По смыслу предисловие - это то, что стоит перед следующим за ним Словом. Но и само предисловие тоже слово, слова: Мои слова, которые будут стоять перед словами автора монографии по маргинальной антропологии, вернее по ее проблемам. А что же стоит перед моими словами? Вероятно, обязывающая сила жанра, обозначаемого как предисловие. Прочитав за свою жизнь множество предисловий, понимаю, какими разными они могут быть. Самое фундаментальное различие: предисловия пишут к другим и к самим себе. Ситуация запутывается.
В таком случае лучше всего заглянуть в толковый словарь В.И. Даля. "Предисловить, - написано у него, - оговаривать что либо напередъ, предуведомлять, предызвещать, говорить или писать къ чему предисловiе, предисловную речь, вступленье, объясненье последующаго". Как видим, слово содержит огромное количество смыслов или того, что в работе С.П. Гурина названо "методологиями". Составляя предисловие, я могу воспользоваться этими уровнями развертывания и понимания предисловия как текста, в котором я предисловлю, и о чем-то предуведомить, известить заранее, о чем- то договориться, что-то объяснить. Попытаюсь это сделать.
Предуведомление. Читатель держит в руках текст, посвященный проблемам маргинальной антропологии. Есть антропология классическая, а есть неклассическая. В неклассической антропологии особый интерес для исследователя представляют феномены, не поддающиеся контролю, расчету и управлению, всегда единичные и неповторимые. Они и могут быть названы маргинальными, они и маркируют антропологию как маргинальную. В работе названо огромное количество таких феноменов в створе между сверх-бытием и ничто.
Я попыталась составить список названных феноменов и поняла, что для этого нужно переписать в глоссарий всю книгу. Перед нами чрезвычайно плотный, предельно насыщенный текст, где автор как обстоятельный исследователь (может быть, одержимый) вы-слеживает все слова, фиксирующие маргинальные состояния. Некоторые маргинальные феномены выделены особо и проанализированы в соответствующих главах.
В главе второй прекрасный параграф об игре, почти жуткий (или апофатический) по красоте текста параграф о празднике, опьянении, чуде, небольшой, но изящный и печальный параграф о путешествии, паломничестве, туризме. В главе третьей перед читателем предстают маргинальные фигуры: герой, жрец, царь и один из царей - Николай II. Заключают этот ряд (круг) фигуры постмодерниста, монаха и юродивого. Среди маргинальных фигур нет философа, вернее, есть философ только одной "масти" - постмодернист. Не автор ли это монографии (а, может быть, автор предисловия)?
Извещение заранее. Нет, это не автор монографии. Обращаю внимание читателя на два очень важных места в монографии. Прежде всего это конец параграфа о специфике маргинальной антропологии. Автор утверждает, что огромное внимание к феноменам маргинальной антропологии и соответствующего опыта может быть конструктивным только тогда, когда он вписан в контекст христианской традиции.
И далее - заключительный параграф третьей главы и всей книги, где утверждается, что все, именно все - и возвышенное, и ужасное, что происходит с человеком в мире - все по поводу и вокруг одного - его отношений с Богом. Любые мысли, слово, поступок европейского человека за последние две тысячи лет (последние?) - за или против Христа. Видимо, я могу заранее известить, что работа написана философом, глубоким исследователем, одаренным человеком, основной дар которого - православная вера.
Договоренность. Мне кажется, что при чтении монографии С.П.Гурина следует особо отнестись к разделу "методологии". Шесть страниц поразительного по плотности текста о тексте и его уровнях. Раздел интересен и сам по себе, но так же и как часть общего замысла. Эти методологии реализованы в работе, причем в любом ее разделе или малом абзаце все разом: от логического уровня до апофатического. Сознаюсь, что мне бы хотелось обнаружить, что о царе, положим, написано на метафизическом уровне, а о празднике и пьянстве - на герменевтическом или феноменологическом. Но сделать этого не удалось.
Все уровни обнаруживаются везде, как океан в капле. В теории организаций (а текст - это один из типов организаций) это называется рекурсивностью. Обращу внимание читателя на одну важную деталь методологий. Шесть из них названы по концепту "N. и текст", где N - знание, познание, понимание, сознание, интуиция, экзистенция. Седьмая и восьмая - иначе: "текст и N. ", где N - бытие и ничто. На метафизическом и апофатическом уровне Тексту придается статус аннигилирующей либо трансформирующей силы. Здесь - не до шуток.
Объяснение. Хотелось бы дать его по поводу топики текста монографии. Она - неклассична. Главы различаются по размерам, отсутствует авторское извиняющееся или какое-либо другое объяснение и этого, и выбора маргинальных феноменов и фигур. Почему это так? - потому что любое объяснение того, как заполнить имеющиеся лакуны и недо-сказанности привело бы к тому, что текст стал бы бесконечным и никогда не был бы за- кончен.
Он потенциально бесконечен, как известная книга у Х.Л.Борхеса.
Актуально он может выглядеть только так, как он выглядит. В нем с точки
зрения бесконечности почти ничего нет (это не онтология и даже не
антология), но в то же время в нем есть все, чтобы самому читателю
продолжить (или начать?) заданный в ней творческий ход и поддержать
экзистенциальным усилием заявленные в книге символы Веры. Поэтому
данная книга и посвящена : всем.
Проф. Т.П. Фокина