§3. Основные понятия маргинальной антропологии

Когда в антропологии строится некий образ человека, то неизбежно обращение к фундаментальным основаниям человеческого бытия, универсальным схемам, явным или скрытым метафизическим моделям. Поэтому мы не будем предпринимать попытки избавитьс от метафизики, а целенаправленно пойдем ей навстречу, чтобы выяснить границы и пределы применимости метафизического подхода в антропологии. Рассмотрим возможность различных способов построения метафизики человеческого бытия.

На вопрос "что такое метафизика?" обычно отвечают - это учение о бытии. Можно подумать что действительно существует некая общепризнанная и строго доказанная теория бытия, бытия вообще, бытия без человека и до человека, из которой можно вывести частную теорию человеческого быти

Правильнее было бы говорить о личностном осмыслении бытия, его "толковании", понимании, даже скорее о предпонимании, которое, как глубинная интуиция бытия, предшествует любой нашей мысли. Такое предпонимание, как условие ориентации человека в мире, можно было бы назвать прозрением смысла быти Причем это не умозрительная система аксиом, а некое интимное отношение человека и бытия, онтологическая позиция, для которой мы в последующем подыскиваем оправдание и объяснение.

Учитывая фундаментальность (неустранимость) и ценностную значимость этого отношения, его можно считать основой личного и\или коллективного мифа, в соответствии с которым структурируется и ориентируется вся жизнедеятельность человека и социума. Именно в основном Мифе выражается вера в Истину бытия, память о Другом бытии и надежда на приобщение к сверхбытию. Поэтому метафизической проблематике больше соответствует не научный подход, а мистический способ проживания своего бытия и поэтическое выражение духовного опыта. Таким образом, метафизика - это теоретическая форма мифа о бытии, универсальная метафора, от которой зависит судьба человека и человечества.

Из чего, на каком фундаменте может быть построена современная метафизика? На что она будет похожа? Нам представляется, что категориальное поле метафизики не должно сводиться только к натурфилософским представлениям, а напротив, всегда, когда возможно нужно стремиться обогатить и расширить образный ряд за счет самых разнообразных метафор.

Концепция метафоры как взаимодействия, выдвинутая А.А.Ричардсом и разработанная М.Блэком, представляет метафору как пересечение двух концептуальных систем в целях применения к основному субъекту метафоры свойств и ассоциативных импликаций, связываемых с ее вспомогательным субъектом 33).

Каждая категория есть метафора 34), это свернутая, редуцированная, вырожденная метафора. В основании любой категории скрывается некоторая метафора, выражающая некий чувственный, рациональный или духовный опыт 35). Ницше писал, что истины - это метафоры, про которые забыли, что они такое. Поэтому любая метафора может быть рассмотрена и использована как категория, может послужить ядром некоторой парадигмы.

Классическая метафизика "следовала" за физикой и описывала предметность, вещественность мира и человека, пыталась определить природу человека и свести ее к некоторому основанию, первоэлементу, общему принципу, закону. И хотя классическая физика уже не может считаться фундаментом современной науки и образцом для философии, ее метафорический потенциал использован еще не полностью. Можно предложить динамическую, энергетическую, оптическую и акустическую парадигмы человеческого бытия, каждая из которых включает целый ряд метафор.

Современная метафизика может использовать метафоры света, звука, поля, частицы и волны и прочие представления неклассической физики со всеми ее парадоксами и экзотическими представлениями об устройстве мира. Продуктивным может оказаться топологический подход к метафизике человеческого быти

Физика ХХI века, скорее всего, будет ориентироваться на биологию и метафору живого организма. Перспективы развития информационных технологий и компьютерной техники сделают актуальной метафоры из образного ряда, связанного с сознанием, бессознательным. Постмодернистская парадигма, использующая метафоры текста, письма, гипертекста и интертекста, может послужить основой для построения поэтики человеческого быти Потенциальное разнообразие возможных подходов и категорий задает многомерность не только системе метафизики, но и бытию, для описания которого могут быть использованы любые образы и метафоры.

Теперь перечислим основные термины, понятия, категории и метафоры, которые соответствуют принципам и методам маргинальной антропологии и образуют ее дискурс. Они выбираются из всего многообразия понятий, используемых в различных направлениях современной философии, а также метафор, описывающих человеческое и сверхчеловеческое бытие, которые можно обнаружить в различных мифах и религиях.

Все многообразие понятий можно систематизировать в соответствии с некоторыми наиболее общими и фундаментальными метафизическими моделями, каждая из которых представляет из себя целостную мифологему и может послужить основой для построени антропологической парадигмы. Можно предложить такие подходы как экономия, аксиология, этика и патология человеческого бытия

Топология человеческогобытия: локальность и тотальность, территория, ландшафт, место и горизонт, центр и периферия, начало и конец, верх и низ, высота и глубина, близость и удаленность, дистанция, мягкое и жесткое, большое и малое, внутреннее и внешнее, поверхность, "лицо" и изнанка, граница 36), маргинальность, положения "на краю" и "между", бытие-на-грани, бытие-между, бытие-в-промежутке, бытие-на-изломе, складка 37), щель, узел, острие, вершина, "черная дыра".

Динамика человеческого бытия 38): амбивалентность, раздвоение, смешение, сдвиг (смещение), скольжение, движение и остановка, траектория, маршрут, движение к ..., движение от ..., бытие-сквозь, подъем и спуск, вход и выход, переход 39), след, бытие-без, бытие-до, бытие-после, повторение 40), концентрация, проекция, перенос, замещение, бытие-вместо, деформация, превращение, трансформация, разрыв.

Энергетика человеческого бытия: энергия, сила и слабость, напряжение, синергия 41).

Оптика человеческого бытия: свет 42) и тьма, взгляд, слепота, видимое и невидимое, очевидность, ясность, прояснение, высвечивание, рассеяние и фокусировка, сияние, мерцание 43), вспышка, прозрачность, тень, затмение и просветление, луч, отражение и преломление, спектр, изображение, искажение, видимость, иллюзия, перспектива, созерцание.

Акустика человеческого бытия: голос, зов и отклик, эхо, резонанс.

Экономия человеческого быти 44): желание, обладание и принадлежность, обретение и потеря, принятие и отказ, собирание и рассеяние, экономия и трата, недостаток и избыток, убыток и прибыль, обмен и дар, выигрыш и проигрыш, победа и поражение, экспансия и жертва.

Самостоятельное значение имеет Аксиология человеческого бытия: качествование, различие, многообразие, специфическое, уникальное, мера, соразмерность, конечность, предел 45), умеренность и чрезмерность, недостаток и пресыщение, инаковость, свое и чужое, живое и мертвое, подлинное и мнимое, иерархия и равенство, господство и подчинение, большинство и меньшинство, доминирование, отчуждение, вытеснение, подавление, дискриминация, агрессия, насилие, захват, уничтожение.

Патология человеческого бытия: норма, отклонение от нормы, аномалия, патологи Адаптация, имитация, симуляция, подмена, симулякр. Целостность и расщепление. Децентрирование, асимметри Диссонанс, ущербность, дисгармония, неполноценность, телесные аномалии и измененные состояния сознания; инверсия, перевернутость отношений, девиантное поведение, анти-поведение, преступление. Группы риска. Экстремальные и пограничные ситуации, конфликт, стресс, кризис, шок, фрустрация, распад, разрушение, катастрофа.

Этика человеческого бытия: любовь и ненависть, невинность и вина, грех, искупление, наказание, осуждение, прощение, доверие и подозрение, беззащитность, кенозис.

Поэтика (эстетика) человеческого бытия: стиль, ритм, сюжет, смысл, слово, текст, письмо, гипертекст, интертекст.

Метафизика человеческого бытия: присутствие и отсутствие, пустота и наполненность, появление и исчезновение, регрессия и трансценденция, свертывание и развертывание, замкнутость и открытость, явленность и сокрытость (потаенность), отложенность и ожидание, встреча и расставание, изгнание и бегство, исход и возвращение, забытие и воспоминание; профанное и сакральное, Иное, инобытие, двойник и антагонист, посредник и Другой, свое и Чужое, ничто, небытие; вызов, нисхождение и восхождение, падение и Вознесение, гибель и Спасение. = Теология человеческого бытия

Таким образом маргинальная антропология может основываться на различных метафизических моделях, получая в каждом случае специфический подход к постановке и решению фундаментальных проблем человеческого быти Однако метафизику невозможно сочинить, придумать, построить. Она открывается, дается, даруется человеку. Как откровение, как прозрение, как просветление. Метафизика - это внимание к бытию, внимание бытию, доверие бытию, согласие с бытием, верность бытию, со-бытие бытию. Метафизику нужно принять, признать как "свою", родную. Метафизика - это задание человеку, призвание, то, что нужно исполнить, воплотить. Она показывает исток бытия человека, она определяет предел его бытия, приоткрывает смысл, дарует надежду, обещает спасение. Поэтому в антропологических исследованиях необходимо обращение к мистическому опыту и религиозному взгляду на проблему человека. Маргинальная антропология тоже не может игнорировать эту тенденцию.


Оглавление

33) Арутюнова Н.Д. Метафора // Русский язык: Энциклопедия. - М., 1979. - С. 140-141; Басилая Н.А. Семасиологический анализ бинарных метафорических словообразований. - Тбилиси, 1971. вернуться

34) Гудков Л.Д. Метафора в науке: границы саморефлексии (Трансцендентальные структуры смыслообразования) // Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. - М., 1994; Петров В.В. Научные метафоры: природ а и механизм функционирования // Философские основания научной теории. - Новосибирск, 1985. вернуться

35) Гудков Л.Д. Метафора как культурная норма и как компонент социального действия // Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. - М., 1994. вернуться

36) О диалектике границы см. в Соколов Б.Г. Понимание со-бытия // Метафизические исследования. Вып. 1. Понимание. - СПб., 1997. - С. 13-37; Хоружий С.С. Трилогия Границы. (Рукопись); Хоружий С.С. К антропологической модели третьего т ысячелетия. (Рукопись). вернуться

37) См.: Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. - М., 1998. вернуться

38) См.: Хоружий С.С. К проблеме глобальной динамики // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб., 1994. - С. 412-416. вернуться

39) Абеляр Т. Магический переход. - Киев, 1994. вернуться

40) См.: Делез Ж. Различие и повторение. - СПб., 1998. вернуться

41) См.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. - М., 1995. вернуться

42) См.: Хоружий С.С. Исихазм и история // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб., 1994. - С. 417-446; Топоров В.Н. Об одном архаическом индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре - SVET // Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987; Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. - М., 1995; Афанасьев А.Н. Свет и тьма // Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М., 1982. - С. 37-52; Афанасьев А.Н. Стихия света в ее поэтических представлениях // Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М., 1982. - С. 60-73. вернуться

43) См.: Беседа с В. Подорогой. К вопросу о мерцании бытия // Логос. - 1993. - N 4. - С. 139-151. вернуться

44) См.: Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: анти-Эдип. - М., 1990; вернуться

45) Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса. - СПб., 1994. - С. 63-78; Касавин И.Т. Предельный опыт. Путешествие и приключение // Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. - СПб., 1999. - С.77-85. вернуться

Hosted by uCoz