УЧЕНИЕ ЯКОВА АБРАМОВА
Послесловие
Излагая учение Я.А. о Всеразличии, мы, конечно, не всегда могли с достаточной точностью отделить его от воззрений самих учеников. Порой немецкая обстоятельность и педантичность Александра Франка или византийское виение словес у Петра Флорского приглушают голос Я.А., придают тяжеловесность и неповоротливость его мысли. Но у нас нет других источников: чистота учения смешана в них с выпадающей недоученностью. Да и что такое чистота?.. По рассказам учеников Я.А. именно стремился смешать свою мысль с мыслью собеседника, чтобы совершенно утрачивалось авторство: "это не я сказал... это вы сказали" - чтобы поток беседы все ширился, размывая берега, и одна мысль вдохновенно выговаривала себя двумя голосами. Ничего не поделаешь, если в трудах учеников чаще звучит лишь один голос - их собственный. Самое радостное для Я.А. было, когда ученик первым выговаривал его мысль - вдруг находил ее внутри себя и даже изумлялся собственным умозрениям.
Возможно, читателя утомят повторы - их нельзя было избежать в тех случаях, когда мысль с одного места двигалась в разные стороны. "Мысль - это разномыслие, она рождается сразу в форме нескольких мыслей" (Я.А.). Значит, такова не только неизбежность сложения и наложения разных текстов, но и особенность мышления Я.А., которое часто возвращалось к исходной идее, обыгрывая ее в новых и новых вариантах.
Я.А. любил повторять слова Поля Валери: "Стихотворение с вариантами - настоящий скандал для сознания обыденного и ходячего. Для меня же - заслуга. Сила ума определяется количеством вариантов" (17). "Именно, - объяснял Я.А. - Количеством вариантов одного произведения, а не количеством произведений. Ибо в своем множестве произведения тоже что-то варьируют, только сами не знают, что. Это вечное, неизменное "что" остается за их пределом. Если же одно произведение варьирует себя - оно благодаря этому само становится Инвариантом. Когда что-то варирует себя - оно благодаря этому само выходит из порядка времени и становится образцом, парадигмой... В ходячей нашей пословице "повторение - мать учения" заключен неведомый ей глубокий смысл. Дело не в том, что учиться - значит повторять, но в том, что повторять - значит учить. Повтор выходит из-под власти времени и указывает на что-то вечное, то есть - учит. Сила ума в том и состоит, чтобы находить наибольшее количество вариантов, т.е. продлевать процесс научения".
Наряду с повторами в приведенных текстах встречаются вторжения каких-то внезапных идей, которые получают подробное развитие только в последующих разделах - "Единоверие", "Словарь", "Конец мира" и других. И здесь опять-таки лишь отчасти виновата наша композиционная неумелость в составлении отрывков - ведь и сам Я.А. не был последовательных мыслителем, и мы скорее даже чересчур спрямляем его мысль, чем искажаем зигзагами. Я.А. проводил различие между двумя типами мышления: фундаментальным и трамплинным. Фундамент служит для того, чтобы на него опереться, трампличн - чтобы от него оттолкнуться. Вот так и мысль у Я.А. - не столько опиралась на предыдущее, сколько отталкивалась от него, чтобы обнаружить наибольшее отличие от высказанного ранее. Ее ждала впереди свобода и неизвестность. Возводя в качестве фундамента свего мышления Первоиное, Я.А. по сути превращал его в трамплин, поскольку быть верным Первоиному - значит постоянно его переиначивать. /Фундаментальным мыслителем Я.А. считал Гегеля, а трамплинным - Ницше/.
Конечно, в вышеприведенных отрывках учение Я.А. о первоначале изложено далеко не полностью, и главное, что пропало, - это ласковое и почти осязательное отношение Я.А. к предмету его рассуждений. Казалось, он нащупывает это первоначало своей рукой - то в виде острого краешка, выдвинутого из гладкой поверхности, то в виде какой-то шероховатости, или трещинки, или бьющейся жилки. Некоторые из знавших Я.А. отмечают, что он любил всякие грани, прикосновение к ним доставляло ему удовольствие. Время от времени он проводил ладонью по ребристому краю стола...
В последние годы своей жизни Я.А. зарабатывал на жизнь тем, что
склеивал на дому коробочки для лекарств. Таким он и запечатлелся
в памяти своих собеседников: "Яков Исаевич, как всегда,
перебирает и склеивает свои коробочки: горки разноцветных облаток
аккуратно разложены у него на столе..." /Нина Сергеева, "Белые страницы"/.
Не исключено, что эта работа с коробочками нравилась ему именно из-за постоянных
прикосновений к их острым граням. То, что из плоской,
невыразительной картонки вдруг выпрыгивали разные плоскости и сбегались
к углам, рассекали друг друга, складывались в объем, -
в этом руки Я.А. находили прообраз всякого творчества как умножения граней.
Быть может, учение Я.А. о Всеразличии воплощало его непосредственно-осязательное
чувство жизни как угла, укола, резкого прикосновения,
секущего и щадящего.
_______________________________________
17. Поль Валери об искусстве. М., "Искусство", 1976, с.586.