содержание

         "Я думаю,что  в  индийских традициях  есть намного более
   богатый анализ и даже визуальный опыт духовного  тела.
   Они  не  заканчивают   на том,что говорят   это,они
     также  делают  богатый  отчет  о том,что это значит."


      Интервью с преподобным Джоном Б.  Коббом - мл. (род. 9 фев-
      раля 1925г.)

      Выдающийся теолог,министр и  просветитель,преподобный  Кобб
      получил степень   магистра  искусств  в Теологической школе
      Университета Чикаго,а степень доктора философии - в  1951.В
      1965,работал в   международном  центре ученых Вудро-Вильсо-
      на.Был членом комиссии по доктринам  и  стандартам  доктрин
      Обьединенной методистской  церкви с 1968 по 1972 год. В нас-
      тоящее  время  является  директором  центра  Процессуальных
      исследований в Теологической школе в Клермонте, Калифорния.
      Среди его произведений - книги"Христианская нейтральная тео-
      логия"(1965), "Структура   христианского толкования"(1967)  и
      "Христос в век плюрализма" (1975).
        Настоящий адрес: Школа теологии, Клермонт, СА 91711, США
        Интервьюер: Доктор Т.Д. Сингх
        Записано  : 17 октября 1985г.


TДС:"Мы стараемся представить взгляды различных ученых о взаи-
      моотношении науки и религии.  Я был бы признателен, если бы
      Вы высказались по этому поводу."
ДК :"Мне  очень интересны обе эти отдельные области и пути прео
      доления их разделения.Я думаю,что-то даст та концепция,кото-
      рую Вы   организуете.Лично  меня больше интересует работа с
      относительно меньшим числом ученых,которые  понимают,что  в
      истории наук действуют теологические утверждения,и что сов-
      ременные категории,которыми оперируют науки,приходят к  но-
      вому пониманию.Сам   путь  реформирования физики становится
      намного более религиозным,и я думаю  также,что  в  изучении
      религий нам следует осознать,что нельзя отделять религию от
      понимания всей совокупности вещей.Поэтому им просто следует
      идти вместе.На   этом  длинном  пути,мне кажется,существуют
      различные стратегии для того ,чтобы достичь  этого.Эта  мо-
      дель отличается  от идеи:физика -сама по себе;время от вре-
      мени физикам следует узнавать кое-что о религии,религиозным
      деятелям - о физике."
TДС:"Вы работаете в основном с христианской теологией?"
ДК :"Да.Я уже достаточно долго имею дело с христианством и буд-
      дизмом.С индуизмом я почти не сталкивался.У нас есть группа
      христианских теологов  и буддистских мыслителей,которые уже
      встречались дважды и будут встречаться снова."
TДС:"Есть ли у Вас отделение буддистской теологии?"
ДК :"Нет.Здешняя школа -протестантская.Она называется "готовя-
      щей священослужителей".Вместе со мной получал степень док-
      тора философии буддистский ученый.Таковы мои связи."
TДС:"Что Вы  думаете  о связи между христианской и ведической
      теологиями? На западе теология больше занимается христиан-
      ством ."
ДК :"У нас есть целая серия конференций.Одна-по Веданте  ,дру-
      гая -  по китайской философии,  третья - с мыслиелями буд-
      дизма.Поэтому мы много занимаемся подобными  диалогами.Как
      Вы относитесь к трудам Ауробиндо? Считаете ли Вы их Совер-
      шенно индуистскими? Я полагаю,что он считал себя ведантис-
      том."
TДС:"Ауробиндо,несомненно популярен,  в основном он считается
      социальным реформатором.Его  учения направленны на повыше-
      ние морали человечества.Согласно ведической  точке  зрения
      он считается не столько религиозным деятелем,сколько соци-
      альным реформатором."
ДК :"Он  утверждал,что скорее сводит воедино все темы ведичес-
      кой традиции ,  чем добавляет  что-то  новое,однако,кажет-
      ся,это нечто новое."
TДС:"В Индии   большая   часть   его   "ашрамов"   занимается
      образованием и другой социальной деятельностью.
      Насколько я понял , Вы работаете над процессуальной теоло-
      гией.Что это такое?"
ДК :"Процессуальная теология присуща  христианскому  мышлению,
      хотя некоторые  иудеи  могут называть себя процессуальными
      теологами под влиянием конкретной теософской традиции,осо-
      бенно Альфред Н.Уайтхед,математик,работавший в области ма-
      тематической физики.Он написал книгу по теории относитель-
      ности,дающую свою  особую интерпритацию относительности.Он
      занимался квантовыми явлениями,но почувствовал,что развитие
      науки требует фундаментального изменения в категориях нау-
      ки.И эту науку не следует отделять от религии.Согласно его
      утверждениям,нам необходимо  знание,сочетающее религиозную
      мудрость человечества и научное знание.Это привело  его  к
      модели действительности,совершенно отличной от той,которая
      преобладала в науке на протяжении последних 200  лет.Доми-
      нирующая модель  считает  мир  состоящим из индивидуальных
      существ,которые являются внешними по отношению друг к дру-
      гу и чье существование взаимонезависимо.Атомная теория-од-
      на из форм выражения этого.Вместо этого Уайтхед утверждал,
      что нам  следует  считать  реалность  полем событий,причем
      каждое событие относится ко всем событиям так,что отделить
      одно событие  от  любого другого невозможно.Таковы два ос-
      новных метафизических видения.Большая часть представителей
      западной мысли  с  1700  или 1750 года полностью принимали
      представление о мире ,как о составленном из индивидуальных
      образований,которые в  принципе раздельны,и все наши науч-
      ные,политические и экономические  категории  формировались
      под таким влиянием.Если принять модель относительных собы-
      тий,необходимо переделывать все.Поэтому я занялся физикой."
TДС:"Как Вы внесли в эту теорию концепцию Бога?"
ДК :"Когда мы организовываем конференцию,мы не говорим о рели-
      гии или  о Боге.Мы просто говорим о значении времени.Почти
      все физики ,интересующиеся такими дискуссиями,имеют  рели-
      гиозные интересы,и  не обязательно в западном общепринятом
      смысле.Часто встречается индийский образ мышления.Нельзя вы-
      вести Бога  из  дискуссии  вне зависимости от того,как она
      строится.Мы ничего не делаем,чтобы ввести Бога - мы просто
      даем всему  идти естественным порядком.Теологи не "растят"
      Его.Так действовать лучше.Я не  буду  разочарован,если  на
      этой встрече  ничего  не  будет  сказано  о Боге или рели-
      гии.Если рационально мыслить, обе эти вещи взаимосвязаны,и
      потому нельзя говорить об одном ,не говоря о другом.Конеч-
      но,время- это тема, общая для теологии и физики.
          Многие люди почувствовали,что физика идет против поня-
      тия полной реальности времени.При переводе физики на  язык
      математики кажется,что  идти можно по любому пути.В физике
      нет ничего,указывающиго на единонаправленные характеристи-
      ки вещей.Из физиков те,кто думает над этим,  имеют сильную
      склонность к атемпоральному взгляду  на  природу  действи-
      тельности.Вот о  чем  была  часть дебатов.Трудно полностью
      отделить вопрос временности по  отношению  к  ограниченным
      научным проблемам от общего вопроса о всеобщем порядке ве-
      щей,имеют ли они временный характер или нет.
          Как только начинается разговор об общем порядке вещей,
      какой бы язык не использовался- возвращаются в сферу  тео-
      логических дискурсов.Как Вам, вероятно, известно,Давид Бом
      находился под сильным влиянием Кришна-мурти .Не  думаю,что
      Кришна-мурти считает  себя  ведистом,  но влияние, тем не
      менее, существует."
TДС:"Согласно ведической теологии,  индивидуальное живое су-
      щество,называемое atma  на санскрите,что  переводится  как
      "душа", существует вечно и независимо. Какова ваша точка
      зpения?"
ДК :"Вы имеете в виду,что индивидуальное существование не  за-
      канчивается со смертью и не начинается с рождением?"
TДС:"Да.Бесчисленные живые существа всегда живут как  отдель-
      ные существа."
ДК  :"Эта каждая atma вечно отдельна?"
TДС:"Да."
ДК :"Я думаю,большая часть христианской теологии так же  очень
      индивидуалистична, и индивидуальная душа существует вечно.
      Я не уверен,  что понимаю Вас.  Это одно и то же или  нес-
      колько разное?"
TДС:"Они похожи.Я стараюсь провести различие между той ведан-
      тистской точкой  зрения,которую представляют многие круги,
      и ведической теологией."Ведантисты" считают,что  индивиду-
      альная личность не существует независимо, и таково же буд-
      дистское понимание.Однако в ведической теологии  атомарное
      живое существо  называемое на санскрите "jivа",всегда жи-
      вет отдельно и независимо."
ДК :"Да,я полагаю,что это похоже на то,что думают многие хрис-
      тиане,однако большая часть христиан не говорит о  пред-су-
      ществовании души. Ортодоксальная точка  зрения утверждает,
      что душа приходит в жизнь с рождением новой личности и по-
      том существование ее длится вечно,но не прежде рождения.То
      есть ее не было прежде в обычном понимании. Платон считал,
      что она  сушествовала  ранее,и он был чрезвычайно влятелен
      среди христиан,поэтому можно  найти  платоновских  христи-
      ан,считающих, что  она (душа)  существовала и ранее.Мне не
      нравится тот крайний индивидуализм,который Вы представляе-
      те, и многие в христиаской традиции отрицательно реагируют
      на это.Многие традиции содержат в себе элементы соревнова-
      тельности.В христианстве  подчеркивается  наша  внутренняя
      взаимосвязь.Но это происходит и под Платоновым влиянием.И,
      безусловно, в иудаизме делается упор на воскресение тела,и
      очень сильно чувство индивидуального тела,которое  сущест-
      вует совершенно отдельно от других.Лично моя теологическая
      работа - попытка преодолеть крайний индивидуализм эой чер-
      ты христианской традиции.  Да,  я считаю, что христианская
      теология имеет платоновский индивидуалистический взгляд на
      вещи .Библия наиболее наполнена общим чувством человечнос-
      ти,человеческой взаимосвязи с  остальными  творениями.Одно
      это утверждение  искусственно.Понятно,что в индийской тра-
      диции существует сильное чувство единства всех  наделенных
      способностью чувствовать существ.На Западе мы обычно дела-
      ем резкое различие между человеческими существами и други-
      ми созданиями."
TДС:"Что можно сказать о той мысли, что  индивидуальное живое
существо не  должно  находиться  в  своем временном теле,другими
      словами,что индивидуальное живое существо может оставаться
      в духовном теле, отличном от материального тела.Существует
      ли такая концепция в христианском мышлении?"
ДК :"Конечно,   термин "духовное тело" используется св.Павлом,
      поэтому он несомненно существует.  Это точка  зрения  Пав-
      ла. На самом деле весьма загадочно, что означает "духовное
      тело". Безусловно это означает трансформированное тело,  с
      некоторыми телесными  характеристиками,   но не являющееся
      этим телом. Это почти все,что мы можем сказать. Поэтому мы
      не знаем, что подразумеваем ,говоря об этом, но так приня-
      то говорить. Я думаю, что в индийской традиции есть намно-
      го более богатый анализ и даже визиональный опыт духовного
      тела. Вы не ограничиваетесь просто разговором о  нем,   но
      можете также  подробно  обьяснить,  что подразумеваете под
      этим."
TДС:"В нашем  религиозном мышлении мы придаем очень небольшое
      значение этому временному телу. Мы пытаемся возродить ори-
      гинальное, или духовное  тело, вечное тело, не подвержен-
      ное различным трансформациям."
ДК :"Библия  делает гораздо более сильное ударение на этот мир
      и эти тела, чем индуизм - и, вероятно, в этом состоит раз-
      личие.Идея духовного  тела  имеет  дело  с воскресением из
      мертвых. Но в Писании есть очень мало предположений  каса-
      тельно того, что человеку следует заниматься духовной,мис-
      тической наукой в этом мире,  которая одухотворит наши те-
      ла. Воскрешение  скорее  считается коренным даром Господа,
      почему нам не следует иметь веры,  и Бог сделает все необ-
      ходимое. Мы  используем духовные тела,  говоря о том,  что
      будет делать Бог. Но очень мало смысла в том, чтобы мы де-
      лали это. Это гораздо сильнее в индуистской традиции."
TДС:"Я интересовался поиском путей разрешения конфликта между
      внутри- и  межрелигиозными  традициями.  Начало может быть
      
      положено изучением  науки  индивидуальности  и  ее  вечной
      функции."
ДК :"Не думаю, что у нас есть такое решение. Мне кажется,могут
      быть некоторые различия в тоне.  (Я сейчас говорю о совре-
      менном христианстве).   Но сейчас есть много интересных ре-
      зультатов попыток рассматривать конфликт как нечто положи-
      тельное, и  мы учимся пpизнавать конфликт и жить с ним, что
      лучше, чем быть не в силах справиться  с  огорчением,когда
      конфликт происходит.   Поэтому идет дискуссия о разрешении
      конфликтов, что немного отлично от попыток избежать  конф-
      ликта. Мы стараемся развить способность оценивать все чело-
      вечество или другого человека,  вовлеченного в конфликт, и
      различать уровень  конфликта и более глубинный уровень че-
      ловечности.Но это еще не значит,что мы  преуспели.Думаю,мы
      в общем  чувствуем,что  лучше  вывести конфликт наружу - в
      таком случае мы можем узнать о нем что-либо,и научите под-
      держивать сообщество,включающее конфликт."
TДС:"Мы несомненно,живем в век,когда неверно  понимается  ис-
      тинная цель жизни.Непонимание существует в образовательных
      программах,в политических структурах,научных и религиозных
      предметах и  во всех формах внешнечеловеческой деятельнос-
      ти.Однако, если мы сможем показать  знание  индувидуального
      истинного "  я  ",мы можем быть приняты всеми классами лю-
      дей,и можно добиться пусть даже идеалистического  разреше-
      ния."
ДК :"Да,я считаю,что  это  -  главное  отличие  между  большей
      частью христиан и индуистов.Я уверен,что Вы слышали о том,
      что в христианской теологии есть общая  идея  первородного
      греха.Как путь понимания положения человека,концепция гре-
      ха - не просто  следствие  невежества,дурного  образования
      или общественного  воспитания,но более глубоко укоренилась
      в нашем существовании.Я думаю,это играет важную роль в той
      моей немедленной реакции,к примеру,на Ваше предложение,что
      мы так или иначе можем прийти к ситуации,ведущей  к  концу
      конфликта.В общем  падение,или первородный грех,понимается
      скорей как ограничение свободной Воли,чем как  ее  выраже-
      ние.Это значит,что мы считаем,что не общество,где так мно-
      го,что-то делающих людей,но что я сам не могу  по  желанию
      достичь чистоты,что  я знаю,что должен любить ближнего как
      самого себя - но не имеет значения,сколько раз я использо-
      вал свою свободную волю и принимал решения,что с этого мо-
      мента я стану любить своего ближнего как себя самого;и,как
      только я действительно встречаю ближнего и он говорит мне
      что-то неприятное,я обнаруживаю,что не люблю своего  ближ-
      него.Итак,это скорее  отсутствие  свободной  воли,чем  моя
      свободная воля,выраженная в первородном  грехе.Если  бы  у
      меня была  свободная  воля,тогда бы я прямо сейчас решил с
      этого мгновения любить ближнего,как самого  себя.Это  была
      бы свободная  воля.Поэтому  существует ограничение свободы
      воли,называемое нами "первородный грех"."
TДС:"Я думаю,что идея "я не могу" - средство поддержания ва-
      шей свободной воли."
ДК :"Вот  почему  христианин,размышляющий о свободе воли,столь
      парадоксален.Можно найти исключения.Кант говорил,что  если
      вы хотели  бы,то  могли,-  и таково общее мнение иудеев;но
      христиане на опыте познают,что мы должны быть  другими,чем
      мы есть  - и все же мы не можем такими стать.Отсюда проис-
      ходит доктрина "первородного греха".Христиане вообще очень
      скептично настроены  к  тем,кто заявляет,что их сердца со-
      вершенствовались каким-либо образом. Часто  люди  не  ис-
      пользуют слова  "первородный грех",но стала частью религи-
      озной культуры  подозрительность  к тем способам, которыми
      святые покупают  святость.Это очень глубинно.Это связано с
      чувством,что в итоге мы не спасаем себя;мы не зарабатываем
      свое спасение;мы никогда не можем заслужить его,сколько бы
      лет мы ни практиковали суровейшие предметы.Я полностью за-
      вишу от "Милости Бога".Тем не менее мы также  учим свобод-
      ной воли и ограничению свободной воли.Конечно,я  несу  от-
      ветсвенность за  свой  грех.Поэтому  нельзя  совершать его
      постоянно.Как теологи,мы все боремся за  то,чтобы  придать
      этому как  можно больше смысла.Мы принимаем это как разно-
      видность фундаментального опыта,пытаясь дать  обьяснение.Я
      думаю,этот фундаментальный  опыт  отличен от ведического,и
      оттого от них ожидается разное.Я полагаю,что система  про-
      верок и  балансов  является  очень естественным выражением
      позитивного мышления."
TДС:"Сколько раз мы встречали в Индии и в других местах хрис-
      тианских миссионеров,проповедующих заповедей "не убий",от-
      носящуюся лишь к человеческим существам и не распостраняю-
      щуюся на   другие   формы   жизни.Они   также    убежденно
      проповедуют,что прийти к спасению каждый должен через Гос-
      пода Христа.Мне интересно какое Ваше суждение по этим вопро-
      сам?"
ДК :"Вы совершенно правы.Мне было трудно доказывать это.В этом
      отношении я  человек  скорей ведический,чем христианский.Я
      предпочитаю индийское  отшение  к  чувствующим   созданиям
      христианскому дуализму  человеческих существ и других соз-
      даний.Я полагаю,что это не так ярко выражено в  Библии,как
      в позднейшей христианской теологии.Иисус не учил этому.Это
      есть в 10 заповедях Моисея.В том контексте люди совершенно
      правильно интерпретировали  их.Но  на Западе мы не придаем
      никакого значения правам животной жизни.Декарт  очень  из-
      вестен своей мыслью о том,что мир состоит из людских умов,
      а все остальное - чистая материя,поэтому мыши и  собаки  -
      тоже машины."
TДС:"А идея того,что через Иисуса лежит единственный путь?"
ДК :"Думаю,если Вы поговорите с христианами в Англии,Франции и
      США,которые не являются миссионерами,Вы обнаружите  разно-
      образие и смешение взглядов.Видите ли,после второй мировой
      войны многие из групп старой церкви  стали  пересматривать
      старый стиль  миссии.Выездные  миссионеры  стали  наиболее
      консервативными отпрысками христианства,а группы,поддержи-
      вавшие эксклюзивистское  учение,посылали  наибольшее число
      миссионеров.Поэтому я уверен,что нельзя  сказать этого обо
      всех миссионерах.Некоторые  миссионеры лидируют в развитии
      более диалогических отношений,но  я  продолжаю  думать,что
      миссионеры в  целом  относятся  к  тем  христианам,которые
      сильнее всех чувствуют,что людям необходимо  обратиться  к
      Иисусу за спасением.Но теологически мы дискутируем по это-
      му вопросу все время.Это - центральная тема теологии.Я до-
      казываю,что тот  стих Евангелия от Иоана,который так часто
      цитируется в этом контексте,следует  понимать  скорее  как
      относящийся к  Логосу,чем  к  человеческому Иисусу.Крайнее
      утверждение о центральности Иисуса Христа  следует  искать
      именно в этой книге.Евангелие от Иоанна начинается с очень
      известного пассажа, глубоко повлиявшего на теологию церк-
      ви.Там говорится:"Вначале  было  Слово,и  Слово было у Бо-
      га."Там говорится:"Без него ничто не начало  быть","В  нем
      была жизнь,и жизнь была свет человеков".Потом там говорит-
      ся:"И Слово стало плотью и обитало с нами".Такова инкарна-
      ция,относящаяся к  Иисусу.Если  затем прочесть утверждение
      "Я есть путь к Истине и Свет",не относя его к человеческо-
      му существу,Иисусу,но  к вечному бессмертному Слову,вопло-
      тившемуся в Иисусе,это согласуется с первым стихом Иоанна,
      который говорит,что  Слово - это свет,просвещающий каждого
      человека.
        Поэтому истинное значение таково:нет спасения отличного
      от Слова вечного Логоса.Но затем мы узнаем,что вечный  Ло-
      гос присутствует  во  всех и не имеет того значения,которое
      придают ему   миссионеры.Конечно,они   используют   значе-
      ние,прошедшее через многие и многие века.В этой стране су-
      ществует более 300 протестанстких группировок,и многие  из
      них,растущие быстрее  всех,наиболее строгие и эксклюзитив-
      ны.Поэтому Вы еще долго будете встречать миссионеров этого
      типа."
TДС:"Когда на самом деле Иисус Христос сказал это?"
ДК :"Исторически совершенно точно,что Иисус никогда не говорил
      этого."
TДС:"Но они представляют все именно так."
ДК :"Евангелие от Иоанна,где помещается этот стих,является  не
      книгой,расказывающей, что  говорил Иисус,но теологическим
      пpоизведением.Поэтому нам следует интерпретировать  значе-
      ние этого  стиха.Это  не вопрос того,что говорил Иисус,так
      как никто из изучающих Библию этой школы или  любой  школы
      моего веpоисповедания,возможно,даже римский католический се-
      минарист, не скажут Вам этого.Это представлено как заявление 
      Христа в Евангелии  от Иоанна.Но если Вы сравните,как говорит
      Иисус у Иоанна,с языком Матфея,Марка или Луки,Вы увидите,что
      язык совершенно различен.У Иоанна Вы имеете дело с намного
      более абстрактным теологическим языком.Другой способ  обь-
      яснить это  - сказать,что некто запомнил речи Иисуса,забы-
      тые всеми остальными,и позже записал их.Ни один историк не
      принимает этого  всерьез.Я читаю это скорее так,как припи-
      сываемое Будде изречение о том,что "Дхарма" - единственный
      путь,что все  равно,что  сказать,что  Логос - единственный
      путь;но не в том смысле,что Будда  -  единственный  путь.Я
      думаю,что для христиан такое понимание верно."
TДС:"Я могу сделать вывод,что утверждение может  означать,что
      он направляет нас к духу преданности?"
ДК :""Дух преданности" на его (Иисуса)  языке - "Мой  Отец"."Вы
      должны молиться моему Отцу, живущему на Небе." Опять ссыл-
      ка на Бога,но не на себя.А в Евангелии от Иоанна -  всегда
      о себе.Таково  очень  глубокое  отличие этого Евангелия от
      других.Ваше описание тех миссионеров,которые  приняли  ут-
      верждение,что только мы имеем истину,свет и спасение,и что
      все остальные прокляты, - это подход,с нашей точки зрения,
      очень нехристианский.Но  многие  христиане  придерживаются
      этого.Проблема в том ,как определить,что такое  христианс-
      тво."
TДС:"Итак,наша программа созыва Всемирного конгресса по науке
      и религии  должна создать платформу,на которой смогут раз-
      виваться подобные диалоги,во  имя  благоденствия  масс,так
      как массы  уважают  интеллектуальные  умы,ученых  и теоло-
      гов.Мы надеемся,что Конгресс принесет некоторую пользу."
ДК :"Я надеюсь,получится большая конференция.Сам я более инте-
      ресуюсь небольшими конференциями,где несколько людей взаимо-
      действуют более  интенсивно.Но у них различные функции.Как
      общественное событие - конференция великолепна.Выступающие и
      участники многое узнают,слушая друг друга."
TДС:"Большое Вам спасибо профессор Кобб."