§ 4. ИСТОРИЗМ ЗЕРКАЛА. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ
С одной стороны, феномен зеркала был механизмом для формирования всяческих
мифологических и религиозных представлений, а с другой, иной срез общественного
сознания на новом историческом этапе предопределил и новые стороны зеркала.
Историческое развитие зеркальной терминологии: зеркало, отражение,
созерцание, мышление,... я также покажу на конкретно-историческом материале,
выделяя различные этапы для удобства усвоения материала. Замечу, что в
античности, в рамках мифологического сознания, ни в последующее время,
в рамках религиозного сознания, понятия “отражение” как “самостоятельного”
не было /был другой спектр понятий/. Вернее, оно было, но понималось как
“зеркальное отражение”, во всех наименованиях видна неразрывная связь с
зеркалом. Зеркальные корни присутствуют в понятиях, описывающих процесс
мышления, познания. Причем не только в древности, но и в современных языках.
I ЭТАП:
В рамках мифологического сознания образ зеркала служит мерой всеобщей
взаимосвязи всех явлений, которые описываются зеркальным мышлением, зеркальным
отображением и т.п. Здесь необходимо иметь в виду специфику мифологического
сознания, о которой я упомянул во введении: созерцательный характер познания,
гилозоизм и т.п.
Отмечу кратко терминологию древнегреческого языка /аттический диалект/(53.),
основные термины: “-” - зеркало; “-” - зеркало, точное
отображение, признак, видимость. Любопытно название “-”, которое
слагается из “” - приставка со значением проникновения, и “”,
где “” - видеть, смотреть. Более сложна приставка “”, где и цель,
способ, образ, направленность, противодействие, переходность и т.п. в зависимости
от конкретного сочетания.
Аналогична связь с процессом познания, который в мифологическом историческом
сознании имел созерцательный характер, например, слово “” - видеть,
созерцать, смотреть, познавать и его производные: “” - видение,
призрак, подобие, видимость; отображение, отражение, образ, изображение,
мыслимый образ, воображение, грезы,…
“” - создание образов; “” /зеркальные
изображения, (Платон)/; “” /созданные воображением
представления (Диодор Сицилийский)/.
Мимолетный взгляд на выявление конкретно-чувственного понятия древнегреческой
культуры в “зеркале” позволяет определить культурно-исторические предпосылки
формирования некоторых фундаментальных понятий античной философии. Выявляются
предметные корни понятия "" - эйдос /у Платона/, идея /Платон/,
форма /филос/, вид, внешность, образ, облик, и т.д. За счет более конкретного
выявления смыслового содержания /через зеркало/ понятия “эйдос”, по-видимому,
можно уточнить предметно-чувственное содержание и других понятий /“причастность”
и т.п./.
Здесь поразительно древнегреческие идеи перекликаются с восточными,
как разные пути развертывания механизма познавательного процесса. Если
в восточной культуре, в частности, в школе хуаянь, понятие “пустоты” развилось
из образа “зеркала”, причем сделан акцент на удвоении, повторении, изображении
прежде всего “формы” отображаемого объекта /т. е. за счет обособления,
абстрагирования свойств зеркала от самого зеркала/, то в западноевропейской
культуре, в частности, в философии /или рефлектированной мифологии/ Платона,
из образа “зеркала” развилось понятие “эйдоса”. Этот процесс уже шел за
счет абстрагирования иных свойств зеркала. Это акцент на отражении /естественно,
зеркальном отражении/, т. е. подобие, образ, модель, копия и т.п. А.Ф.
Лосев, перечисляя терминологические исследования понятия “эйдос”, отмечал
эту специфику сложности: “… идею причастности предмета какому-либо эйдосу
и участия эйдоса в каком-либо предмете Платон выражает и иначе: вещи, говорит
он, подражают эйдосам, эйдосы служат моделями вещей, которые являются их
копиями” (54. с.340). Т. е. если в школе хуаянь - центральные понятия “пустота”
и “форма”, то у Платона - “эйдос”, как чистая форма. Препарируя понятие
“эйдос” у Платона, А.Ф. Лосев писал, что “Вопрос здесь не упирается в проблему
частного и общего. Да и вообще мы ничего не поймем у Платона, если будем
рассматривать его теорию идей с точки зрения этой противоположности. Платон
ищет не “общее”, но определенное” (54. с.344).
Развитие неоплатонизма можно проиллюстрировать идеей - материи - зеркала
у Плотина (55.), фундаментальным понятием “причастности” в работе Прокла
“Первоосновы теологии” и др. (54. с.442), причастность, как механизм функционирования
эйдоса…/.
2 ЭТАП:
В рамках исторического сознания “зеркальный” механизм познавательного
процесса претерпевает дальнейшие изменения в механизмах абстрагирования
свойств зеркала.
В латинском языке это проявляется в термине “Spekulum” - зеркало, образ,
подобие. В основном, через его, а с XVII века, через термин “Reflectore”
- происходило дальнейшее развитие общественного сознания /reflexus, reflexio/.
В средневековье в религиозном сознании через зеркало также осмысливалось
отношение человека к миру. Средневековые мыслители провозглашали, что “Все
творения мира суть для нас как бы книга, картина и зеркало” (56.. с.55).
А.Я. Гуревич отмечает, что “Аналогия микрокосмоса и макрокосмоса лежит
в фундаменте средневековой схоластики, ибо природа понималась как зеркало,
в котором человек может созерцать образ божий” (56.. с.54, 59), т. е. человек
смотрит в природу, как в зеркало, и в то же время находит ее в самом себе.
В работе Алана Лилльского /1120/8 - 1202/3/ “Книга о рыдании природы” природа
обрисовывалась исключительно в антропологических красках, она есть лишь
“зеркало”, отображающее в себе образ человека. Для Алана:
“все природные примеры,
в отношении людей -
будто книги и картины
будто зеркала идей”
/41. с.101/.
Парацельс утверждал, правда, в другом аспекте функционирования “зеркала”,
что небосвод человека, его внутреннее небо “может быть самостоятельным
и основываться только на самом себе, но при условии, что благодаря своей
мудрости, являющейся также и знанием, человек как бы уподобляется мировому
порядку, воспроизводит в себе и таким образом опрокидывает в свой внутренний
небосвод тот небосвод, где мерцают видимые звезды. Тогда эта зеркальная
мудрость, в свою очередь, охватит мир, в котором она размещалась; ее большое
кольцо устремится в глубь неба и далее; человек откроет, что содержит “звезды
внутри себя самого” (цит. по 57. с.65).
Лоренц Янсон в 1423 г. издал книжечку “Зеркало человеческого спасения”.
Развитие “зеркала” в отдельных религиозных мировоззрениях, имеет своими
корнями мифологическое восприятие “зеркала”, его характеристики: с “пустотой”
/ничто, молчание, пауза, ноль, …/; с сознательным характером познания,
- “зеркального” мышления, ср. слова “” - видеть, созерцать, и “”
- отражение, изображение и т.п.; и многих других, которые являются предпосылками
для формирования новых интерпретаций мировоззренческих понятий, в частности,
понятия бога.
В связи с этим упомяну Н. Кузанского: “Слово - бог”, “идет от ”,
т. е. “вижу”. Бог в нашей области - как видение в области цвета” (58. с.287).
Ищущий должен “бежать взором”, чтобы приблизиться к всевидящему богу (58.
с.289). Интересно, что для Н. Кузанского понятие “бог” выражает свою сущность
только через зеркало:
- “Все наши мудрые и божественные учителя сходились в том, что видимое
поистине есть образ невидимого, и, что творца, таким образом, можно увидеть
по творению как бы в зеркале и подобии” (58. с.64). В примечаниях дается
ссылка на Дионисия Ареопагита “О Божьих именах”, 2.6, 7.3, как в зеркале
и подобии, - см. 1. Кор. 13, 12.
- “Бог - форма бытия, и однако, не смешивается с творением?.. многие
зеркала по-разному причастны одному и тому же лицу; ведь у творения нет
бытия до бытия - от, поскольку оно и есть само это производное бытие в
отличие от зеркала, которое уже было зеркалом до того, как приняло образ
лица” (58. с.101). Эту мысль Н. Кузанский повторяет и далее (58. с.102,…).
По поводу чего в Примечаниях /на с.467/ обращают внимание на то, что “Зеркальные”
сравнения Николай мог находить у Экхарта, Псевдо-Беды, но образ зеркала,
появляющегося вместе с отражением, особенно характерен для него. Ибо также
Н. Кузанский рассматривает и “ум”, как “живое зеркало” (58. с.404).
Т. о. линия неоплатонизма достигает своего крайнего выражения, так
как через зеркало формируется представление о всеобщности мышления “разумного
зеркала”, а тем самым формируются и аналогичные стереотипы бога.
“Ты, конечно, знаешь, - наведу тебя сравнением, - что формы кажутся
равными себе в прямых зеркалах и ущербленными /minores/ в кривых. Возьмем
высшее сияние нашего начала, славного бога, в каковом сиянии является сам
бог, и пусть это будет у нас беспорочное, прямейшее, бесконечное и совершеннейшее
зеркало истины, а все творения пусть будут конкретно определившимися и
разнообразно искривленными зеркалами. Интеллектуальные природы будут среди
них живыми, более ясными и прямыми зеркалами, причем представь, что в качестве
живых, разумных и свободных они способны искривлять, выпрямлять и очищать
сами себя. И вот я говорю: единая зеркальная ясность разнообразно светится
в отражениях этих зеркал, но в первой, прямолинейной зеркальной ясности
все зеркала светятся, как они есть /подобное можно наблюдать, поставив
вещественные зеркала в круг одно перед другим/; а во всех других, ограниченных
и кривых, все предстает не как оно есть, но смотря по устройству принимающего
зеркала, то есть ущербным из-за отступления этого принимающего зеркала
от прямизны. Если теперь какое-то разумное живое зеркало перенесется к
прямому зеркалу истины, в котором все без ущерба светится истинно, как
есть, то зеркало истины вместе со всеми принятыми в себя зеркалами перельется
в живое зеркало и такое разумное зеркало примет в себя зеркальный луч зеркала
истины, несущего в себе истину всех зеркал, - конечно примет в своей мере,
но в тот момент вечности это живое зеркало, как бы живой глаз, вместе с
принятием лучей сияния от первого зеркала в нем же, - увидит все другие
зеркала. Чем оно само будет прочнее, свободнее, яснее, чище, прямее, правильнее
и истиннее, тем чище, радостнее и истиннее оно будет созерцать в себе божественную
славу и всю Вселенную. Так в первом зеркале истины, которое можно назвать
также Словом, Логосом, или Сыном божьим, умное зеркало обретает сыновство
так, что оно - все во всем, и все - в нем, и его царство - обладание богом
и всем в блаженной жизни. Теперь отбрось количественные определения чувственных
зеркал и освободи свое понятие от пространства, времени и всего чувственного,
поднимаясь к разумным зеркальным ясностям, где наша мысль в чистом смысле
отражает истину, - ибо мы исследуем потемки сомнения ясностью разумного
зеркала и знаем, что истинно то, что доказывает нам разум, - словом, перенести
вышеописанный образ в интеллектуальную область, чтобы возвыситься над нашим
плохим примером к созерцанию богосыновства” (58. с.310-311).
В этом же плане осознает зеркало и Яков Беме в “Авроре или утренняя
заря в восхождении”: “Но я хочу указать тебе здесь истинную тайну. Вот
смотри: солнце есть сердце всех сил в сем мире, и составлено воедино из
всех сил звезд, и в свой черед освещает все звезды и все силы в сем мире,
и все силы черпают качествование свое в его силе /“Разумей это магически:
ибо это есть зеркало или подобие вечного мира”/” (59, с.83, см. также 171,
200, 326, 334, 392,…).
Отметим любопытный факт, лежащий в основе секуляризации религии, становления
безбожия. Рефлексия над зеркалом в европейском мистицизме перекликается
с восточными представлениями о зеркале как пустоте, ничто и т.п. Я. Беме
определяет бога как зеркало, в котором ничто не отражено, ибо в “я” у него
мерцает “ничто”. Отсутствие определенности предметно-чувственного содержания
зеркала на этом этапе исторического развития, предопределило в дальнейшем
такую барочную формулу - “бог как ничто”, которая, по утверждению А.В.
Михайлова, играла большую роль в барочной культуре (60.). А раз бог - ничто,
то его можно и игнорировать. Т. е. абсолютизация определенных черт материальной
культуры, познавательному процессу дало “обоснование” материализму, для
которого перестал существовать огромный пласт культуры, истории,… (о чем
я подробнее остановлюсь в параграфе шестом: зеркало и философия).
3 ЭТАП:
Дальнейшее развитие познавательных возможностей человека обусловлено
дальнейшим развитием “зеркальных” механизмов познавательного процесса.
Мне важно отметить общую направленность формирования “познавательной” терминологии
в определении мышления, отражения, и т.д., которые своими корнями уходят
в зеркало.
Известно, что формирование научной и философской терминологии связано
с латинским языком. Ибо на латыни были изложены в философии до работ И.
Канта /до его “Критики чистого разума”/ все основные западноевропейские
сочинения. Аналогично и в науке. Мощный взрыв культуры в Эпоху Возрождения
и Новое время связан с терминологическим процессом, который коснулся и
зеркала. Поэтому к классическому “Speculum” - зеркало, образ, подобие,
прибавляется “Reflecxus”, воспроизводящий те же отношения, но сначала в
“механическом” естествознании /я бы назвал его теологическим, если иметь
в ввиду Ньютона и последующих ученых/, а затем был перенесен на иные сферы
культуры.
В результате в современной западноевропейской культуре, например, в
английском, французском, немецком языках можно выделить три группы терминов,
общим для которых является наличие предметно-чувственного содержания “зеркала”:
а/. Первая группа терминов отталкивается от “Speculum”,
б/. Вторая от “Reflexus”,
в/. А в третьей, в основном, присутствует указание на материальное,
вещественное содержание зеркала:
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:
I. “Specular” - зеркальный, подобный, зеркалу;
“Speculate” - размышление,
“Speculative” - умозрительный, спекулятивный,
“Speculum” - зеркало. Толковый английский словарь разъясняет значение
данного термина, как “рефлектор, металлическое зеркало, зеркало телескопа,…”
(61.).
2. “Reflectivity” - отражение; “reflection”- отражение, рефлексия,
размышление; “reflex” - рефлексия, отражение, образ;
“reflect” - толковый английский словарь разъясняет значение данного
термина, как: “produce image (of) on polished surface, mirror” (зеркало);
3. “looking - glass” - зеркало; “mirror” - зеркало - в толковом английском
словаре также присутствуют значения: образ, модель, правдивый образ,….
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК:
1. “Speculateurtion” - умозрение, размышление, спекуляция, расчет;
“Speculateuriules” - созерцать, размышлять, наблюдать.
2. “Reflet” - отражение; “reflechir “- размышлять.
3. “glacanto” - зеркало, хрустальное стекло.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК:
1. “Spiegel” - зеркало; “spiegein” (sich) - отражаться;
“Abspieg (e) (lang)” - отражение;
2. “Abbildung “- отражение, изображение;
3. “Reflektieren “- отражать, рассчитывать, размышлять.
Аналогичные тенденции встречаются и в других языках…
Религиозное историческое сознание сформировало в человечестве две неразрывно
связанные стороны. Во-первых, оно повернуло фундамент человеческих устремлений
к человеку, сформулировало антропоморфизм мировоззрения, и, во-вторых,
определило, что за человеком есть нечто высшее, чем определяется человеческое
бытие. И помогло этим формулировкам - зеркальный механизм становящего человека
в его истории.
Уколова В.В. обратила на это внимание: “Диалогичность “Исповеди” в
Х книге обращается к читателю еще одной своей стороной. Августин прибегает
к образу зеркала, которое отражает загадку человеческого Я. Образ зеркала
с тех пор прочно входит в европейскую литературу. Но зеркало дает лишь
отражение, способствующее самопознаванию, оно указывает, но не исчерпывает
глубины Я” (62. с.147).
В Моисеевой истории сотворения человек создан по образу Божию. Для
Филона из Александрии “Божественный Логос” является отпечатком и образом
Бога и прообразом человека и мира, т. е. Бог создал людей по образу своему,
представляющему именно Логос. Таких интерпретаций множество, но суть их
едина - богочеловечность человека... И феномен зеркальности помогает и
указывает на тайну, лежащую за человеком, на возможность, как бы существующее,
что “… отражение в зеркале, на отшлифованной поверхности металла или водяной
глади есть виртуальный образ” (63. с.4б).
Я сделаю еще одну ссылку, но уже на С.В. Полякову, ее интерпретацию
средневекового романа “Повесть о Иемине и Иеминии” византийского автора
Евиафия Макремволита:
“Зеркало, как показывает большой сравнительный материал, воспринималось
не только обыденно-практически; оно, несмотря на свою распространенность,
продолжало оставаться таинственным, колдовским, способным дематериализовать
материальные предметы… В бесплотности и призрачности, создаваемой его отражением
второй реальности, усматривали нечто интегрирующее суть вещей, освобождения
от материальной оболочки и потому более значительных и приподнятых над
каждодневностью будней и вместе с тем - инструмент норматива и образца…
С этим осмыслением зеркала связано, по-видимому, и на удивление частое
в рамках небольшого романа его употребление Евмафием.
В своем основном источнике, т. е. у Акилла Татия, Евмафий, мы встречаем
образ зеркала /1.1 1.9 1.15 VI, в/, и возможно, что эти места послужили
импульсом для его собственной поэтической фразеологии, которая с помощью
метафор зеркального отображения дополнительно сообщала происходящему оттенок
зыбкости, отчужденности от привычного, но вместе с тем и нравственного
норматива” (64. с.117-118).
Мария - Луиза фон Франц говорит о зеркале как внутреннем мире человека:
“Св. Мария Магдалина смотрит, раскаиваясь в зеркало (картина Жоржа де ля
Тура, XV в.). Здесь зеркало символизирует столь необходимую способность
к истинной внутренней интроспекции” (39. с.215).
|