Институт медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород
Author argues in the paper, that contemporary philosophy and science do not consider individual health a major object of philosophical and scientific exploration. He underlines, however, the actual importance of elaboration of a new philosophical underpinning of this important theoretical and practical trend. Author introduces an original framework of ontological assumptions, named as the system of ‘Absolute Cosmist Wholism’, which is aimed to create a useful basis for the scientific comprehension and analysis of the phenomenon of individual’s health. His ontological system builds on the: 1) Russian cosmist philosophical tradition of pan-unity and active evolution; 2) positive exploration of the object of Process – one common autonomous universal cosmic evolutionary process of the life on the Earth. Working on this basis, a new definition of the individual’s health is proposed.
ВВЕДЕНИЕ: К СОЗДАНИЮ ТЕОРИИ ‘БИОМЕДИЦИНЫ ЗДОРОВЬЯ’
В последние десятилетия мировая медицинская наука и практика достигла огромных успехов в деле сохранения здоровья человека. В свою очередь, эти успехи неравномерно распределены в общей биомедицинской сфере. В наибольшей степени прогресс достигнут в изучении и профилактике инфекционных заболеваний, а также в использовании новых хирургических технологий. В то же время, в области терапевтического лечения хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) успехи выглядят куда более скромными. Последние (ХНИЗ) еще именуют как "болезни цивилизации"; мы же предпочитаем обозначать их как "экологические антропогенные болезни" [1].
Все дело в том, что биомедицина здесь до сих пор не владеет этиотропным, а значит и индивидуальным подходом к пациенту (в лечении и профилактике "болезней цивилизации"). В результате, современный человек (проживая в демократическом обществе!) полностью лишен сегодня демократических прав на информацию по вопросу своего индивидуального здоровья, ведь он должен сначала заполучить Болезнь, или иметь предрасположение к Болезни, или находиться в состоянии Пред-Болезни (иначе в "III-состоянии" - составляющем центральное валеологическое понятие), или попасть под воздействие внешнесредовых факторов, ассоциируемых с Болезнью, - чтобы получить полноценную консультацию и/или помощь от специалиста с высшим биомедицинским образованием. "К сожалению, внимание современной медицины в значительной степени направлено на уже сложившиеся заболевания, на лечение уже сформировавшихся психосоматических болезней" [2].
Отсутствие индивидуального подхода - это отсутствие собственно медицины Здоровья, отсутствие поиска непосредственно этиогенных механизмов развития современных хронических неинфекционных заболеваний. Этиология же последних составляет в себе суть психосоматического генезиса. Фактически, современная клиническая биомедицина включается в процесс диагностики и лечения лишь с момента обнаружения повреждения 'сомы', подчиняясь первичности морфо-функционального анализа. "Главным этиологическим фактором ИБС является атеросклероз коронарных артерий" [3]. Но при этом, "атеросклероз - общее заболевание организма, патоморфологическим субстратом которого является накопление липидов во внутренней и средней оболочках артерий крупного и среднего калибра с последующим отложением соей кальция, развитием рубцовой соединительной ткани" [4]. Таким образом 'круг замыкается', а современная медицина (в отношении ХНИЗ) 'железным занавесом' отделяет себя от реально существующего психологического мира человека, равно как и окружающего его действительного социального и экологического мира.
В то же время, как точно подмечает суть сложившейся в медицине (внутренних болезней) ситуации академик Е.И.Чазов, "пусть мы пока не знаем этиологического фактора, но как развивается болезнь (атеросклероз. - К.Х.), механизмы этой болезни мы познаем больше и больше" [5]. В этом замечании раскрывается суть бурного прогресса, в настоящем, т.н. "медицины точных фактов" (evidence based medicine) и современной доминантной медицинской стратегии в изучении "биологических дефектов". Оба направления медицинской науки и практики, признаваемые сегодня как наиболее перспективные, в принципиальном порядке не ставят перед собой целей обнаружения и исследования собственно первичных этиологических факторов, но преследуют и достигают - на высочайшем уровне - целей научно-практической характеристики УЖЕ состоявшихся структурно-функциональных повреждений, включая и ассоциирующихся с ними - на биохимическом и молекулярном уровне - биологических маркеров.
Иначе говоря, вся колоссальная мощь современной биомедицины направлена на изучение состоявшихся Следствий (механизмов патогенеза), но не прямых Причин возникновения современных "болезней цивилизации". Действительно, давно уже пришла пора биомедицине выйти за пределы биологического организма и биостатистического подхода в оценке нормального функционирования человека, и признать единство человека (как личности) с окружающим его целостным миром - рассматривать человека как неотделимую часть единого био-эко-социо-космического процесса универсальной эволюции жизни на Земле. Пока же, по-прежнему, медицина индивидуализирует (на основании биостатистических норм), но при этом 'деперсонализирует' человека. Как раз в этом моменте и заключается неспособность современной биомедицины подступить к исследованию собственно первопричин возникновения ХНИЗ. Но если последовать новому исследовательскому пути, то, естественно, первично должны быть созданы новые фундаментальные допущения на философском (онтологическом) уровне, предпосылающие дедукцию необходимых теоретических предложений, как раз охватывающих научным пониманием рассматриваемый феномен действительности - индивидуальное здоровье человека. Именно в этом состоит план авторского исследования.
Автор твердо убежден, что причина 'отставания' современной медицины внутренних болезней заключается не в недостаточности текущих научных усилий, а именно в некомпетентности современной философии, не обеспечивающей науку и практику биомедицины необходимыми основами и подходами к рассмотрению и постижению феномена индивидуального здоровья человека. В этой связи следует в полной мере согласиться с мнением Владимира Коновалова, что:
"Любой специалист, стоящий на позициях современной медицины, просто не может иметь правильного представления о том, что такое лечение первопричины, а не следствия, индивидуальный подход... Те теории, которые выдвигаются изначально обречены на провал, поскольку основаны на частностях... В основе же должно лежать философское понимание мироздания и человека как его неотъемлемой части. А поскольку в наше время нет стройной теории мироздания, т.е. философия переживает кризис, то кризис медицины есть следствие кризиса науки наук - философии" [6].
Сам Владимир Коновалов объясняет нам, на примере пациента с аллергией, что индивидуальный подход в рамках современной научной биомедицинской парадигмы означает определение "индивидуального набора аллергенов", с последующим подбором противоаллергического препарата и проведением специфического "курса гипосенсибилизации к выявленному аллергену". Принципиально, однако, что полностью вне поля зрения современного научно-медицинского сообщества оказывается сущностный вопрос: "Почему у данного человека есть аллергия на то, на что у тысяч других людей ее нет?" [7].
Прямым доказательством существующей некомпетентности современной философии и науки (в отношении к индивидуальному здоровью человека) служит так нами называемый ‘парадокс творения’. Здесь подразумевается, что современный человек, являясь творением Природы, в свою очередь активно создает (творит) социальные и экологические формы бытия на планете Земля, и, в настоящем, реально управляет всем (Земным) жизненным процессом в целом. В то же самое время, однако, не менее чем на 90% все существующие факторы риска современных хронических неинфекционных заболеваний имеют своим происхождением экологическую и социальную деятельность человека и, таким образом, - напрямую проистекают из человеческой (творческой) деятельности. Иначе говоря, 90% всех хронических неинфекционных заболеваний имеют антропогенное происхождение, являясь 'творением' рук и разума человека. Как прямой вывод следует, что современные хронические неинфекционные заболевания фактически происходят из существующей онтологической, аксиологической, эпистемологической и этической некомпетентности и неразумности современной философии, науки и человека.
В любом случае, одна позиция является предельно ясной: справиться с кризисом современной биомедицины (в отношении к постижению феномена индивидуального здоровья человека) возможно только на пути выстраивания новой системы базисных онтологических принципов, которая бы оказалась хорошо подготовленной для выдвижения новых веских теоретических предложений, надежных и достаточных, в свою очередь, для обоснования собственно процесса рационального постижения и познания индивидуального здоровья человека.
В этом вопросе мы твердо убеждены, что давно уже наступило время для реабилитации и реализации онтологических и эпистемологических потенциалов русской философской космистской традиции всеединства и активной эволюции. Полагаясь на заключения ведущих отечественных и зарубежных исследователей философского космизма [С.Семенова, 1993; В.Сагатовский, 1994; А.Алешин, 1995; О.Шубаро, 1998; И.Калчев, 1999; Е.Гутов, 1996; и др.], мы указываем здесь десять наиболее характерных черт русского космизма (как семантический инвариант идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского космизма):
1) Идея всеединства - центральная идея русского космизма;
2) Идея незавершенности развития мира и человека;
3) Идея творческого призвания человека;
4) Идея преображения мира как смысла человеческой жизни;
5) Идея активной эволюции;
6) Понимание восходящего характера эволюции;
7) Идея об ответственности человека за судьбу мира;
8 ) Идея синтеза наук;
9) Эпистемологическая позиция "гносеологического реализма", подразумевающая в себе "идеал цельного познания, т.е. познания как органического всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и Хомяковым...", объединяющий "чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание...", и развивающий "такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим синтезом" [8]; другими словами, - понимание истинного знания как результата правильного целостного взаимоотношения эмпирического, рационального и мистического (интуитивного) знания;
10) Аксиологическое понимание, что все человеческие страдания укоренены в недолжном космическом состоянии человека (и мира). В этом отношении уместным будет отличать понятия культуры и цивилизации: “Культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов. Цивилизация есть соответственно система средств, обеспечивающих эффективную реализацию ценностей, смыслов культуры” [9].
Как известно, философский космизм составлял собой основное течение самобытной философской мысли России конца 19-го и начала 20-го века. Кроме того, в начале 20-го века сформировались предпосылки к его будущему великому расцвету и выходу на мировую арену. Однако, начиная с 1917 года русский космизм был безобразным образом репрессирован, подавлен большевистским режимом именно физическим образом ('гулаги', все виды идеологического и физического террора); так что, в конечном итоге, он оказался практически удаленным как из российской культурной среды, так и из Западного и мирового сознания в целом.
Начиная с 1990-х годов, на волне демократических преобразований, в стране происходит некоторое оживление интереса к философскому космизму. По крайней мере, на космистских позициях выстроена валеологическая система академика В.П.Казначеева. Последняя несомненно заслуживает отдельного рассмотрения; здесь же автором подчеркивается основная позиция, что В.П.Казначеев рассматривает здоровье человека не как состояние, но именно как "валеологический процесс (выделено мною. - К.Х.) формирования организма и личности" [10].
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ: ПОНЯТИЕ О HOMO SAPIENS COSMICUS
Вся суть состоявшегося положения дел заключается в том, что современная биомедицина, в рамках состоявшегося научно-философского мировоззрения, рассматривает человека как автономного субъекта и объекта для исследования, в то время как на самом деле человек является безусловно самостоятельным субъектом, но одновременно и неотделимой частью от единого мирового целого. При этом, это единое мировое целое являет собой не текущее состояние, а именно Единый (универсальный, целостный) Восходящий (эмерджентный) Космический процесс эволюции жизни на планете Земля (Процесс). Важно, что высказанная характеристика Процесса является не 'мнением' автора, а именно естественнонаучной истиной:
- Эволюционный характер Процесса жизни на Земле, - подтверждение тому поступает из разных источников, среди которых главное место занимают данные палеонтологии, сравнительного исследования структур и функций различных организмов, сравнительной эмбриологии и сравнительной биохимии.
- Единство и универсальность Процесса является непреложным научным фактом как минимум с 1953 года, с момента открытия и описания Дж.Уотсоном и Ф.Криком структуры ДНК, доказавшем единство всех видов жизни на Земле, и генетическую передачу психологических свойств от родителей к потомству посредством молекул ДНК. Равным образом, все живые организмы, независимо от их уникальности, составлены из одинаковых элементов - из клеток, и из одинаковых химических субстанций (даже у бактерии и человека, у казалось бы несопоставимых организмов). Более того, поскольку все клетки взаимодействуют во многом одинаковым образом, то и их функционирование у всех организмов, в своей основе, является подобным.
- Восходящий характер эволюционного Процесса. Как хорошо известно, современная биология выделяет иерархические (в порядке от низшего к высшему) уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. "Соответствие выделяемых уровней узловым моментам эволюционного процесса, вне которого не стоит ни одно живое существо, делает их всеобщими, распространяющимися на всю область жизни, включая человека" [11].
- Космическое происхождение Процесса жизни на Земле, - это не в меньшей степени неоспоримый научный факт. На самом деле, какой бы концепции возникновения жизни на Земле не придерживался исследователь: креативного сотворения живого; многократного самопроизвольного зарождения жизни; концепции стационарного состояния (предсуществования жизни); концепции панспермии (внеземного происхождения жизни и ее заноса на Землю); либо происхождения жизни на Земле в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам, - во всех случаях эволюционный процесс жизни на Земле имеет космическое начало (происходит из космической энергии и вещества).
- Эмерджентный характер эволюционного Процесса. Научные данные позволяют судить об основных этапах эволюции жизни на Земле: зарождение жизни и появление прокариотов; происхождение одноклеточных организмов с ядром - простейших; происхождение форм, размножающихся половым путем; возникновение чувствующих животных, с нервной системой и примитивным мозгом; появление сознательных животных, именно людей; далее состоялось восхождение уровней общественной эволюции (истории) жизни на Земле: родов, племен, возникновения и истории общественно-государственных организаций людей и цивилизаций; следующим эмерджентным уровнем неминуемо должно состояться целостное человечество. Все восходящие эволюционные уровни организации жизни эмерджентны, т.е. для них характерна внезапность возникновения, самостоятельность в своем целостном существовании, как и необъяснимость этой автономности на основании законов существования предшествующего целостного уровня организации жизни. Так же существенно, что с момента появления человека - биологического вида Homo sapiens, мы имеем качественно отличный этап в мировом эволюционном процессе, - отныне, в нарастающем значении, именно сознательное конструктивное вмешательство человека в мировой эволюционный процесс определяет его будущую судьбу: в настоящем современный человек в целом управляет процессом эволюции жизни на Земле.
Из всего вышесказанного следуют четыре существенных вывода:
1) Концептуальный анализ характера происхождения жизни на Земле не имеет ровным счетом никакого значения для научного рассмотрения обозначенной нами проблемы - индивидуального здоровья человека. Во всех вариантах (сотворения человека Богом, Космосом или Природой) человек выступает как универсальная составная часть единого Процесса эволюции жизни на Земле. Уместно здесь допустить понятие 'космистского дуализма': а) освободить себя от изучения вопроса происхождения жизни на Земле, имеющего во всех случаях (на текущий момент) непостижимый трансцендентный характер, и никоим образом не влияющего на объект научного изучения индивидуального благополучия (здоровья) человека; б) одновременно, направить наличные ресурсы на изучение Процесса - автономного позитивного универсального космического эволюционного процесса жизни на Земле.
2) Процесс в действительности является автономным субъектом, имея единое - космическое, трансцендентное - происхождение; при этом существование Процесса ни в коей мере не зависит от нашего толкования источника его происхождения (Бог, Природа, Космос, и т.д.); Процесс существует автономно и независимо, и использует человеческий разум и человеческую разумную деятельность лишь как средство для продолжения эволюционного процесса жизни на Земле. Разумно, также, что Процесс произвел Человека на выходе всей биологической эволюции не только для наделения его ролью (функцией) создателя Общества (организатора мирового общественного и культурного исторического процесса), но и, в еще более значительной мере, как творца будущих целостных стадий благополучного существования самого Процесса - всего единого космического эволюционного процесса жизни на Земле.
3) Современный человек (Человек) выступает как равная эволюционная единица по отношению к Обществу и Природе. Иначе говоря, наравне с понятиями биологической эволюции и общественной эволюции (истории), должно быть утверждено понятие Личностной Космистской Эволюции Свободного Цивилизованного Человека. Естественным образом, дальнейшее благополучие Процесса в целом не зависит сегодня ни от биологической эволюции (она уже достигла своей высшей точки с появлением Homo sapiensanimalis), ни от общественной эволюции (достигающей сегодня своего высшего уровня в завершении оформления современного Западного пост-индустриального цивилизованного общества и появлении Homo sapienssapiens). Будущее продолжение Процесса эволюции жизни на Земле является как раз задачей нового эволюционно активного субъекта - Homo sapienscosmicus: человека, освобождаемого цивилизованным обществом от физических, биологических, экологических и социальных вредоносных и угнетающих воздействий, а также просвещаемого культурно и наделяемого технологическими возможностями (тем же цивилизованным обществом), - всеми необходимыми условиями, позволяющими человеку свободно и целесообразно осуществить свою эволюционную (космическую) специфическую функциональную способность - внести личный вклад в сохранение и продолжение Процесса.
4) Наконец, логически закономерным образом следует, что личное благополучие (здоровье) человека являет собой прямую зависимость от степени его/ее принадлежности и целостной включенности в единый Процесс эволюции жизни на Земле.
Как выше уже отмечалось, на основе возрождения истинных установок русского философского космизма и в результате специальных исследований рассматриваемой проблемы [12], автор в первую очередь стремился достигнуть оригинального уровня онтологического обоснования, способного обеспечить научное рассмотрение и объяснение индивидуального здоровья человека. Прежде всего, однако, требуется указать, что термин "субъект" приобретает у него особое значение - 'целостно интегрированного функционального субъекта'. Это означает, с космистской точки зрения, любой живой организм на Земле: молекулу, клетку, биологический организм, биосферу, человека, семью, общину, общественную организацию, общество в целом, и, в конечном итоге, сам Процесс эволюции жизни на Земле. Ниже приводятся 10 основных принципов, составивших онтологическую систему "Абсолютного Космистского Холизма":
1) Принцип универсальной функциональной интеграции - 'все живое является целостным - функционально интегрированным субъектом'.
2) Принцип универсального эмерджентного эволюционизма - 'все живое является процессом': каждый субъект (человек) развивается (эволюционирует) как через возрастающую способность адаптироваться к воздействиям и требованиям окружающей среды, так и посредством своей интеграции в восходящие (в сложности) уровни биологической, региональной или всей Земной живой экологической (общественной) целостности: молекулы, клетки, органа, био-организма, экосистемы (биоценоза, биосферы), человека, семьи, общины, общественной организации, общества, следующей целостностью неминуемо должно последовать целостное человечество.
3) Принцип креативности - 'человек является творцом': здесь мы вводим и представляем две новые категории человеческой креативности: адаптационной креативности и креативной креативности.
а) Адаптационная креативность (синонимы: Микро-эволюционная, Актуальная, Конструктивная к.). Она главным образом согласуется с пониманием эволюционного эмерджентизма Карлом Поппером, подразумевая постоянное производство новых пробных поведенческих и познавательных способов существования в текущем времени; здесь человек целесообразно использует метод проб и ошибок, равно как он эффективно использует уже существующий ("3-го мира" Поппера) научный и культурный материал; средства позитивизма, рационализма, субъективизма, эклектизма, экзистенциализма и феноменологии в одинаковой степени здесь уместны; Адаптационная креативная деятельность человека завершается в конечном итоге в достижении высшего уровня стабильности его/ее жизнедеятельности в данной среде существования;
б) Креативная креативность (синонимы: Макро-эволюционная, Восходящая, Космистская к.). Это креативная деятельность, лично приносящая удовлетворение человеку, нацеленная на производство специфических личностных эффектов или результатов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей и интеграцию в последовательно высший уровень его/ее целостного существования (отсутствующий в текущей - настоящей - действительности бытия человека) и достижение, здесь, своего личного благополучного существования.
4) Принцип единства эволюционных уровней - 'постоянного осуществления человеком активной креативной деятельности': в каждый постнатальный период человеческой жизни он/она оказываются вовлеченными как в необходимый микро-эволюционный процесс текущего уровня адаптации и достижения собственного благополучия - от 'инфантильных до зрелых форм стабильного существования' (в метафоре, 'от ассистента - до профессора'); и, в то же самое время, он/она с необходимостью и постоянно - ради собственного благополучия и здоровья - должен интегрироваться в макро-процесс собственной (личностной) удовлетворяющей космистской деятельности: производить эффекты и достигать результатов своей деятельности, так, чтобы они смогли быть доступными (и заметными для селекции) с высшего уровня будущего целостного существования (благополучия) человека.
5) Принцип космистской иерархии эволюционных уровней - 'управляющего приоритета вышеорганизованного уровня'. Так, управляющие элементы высших уровней всегда имеют приоритет в отношении селекции и использования функциональных способностей (и активностей) целостных элементов (субъектов) нижеорганизованных уровней в цели осуществления эффекта и достижения необходимого результата для целостного благополучного бытия данного высшего уровня: молекулы, клетки, ткани, органа, организма, экосистемы, биосферы, человека, семьи, общественной организации, общества, целостного человечества.
6) Принцип космистского функционализма – ‘каждый субъект нижеорганизованного уровня, от молекулы до современного цивилизованного общества, - является Функцией более высокого, единородного, целостно организованного уровня (субъекта)’: молекула - клетки, человек - семьи, и/или общественной организации, общественная структура - общества в целом, общество - является функцией собственно Процесса.
7) Принцип эволюционной селекции Сверху - 'эволюционной селекции из Будущего'. Изначально, эволюционная селекция это не только "выживание сильнейшего" в данной окружающей среде, но, главным образом, - это осуществление субъектом своей специфической функциональной способности, а значит, - обнаружение субъектом (человеком) возможности применить свою, приносящую ему удовольствие, личностную деятельность (и эффекты и результаты этой деятельности) по удовлетворению потребностей грядущего (будущего) уровня собственного целостного существования. Таким образом происходит селекция функционально подходящего субъекта с нижеорганизованного уровня для удовлетворения потребностей и требований вышеорганизованного уровня существующей реальности, что являет собой как раз селекцию "из будущего", поскольку "выше- (сверху) организованный уровень" актуальным образом отсутствует в текущем существовании человека. Например, ребенка отбирает в школу школьная администрация; школьника в университет - приемная комиссия университета; студента в трудовой профессиональный коллектив - управляющий производством, и т.д. Всякий раз, при этом, для ребенка, школьника, студента их будущие уровни целостного существования (соответственно: школа, университет, производственный коллектив) являются именно "будущими", поскольку отсутствуют в текущем существовании и ребенка, и школьника, и студента.
8) Принцип особой роли современного человека в существовании единого космического эволюционного процесса (Процесса) жизни на Земле: 'будущее благополучие единого Процесса (жизни на Земле) всецелозависит от сознательной активной космической креативной деятельности современного человека'.
9) Принцип личностного функционального элитизма: 'смысл человеческой жизни заключен в последовательно восходящей эволюции человека через все макро-уровни его/ее благополучного бытия для достижения, в конечном итоге, в периоде зрелости, собственно креативного уровня личностного бытия, позволяющего человеку осуществить здесь свой функциональный специфический (элитной селекции) личностный вклад в благополучие единого целостного Процесса'.
10) Принцип индивидуального благополучия субъекта - 'благополучие субъекта напрямую зависит от степени его принадлежности и интегрированности в Процесс'. Индивидуальное благополучие субъекта - это процесс осуществления предустановленного (космического) функционального назначения данного субъекта. Здесь подразумевается (для человека): а) стадия благополучного макро-эволюционного восхождения через все биологические (внутриутробные и постнатальные) и общественные макро-уровни человеческого бытия напрямую к собственно космистскому уровню персональной креативной деятельности человека; б) стадия непосредственного осуществления человеком специфического (функционального) личностного вклада в благополучие Процесса в целом.
В завершение можно привести следующий пример. Так, на уровне университетского медицинского образования, для студента-медика примером Адаптационной креативности может послужить результат успешного приспособления к требованиям высшего образования по специальности и достижения устойчивой отличной успеваемости по всем обучающим дисциплинам. В свою очередь, примером Креативной креативности послужит активная деятельности студента, в свободное от занятий время, по обнаружению, совершенствованию и демонстрации своих особых, глубоко его/ее удовлетворяющих, склонностей и способностей (например, к хирургической деятельности). Таким образом, расходуя свое свободное время на необязательную дополнительную деятельность (в нашем примере, в хирургическом стационаре), студент как бы ничего не выигрывает в настоящем времени (студенчества), но зато он постоянно испытывает гармонизирующие (поскольку доставляющие удовольствие) чувства от осваиваемой им/ею профессиональной деятельности; и, кроме того, он/она напрямую обеспечивает себе благополучное будущее (поскольку его/ее энтузиазм и старания всегда будут замечены и должным образом оценены - специалистами 'сверху', как бы 'из будущего'), и в последующем он/она обеспечит себе глубоко удовлетворяющее (и значит - здоровое) существования на новом - профессиональной деятельности - целостном уровне своей жизни.
Представляемые нами здесь онтологические основания, упрощенно говоря, составляют собой философию 'будущего благополучного всеединства и настоящего активного действия'; еще более упрощенно - философию 'будущего и действия'. Иначе говоря, для того, чтобы достигнуть личного благополучия (здоровья), человек должен активно действовать (как в адаптационном, так и в креативном отношении) в текущем настоящем, но постоянно преследовать при этом главную цель подняться и интегрироваться в новый высший (будущий) уровень его/ее целостного существования, в конечном итоге - достигнуть в зрелом периоде жизни уровня собственно космистской креативной деятельности и осуществления специфического (функционального) личностного вклада в благополучие - сохранение и продолжение - единого Процесса жизни на Земле.
В заключение, с представленных космистских диалектических позиций, становится возможным изложить новое оригинальное определение индивидуального здоровья человека. В космистском контексте оно звучит следующим образом: Индивидуальное здоровье человека - это успешное космистское единство адаптационных и креативных процессов человеческого организма и личности. В ином выражении, индивидуальное здоровье человека - это "Процесс процессов", "Онтогенез онтогенезов" благополучия человека. Этот "Процесс процессов" заключает в себе:
а) Успешную онтогенетическую макро-эволюцию человека - процесс восходящей интеграции в последовательные иерархические уровни (восходящего усложнения) специфического (в данных обстоятельствах) целостного благополучия человека, - для конечного осуществления собственного (личного) функционального назначения по сохранению и благополучному продолжению единого Процесса жизни на Земле; и, в то же самое время,
б) постоянную и необходимую микро-эволюцию человека - процесс успешного развития и адаптации человека, от начальных, элементарных (инфантильных) форм вплоть до зрелых 'гомеостатических' форм и стадий целостного благополучия человека на данном макро-эволюционном уровне его/ее существования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Петленко В.П., Вебер В.Р., Хруцкий К.С. Стратегическая перспектива конституционологического развития отечественной экологической медицины. К созданию основ "целостной личностной медицины здоровья" //Экология человека. - N2, 1998. - С. 11-17.
2. Судаков К.В. Медико-социальные проблемы психоэмоционального стресса //Медикал Маркет. - N17 (1, 1995) - С. 5-8.
3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. - 3-е изд. доп. - М.: Медицина, 1994. - С. 191.
4. Госпитальная терапия: Учебник / Под ред. Г.И.Дорофеева. - Ленинград, Изд-во ВМедА, 1983. - С. 29.
5. Чазов Е.И. Кардиология на пороге XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N3(6). - С.4.
6. Коновалов В. Кризис медицины на рубеже XXI века //Медицинские новости. - 1995г., N8(11). - С. 10-11.
7. Коновалов В. Целительство: бесы XX века //Медицинские новости. - 1998г., N4(47). - С.9.
8. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 470-471.
9. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994г. – С.14.
10. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. - С. 21.
11. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. для медиц. спец. вузов/Под ред. В.Н.Ярыгина. - М.: Высш. шк., 1997. - С. 29.
12. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии: Дисс. канд. фил. наук. - Великий Новгород, 2000. - 170 с. (Интернет-публикация: www.auditorium.ru)