РЕЛИГИОЗНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Само это противоестественное словосочетание:
"религиозно-атеистические" - безусловно, знамение нашего времени. Никогда еще,
пожалуй, религия до такой степени не пыталась воспользоваться достижениями атеизма
и превратить своего заклятого врага в полезного союзника. Дело доходит до того,
что безбожие рассматривается как путь к подлинному богу, или, как его называют,
"Богу богов". Дескать, "религия-1" устарела и превратилась в форму идолопоклонства,
на смену ей должна прийти "религия-2", начальным пунктом которой является отрицание
предшествующей религии, т. е. атеизм. Так рассуждают "афеяне", превратившие
атеизм в исповедание новой, более "тонкой", "очищенной" веры. Их основной постулат:
жить в отсутствии бога так, как если бы бог существовал. Такая вера не рассчитывает
ни на какие награды, включая бессмертие, поэтому она присуща сознанию "зрелого"
человека. Афеянство - это, по сути, замаскированный компромисс между религией
и атеизмом, или, можно сказать, трусливый, половинчатый атеизм, который не решается
из отрицания бога вывести радикальную смену всех жизненных установок и упорствует
в добродетелях отвлеченной веры, уже беспредметной и безнадежной.
Насколько сомнительно это религиозное
"переосмысление" атеизма выясняется из того, что оно ведет к двум совершенно
противоположным выводам, а соответственно и к двум сектантским направлениям:
доброверия и греховничества. Доброверцы упорствуют в том, что религия должна
освободится от всех форм систематического вероучения и проявляться только как
делание добра, всегда случайного, непредвиденного. Подлинное добро не ищет никакой
выгоды, не предполагает никаких "процентных начислений" в виде райских блаженств
и загробного "пенсиона". С этим можно было бы согласиться, если бы в мировоззрении
доброверов на место религиозных оснований добра вставали бы какие-то другие,
земные, материалистические основания - прежде всего, трудовая, социальная практика
и сотрудничество людей. Но добро оказывается в полной изоляции от всех законов
исторического развития, от логики и разума; оно "ни из чего, ниоткуда", и значит,
остается по-прежнему объяснять его "неисповедимым промыслом божьим". Бессмысленно
учить добру, бессмысленно предпринимать какие-то массовые, организованные действия
в защиту добра - остается только надежда на чудо. Таково это глубоко пессимистическое
вероучение, которое в целом принимается и такими разновидностями доброверия,
как "добротЕинство" и "поможґнчество".
Одно из самых зловещих и изуверских
направлений религиозной мысли - греховничество, которое из "высших" нравственных
соображений обосновывает право на грех, включая убийство. Бог, якобы, позволяет
человеку из любви к людям преступать заповеди и отдавать свою душу на адские
мучения. У этого сектантского вероучения очень сложная, запутанная догматика,
включающая представления о "Третьем Завете", которых на самом деле оказывается
два: "Духов" и "Адов". Не вникая во все эти тонкости, интересные для специалистов,
можно лишь указать на чудовищное противоречие этого вероучения простым правилам
человеческой нравственности. И напрасно идеологи греховничества ссылаются на
кодекс чести русских революционеров - нечаевщина, оправдывающая кровавые средства
для достижения идеальных целей, давно и бесповоротно осуждена моралью нашего
общества. Секта греховников особенно наглядно подтверждает, что верою в бога
могут оправдываться и благословляться тяжелейшие преступления против человечества.
Таковы парадоксы религии в эпоху
атеизма: она пытается говорить его языком и от его имени. Попытки новейшего
сектантства отождествить себя с атеизмом, воспользоваться атеизмом как аргументом
в борьбе с традиционными вероучениями сами по себе говорят о том, на чьей стороне
правда, куда ведет необратимая тенденция исторического развития. Умирая, религия
"дрожащею рукой" благословляет своего смертельного врага. Но такой преемственности
мы никогда не признаем. Атеизм - могильщик религии, и тщетны попытки превратить
его в почтительного наследника.