит вперед  -  и,  по древнему выражению,  "дает Раза" своим недругам.  Он главную жилу в себе крепил,  пока сну предавался,  -  и с размаху разит врага.  Вы нашего Раза,  славного Бога не знаете,  никогда  не служили ему и от него чести не видали,  а он радеет за сонных,  да дерзких" /Тимур Глухов.  "Перед битвой"/.

Разовцы считают, что очередной период тысячелетий народу предстоит "разрядить свою дрему в новый порыв.  Потому так и затянулся исторический сон,  что много нужно собрать сил для грядущего сражения.  Будет ли это сражение с самим собой, как в эпоху ВОР (Великой Октябрьской революции), или с другими народами, как в эпоху ВОВ /Великой Отечественной войны/  -  дело еще не предрешенное.  Главное  - не проспать своего грозового часа, Разом подняться и Разу готовность свою возвестить" /Лада Гончаренко,  "Древняя вера и новый вызов"/.

Чем дальше от лингвистике к политике и от исследования к популяризации,  тем меньше ощутим дух всеразличия в выступлениях разовцев.  Следует,  однако,  признать успех их пропагандым зафуксированный последними фольклорными экспедициями,  которые,  впрочем,  проводились ими самим по заранее составленной программе.  Вот что записано в селе Мелки Вешневольской области  - в жанре так называемых "преданий".

"В древности был такой Бог  -  его Разом называли.  У нас это слово тоже осталось:  "раз-два,  взяли".  Но мы не понимаем,  что  тот еще Раз,  в которого наши предки верили,  перед всяким делом ему молились. И первые острые камни ему посвящали  -  рази врагов наших.  Это в честь него и Разина прозвали,  боевой был мужик".

"Кто такой Раз?  Это Бог был такой,  в старые времена ему люди молились:  помилуй,  Раже!  Вот в музее у нас краеведческом острые такие штуки из камня,  вроде как ножи,  топоры,  -  это он людей научил делать,  чтобы все разделять,  свежевать.  Шкуру там отделить от мяса...  Когда считаешь,  тоже надо отделить:  раз,  два,  три  -  вот потому с Раза и счет начинается.  Еще говорят:  врагов по-рази,  беду от-рази  -  это все к нему обращаются.  Разин свою фамилию от него взял  -  дескать,  буду за этого бога мстителем,  раз вы его скинули".

Этими полевыми записями разовцы хотели бы доказать, что какие-то смутные воспоминания о древнем Разе еще живут в народе. Но по сути они собирают урожай тех представлений, которые сами же и посеяли своей публицистикой,  да и прямой пропагандой в тех деревнях,  вокруг которых собирали сведения.  В одном селе рассказывали,  в соседнем записывали  -  вот так концы у них и сходятся с концами,  через святую простоту народного слуха и говора.

Разовцы со своей точки зрения перечитывают и перетолковывают всю историю отечественной культуры.  Так,  величайшим религиозным поэтом они считают Маяковского,  отвергая миф и его атеизме:

"Разумеется,  с позиции определенной веры кто-то,  верующий иначе,  может показаться неверующим.  И христианам,  и коммунистам Маяковский казался выразителем крайних атеистических взглядов,  но теперь,  в перспективе заново открытых первоистоков русской духовной традиции,  становится ясно, чьим певцом и пророком был Маяковский.  Все лучшее у него вдохновляется Разом и представляет собой неумолкающее молитвословие этому первому русскому Богу. "Раз-ворачивайтесь в марше...",  "Время,  снова ленинские лозунги раз-вихрь..."  "Парадом раз-вернув моих страниц войска...",  "Мы раз-носчики новой веры...",  "Дело Стеньки с Пугачевым,  раз-горайся жарче-ка!  Все поместья богачевы раз-метем пожарчиком",  "Раз-дувай коллективную грудь-меха...!"  От Раза исходит эта грозная и ликующая сила вдохновенья,  берущая ба разлом старый мир,  -  даже небо у Маяковского "распорото" и "раскроено",  являя ту же разящую мощь Бога -Удара.

Конечно, и у других писателей,  поэтом можно найти множество слов с той же приставкой  -  но у них это дань неизбежности языка,  речевая привычка,  у Маяковского  -  любовная ярость и вдохновение.  Он одержим этими "раз-",  "раз-",  которые из элемента языка превращаются у него в систему мировоззрения  -  так много личного,  своего вкладывает он  в эту приставку,  так выразительно звучит она у него.  По сути,  в этих "развернуть",  "разжечь",  "разметать",  "растоптать",  "разломать" главное Слово  -  "Раз",  а все остальное  -  его свита,  его ипостаси,  развертывающие многообразие его свойств и возможностей.  И в пространстве,  и во времени,  и в пламени,  и в воздухе  -  все тот же Раз  -  разжигающий,  разламывающий,  развертывающий,  развихривающий.  И последние строки поэта тоже посвящены Разу,  предсмертным дыханием вышептывая его любимое имя.  Руки и пальцы,  приносившие "пером как штыком" тысячи жертв,  теперь сами приносятся в жертву:  "Я руки ломаю и пальцы раз-брасываю раз-ломавши..."  Это все тот же Раз,  гневно крушивший связи и спайки старого мира,  распарывавший небо и раскраивавший черепа,  принимает теперь последнюю, самую нежную жертву от своего влюбленного  -  жертву отчаявшейся любви.  По сути,  Раз  -  это главный,  хотя и целомудренно утаенный,  запрятанный в другие имена,  герой всего творчества Маяковского, ибо во всех действиях,  раздирающих мир на жертвенные части,  действует именно он, и приносится эта жертва.

/.../ И в современной поэзии, продолжающей культово-гражданские традиции Маяковского,  глубоко раскрывается этот Разовый дух отечественной истории,  особенно в ее новейший период.  Сама революция предстает как дело Раза,  как одна из трансформаций посвященного ему обряда "раскалывания чурок",  или "разгрома крепостей". Другой обмирщенной вариацией этого же обряда является всем знакомая игра в городки,  что дает поэту уникальную возможность метафорически слить два поздних значения и возродить изначальное,  ритуальное  -  в образе вождя революции,  "режущегося в городки":

Раз!  -  распахнута рубашка,
  раз!  -  прищуривался глаз,
    раз!  -  и чурки вверх тормашками  -
Рраз!
Рас-печатывались "письма",
          раз-летясь до облаков,  -
только вздрагивали бисмарки
от подобных городков!
...Раз!  -  врезалась бита белая,
   как авроровский фугас  -
    так что вдребезги  империи,
         церкви,  будущие берии  -
Раз!


Такова эта "вакхическая песня" в честь Раз-ума самой революции,  такова игра самого Раза,  запечатленного в образе юношески дерзкого,  задорного и неудержимого вождя.  Вознося на новую ступень религиозное чувство борьбы,  поэт раскрывает за невинной обыденной игрой всенародный масштаб древней мистерии,  перенесенной на сцену современности.  Игра в городки,  сшибающая с исторической арены как языческие,  так и христианские храмы и идолы /"церкви" и "рейхстаги",  "бисмарков и берий"/  -  это яростная игра возврата к исконному национальному единобожию,  революционная игра Раза,  сокрушающая древние святыни во имя древнейших,  а потому и призванных к возрождению обратно-поступательным ходом нашей истории.  Вождь,  разящий твердыни цивилизации,  раскалывающий их,  точно детские чурки,  продолжает дело Разиных и Раскольниковых всех времен.  Он не только возрождает дух и строй древней военной демократии,  но и сам выступает как смеющийся,  азартный бог удара.  Ведь то,  что в традиционных религиях именовалось "дарами",  исходящими от бога-подателя,  бога-богача,  в религии Раза выступает как "дары наоборот",  судьбоносные у-дары,  сокрушающие с необходимостью сначала жертвы,  а затем и самих жрецов..." /Владимир Рогов.  "Религия Раза в поэзии ХХ века"/.
_________________________________

15.  "Теоморфный"  -  Богообразный,  Богоподобный,  сотворенный по образу и подобию Творца,  наделенный Его свойствами.  Этот термин чрезвычайно употребителен в сочинениях последователей Я.А.

 16. Ср. "Раз в крещенский вечерок девушки гадали..."  Думается,  однако,  что здесь "раз" указывает не только на обстоятельство времени, но и на того,  кому производилось гаданье.

Hosted by uCoz