игумен Вениамин
кандидат богословия
Санкт-Петербург

ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

(тезисы)

 

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы,
тобы похитить права у малосильных»
Исайя гл.10,1

В теории права очень важен вопрос об источнике права. Если право это заслуга или привилегия определяемые государством, то государство же может в любой момент их отменить. Право должно быть на самом деле НЕОТЧУЖДАЕМЫМ, а таковым оно может быть ТОЛЬКО при признании главным источником права не "обычное право", не опыт сложившийся в результате совместной трудовой деятельности, не практику социального бытия и т.п., а нечто трансцендентное (запредельное), укоренённое в Абсолюте, то, что в западной традиции называют БОГОМ. /Термин «природа», который употребляют атеисты и агностики, намного слабее, т.к. слишком расплывчат, не несёт в себе этического измерения/. Бог создал человека по образу и подобию Своему, наделил человека СВОБОДОЙ, которая и лежит в основе права. Отсюда - достоинство человека как абсолютная категория. Как сказал В.С.Соловьёв, право есть свобода человека, ограниченная равенством людей.

В западной традиции Бог, это не только запредельное существо, но и важный ПРИНЦИП бытия, придающий объективную значимость понятиям добра и справедливости. "Бог не только в силе, но и в правде", а правда - это социальное понятие, связанное со справедливостью. Справедливость объективируется в юридическом законе, который и является, образно говоря, светским богом для всех граждан. А «права человека» - это светская религия. В США есть понятие гражданской религии, представляющей собой общеэтическую основу всех мировых религий: не убивай, не воруй, чти законы, защищающие человека от другого человека, от коллективов, от государства. Будь солидарен со всем добрым. Это и есть общечеловеческие ценности.

При отрицании Бога понятия добра и справедливости неизбежно психологизируются, субъективизируются и релятивизируются ("все зависит от человека", который якобы "мера всех вещей").

Если мы приняли западную концепцию прав человека (см. Конституции РФ 1993), то мы должны понять её пафос и путь её юридического оформления в западном обществе, понять наконец, что такое "естественное право". На Западе вера в Бога считалась и продолжает считаться естественной. У нас считается более естественным НЕ верить в Бога (можно соблюдать при этом какие-то обряды "на всякий случай" в надежде получить что-то свыше).

Запад остается для нас большой загадкой, но парадокс в том, что у нас этого не чувствуют, полагая, что на Западе «просто» порядка больше.

Большинство правозащитников далеки от религии, наивно полагая, что истина добра и справедливости самоочевидна для нормальных людей. «Вот, мол, и вся философия». У нас, таким образом, религиозно-философских ресурсов для выработки аналогичной концепции прав человека просто НЕТ.

Главный труд в русской философии по этике "Оправдание добра" (особенно 17-я гл.) В.С.Соловьёва так и остался непрочитанным. Мы не заметили, как мы впитали большевистско-пренебрежительное отношение к В.С.Соловьёву, как к "идеалисту". Но и большевистско-нигилистическое отношение к праву, как к "абстрактному гуманизму", тоже хорошо известно. «Истмат» в своё время отменил право, подменив его классовым интересом, послушанием не закону, а правящему классу, «правом силы». В рамках материализма невозможно понять, что такое сила права.

Мы хотим снять сливки "прав человека", не удосужившись продумать философские основания этой концепции. Поэтому концепция прав человека и не воспринимается общественным сознанием. Она абстрактна, без цвета, образно говоря, без запаха. Даже беспредел в разного рода тюрьмах не пробуждает правового сознания. Ведь соль правозащитной деятельности состоит не в защите себя, а в защите другого, во вкусе к справедливости как таковой. Существует, таким образом, теснейшая связь между правом и религиозным абсолютизмом, в котором укоренено неотчуждаемое достоинство человека.

ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО

В теории права также очень важен вопрос о ценностях, точнее говоря, о иерархии ценностей. Что для чего существует: государство для человека или человек для государства?

В первом случае, закрепленном, кстати говоря, в Конституции РФ (ст.2), государство рассматривается как техническое или служебное  средство для удобства граждан. Граждане платят налоги, нанимают чиновников и контролируют их работу. Решения принимаются путем опроса общественного мнения. Все граждане (в том числе чиновники) равны перед законом.  

Во втором случае государство рассматривается как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане как взаимозаменяемые винтики. Бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими. В этот случае расцветает коррупция. Такой режим называют этатизмом или тоталитаризмом.

Хорошо только то государство (государственный аппарат), которое находится под постоянным контролем гражданского общества, т.е. первый тип политического устройства общества.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Вопрос соотношения прав и обязанностей очень не прост. Всё дело в том, КТО будет определять соотношение прав и обязанностей. Если это один социальный субъект, то он всегда будет делать перекос в свою пользу. Так государство ВСЕГДА будет утверждать обязанности граждан. Государству должны противостоять общество, граждане, которые будут акцентировать свои права. Правовым государство делает противостоящее ему общество. Государство (левиафан) всегда тяготеет к тоталитаризму. Поэтому  нельзя только ему поручать соблюдать права граждан.

Правовое государство это такое государство, когда при конкурирующих интересах общества и государства образуется такой социально-политический баланс, при котором государственный  закон, кроме выполнения общерегулирующей функции, защищает неотчуждаемые свободы граждан. Государство имеет право только пресекать действия граждан и организаций, которые нарушают права других граждан и организаций, нарушают общий интерес общества. Государство обязано требовать возмещение нанесённого ущерба в том числе и такого, который касается общей государственной кассы, предназначенной для всех. Важно понять, что это в основном ВСЁ, на что может претендовать государство.  В правовом государстве не может быть, например, "обязанности работать", как не может быть обязанности "жить". Закон - это обязательные правила игры и не более. И уж конечно государство не должно никого "воспитывать". Напомню, что в правовых государствах нет государственных СМИ. Жесткое соблюдение законов - уже хорошее воспитание. Права человека не должны зависеть от социального положения человека, от того, работает он или нет, например. От этого должна зависеть только его зарплата. Право на хорошую зарплату обусловлено соответствующей работой. Таким образом, есть права обусловленные (договорные), и есть абсолютные. Права человека: свободы слова, вероисповедания, перемещения, собраний, печати - не должны быть обусловлены социальным статусом человека. Это права безусловные.

Так что норма соотношения прав и обязанностей (соблюдать законы) устанавливается одна для всех независимо от заслуг человека. Соблюдение этой нормы должны держать под своим контролем правозащитные организации. В противном случае "льготы", всякого рода "кормушки", спецраспределители и надправовые структуры неизбежны. Патерналистское государство держится на контроле над всякого рода льготами, которые к праву в юридическом смысле не имеют никакого отношения. Правовое государство можно построить только при наличии общества, перерастающего в гражданское общество.

ЧТО ТАКОЕ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ?

Демократия, как известно, этимологически означает «власть народа». Но власть коллектива, народа может оказаться не лучше власти одного. «Зависеть от царя, зависеть от народа - не всё ль равно?» (А.С.Пушкин). Человеческая личность должна быть защищена от любой дурной власти. Концепция прав человека и позволяет установить юридические механизмы защиты человека от любой власти превышающей свои полномочия. Солью современной демократии является защита меньшинств (самое малое меньшинство - это человек) от любых большинств. Право не должно быть связано со статистикой. Это возможно понять только на основании христианского персонализма (одна овца пастырю дороже ста овец; см. Мф.18,12). Здесь ясно видна связь права с религиозным миропониманием. Политический режим в таком государстве называется либеральной демократией.

Парадокс здесь состоит в том, что власть должна принять законы, ограничивающие саму эту власть. За счет наличия прозорливых умных людей у власти иногда это удаётся.

Нигде в мире не существует идеального правового государства, но различия в степенях приближения к нему уже очень значительно  сказываются на уровне жизни граждан.

Должна быть не "диктатура закона" , а диктатура правового, т.е. справедливого закона. А ещё лучше сказать: должно быть верховенство закона.


Hosted by uCoz