С.С.Демидов
Стиль и мышление: еще раз о конфронтации двух столиц.
О стиле в математике
Стиль в математике - мы употребляем это словосочетание,
как правило, не уточняя его смысл, понимая его по аналогии со
стилем в литературе и искусстве. В "Толковом словаре русского
языка" под редакцией Д.Н.Ушакова [1] (1) слово "стиль", проис-
ходящее от греческого stylos (буквально - заостренная палочка
для писания на навощенных дощечках), трактуется и как "сово-
купность художественных средств, характерных для произведений
искусства какого-либо художника, эпохи или нации", и как "сис-
тема языковых средств и идей, характерных для того или иного
литературного произведения, жанра, автора или литературного
направления", и как "способ, манера словесного выражения мыс-
лей" и, наконец, с пометой - "перен.", как "характерная манера
поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой -ни-
будь работы". Естественно и стиль в математике понимать как
совокупность математических средств и идей, характерных для
работ какого-либо математика, математической культуры (если
речь идет о временах достаточно от нас удаленных), школы или
направления.
Если говорить о математике XVIII-XX вв., то очень трудно,
на наш взгляд, с какой-либо определенностью говорить о нацио-
нальном математическом стиле (скорее всего такое понятие по-
просту лишено отчетливого смысла), но вполне возможно говорить
о стиле присущем школе, направлению, отдельному крупному уче-
ному.
Конечно, стиль (здесь и далее мы будем иметь в виду, не
оговаривая этого каждый раз специально, о стиле в математике)
определяется более фудаментальными категориями, ориентирован-
ными на глубинное понимание сути математики и математических
структур, целей и задач математического творчества, наконец,ее
методов. Однако, стиль - характеристика объективная, требующая
серьезного анализа, на который настоящая заметка претендовать
не может. Мы ограничимся лишь некоторыми соображениями, имею-
щими, на наш взгляд,общий интерес,хотя и возникшими в связи со
специальными вопросами истории математики в России.
Начну с анекдота. Известно, что петербургские математики
последней трети XIX - начала XX века свысока и с нескрываемым
пренебрежением взирали на труды своих московских коллег. И
когда последние занялись новой, возникшей во Франции, теорией
функций действительного переменного, считали хорошим тоном от-
пускать на счет этих занятий, которые рассматривали как пустя-
ковые, язвительные замечания. Рассказывают, что знаменитый Пе-
тербугский математик академик В.А.Стеклов брал в руки
диссертацию восходящей московской звезды Н.Н.Лузина, написан-
ную в русле этой новой тематики, знаменитый "Интеграл и триго-
нометрический ряд" и, листая ее, риторически вопрошал:"Где же
здесь формулы?" И на основании недостаточного , с точки зрения
петербуржца, их числа заключал: "Это же не математика, это ка-
кая-то философия!" Что с точки зрения ортодоксального петер-
буржского математика являлось оценкой самой уничижительной!
Большей бессмыслицей, чем философия, по мнению петербургских
позитивистов, было разве только богословие. Математический
текст, с их точки зрения, должен состоять преимущественно из
формул.
Таким образом, даже не вникая в содержание, по одному ви-
ду текста, он считал возможным сделать заключение о его мате-
матической несостоятельности.
Скорее всего этот случай - выдумка (хотя - кто за это мо-
жет поручиться?), причем выдумка самих москвичей,окарикатурив-
ших одного из тогдашних петербуржских столпов. Но для нас это
обстоятельство особой роли не играет, так как анекдот этот
очень рельефно выделяет отличие стиля московских и петербург-
ских математических работ, за которым (это-то и вызывает разд-
ражение героя анекдота, названного именем Стеклов) скрываются
глубокие принципиальные различия.
Стиль вторичен, ему можно и подражать. Математик, как и
живописец, может выполнить работу не в свойственном ему стиле
- это может быть сознательной стилизацией или, в случае, если
работа выполнена второстепенным мастером,бессознательным чисто
подражательным актом - например, при попытке доказать тот или
иной результат по известному образцу.
Тем не менее стиль - объективный признак характерный для
творчества крупного математика или математической школы. В ко-
нечно итоге, он является внешним выражением и мировоззренчес-
ких установок, и понимания предмета, и методов математики.
Рассмотрим в связи с этим конфронтацию петербургской и москов-
ской математических школ в последней трети XIX - начале XX вв.
Повесть о двух городах
Во второй половине века основными центрами математической
жизни в России были столицы - Петербург(где еї средоточием вы-
ступала Императорская Академия Наук) и Москва, где тон зада-
вал Московский Университет. Основным содержанием петербургской
математической жизни стала деятельность переехавшего из Москвы
П.Л.Чебышева и сформировавшейся вокруг него школы, известной
как Петербургская школа Чебышева. Эта школа,прославившаяся вы-
дающимися результатами в теории наилучшего приближения функций
(Е.И.Золотарїв, А.А.Марков, В.А.Марков и др.), в теории чисел
(А.Н.Коркин, Е.И.Золотарїв, А.А.Марков, Г.Ф.Вороной и др.), в
теории вероятностей (А.А.Марков, А.М.Ляпунов и др.), в матема-
тической физике и теоретической механике (А.М.Ляпунов,В.А.Сте-
клов, Н.М.Гюнтер и др.), получила всемирную известность и при-
знание. Для исследований этой школы характерны - 1) ярко выра-
женный прикладной характер (исключением служит теория чисел -
область традиционная для петербуржцев со времїн Эйлера),2) по-
стоянное стремление к строгому и одновременно эффективному ре-
шению математических задач, к построению алгоритмов, позволяю-
щих доводить решение задачи либо до точного числового ответа,
либо до пригодного приближїнного решения, 3) стремление к про-
стоте и элементарности используемых средств. Такая направлен-
ность деятельности школы определяла известное недоверие к но-
вомодним направлениям западной математики (в частности, нова-
торские идеи Римана оценивались как математический декаданс),
к новым веяниям в основаниях математики. При этом общее осмы-
сление математики и еї места в мире носило позитивистский ха-
рактер. "Мы решаем конкретные задачи, конкретными строгими ме-
тодами (строгость понималась в смысле возможно точного устано-
вления пределов погрешностей используемых методов) и никакого
философского тумана (скажем, в стиле Г.Кантора) не потерпим".
Математическая жизнь в Москве определялась ритмом задава-
емым Московским Математическим Обществом,организованном в 1864
году при Московском Университете и издававшем специальный ма-
тематический журнал "Математический сборник".В последней трети
века здесь сформировался крупный научный центр, исследования
которого в некоторых направлениях получили признание в Европе.
Прежде всего это работы по теоретической механике и прикладной
математике (Н.Е.Жуковский), по геометрии (прежде всего диффе-
рециальной - К.М.Петерсон,Д.Ф.Егоров), теории чисел (Н.В.Буга-
ев), теории аналитических функций (П.А.Некрасов), теории веро-
ятностей и еї приложениям (в первую очередь к социальным нау-
кам - П.А.Некрасов). Для работ москвичей характерны - интерес
к прикладной тематике, приверженность к ясным геометрическим
конструкциям, склонность к философии. Последнее дало основание
называть школу, сформировавшуюся в Москве в последней трети 19
- начале 20 столетия философско-математической.Эта философская
заинтересованность москвичей, носившая ярко выраженный антипо-
зитивистский характер,а также интерес к геометрическим пробле-
мам, мало занимавшим петербуржцев, породило сложный конфронта-
ционный характер взаимоотношений московских и петербургских
математиков,сохранявшийся вплоть до 30-ых годов 20 века (впро-
чем,эту конфронтацию следует рассматривать и в общем контексте
культурного противостояния двух столиц ). Разумеется, моло-
дых честолюбивых москвичей никак не устраивало положение мате-
матиков, если даже в Европе и признанных, то уж во всяком слу-
чае не в качестве лидеров направлений, определяющих лицо сов-
ременной математики.И они искали тематику, которая бы позволи-
ла им выйти на передовые рубежи тогдашней науки.В то же время
эта тематика должна была лежать в стороне от интересов петер-
буржцев. И этой тематикой стала теория функций действительного
переменного- направление,родившееся в 90-е годы в трудах фран-
цузских математиков Э.Бореля, Р.Бэра и А.Лебега и основывающе-
еся на столь нелюбимой в Петербурге теории множеств Г.Кантора
("это не математика, - говаривали там про теорию множеств, -
это теология"). Выбор сделанный Д.Ф.Егоровым был естественным
ещї и потому, что его учитель Н.В.Бугаев, начиная с 60-ых го-
дов выступал активным проповедником построения теории разрыв-
ных функций и предложил собственный (правда, неудачный) вари-
ант такой теории - аритмологию. Не отпугивали,а скорее привле-
кали москвичей и теологические одежды некоторых построений
Г.Кантора. В 1911 году в Comptes Rendus Академии Наук Франции
появилась заметка Д.Ф.Егорова, содержащая одноименную теорему,
а в следующем году в том же журнале была опубликована статья
его ученика Н.Н.Лузина о С-свойстве. Этими событиями принято
датировать рождение Московской школы теории функций Егорова-
Лузина,первое поколение учеников которых (Д.Е.Меньшов, А.Я.Хи-
нчин, В.С.Фїдоров, М.Я.Суслин,П.С.Александров, В.И.Вениаминов,
В.В.Степанов, И.И.Привалов) сформировалось уже до революции
1917 года. Следует заметить, что реакция петербуржцев на дея-
тельность школы Егорова-Лузина долгое время была высокомерно
негативной. Об этом - приведенный выше анекдот о реакции
В.А.Стеклова на диссертацию Н.Н.Лузина "Интеграл и тригономет-
рический ряд". Другой выдающийся деятель петербургской школы
академик Я.В.Успенский в письме к А.Н.Крылову, написанном в
1926 г., дал такую оценку Н.Н.Лузину: "Относительно Лузина я
знаю, что он хороший специалист в своей области (теория мно-
жеств и связанная с нею канторовско-лебеговская дребедень),
блестящий профессор, создавший в Москве школу своих учеников
и своим влиянием упразднивший настоящую математику в Москве"
[2, С.193]. Число таких примеров можно умножить. Для нас ясно
одно - в основе конфронтации лежали серьезные идеологические
противоречия. Эти противоречия приводили к постоянным столкно-
вениям, к взаимному отчуждению математиков обеих столиц, нако-
нец, к появлению стилистических особенностей, по которым можно
было угадать приверженность автора текста.
Особенности эти проявлялись даже в мелочах. Например, в
терминологии. Москвичи говорили - "теория функций действитель-
ного переменного", тогда как петербуржцы - "...вещественного
переменного". Дальше уже больше - позитивистская направлен-
ность петербургских лидеров, их сугубо прикладная ориентация
приводили к тому, что даже чисто геометрические исследования
оставались за пределами их активного интереса. Если москвичи с
удовольствием и с успехом развивали дифференциальныую геомет-
рию, то петербуржцы эту тематику открыто игнорировали. Даже
комплексное переменное оказалось для них слишком умозрительным
объектом и в своих конкретных исследованиях они старались без
них обходится (2)
Совершенно естественным поэтому был для них отказ от кан-
торовской теории множеств. А если принять во внимание фило-
софско-богословские фрагменты в сочинениях Г.Кантора, то можно
понять и ту неприязнь, которую они к ней испытывали (напомним
слова Успенского, процитированные нами выше!).
Москвичи же вовсе не были ориентированы исключительно на
математику, имеющую приложения, хотя прикладной математикой с
успехом занимались. При этом выдающиеся прикладники-москвичи,
такие как Н.Е.Жуковский и его ученики, живо интересовались фи-
лософией и богословием (вспомним интерес все того же Н.Е.Жу-
ковского к штудиям молодого П.А.Флоренского). Позитивистский
дух Петербурга не позволил лидерам школы по достоинству оцени-
вать новые математические направления, нацеленные не на непос-
редственные приложения, а на решение некоторых общих, по су-
ществу,философских проблем. Если москвичи с активным интересом
относились к подобной тематике (см., например, реакцию Н.Н.Лу-
зина на логические работы Н.А.Васильева [3, с.137-138]),то для
петербуржцев такой энтузиазм выглядел дурным тоном.
Наконец, московские математики даже в математических
работах могли допустить отступления философского характера (их
можно встретить и у Н.В.Бугаева, и у Н.Н.Лузина), то петер-
буржцы, как правило, до этого "не опускались". А уж тем более
петербургскому математику и в голову не могло придти пуститься
в философские спекуляции, что охотно делали москвичи (3).
Стиль школы во многом определяется стилем ее руководите-
ля. Так очень многое, что мы сказали о петербургском стиле,
можно отнести к стилю самого Чебышева. Ясный, организованный
вокруг аналитической выкладки (можно даже сказать - к выкладке
почти и сводящийся), лишенный философских отступлений,и ,еще
раз подчеркнем, носящий сугубо аналитический характер.
С москвичами дело обстоит сложнее.Тексты Егорова и Лузина
стилистически очень разные. Очень сухой, лишенный отступлений
(за исключением превосходных, как правило, исторических введе-
ний) (4), текст Егорова и более пространный с отступлениями
исторического и философского характера эмоциональный (5) текст
Лузина. Многие особенности их стилей перенимают и их ученики.
При этом очень хорошо видно - под чьим преимущественным влия-
нием находился тот или иной из их учеников.
Интересной стилистической особенностью москвичей стала
виртуозная техника построения контрпримеров - именно к такому
жанру относятся многие известные их достижения (6).
Проблема стиля в математике не только не изучена, но даже
толком не поставленный. Ее изучение поможет понять и особен-
ности процесса развития математики как на макроуровне (уровне
школ, направлений), так и на уровне творчества отдельного уче-
ного.
Примечания
1. Я выбрал этот словарь только по причине удобства - именно
он стоит рядом с моим письменным столом.
2. Известные исключения (вроде теормы Сохоцкого) лишь подтвер-
ждают правило.
3. Попытку высказаться на общие темы предпринял,правда,однажды
сам В.А.Стеклов,выступивший в 1923 г. с брошюрой "Математика и
ее значение для человечества" - сочинением примитивно позити-
вистским, выглядящим (особенно, по контрасту со славным именем
автора) попросту убого.
4. Егоров, чрезвычайно интересовавшийся вопросами философии и,
особенно, богословия, считал предосудительным обсуждать их в
математических работах - математика отдельно, философия от-
дельно.
5.Скрытые за буквой текста эмоции редко вырываются наружу,обы-
кновенно они лишь только угадываются. Оценить силу этих эмоций
в ряде случаев позволяет сохранившаяся в связи с тем или иным
текстом переписка. Так очень много дает для понимания авторс-
ких переживаний в связи с текстом учебника Гренвиля-Лузина не-
давно опубликованные письма Лузина к М.Я.Выгодскому [4].
6. Пример Д.Е.Меньшова тригонометрического ряда с коэффициен-
тами, не равными нулю, сходящегося к нулю почти всюду (1916),
опровергший гипотезу о единственности тригонометрического ря-
да, сходящегося почти всюду к данной функции, построенный М.Я.
Суслиным (1916) знаменитый пример А-множества, не являющегося
В-множеством, пример М.А.Лаврентьева (1925) дифференциального
уравнения вида y` = f ( x, y ) с непрерывной правой частью, у
которого в любой окрестности каждой точки области определения
функции f через эту точку проходит не одна, а по крайней мере
две интегральные кривые. Это лишь несколько, сразу пришедших
на ум, придуманных москвичами контримеров. Их число легко ум-
ножить.
Литература
1. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н.Ушакова.
Т.4. М.: ОГИЗ. 1940.
2. Ермолаева Н.С. Новые материалы к биографии Н.Н.Лузина //Ис-
тор.-Математ.Исслед. 1989. Вып.31. С.191-203.
3. Бажанов В.А. Николай Александрович Васильев. М.:Наука,1988.
4. Два письма Н.Н.Лузину М.Я.Выгодского // Истор.-Математ. Ис-
след. 2-я сер. 1997. Вып.2 (37).133-152.