"Я думаю,что в индийских традициях есть намного более богатый анализ и даже визуальный опыт духовного тела. Они не заканчивают на том,что говорят это,они также делают богатый отчет о том,что это значит." Интервью с преподобным Джоном Б. Коббом - мл. (род. 9 фев- раля 1925г.) Выдающийся теолог,министр и просветитель,преподобный Кобб получил степень магистра искусств в Теологической школе Университета Чикаго,а степень доктора философии - в 1951.В 1965,работал в международном центре ученых Вудро-Вильсо- на.Был членом комиссии по доктринам и стандартам доктрин Обьединенной методистской церкви с 1968 по 1972 год. В нас- тоящее время является директором центра Процессуальных исследований в Теологической школе в Клермонте, Калифорния. Среди его произведений - книги"Христианская нейтральная тео- логия"(1965), "Структура христианского толкования"(1967) и "Христос в век плюрализма" (1975). Настоящий адрес: Школа теологии, Клермонт, СА 91711, США Интервьюер: Доктор Т.Д. Сингх Записано : 17 октября 1985г. TДС:"Мы стараемся представить взгляды различных ученых о взаи- моотношении науки и религии. Я был бы признателен, если бы Вы высказались по этому поводу." ДК :"Мне очень интересны обе эти отдельные области и пути прео доления их разделения.Я думаю,что-то даст та концепция,кото- рую Вы организуете.Лично меня больше интересует работа с относительно меньшим числом ученых,которые понимают,что в истории наук действуют теологические утверждения,и что сов- ременные категории,которыми оперируют науки,приходят к но- вому пониманию.Сам путь реформирования физики становится намного более религиозным,и я думаю также,что в изучении религий нам следует осознать,что нельзя отделять религию от понимания всей совокупности вещей.Поэтому им просто следует идти вместе.На этом длинном пути,мне кажется,существуют различные стратегии для того ,чтобы достичь этого.Эта мо- дель отличается от идеи:физика -сама по себе;время от вре- мени физикам следует узнавать кое-что о религии,религиозным деятелям - о физике." TДС:"Вы работаете в основном с христианской теологией?" ДК :"Да.Я уже достаточно долго имею дело с христианством и буд- дизмом.С индуизмом я почти не сталкивался.У нас есть группа христианских теологов и буддистских мыслителей,которые уже встречались дважды и будут встречаться снова." TДС:"Есть ли у Вас отделение буддистской теологии?" ДК :"Нет.Здешняя школа -протестантская.Она называется "готовя- щей священослужителей".Вместе со мной получал степень док- тора философии буддистский ученый.Таковы мои связи." TДС:"Что Вы думаете о связи между христианской и ведической теологиями? На западе теология больше занимается христиан- ством ." ДК :"У нас есть целая серия конференций.Одна-по Веданте ,дру- гая - по китайской философии, третья - с мыслиелями буд- дизма.Поэтому мы много занимаемся подобными диалогами.Как Вы относитесь к трудам Ауробиндо? Считаете ли Вы их Совер- шенно индуистскими? Я полагаю,что он считал себя ведантис- том." TДС:"Ауробиндо,несомненно популярен, в основном он считается социальным реформатором.Его учения направленны на повыше- ние морали человечества.Согласно ведической точке зрения он считается не столько религиозным деятелем,сколько соци- альным реформатором." ДК :"Он утверждал,что скорее сводит воедино все темы ведичес- кой традиции , чем добавляет что-то новое,однако,кажет- ся,это нечто новое." TДС:"В Индии большая часть его "ашрамов" занимается образованием и другой социальной деятельностью. Насколько я понял , Вы работаете над процессуальной теоло- гией.Что это такое?" ДК :"Процессуальная теология присуща христианскому мышлению, хотя некоторые иудеи могут называть себя процессуальными теологами под влиянием конкретной теософской традиции,осо- бенно Альфред Н.Уайтхед,математик,работавший в области ма- тематической физики.Он написал книгу по теории относитель- ности,дающую свою особую интерпритацию относительности.Он занимался квантовыми явлениями,но почувствовал,что развитие науки требует фундаментального изменения в категориях нау- ки.И эту науку не следует отделять от религии.Согласно его утверждениям,нам необходимо знание,сочетающее религиозную мудрость человечества и научное знание.Это привело его к модели действительности,совершенно отличной от той,которая преобладала в науке на протяжении последних 200 лет.Доми- нирующая модель считает мир состоящим из индивидуальных существ,которые являются внешними по отношению друг к дру- гу и чье существование взаимонезависимо.Атомная теория-од- на из форм выражения этого.Вместо этого Уайтхед утверждал, что нам следует считать реалность полем событий,причем каждое событие относится ко всем событиям так,что отделить одно событие от любого другого невозможно.Таковы два ос- новных метафизических видения.Большая часть представителей западной мысли с 1700 или 1750 года полностью принимали представление о мире ,как о составленном из индивидуальных образований,которые в принципе раздельны,и все наши науч- ные,политические и экономические категории формировались под таким влиянием.Если принять модель относительных собы- тий,необходимо переделывать все.Поэтому я занялся физикой." TДС:"Как Вы внесли в эту теорию концепцию Бога?" ДК :"Когда мы организовываем конференцию,мы не говорим о рели- гии или о Боге.Мы просто говорим о значении времени.Почти все физики ,интересующиеся такими дискуссиями,имеют рели- гиозные интересы,и не обязательно в западном общепринятом смысле.Часто встречается индийский образ мышления.Нельзя вы- вести Бога из дискуссии вне зависимости от того,как она строится.Мы ничего не делаем,чтобы ввести Бога - мы просто даем всему идти естественным порядком.Теологи не "растят" Его.Так действовать лучше.Я не буду разочарован,если на этой встрече ничего не будет сказано о Боге или рели- гии.Если рационально мыслить, обе эти вещи взаимосвязаны,и потому нельзя говорить об одном ,не говоря о другом.Конеч- но,время- это тема, общая для теологии и физики. Многие люди почувствовали,что физика идет против поня- тия полной реальности времени.При переводе физики на язык математики кажется,что идти можно по любому пути.В физике нет ничего,указывающиго на единонаправленные характеристи- ки вещей.Из физиков те,кто думает над этим, имеют сильную склонность к атемпоральному взгляду на природу действи- тельности.Вот о чем была часть дебатов.Трудно полностью отделить вопрос временности по отношению к ограниченным научным проблемам от общего вопроса о всеобщем порядке ве- щей,имеют ли они временный характер или нет. Как только начинается разговор об общем порядке вещей, какой бы язык не использовался- возвращаются в сферу тео- логических дискурсов.Как Вам, вероятно, известно,Давид Бом находился под сильным влиянием Кришна-мурти .Не думаю,что Кришна-мурти считает себя ведистом, но влияние, тем не менее, существует." TДС:"Согласно ведической теологии, индивидуальное живое су- щество,называемое atma на санскрите,что переводится как "душа", существует вечно и независимо. Какова ваша точка зpения?" ДК :"Вы имеете в виду,что индивидуальное существование не за- канчивается со смертью и не начинается с рождением?" TДС:"Да.Бесчисленные живые существа всегда живут как отдель- ные существа." ДК :"Эта каждая atma вечно отдельна?" TДС:"Да." ДК :"Я думаю,большая часть христианской теологии так же очень индивидуалистична, и индивидуальная душа существует вечно. Я не уверен, что понимаю Вас. Это одно и то же или нес- колько разное?" TДС:"Они похожи.Я стараюсь провести различие между той ведан- тистской точкой зрения,которую представляют многие круги, и ведической теологией."Ведантисты" считают,что индивиду- альная личность не существует независимо, и таково же буд- дистское понимание.Однако в ведической теологии атомарное живое существо называемое на санскрите "jivа",всегда жи- вет отдельно и независимо." ДК :"Да,я полагаю,что это похоже на то,что думают многие хрис- тиане,однако большая часть христиан не говорит о пред-су- ществовании души. Ортодоксальная точка зрения утверждает, что душа приходит в жизнь с рождением новой личности и по- том существование ее длится вечно,но не прежде рождения.То есть ее не было прежде в обычном понимании. Платон считал, что она сушествовала ранее,и он был чрезвычайно влятелен среди христиан,поэтому можно найти платоновских христи- ан,считающих, что она (душа) существовала и ранее.Мне не нравится тот крайний индивидуализм,который Вы представляе- те, и многие в христиаской традиции отрицательно реагируют на это.Многие традиции содержат в себе элементы соревнова- тельности.В христианстве подчеркивается наша внутренняя взаимосвязь.Но это происходит и под Платоновым влиянием.И, безусловно, в иудаизме делается упор на воскресение тела,и очень сильно чувство индивидуального тела,которое сущест- вует совершенно отдельно от других.Лично моя теологическая работа - попытка преодолеть крайний индивидуализм эой чер- ты христианской традиции. Да, я считаю, что христианская теология имеет платоновский индивидуалистический взгляд на вещи .Библия наиболее наполнена общим чувством человечнос- ти,человеческой взаимосвязи с остальными творениями.Одно это утверждение искусственно.Понятно,что в индийской тра- диции существует сильное чувство единства всех наделенных способностью чувствовать существ.На Западе мы обычно дела- ем резкое различие между человеческими существами и други- ми созданиями." TДС:"Что можно сказать о той мысли, что индивидуальное живое существо не должно находиться в своем временном теле,другими словами,что индивидуальное живое существо может оставаться в духовном теле, отличном от материального тела.Существует ли такая концепция в христианском мышлении?" ДК :"Конечно, термин "духовное тело" используется св.Павлом, поэтому он несомненно существует. Это точка зрения Пав- ла. На самом деле весьма загадочно, что означает "духовное тело". Безусловно это означает трансформированное тело, с некоторыми телесными характеристиками, но не являющееся этим телом. Это почти все,что мы можем сказать. Поэтому мы не знаем, что подразумеваем ,говоря об этом, но так приня- то говорить. Я думаю, что в индийской традиции есть намно- го более богатый анализ и даже визиональный опыт духовного тела. Вы не ограничиваетесь просто разговором о нем, но можете также подробно обьяснить, что подразумеваете под этим." TДС:"В нашем религиозном мышлении мы придаем очень небольшое значение этому временному телу. Мы пытаемся возродить ори- гинальное, или духовное тело, вечное тело, не подвержен- ное различным трансформациям." ДК :"Библия делает гораздо более сильное ударение на этот мир и эти тела, чем индуизм - и, вероятно, в этом состоит раз- личие.Идея духовного тела имеет дело с воскресением из мертвых. Но в Писании есть очень мало предположений каса- тельно того, что человеку следует заниматься духовной,мис- тической наукой в этом мире, которая одухотворит наши те- ла. Воскрешение скорее считается коренным даром Господа, почему нам не следует иметь веры, и Бог сделает все необ- ходимое. Мы используем духовные тела, говоря о том, что будет делать Бог. Но очень мало смысла в том, чтобы мы де- лали это. Это гораздо сильнее в индуистской традиции." TДС:"Я интересовался поиском путей разрешения конфликта между внутри- и межрелигиозными традициями. Начало может быть положено изучением науки индивидуальности и ее вечной функции." ДК :"Не думаю, что у нас есть такое решение. Мне кажется,могут быть некоторые различия в тоне. (Я сейчас говорю о совре- менном христианстве). Но сейчас есть много интересных ре- зультатов попыток рассматривать конфликт как нечто положи- тельное, и мы учимся пpизнавать конфликт и жить с ним, что лучше, чем быть не в силах справиться с огорчением,когда конфликт происходит. Поэтому идет дискуссия о разрешении конфликтов, что немного отлично от попыток избежать конф- ликта. Мы стараемся развить способность оценивать все чело- вечество или другого человека, вовлеченного в конфликт, и различать уровень конфликта и более глубинный уровень че- ловечности.Но это еще не значит,что мы преуспели.Думаю,мы в общем чувствуем,что лучше вывести конфликт наружу - в таком случае мы можем узнать о нем что-либо,и научите под- держивать сообщество,включающее конфликт." TДС:"Мы несомненно,живем в век,когда неверно понимается ис- тинная цель жизни.Непонимание существует в образовательных программах,в политических структурах,научных и религиозных предметах и во всех формах внешнечеловеческой деятельнос- ти.Однако, если мы сможем показать знание индувидуального истинного " я ",мы можем быть приняты всеми классами лю- дей,и можно добиться пусть даже идеалистического разреше- ния." ДК :"Да,я считаю,что это - главное отличие между большей частью христиан и индуистов.Я уверен,что Вы слышали о том, что в христианской теологии есть общая идея первородного греха.Как путь понимания положения человека,концепция гре- ха - не просто следствие невежества,дурного образования или общественного воспитания,но более глубоко укоренилась в нашем существовании.Я думаю,это играет важную роль в той моей немедленной реакции,к примеру,на Ваше предложение,что мы так или иначе можем прийти к ситуации,ведущей к концу конфликта.В общем падение,или первородный грех,понимается скорей как ограничение свободной Воли,чем как ее выраже- ние.Это значит,что мы считаем,что не общество,где так мно- го,что-то делающих людей,но что я сам не могу по желанию достичь чистоты,что я знаю,что должен любить ближнего как самого себя - но не имеет значения,сколько раз я использо- вал свою свободную волю и принимал решения,что с этого мо- мента я стану любить своего ближнего как себя самого;и,как только я действительно встречаю ближнего и он говорит мне что-то неприятное,я обнаруживаю,что не люблю своего ближ- него.Итак,это скорее отсутствие свободной воли,чем моя свободная воля,выраженная в первородном грехе.Если бы у меня была свободная воля,тогда бы я прямо сейчас решил с этого мгновения любить ближнего,как самого себя.Это была бы свободная воля.Поэтому существует ограничение свободы воли,называемое нами "первородный грех"." TДС:"Я думаю,что идея "я не могу" - средство поддержания ва- шей свободной воли." ДК :"Вот почему христианин,размышляющий о свободе воли,столь парадоксален.Можно найти исключения.Кант говорил,что если вы хотели бы,то могли,- и таково общее мнение иудеев;но христиане на опыте познают,что мы должны быть другими,чем мы есть - и все же мы не можем такими стать.Отсюда проис- ходит доктрина "первородного греха".Христиане вообще очень скептично настроены к тем,кто заявляет,что их сердца со- вершенствовались каким-либо образом. Часто люди не ис- пользуют слова "первородный грех",но стала частью религи- озной культуры подозрительность к тем способам, которыми святые покупают святость.Это очень глубинно.Это связано с чувством,что в итоге мы не спасаем себя;мы не зарабатываем свое спасение;мы никогда не можем заслужить его,сколько бы лет мы ни практиковали суровейшие предметы.Я полностью за- вишу от "Милости Бога".Тем не менее мы также учим свобод- ной воли и ограничению свободной воли.Конечно,я несу от- ветсвенность за свой грех.Поэтому нельзя совершать его постоянно.Как теологи,мы все боремся за то,чтобы придать этому как можно больше смысла.Мы принимаем это как разно- видность фундаментального опыта,пытаясь дать обьяснение.Я думаю,этот фундаментальный опыт отличен от ведического,и оттого от них ожидается разное.Я полагаю,что система про- верок и балансов является очень естественным выражением позитивного мышления." TДС:"Сколько раз мы встречали в Индии и в других местах хрис- тианских миссионеров,проповедующих заповедей "не убий",от- носящуюся лишь к человеческим существам и не распостраняю- щуюся на другие формы жизни.Они также убежденно проповедуют,что прийти к спасению каждый должен через Гос- пода Христа.Мне интересно какое Ваше суждение по этим вопро- сам?" ДК :"Вы совершенно правы.Мне было трудно доказывать это.В этом отношении я человек скорей ведический,чем христианский.Я предпочитаю индийское отшение к чувствующим созданиям христианскому дуализму человеческих существ и других соз- даний.Я полагаю,что это не так ярко выражено в Библии,как в позднейшей христианской теологии.Иисус не учил этому.Это есть в 10 заповедях Моисея.В том контексте люди совершенно правильно интерпретировали их.Но на Западе мы не придаем никакого значения правам животной жизни.Декарт очень из- вестен своей мыслью о том,что мир состоит из людских умов, а все остальное - чистая материя,поэтому мыши и собаки - тоже машины." TДС:"А идея того,что через Иисуса лежит единственный путь?" ДК :"Думаю,если Вы поговорите с христианами в Англии,Франции и США,которые не являются миссионерами,Вы обнаружите разно- образие и смешение взглядов.Видите ли,после второй мировой войны многие из групп старой церкви стали пересматривать старый стиль миссии.Выездные миссионеры стали наиболее консервативными отпрысками христианства,а группы,поддержи- вавшие эксклюзивистское учение,посылали наибольшее число миссионеров.Поэтому я уверен,что нельзя сказать этого обо всех миссионерах.Некоторые миссионеры лидируют в развитии более диалогических отношений,но я продолжаю думать,что миссионеры в целом относятся к тем христианам,которые сильнее всех чувствуют,что людям необходимо обратиться к Иисусу за спасением.Но теологически мы дискутируем по это- му вопросу все время.Это - центральная тема теологии.Я до- казываю,что тот стих Евангелия от Иоана,который так часто цитируется в этом контексте,следует понимать скорее как относящийся к Логосу,чем к человеческому Иисусу.Крайнее утверждение о центральности Иисуса Христа следует искать именно в этой книге.Евангелие от Иоанна начинается с очень известного пассажа, глубоко повлиявшего на теологию церк- ви.Там говорится:"Вначале было Слово,и Слово было у Бо- га."Там говорится:"Без него ничто не начало быть","В нем была жизнь,и жизнь была свет человеков".Потом там говорит- ся:"И Слово стало плотью и обитало с нами".Такова инкарна- ция,относящаяся к Иисусу.Если затем прочесть утверждение "Я есть путь к Истине и Свет",не относя его к человеческо- му существу,Иисусу,но к вечному бессмертному Слову,вопло- тившемуся в Иисусе,это согласуется с первым стихом Иоанна, который говорит,что Слово - это свет,просвещающий каждого человека. Поэтому истинное значение таково:нет спасения отличного от Слова вечного Логоса.Но затем мы узнаем,что вечный Ло- гос присутствует во всех и не имеет того значения,которое придают ему миссионеры.Конечно,они используют значе- ние,прошедшее через многие и многие века.В этой стране су- ществует более 300 протестанстких группировок,и многие из них,растущие быстрее всех,наиболее строгие и эксклюзитив- ны.Поэтому Вы еще долго будете встречать миссионеров этого типа." TДС:"Когда на самом деле Иисус Христос сказал это?" ДК :"Исторически совершенно точно,что Иисус никогда не говорил этого." TДС:"Но они представляют все именно так." ДК :"Евангелие от Иоанна,где помещается этот стих,является не книгой,расказывающей, что говорил Иисус,но теологическим пpоизведением.Поэтому нам следует интерпретировать значе- ние этого стиха.Это не вопрос того,что говорил Иисус,так как никто из изучающих Библию этой школы или любой школы моего веpоисповедания,возможно,даже римский католический се- минарист, не скажут Вам этого.Это представлено как заявление Христа в Евангелии от Иоанна.Но если Вы сравните,как говорит Иисус у Иоанна,с языком Матфея,Марка или Луки,Вы увидите,что язык совершенно различен.У Иоанна Вы имеете дело с намного более абстрактным теологическим языком.Другой способ обь- яснить это - сказать,что некто запомнил речи Иисуса,забы- тые всеми остальными,и позже записал их.Ни один историк не принимает этого всерьез.Я читаю это скорее так,как припи- сываемое Будде изречение о том,что "Дхарма" - единственный путь,что все равно,что сказать,что Логос - единственный путь;но не в том смысле,что Будда - единственный путь.Я думаю,что для христиан такое понимание верно." TДС:"Я могу сделать вывод,что утверждение может означать,что он направляет нас к духу преданности?" ДК :""Дух преданности" на его (Иисуса) языке - "Мой Отец"."Вы должны молиться моему Отцу, живущему на Небе." Опять ссыл- ка на Бога,но не на себя.А в Евангелии от Иоанна - всегда о себе.Таково очень глубокое отличие этого Евангелия от других.Ваше описание тех миссионеров,которые приняли ут- верждение,что только мы имеем истину,свет и спасение,и что все остальные прокляты, - это подход,с нашей точки зрения, очень нехристианский.Но многие христиане придерживаются этого.Проблема в том ,как определить,что такое христианс- тво." TДС:"Итак,наша программа созыва Всемирного конгресса по науке и религии должна создать платформу,на которой смогут раз- виваться подобные диалоги,во имя благоденствия масс,так как массы уважают интеллектуальные умы,ученых и теоло- гов.Мы надеемся,что Конгресс принесет некоторую пользу." ДК :"Я надеюсь,получится большая конференция.Сам я более инте- ресуюсь небольшими конференциями,где несколько людей взаимо- действуют более интенсивно.Но у них различные функции.Как общественное событие - конференция великолепна.Выступающие и участники многое узнают,слушая друг друга." TДС:"Большое Вам спасибо профессор Кобб."