Гермес Трисмегист
ПЭМАНДР
Однажды размышлял я о существах; мысль моя реяла в
высотах, и все телесные чувства застыли словно в тяжелом
сне, последствии насыщения, излишеств или утомления. Мне
почудилось, будто огромное существо без определённых
очертаний по имени звало меня и говорило мне: Что хочешь ты
услышать или увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать? Я
сказал ему: Кто же ты? Он отвечал: "Я Пэмандр - верховный
разум. Я знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду." И я
сказал: "хочу быть сведущим в тварях, постигнуть их естество
и познать Бога". - "Прими в свой ум всё, что ты хочешь
знать, я научу тебя", сказал он. При этих словах он изменил
свой облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение, и
увидел я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный и
приятный свет, чарующий взоры. Вслед затем опустился,
колыхаясь, страшный ужасающий мрак. Мне привиделось, будто
мрак превращается в какое-то неведомое естество, влажное и
трепетное, издающее, дымясь, словно огонь, какой-то зловещий
шум. И раздался оттуда вопль, как будто голос огня. Святое
слово снизошло из света в природу, и чистый огонь взметнулся
из влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен, и
в тоже время деятелен. И воздух, по лёгкости своей,
последовал за огнём; от земли и воды он поднялся к огню и
там как-будто повис. Земля и вода пребывали в смешении, и
нельзя было различить землю с водою, и поколеблены были они
дыханием верховного Слова.
И сказал мне Пэмандр: "Что означает это видение?" - "Я
научусь этому" - отвечал я. "Этот свет, - сказал он, - Я,
разум, твой Бог, предтеча влажной природы, выходящей из
мрака. Лучезарное Слово, исходящее от разума, сын божий". "И
что же?" - молвил я. - "Узнай: то, что видит и слышит в
тебе, есть Слово Господне; Разум же - Бог Отец. - Они
неотделимы один от другого, ибо единство - их жизнь". -
"Благодарю тебя", - отвечал я. - "Постигни же свет и познай
его."
Говоря так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал от
взора его; и по знаку его, увидел я в уме моём свет и его
неисчислимые могущества, порождение бесконечного мира и
приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе. Это
постиг я из слов Пэмандра.
И так как я был в обомлении, он прибавил: "Ты созерцаешь
в уме своём первичный образ, предтечу безграничного начала".
Так сказал мне Пэмандр. - "Откуда, - возразил я, - явились
стихии природы?" Он сказал мне: "По воле Бог Он же взяв
Разум (Слово) и видя в нём строй и красоту, построил мир по
этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и
зачатками душ. Разум, Бог мужской и женский. Он же есть
жизнь и свет, порождает словами другой творческий разум,
Бога огня и дыхания, который образовал в свой черёд
правителей, в их круги заключил чувственный мир и стал им
op`bhr| посредством того, что называется роком.
Слово или разум божий устремилось вскоре от низших
стихий и примкнуло к творческой мысли, ибо они одного
естества. И низшие, неразумные стихии оставлены были в
состоянии простой материи. Творческая мысль, соединённая с
разумом, охватив круги и придав им быстрое вращение,
возвратила создания свои к себе и установила круговорот от
начала к концу, как между двумя недоступными гранями, ибо
там, где всё кончается, всё начинается вечно. И повелел
Разум, да произведёт круговращение низших стихий
бессловесных животных, лишённых рассудка, воздух понёс
летучих, вода же плавающих. Земля и вода отделены были одна
от другой, ибо так повелел Разум; и земля извела из недр
своих содержащихся там животных, четвероногих,
пресмыкающихся, зверей диких и домашних. Но Разум, Отец
всех, он же есть жизнь и свет, породил человека, подобного
себе самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Красотою
воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину свой
собственный образ и вручил ему всех тварей. Но человек,
размыслив над делом творения, захотел творить в свою очередь
и разлучился с отцом, вступая в область творчества.
Полновластный, он задумал дело сотворения братьев своих, и
те полюбили его, и каждый из них уподоблял его своему
положению. Тогда, зная своё естество и участвуя в их
природе, захотел преступить он грани кругов и превзойти
могущество, что зиждется на огне.
И этот властитель мира и смертных существ, лишённых
рассудка, через гармонию и мощную преграду кругов, явил
низшей природе прекрасный образ Бога. Пред этой дивной
красотою, в которой все силы семи правлений сочетались с
подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела она
красоту человека в воде и тень его на земле. И он, заметив в
воде отражение своего собственного облика, возгорелся
любовью к нему и захотел обладать им. Усилие последовало за
желанием и зачата была форма, лишённая рассудка. Природа
охватила возлюбленного своего и окутала его всего, и
соединились они обоюдной любовью. И вот почему, один из всех
существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный
телом, в своём естестве же бессмертный; превосходя гармонию
мира, он раб своих оков; мужеский и женский, как его Отец, и
превышая сон, он под властью сна."
Чарует меня эта речь, - молвил тогда мой ум. А Пэмандр
сказал: "Вот тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь с
человеком, произвела удивительнейшее из чудес. Он состоял,
как я сказал тебе, из воздуха и огня, подобно семи
начальникам гармонии; природа не остановилась и произвела
семь человек, мужчин и женщин, высшего строя, сообразно семи
правителям." "О Пэмандр, - воскликнул я, - продолжай, лю
бознание моё усугубляется." - "Умолкни же, - молвил Пэмандр,
ибо не кончил я мою речь." - "Молчу", - отвечал я.
"Порождение этих семерых человек, как сказал я,
произошло таким образом: земля явила женское естество, вода
- произрождающее начало, огонь доставил жар, воздух -
дыхание и природа произвела тела человеческого вида. Человек
onkswhk от жизни и света душу и разум; душа явилась к нему
от жизни, от света же разум. И все части чувственного мира
пребывали так до полного развития начал и родов. Теперь
выслушай остальное, желаемое тобою услышать. И тогда период
закончился, всемирная связь расторгнута была волею Бога; ибо
все животные, вначале двуполые, одновременно с человеком
разделились и образовались самцы с одной стороны и самки с
другой. Тотчас же Бог изрёк своё святое слово: возрастайте в
произращении и умножайтесь в приумножении, и всё моё деяние
и творенья мои; и да знает обладающий разумом, что он
бессмертен, и что причина смерти есть любовь к плоти и да
познает он все существа.
И при этих словах Провидение соединило четы, по законам
необходимым и гармоническим, и установило произрождения. И
все существа размножились по родам, а тот, кто познал самого
себя, пришёл к совершенному благу; но тот, кто в заблуждении
любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим во мраке, из-
за чувств подвластный условиями смерти." - "Какова же, -
воскликнул я, - великая ошибка невежд, что из-за неё они
лишаются бессмертия?" - "Кажется, - ответил он, - не понял
ты того, что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?" - "Я
размышляю, - сказал я, - и вспоминаю, и благодарю тебя." -
"Если ты обдумал, скажи мне, почему пребывающие в смерти
достойны смерти?" - "Потому что наше тело происходит от той
угрюмой мглы, откуда вышла влажная природа; поэтому и тело,
построенное в чувственном мире, кладезь смерти." - "Ты
понял, - сказал он, - почему тот, кто размышлял над собою,
идёт к Богу, как сказано божественным словом?" Я возразил
ему: "Потому что из жизни и света состоит Отец всех вещей,
от него же родился человек." - "Благие слова, - сказал он, -
Бог и Отец, от которого родился человек, - свет и жизнь.
Если же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и сос
тоишь из них - пойдёшь ты в жизнь." Таковы были слова
Пэмандра. - Скажи мне ещё, о Разум, как я могу войти в
жизнь", - сказал я. И ответил мой Бог: "Человек, обладающий
разумом, да познает себя самого в бессмертии сущего." -
"Итак, не все люди обладают разумом." - "Благие слова, -
сказал он, - подумай, о чём говоришь. Я, разум, присутствую
у святых, у добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых.
Моё могущество в помощь им и тотчас познают они все вещи и
призывают Отца с любовью, и к нему обращают молитвы,
благословения и хвалы, ему подобающие, и прежде даже, нежели
покинуть тело своё смерти, ненавидят чувства, деяния которых
им ведомы; или, вернее, я, разум, не допускаю свершиться
деяниям плоти. Словно привратник закрываю я вход деяниям
дурным и постыдным, отвращая желанья. Но что касается
безрассудных, порочных и злых, завистливых и корыстных убийц
нечестивых, я далёк от них и предаю их демону-мстителю, он
же изливает в чувство их проницающий огонь, толкает их всё
больше ко злу, чтобы усугубить их кару и беспрерывно
растравляет их страсти ненасытными желаниями, пытает их
невидимый враг и живёт в них неугасимое пламя."
"Ты научил меня всему, чего я желал, о Разум; но
просвети меня ещё в том, как совершается восхождение." На
}rn Пэмандр сказал: "Сначала тление материального тела
предаст его составные части превращениям; видимый облик
становится зримым; (личный) нрав, теряя свою силу, предаётся
демону, чувства возвращаются сообразно к своим источникам и
расплываются в силах (мира). Страсти и желания возвращаются
в неразумную природу; остальное возносится через гармонию,
покидая в первой зоне свойства роста или ущерба, во второй -
сноровку зла и уже бессильную хитрость; в третьей - иллюзию,
отныне не властную над желаниями, в четвёртой - тщеславие
власти, отныне неудовлетворимое; в пятой - нечестивую
надменность и безрассудное дерзновение; в шестой - привязан
ность к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой - коварную
ложь. И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира),
он является в восьмую зону, сохраняя лишь свою личную
сущность и поёт с существами гимны в честь Отца. Пребывающие
там ликуют с ним, а он, уподобленный им, внемлет мелодичному
голосу сил, которые превосходят восьмую природу и распевают
хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и
примыкают к силам, и, ставши сами силами, рождаются в Боге.
Таково конечное благо для обладающих знамением - стать
Богом. Чего же ты теперь ожидаешь? Ты научился всему;
надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя
человеческий род."
Сказавши так, Пэмандр примкнул к силам. А я,
благословляя Отца всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул
укреплённый им, постигнув природу вселенной и великое
видение. И начал я проповедовать людям красоту религии и
Знания. О народы, земнородные люди, погружённые в опьянение,
дрёму и Неведение Бога, стряхните ваши чувственные оковы,
очнитесь от вашего оцепенения.
Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил:
"Почему, о земнородные люди, предаётесь вы смерти, когда
дозволено вам достигнуть бессмертия? Придите в себя,
шествующие в заблуждении, изнывающие в неведении, бегите
мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив от тлена."
И одни, насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие,
припадая к ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув,
стал руководителем человеческого рода, наставлял их моими
речами на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости, и
питаемы они были водою амброзии (бессмертия); когда же
настал вечер, и померкли последние проблески солнца, я
призвал их к молитве. И совершив евхаристию (дела
благочестия), каждый вернулся к себе на ложе. А я начертал в
себе повесть благостыни Пэмандра и, обладая предметом
желаний моих, почил исполненный радости. Дремота тела
произвела прояснение души, мои сомкнутые очи лицезрели
истину, плодотворное молчание принесло в своём лоне
всевышнее благо, наречённые слова были семенами благ. Вот
благодать, высказанная мною от разума моего, т. е. от
Пэмандра, верховного ума; так через божественное вдохновение
овладел я истиной. Вот почему всей душою моею и всеми силами
благословляю я божественного Отца:
Свят Бог, Отец всего сущего, свят Бог, чья воля
совершается его могуществом. Свят Бог, восхотевший быть
ongm`mm{l теми, что принадлежат ему. Свят Ты, создавший
бытиё словом твоим; свят ты, чей образ являет природа. Свят
ты, не сотворённый природою. Свят ты и сильнее всякой мощи.
Свят ты и превыше всякого величия. Свят ты и превыше всякой
хвалы. Прими чистую, словесную жертву души и сердца,
возносящегося к тебе, о Неизречённый, Неисповедимый, кого
познать может одно молчание. Не введи меня в заблуждение,
дай познание нашего естества, дай силу, озари милостью твоею
непосвящённых братьев племени моего, твоих детей. Верую в
тебя и свидетельствую о тебе, шествую в жизни и свете. О
Отец, будь благословен; человек, принадлежащий тебе, волит
причаститься святыне твоей, по данной тобою власти.