ОТ МАГОВ К ОБОЖЕСТВЛЕННЫМ ЦАРЯМ
Из книги «Магизм и Единобожие»
Если вспомнить, что первые следы существования человека относятся ко времени, отстоящему от нас на 50—40 тысяч лет, то история цивилизации предстанет перед нами в виде взрыва, нарушившего тишину. В самом деле, в сравнении с пятью-шестью тысячелетиями исторических времен — доисторическая ночь длится бесконечно долго. Удивительное постоянство удерживается в образе жизни, в быте людей на протяжении веков. Тот или иной способ обработки каменного рубила или форма кувшина определяют огромные хронологические эпохи. За тот же отрезок времени, за который техника прошла путь от мотыги до расщепления атома, в веке каменном почти не происходит перемен: те же приемы охоты, те же узоры на сосудах, те же правила захоронения...Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого определенным правилам. Легко воспитать слепца... Насколько труднее освободить человека.
Антуан де Сент-Экзюпери
* * *
Магия в некоторых отношениях была столь же сложной, как и наука. Она
требовала обширных познаний от человека, который хотел пользоваться ее
могуществом. Поэтому люди, полностью овладевшие всеми тонкостями чародейства,
приобретали над народом огромную власть.
Египетские предания утверждают, что до фараонов страной управляли боги.
Быть может, здесь под оболочкой мифа кроется смутное воспоминание о тех
временах, когда маги-колдуны играли роль вождей кланов. «По-видимому, —
говорит французский египтолог А. Морэ, — некоторые реально существовавшие
люди обладали даром внушения и угадывания, который ставил их вне и над
человечеством». Во всяком случае, власть в Египте всегда считалась божественной,
т.к. вела свое происхождение от сверхчеловеческих существ.
Около 3000 г. завершается постепенное объединение египетских областей
(номов). Объединение, как об этом свидетельствуют предания и памятники,
возглавили вожди клана Гора. Гор изображался в виде сокола, и его отождествляли
с Божественным Солнцем. Солнце обоготворялось всеми египтянами. Сверкающий
Ра был живым символом Единого, а его общенациональный культ был, возможно,
отзвуком древнейшего египетского единобожия.
Поэтому властители клана Гора объявили своего местного бога тождественным
с Ра. Над первым изображением египетских царей мы видим священного Сокола-Гора,
осеняющего фараона и помогающего ему поражать врагов. Царское имя также
включает в свое написание знак божественной птицы. Это не случайно. «Отныне,
— говорит А. Морэ, — царь почитается как живое воплощение бога Гора; на
земле он является самим Соколом-Гором... Вот окончательный прогресс царской
власти: предводитель-колдун былых времен — превращается мало-помалу в царя-жреца
и доходит до звания царя-бога».
<...> С именем фараона Мины связаны первые обряды, которые впоследствии
неизменно совершали все египетские монархи. Эти обряды носили магический
характер. Царь, венчаясь двойной короной, совершал торжественный ход вокруг
белой стены Мемфиса. Это должно было предохранить Египет от вражеских козней.
Царь проводил первую борозду плугом, чтобы пробудить силы земли, бросал
в Нил папирус с приказом, чтобы начался разлив. Таким образом, фараон сосредоточил
в своих руках власть над всей Вселенной, над стихиями и над людьми. <...>
Это было логическое завершение пути, по которому пошло человечество, увлеченное
соблазном «быть как боги». Магизм — это прямое следствие Грехопадения.
Извращение религиозного сознания привело к обоготворению человека, к обоготворению
колдуна с плетью в руке и с фетишем на голове.
Не только власть фараона была как бы частью космического строя, но
и весь социальный уклад Египта с того времени получил высшую санкцию. Нарушить
его — значило нарушить закон природы и обречь себя на неминуемую гибель.
Сословная иерархия отныне становится незыблемой. <...>
* * *
<...> По утверждению Энгельса, единобожие «есть лишь отражение единого
восточного деспота». Между тем именно в Египте мы имеем наиболее яркую
форму деспотии при развитом политеизме. В то же время приближение к монотеизму
в Индии и Греции и установление его в Израиле произошло тогда, когда центральная
власть была слаба или вообще отсутствовала.
Духовные руководители Египта, жрецы, не только не смогли очистить его
религию от многобожия и магии, но освятили незыблемый социальный строй
как сакральное установление.
Полагают, что великий сфинкс в Гизе есть символическое изображение
сына Солнца — божественного царя. Если это так, то это один из наиболее
выразительных символов кесарского самодержавия, которое несло в себе зачатки
всех узурпаций и тираний будущего. Люди сами приняли эту божественную власть.
Пусть династии порой свергались, но неприкосновенным оставалось верование
в то, что человек, стоящий на вершине социальной пирамиды, обладает ключом
от счастья своих подданных. <...>
«КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ» КАК ПЕРЕЖИТОК МАГИЗМА
Из статьи «Религия, «культ личности» и секулярное государство»
<...> Сегодня, когда у нас начинается нелегкий, но благотворный процесс отрезвления и оздоровления общества, все чаще и настойчивее повторяется вопрос: как это могло случиться? Что породило эту долгую «полярную ночь» истории, связанную с именами И. В. Сталина и его сообщников? Что побудило их с неимоверной жестокостью вести войну против народов своей страны? И каким образом человек, действовавший у себя дома, как завоеватель на оккупированной территории, смог оказаться в роли земного божества?И дивилась вся земля, следя за зверем;
и поклонились дракону, который дал власть зверю,
и поклонились зверю, говоря:
кто подобен зверю сему
и кто может сразиться с ним?
И даны были ему уста,
говорящие гордо и богохульно.
Апокалипсис Иоанна 13. 3—5
По-видимому, ближе всего к пониманию этих явлений стоят те, кто ищет
причины случившегося не только в социально-политической, но и в социально-психологической
области, в самой природе человека.
Людям свойственны как любовь к свободе, так и тенденция избегать ее,
перекладывать ответственность за риск, за инициативу, за дела и слова на
чужие плечи. Подобная тенденция очень точно описана в статьях психолога
Леонида Радзиховского. «Страх света, — пишет он, — страх разума, непривычка,
нежелание самому думать, самому пользоваться своим рассудком. Потребность
веры, тайны, авторитета. Потребность всем слиться воедино, утратить свою
индивидуальность, стать частью толпы — только так жить не страшно, в этом
видится какой-то высший смысл, залог бессмертия».
Почти все автократы сознательно или неосознанно эксплуатировали этот
сложный комплекс чувств. Надо признать, что нечто подобное бывало и в истории
религии. Но к этому мы еще вернемся, а пока отметим, что в указанном психологическом
узле причудливо сплелись два разнородных элемента: во-первых, так называемое
«стадное сознание», жаждущее покориться твердой руке, а во-вторых, извечное
и оправданное стремление человеческого духа обрести высшую истину, смысл
бытия.
Как бы тесно ни переплетались эти элементы в ходе истории — корни у
них разные.
Жажда подчинения является атавизмом, инстинктом, который люди унаследовали
от звериных сообществ, как правило, руководимых вожаками. Поиск же смысла
бытия, идеала — неотъемлемая черта культуры, свойство человека как духовного
существа.
Известный психиатр и философ Эрих Фромм считал ориентацию на высшие
ценности непременным условием гармоничного сознания. Но все же далеко не
безразлично, куда эта ориентация направлена. Если объект ее не выходит
за пределы ограниченного, преходящего, «тленного», она рискует порождать
лишь различные формы идолопоклонства. Такого рода риск, в частности, содержит
в себе идея человека как «меры всех вещей», пришедшая к нам из античности.
<...>
<...> Впервые термин «культ личности» стал употребляться в виде стыдливого
эвфемизма для обозначения сталинщины; и сначала даже складывалось впечатление,
будто обсуждается чисто академическая проблема о роли личности в истории.
Тем не менее слово «культ» было выбрано удачно. Оно верно отражает религиозный
или, если хотите, псевдорелигиозный характер явления.
Лишь в будущем, когда картина бедствия станет достаточно полной, может
быть найдено исчерпывающее объяснение случившемуся. Мне же хочется коснуться
лишь одного аспекта проблемы: какое место культ Сталина занимает в истории
религии именно как культ. <...>
<...> Вера в божественность правителей была составной частью мировоззрения
древневосточных обществ и играла немалую роль в их культурной и социальной
жизни. Именно эта вера вдохновляла египтян на строительство «вечных домов»,
пирамид для фараонов (заметим, к слову, что они не были только надгробиями
или памятниками, а считались обителями духа царя, который и по смерти продолжал
участвовать в делах страны).
Поучительная аналогия с нашим временем: «цари-боги» не слишком рассчитывали
на людей творческих и инициативных; своим послушным орудием они делали
разветвленную сеть чиновников. О деятельности древних бюрократов свидетельствуют
огромные залежи глиняных и папирусных документов, которые находят археологи
(а сколько таких документов исчезло бесследно!).
В отдельных случаях можно даже датировать начало царепоклонства. Так,
в месопотамской клинописи «божий знак», звезду, стали соединять с именем
монарха в III тысячелетии до н. э., при Нарам-Суэне. Однако по большей
части истоки царского культа теряются в сумраке дописьменных эпох.
Есть основания думать, что этому культу предшествовали первобытные формы
власти, опиравшиеся на магию, на магизм как систему взглядов. Магизм исходил
из убеждения, что существует извечный космический порядок, которому человек
должен подчиняться и на который он все же способен влиять с помощью определенных
действий — магических обрядов.
Хотя на практике магизм часто просачивался в религиозное сознание,
по существу он был антагонистом религии. Подлинно религиозное благоговение
перед Запредельным вытеснялось в магизме расчетом на власть людей, умеющих
принудить космические силы служить своим корыстным интересам.
<...> Лица, которые считались владельцами «рычагов» магии, — заклинатели,
шаманы, колдуны — приобрели в этом обществе необъятную власть и влияние.
Выражаясь словами Зигмунда Фрейда, маг, кудесник «на заре человечества
был тем сверхчеловеком, которого Ницше ожидал только от будущего».
Как бы ни толковать это явление (воздействие ли социальных факторов,
паранормальных феноменов или внушения), для нас сейчас важно, что оно стало
прелюдией к культу монархов и вождей. Джеймс Фрэзер в своей «Золотой ветви»
даже пытался проследить, какими путями из сверхъестественного авторитета
мага родилась идея сакральной власти, развившаяся на более поздних ступенях
цивилизации.
<...> Великие религиозные и философские движения, предшествовавшие
эллинизму и связанные с именами Будды, Лао-цзы, Заратустры, израильских
пророков и античных мыслителей, расшатали многие устоявшиеся взгляды. Те
же, кто не смог найти обновления в этих новых идеях, испытывали, пройдя
через скепсис, ностальгию по старинным формам жизни и мысли. В результате
царский культ обрел в период эллинизма «второе дыхание».
Пример был показан самим Александром, который, узурпировав привилегию
фараонов, объявил себя сыном египетского бога Амона. А после смерти завоевателя
среди его преемников и наследников один за другим появляются цари и диктаторы,
активно претендующие на божественность. Не входя в детали, отметим хотя
бы титулы, которые они себе присваивают: Сотер — спаситель, Епифан — явленный
бог и даже просто Теос — божество. <...>
После смерти Августа, в период от Тиберия до Диоклетиана, продолжается
эскалация культа императора, который оснащают новыми храмами и церемониями.
Тем не менее притязания власти на абсолютизм полностью удовлетворены не
были. С одной стороны, многие образованные люди, особенно приобщенные к
философии, относились к культу императора с плохо скрываемой иронией, а
с другой — само язычество мешало почитанию человекобога стать единственной
религией. Ведь даже те, кто приносил жертвы на ее алтарь, чтили наряду
с цезарем других богов.
И наконец, еще в правление «авторов» римского монархического культа
— Августа и Тиберия — в мир вошла новая духовная сила, радикально отрицавшая
поклонение главе государства.
Этой силой было христианство.
<...> Выступая против обожествления кесаря, христианство бросало
вызов и той тенденции в религиозной психологии, которая состояла из смешанных
чувств подчинения и страха, восторга и жажды сильной руки, преклонения
перед мощью капризного Властелина, произвольно карающего и милующего, перед
небесным Деспотом, образ которого легко сливался с образами земных носителей
власти.
Лик Вечности, открывшийся в Иисусе Назарянине, свободен от подобных
черт. Меньше всего в Нем можно видеть проекцию затаенных желаний, питающих
культ земного могущества.
Еще пророки Ветхого Завета, возвысившись над соблазном «божественного
деспотизма», предсказывали, что Избавитель придет на землю без традиционных
атрибутов земного властелина. И действительно, в Евангелии нет того, что
подавляло бы свободу человеческого выбора и решения. Христос рождается
и живет среди бедняков, незнатных, презираемых людей. Его ученики — не
элита, а простые, рядовые люди. Он не совершает ни одного чуда с целью
доказать Свою власть. <...>
<...> Он всегда оберегает человеческую свободу, ищет не рабов, а
сынов. В Евангелии нет давящих аргументов, которые парализуют волю, будь
то неопровержимые чудесные феномены или неоспоримые доводы логики. <...>
Недаром Данте говорил, что величайшим чудом христианства явилось то,
что оно завоевало мир без чудес. Как и служение Иисусово, проповедь Его
учеников стала зовом духовной свободы, обращенной к свободной совести людей.
«К свободе призваны вы, братья...» — восклицает Павел. Апостолы шли покорять
землю, не опираясь ни на какую внешнюю силу, дав тем самым идеальный образец
для всех последующих христианских поколений. И этот евангельский, апостольский
идеал не могут затмить никакие измены ему, не раз случавшиеся в ходе истории.
<...> Могут, конечно, возразить: а разве вера в Бога не апеллирует
к верховному авторитету? Разве во имя <...> религий не творились насилия?
С этим нельзя не согласиться, но лишь с двумя оговорками.
Во-первых, на протяжении веков никакие извращения религиозно-этических
принципов не могли полностью их устранить. Они всегда оставались как источник
обновления и покаяния. Сталинщина же за считанные годы прочно усвоила все
худшие черты исторических религий, проявившиеся в период их кризиса: инквизицию,
нетерпимый догматизм, «охоту на ведьм».
Во-вторых, есть существенная разница между верой в Высшее начало, которое
созидает, объемлет и пронизывает Вселенную, и сознательной ложью, мифом,
изготовленным в лаборатории политических фальшивомонетчиков. Даже атеист,
подходя к вопросу объективно, может согласиться, что идея Верховного Добра
и Разума, которая требует от человека этического поведения, содержит глубокий
духовный смысл. Не случайно, что в истории человечества большая его часть
принимала эту идею. А какова духовная ценность навязанной людям веры в
то, что глава государства обладает всемогуществом, всеведением, всеприсутствием,
тем более что этот человек был палачом, фальсификатором, губителем жизней
и душ?
Об исторических религиях можно иметь разные суждения и оценивать их
по-разному; но в отношении культа Сталина двух мнений быть не должно, если
мы не хотим снова вернуться в кровавый хаос. Пусть даже остаются теперь
люди, которые напоминают нам, как бойцы шли в атаку с именем Сталина, —
очевидно, что они имели в виду вовсе не реального Иосифа Джугашвили, а
политический фантом, суррогат извечной идеи Божества.
<...> В «культе личности» государственная власть пришла к полному
самообожествлению, утвердила себя как единственную безусловную ценность.
Страшный опыт диктатур XX века <...> дает нам возможность увидеть
«со стороны» облик духовной тирании, патернализма, игры на инфантильных
чувствах и массовых неврозах. Этот опыт должен привести к отказу от самой
идеи государственной религии, которая имела столько аналогий со сталинизмом,
идет ли речь о Женеве при Кальвине или о Тегеране при Хомейни. <...>