С.Л. Катречко
КАК ВОЗМОЖНА МЕТАФИЗИКА? <**>
1.Уточнение поставленной проблемы
Данная постановка проблемы восходит к Канту. Однако если обратиться
к кантовской «Критике чистого разума», то видно, что свой первоначальный вопрос
«как возможна метафизика в качестве
природной склонности?» Кант редуцирует к вопросу «как возможна метафизика как наука?». На наш взгляд такая
сциентистская редукция вопроса неправомерна, поскольку философия как область рационально-дискурсивного знания, отлична как от
науки, так и от искусства, например от литературы (тезис 1). Тем самым
вынесенный на обсуждение вопрос можно уточнить так: как возможна философия (метафизика) в качестве рациональной деятельности?
2. Предмет философствования
В отличие от естествознания (искусства), предмет изучения
которой достаточно четко определен, ответ на вопрос о возможности метафизики
необходимо предварить обсуждением того, а есть ли у философии свой предмет
исследования, отличный от предмета других научных дисциплин (искусства)? На
этот вопрос мы даем положительный ответ. Предметом
философии являются особые метафизические
объекты, или «целостности» [1], примерами которых являются, например,
кантовские идеи разума (тезис 2). Они
представляют собой «мысленные конструкты», наподобие созданных сознанием человека
при созерцании звездного неба созвездий.
С одной стороны, важной особенностью «целостностей»
является то, что они имеют объемлющий человека характер, т.е. не являются
объектами в привычном понимании этого слова. Вследствие этого метафизические
объекты не могут адекватно исследоваться научными методами, хорошо
зарекомендовавшими себя при изучении объективно данного, например физических,
химических или биологических объектов.
С другой стороны, предмет философии отличается от
предмета искусства, которая занимается исследованием «внутреннего мира»
человека, т.е. другой «частью» нововременного субъектно-объектного различения.
В этом смысле «целостности» являются пограничными — трансцендентальными
— феноменами, имеющими субъектно-объектный характер.
3. Homo
metaphysics
Таким
образом, поставленный вопрос о возможности метафизики приобретает следующую
редакцию: как возможны метафизические объекты? Общий ответ на него уже
был дан выше, когда эти объектны были охарактеризованы как «мысленные
конструкты».
Более точный
ответ на этот вопрос сформулируем так: метафизические
объекты есть результат деятельности способности
творческого воображения, или фантазирования
(тезис 3) [2, 3]. Развернем его чуть подробнее.
В составе
этой способности можно выделить два взаимосвязанных механизма. Первый из них
может быть назван механизмом опережающего
«схватывания идей». Поясним суть его работы на простом примере. Допустим,
мы смотрим на дом и видим какую-нибудь его часть. Мы говорим при этом, что
видим дом. Зададимся вопросом: что позволяет нам говорить о видении всего —
«целостности» — дома (дома как целого)? Понятно, что никакой опыт не дает нам
видения «целостности». Увидеть дом как целое можно, если у нас уже есть «идея»
дома. Отвергая платоно-декартовский подход (концепция анамнезиса — «врожденных
идей»), который совершенно неприемлем для Канта, мы должны постулировать
наличие у человека особой способности к формированию «идей»: что-то наподобие
гуссерлевской эйдетической интуиции.
Однако в этой способности нет ничего мистического. Человек, благодаря имеющейся
у него способности к синтезу, с помощью творческого воображения конструирует
гипотетическую «идею» происходящего, в данном случае «идею» дома (заметим, что
используемое словосочетание «схватывание идеи» употребляется нами примерно в
том же смысле, когда говорят о схватывании (понимании) «идеи» математического
доказательства или понимании «идеи» (= принципа) работы какого-нибудь
технического устройства). Именно этот механизм и позволяет увидеть дом, т.е. сконструировать дом как целое, или увидеть на небе созвездия, или увидеть красоту цветка. Или на основании восприятия
некоторой последовательности музыкальных звуков услышать — сконструировать — мелодию...
Подтверждением
обоснованности предложенного нами подхода к формированию «идей» служит феномен
«творческой ошибки», возникающий при формулировании человеком ошибочной
гипотезы происходящего.
Другим
механизмом — «срезом» — творческой
способности воображения является способность человеческого сознания менять
«масштаб» рассмотрения. Если обратиться к примеру с «видением дома», то для
того чтобы увидеть дом, необходимо «переключить» внимание с его деталей на
видение целого, с «содержания» на «форму» дома. Такое «переключение»
происходит, когда человек занимается позицию как бы более удаленного
наблюдателя по отношению к воспринимаемому, т.е. изменяет «масштаб»
рассмотрения. Например, для того чтобы заняться — метафизическим! — анализом мира как целого, необходимо как бы
выпрыгнуть из объемлющего нас мира, т.е. занять положение стоящего на границе
мира наблюдателя [4].
Обратим внимание на еще одну интересную особенность творческой способности воображения. Для того чтобы сформулировать
«идею» происходящего и/или изменить «масштаб» рассмотрения необходимы более
мощные выразительные средства, т.е. необходим переход от языка (синтаксиса) к
менее формализуемому метаязыку (семантике). Причем человек должен уметь работать
в этом «смешанном» семантически незамкнутом языке, свободно меняя «масштаб» рассмотрения
и переходя от языка к метаязыку.
4. Заключение
Благодаря
творческой способности воображения сознание человека, как особый орган
переработки информации, отличается от животной психики и существующих систем
«искусственного интеллекта». Именно это позволяет человеку порождать
«целостности» (конструировать метафизические объекты типа «идей разума» Канта),
т.е. обеспечивает возможность философии (метафизики) как
«работы» с метафизическими объектами.
<**> — более ранний (хотя и немного расширенный вариант) онлайновый вариант данного текста опубликован в Поволжском журнале по философским и социальным наукам N 4, 1999
Литература:
1. Катречко С.Л. Философия как
метафизика //Человек - Философия - Гуманизм: тезисы докл. и выст. I Российского философского конгресса (4 — 7 июня 1997
г.). В 9 томах. — Т.8. — СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1998.
2. Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен //Что
значить знать? (сборник научных статей). — М.: Центр гуманитарных исследований,
1999.
3. Катречко С.Л. О творческой
способности воображения //Тезисы докладов международного семинара «Антропология
с современной точки зрения». — Калининград: Калинингр. ун-т, 1998.
4. Катречко С.Л. Философия как
пограничный феномен //Особенности философского дискурса. — М.: Изд-во
Университета РАО, 1998.