"Наука с большой буквы способствовала физи- ческому благосостоянию человечества, громадному росту его потенциальных возможностей. Растущая си- ла, данная наукой, может помочь человечеству, но и дает способы приносить людям вред... Эти две вещи неразделимы, и ставят перед человечеством еще более серьезную проблему морального поведения. У нас была эта проблема с самого начала, мы можем по разному причинять вред - ногтями, камнями или более сложны- ми орудиями. Наука не изменила этой проблемы - лишь увеличила возможности. Нам следует все более интен- сивно работать над увеличением нашего чувства мо- ральной ответственности с тем, чтобы справиться с насущной проблемой добра и зла." Чарльз Таунс * * * * * * * * ИНТЕРВЬЮ С ЧАРЛЬЗОМ ТАУНСОМ Чарльз Таунс - выдающийся американский физик, известный своей теорией и последующим изобретением мазера (1953). Мазеры используют молекулы и атомы для усиления электромагнитных волн, для создания электромагнитных колебаний. За эту работу он полу- чил многочисленные награды, включая Нобелевскую премию по физи- ке (1964), которую он разделил с советским физиками Николаем Басовым и Александром Прохоровым. С 1939 по 1947 он был физиком телефонных лабораторий Бэлла.На посту вице-президента и дирек- тора исследований в Институте оборонных исследований в Вашинг- тоне, округ Колумбия, работал над внешней политикой и проблема- ми национальной обороны. В настоящее время - профессор физики в университете Беркли, Калифорния. Настоящий адрес: Отдел физики, Университет Калифорния, Беркли, СА 94075, США. Интервьюеры: Т.Д. Сингх, Паван Сахаран Записано: 19 октября 1985 г. * * * * * * * * ТДС: Мы просим многих выдающихся ученых предложить важные идеи для изучения отношений науки и религии. В настоящее время, несмотря на значительный прогресс в науке и технике, многие заинтересованные люди очень остро ощущают, что в ходе тех- нического развития люди пренебрегают моральными и духовными принципами жизни. Есть ли у Вас, как у выдающегося ученого, известного в физическом мире, мысли по поводу объединения ре- лигиозных и научных ценностей? ЧТ: Прежде чем ответить на общий вопрос, я бы хотел выска- заться по одному конкретному аспекту. Некоторые люди полага- ют, что у науки нет морали, или что она совершенно нейтральна к моральным вопросам. Однако наука придает большое значение истине. Преданность истине, вопреки личным ощущениям и пред- рассудкам, выводит нас за пределы самих себя, подобно рели- гии. Объективность и признание собственных возможных ошибок имеет ценность более абсолютную, чем наши личные чувства, ин- тересы и пристрастия. Эта идея основная для науки и ее успе- ха. Могут возразить, что наука не занимает моральных позиций, но в действительности ее позиции касательно ценности истины тверды, и я думаю, у этого есть множество моральных оттенков - важное значение истины и преодоления личных пристрастий. ТДС: Сpеди ученых физики, в общем, наиболее философски смотрят на мир. К примеру, часто цитируют слова Эйнштейна: "Наука без религии хрома, а религия без науки слепа." Вы раз- деляете его мнение? ЧТ: Да, я в общем с этим согласен. Я думаю, что одна из при- чин того, что физики более склонны к философии - то, что фи- зика - фундаментальная наука. Физика занимается фундаменталь- ными понятиями, что ведет ее к основательной попытке понять вселенную. Но есть и другие - к примеру, астрономия, которая ведет в том же направлении. ТДС: Как Вы смотрите на религию с научной точки зрения? ЧТ: Я думаю, что наука и религия более похожи, чем обычно считается. Я считаю их параллельными и связанными. Обе они - попытки понять нашу вселенную и жизнь. Поэтому у них много общего в цели, но они идут к ней разными путями и с разными средствами. Многие люди считают науку очень логичным, посту- пательным процессом, доказываемым опытом и потому обязательно правильным, а религию более интуитивной и недоказуемой. В действительности, некоторые из моих друзей-ученых как-то оп- ределили религию, как имеющую дело с вещами, которые нельзя доказать. Я не согласен с такой позицией. Я бы сказал, что обе на самом деле эмпиричны и основываются на человеческом опыте. Они - резюме человеческого опыта, и мы пытаемся прис- пособить этот опыт к всеобщей системе, в которую мы верим, и следует всегда помнить, что в самой науке все еще много неяс- ностей. Мы развиваем науку с точки зрения логики, основанной на определенных постулатах, то есть мы создаем основные пос- тулаты, а потом пытаемся логически идти вперед. Но математи- чески показано, что ни один набор постулатов не может быть самодостаточным. Отсюда следует, что хотя нам кажется, что мы очень успешно используем наш постулаты и логику, сама идея того, что все доказуемо и совершенно верно, не вер- на. Я сам не разделяю науку и религию, но считаю наше иссле- дование вселенной частью религиозного опыта. Конечно, нелегко повторить эксперимент в контролируемых условиях, касающихся большинства вопросов, относящихся, по нашему мнению, к царст- ву религии. Эти вещи, которые можно дифференцировать как ре- лигиозные опыты, сложно продублировать под контролем, так как они включают в себя людей и прочие специальные обстоятельст- ва. Тем не менее наше суждение о разумном заключении по рели- гиозным идеям основывается на попытке понимания человеческого опыта - как прошлого, так и опыта нашей жизни. Таким образом, религия основывается на ряде эмпирических наблюдений, в прин- ципе - подобно науке, хотя и не повторяемых. Другими словами, общая структура довольно похожа. Часто религиозные идеи при- ходят интуитивно; часто научные идеи приходят тоже интуитив- но. Существует разительное количественное отличие в числе проверок, которые можно сделать, но, я полагаю, в логике нет фундаментального различия. ТДС: В научной работе вдохновение, или внезапные мысли, прихо- дящие в голову индивидуума, играют важную роль. Например, Га- усс как-то ломал голову над математическими загадками. Одна- ко, однажды его озарило, появилось решение. Он заявил, что ответ был дан ему Богом, а не его разумом. Можно ли это счи- тать примером как для науки, так и для религии? ЧT: Да, мне близок такой подход. Безусловно, многие новые идеи интуитивны. Мы не знаем, как они приходят, но можно спросить, даются ли они именно Богом, если мы не занимаем довольно разумной позиции, что все дано Богом. В любом случае я не вижу оправдания резкой дифференциации. Трудно проследить происхождение некоторых представлений, поэтому мы часто приписываем его вдохновению, что характерно для многих религиозных прозрений. TДС: Очень интересно, что в других отраслях науки - микробио- логии, молекулярной биологии - некоторые такие известные уче- ные, как Крик, Уотсон и другие не хотят видеть, что все соз- дано Богом, - скорее все создано некоторым упорядочением в природе. Что Вы думаете об этом? ЧТ: И вновь я не стал бы дифференцировать. Однако этот вопрос поднимает нечто важное, что включает развитость и степень на- шего понимания в области биологии. Если взять физику девят- надцатого века, ясно, что большинство физиков того времени чувствовали, что необходимо верить в детерминизм. Наука в об- щем и физика, конечно, предполагала, что мир совершенно де- терминирован. Но когда физика была иследована глубоко, она встретила идеи относительности, изменившие наши взгляды. От- носительность не была не детерминистской, но она радикально изменила наши взгляды, по сравнению с теми, которых мы при- держивались ранее. Затем пришла квантовая механика, которая полностью уничтожила детерминизм. Некоторые ученые продолжают думать, что, возможно, квантовая механика в этом ошибается, так как отсутствие детерминизма кажется очень странным. Но каждый новый эксперимент, ставящийся для проверки этого воп- роса, опровергает идею детерминизма. Это не тот случай. Поэ- тому, исследуя более глубоко, ученые несколько раз обнаружи- вали, что им следует изменить основные идеи. Физика в прошлом не ошибалась в деталях, но совершенно ошибалась в общем миро- воззрении и философии. Физика Ньютона была совершенно пра- вильной там, где она применялась, но сейчас мы признаем, что она не верна в других областях. Биологи могут попасть в по- добную ситуацию, и их идеи могут как либо радикально изме- ниться, когда они глубже поймут живые организмы. Я не знаю этого, лишь говорю как о предположительной возможности. Био- логи продолжают работать на уровне, который является простым и механическим в том смысле, что включает в первую очередь действия индивидуальных атомов и молекул. Ясно, что многие жизненные процессы будет очень сложно понять на этой основе. Придем ли мы к тому, что биологи должны будут радикально из- менить свои взгляды, никто не может предсказать с уверен- ностью. Однако, как мне кажется, когда мы по-настоящему пой- мем живые организмы, наука будет другой, и биологи будут вы- нуждены принять иную точку зрения. ПС: Не считаете ли Вы, что биологические системы более слож- ны, чем просто физические системы? ЧТ: Я бы сказал, что в физике мы создаем для изучения опреде- ленные простые ситуации. До некоторой степени делают это и биологи, но, по крайней мере, в настоящее время они не могут создать настоящий простой организм, который был бы живым. Это кажется не очень практичным. В физике также есть сложные сис- темы. К примеру, наша земля как целое является очень сложной системой, если пытаться объяснить все детали всех ее атомов. Итак, есть сложные физические системы, но, несомненно верно, что биологические системы более сложны, чем те, с которыми физики обычно имеют дело в лаборатории. TДС: Мне кажется, что молекулярные биологи склонны испытывать чрезмерный энтузиазм, и они делают чересчур смелые заявления о жизни и ее происхождении без совершенного научного доказа- тельства. Почти во всех школьных и университетских учебниках по биологии и молекулярной биологии сегодня пишется, что за- коны жизни совершенно понятны в свете квантовой механики, и что жизнь есть просто комбинация атомов и молекул. Делая так, они пытаются дискредитировать моральную, духовную и высшую цель жизни. Как Вы относитесь к молекулярным биологам и био- логам-эволюционистам? ЧТ: Биология - новая область, по отношению к которой можно испытывать большой энтузиазм. Она быстро развивается, поэтому понятно, что биологи испытывают энтузиазм и убеждены, что мо- гут почти все. Мы должны дать им время и посмотреть, что по- лучится. TДС: В общем, обычные люди понимают религию как ритуал. Они думают: "Я принадлежу к той или иной религии." Но, с другой стороны, древняя Ведическая традиция делает акцент на познании природы индивидуального существа,науки о сущности,высшем "Я" и т.д. Это можно считать наукой или религией. Поэтому вся идея этого конгресса - собрать ученых разных отраслей науки, фило- софии и теологии для того, чтобы обсудить некоторые научные и религиозные принципы как более широкие концепции, включающие более непосредственные исследования человеческой жизни и ее цели. Я предполагаю, что религию, известную как ритуал, не следует считать истинным принципом религиозности, и она не должна становиться барьером между людьми с различными куль- турными и национальными традициями. Чувствую, что такие отк- рытые диалоги пойдут на пользу всем нам. ЧТ: Я, в общем, согласен с этим. Я не придаю большого значе- ния обычным ритуалам. Они не являются неважными, но для меня они не имеют абсолютного значения. Пойду дальше и скажу, что не верю, что наше понимание религии очень совершенно, и мы должны быть готовы узнавать и изменяться со временем. ПС: Крик в одной из своих книг "О Молекулах и Человеке", на- писанной в 1966 г. упомянул, что симптомы и характеристики жизни могут быть объяснены просто физическими и химическими законами. Как Вы на это смотрите? ЧТ: Конечно, никто этого не знает, но я думаю, это верно лишь в определенном смысле. Вспомните, что я смотрю на науку и ре- лигию как на работающие над одной проблемой, а именно, над пониманием, что такое Вселенная и наша жизнь. Я надеюсь, что оба подхода увенчаются успехом и встретятся, соединятся вое- дино. Наука может обьяснить намного больше, чем обьясняет се- годня. Однако я сомневаюсь, что мы можем узнать все - и с ре- лигиозной и с научной точки зрения. Конечно, мы должны быть способны развиваться в науке и понять намного больше, чем сейчас. Но, мне думается, следует быть осторожным, признавая, что наука, делая это, может сама сильно измениться. Если вновь посмотреть на физику, понятно, что в девятнадцатом веке физики и ученые в целом полагали, что они собираются объяс- нять большинство вещей детерминистично. Многие противопостав- ляли этот детерминизм религизному миру, не оставляя места божественным действиям. Имея заранее установленные физические законы и условия, они должны были найти уравнения детерми- нистского мира, чтобы предвидеть все в будущем. Поэтому, ес- тественно было заключить, что, если наука будет развиваться, она сможет все объяснить. Конечно, в некотором смысле, сегод- ня наука объяснила намного больше. Но когда в поле зрения по- пала квантовая механика и позволила нам понять намного больше об атомах и молекулах, мы обнаружили удивительный мир, в ко- тором изменилась сама наука. Я верю, такого процесса нам сле- дует ожидать. Наука на самом деле сделает большой прогресс и позволит нам намного больше понять жизнь, но природа самой науки изменится. Поэтому не следует думать о науке в границах нашего сегодняшнего понимания. TДС: Я бы хотел узнать Ваше мнение о направлении социальной и моральной ответственности ученых по отношению к благополучию общества. Иногда продуктами науки злоупотребляют не обяза- тельно ученые, а некоторые другие группы людей. Пример тому - использование ядерных бомб политиками. Вы думаете, ученым нужно разрешить участвовать в принятии решений о больших пос- ледствиях в целях контролирования такого злоупотребления нау- кой? ЧТ: Ученые, конечно, должны приносить пользу, активно участ- вуя в решениях, касающихся использования науки, и в попытках предсказать возможные результаты научных исследований, кото- рые, как правило, непредсказуемы. Мы должны справляться с проблемами по мере их возникновения и в человеческом контекс- те времени. Человек никогда не знает, какое добро или зло мо- жет принести данная научная идея. Например, возьмем теорию Эйнштейна, или относительность. Можно сказать, что она несет ответственность за атомную бомбу, так как дала идею превраще- ния материи в энергию, Винить ли в этом Эйнштейна? Мог ли кто-нибудь это предвидеть? Я так не думаю. Относительность - важная идея, многому научившая нас, которая разнообразно ис- пользуется. Сама атомная энергия может давать большую часть необходимой энергии, конечно, если ее правильно использовать. Последствия научных идей просто не предсказуемы в достаточ- ной степени, чтобы позволить сделать важнейшие заключения о хороших или плохих последствиях. Наука с большой буквы спо- собствовала физическому благосостоянию человечества, громад- ному росту его потенциальных возможностей. Растущая сила, данная наукой, может помочь человечеству, но и дает способы приносить людям вред... Я не думаю, что кому-то хочется оста- новить науку. Если мы узнаем, как, к примеру, лечить рак, мы также узнаем как его вызвать. Эти две вещи неразделимы, и ставят перед человечеством еще более серьезную проблему мо- рального поведения. У нас была эта проблема с самого начала, мы можем по разному причинять вред - ногтями, камнями или бо- лее сложными орудиями. Наука не изменила этой проблемы - лишь увеличила возможности. Нам следует все более интенсивно рабо- тать над увеличением нашего чувства моральной ответственности с тем, чтобы справиться с насущной проблемой добра и зла. Я думаю, что остановка развития знания непродуктивна и принесет человечеству вред. TДС: Мы не пытаемся остановить науку, но стараемся выработать политику, которая не допустит злоупотребления наукой. ЧТ: Я очень верю в участие ученых в политическом процессе. Но нам следует быть внимательными, не считая использование науки проблемой одних лишь ученых. Успехи науки просто подчеркивают эту человеческую проблему. Более того, нам следует вниматель- но отнестись к идее того, что предсказуемые результаты имею- щейся цепи фундаментальных научных исследований, или того, что несколько знающих ученых с хорошими моральными инстинкта- ми всегда могут принять верные политические решения. Прогресс науки как целого и, как следствие, возрастание потенциала че- ловечества ставит еще более остро проблему добра и зла. Уче- ные могут помочь обществу понять некоторые технические аспек- ты проблем. Однако, выбор между добром и злом, который должно сделать общество в целом, является для человечества основопо- лагающим, и его можно сделать разумным, если индивидуумы и само общество основываются на соответствующих моральных прин- ципах. TДС: В программы обучения будет полезно включить обучение сту- дентов науке духовного познания и высших ценностей жизни. Можно включить в образовательную программу определенные курсы науки, морали и философии. Тогда миру и массам будет легче прийти к пониманию значения должного использования научного знания. ЧT: Я считаю, что курсы философии, морали очень ценны в кол- леджах, университетах, вузах. В то время, как курсы филосо- фии, моральных идей, цивилизации и ее значения (включая зна- чение науки) должны быть очень ценными, я не думаю, что их можно практически скомбинировать предположим, с квантовой механикой. Философии морали следует учить открыто. Но также важно, чтобы учителя имели чувство морали, которым, к сожале- нию, большинство из них не обладает. Широкое образование дол- жно обязательно иметь дело с философией, религией и этикой. К несчастью, философские исследования сейчас находятся в до- вольно эзотерической фазе, особенно математическая логика. Она не имеет непосредственного дела с моральными вопросами. Классическая философия склоняется к этому, помогает студентам думать о значении жизни, цивилизации и о роли человечества более, чем о математической логике. Последняя важна сама по себе, но не побуждает ученика думать, зачем он живет. TДС: Последнее время в Индии очень заметным стало изменение концепции жизни. Видно изменение ценностей среди студентов. Многие с энтузиазмом относятся к современному образу жизни. Однако многие заинтересованные лидеры считают, что Индия дол- жна попробовать развивать как духовную, так и научную культу- ру. Вы хотите что-то сказать индийским студентам? ЧТ: Наверное, это так. Следует ценить и уважать свою религи- озную культуру, и, конечно, классическая Индийская культура в основном придает значение жизни и ее ценностям. Но люди, за- нимающиеся наукой, часто в то же время размышляют о значении жизни и ее ценностях. Я бы не стал их разделять. Разделение науки и Индийской культуры может оказаться вредным, порождая "дихотомию" выбора: идти этим или другим путем. Конечно, классическая Индийская культура придает важное значение этим предметам. Я не считаю практичным разделять научную и духов- ную культуру. Частично из этих соображений я очень хотел бы участвовать в вашем Конгрессе. Однако, как говорится в моем письме, важные дела делают мое присутствие на нем в это время невозможным. Я желаю Вам большого успеха в проведении Конгресса. TДС: Спасибо, профессор Таунс.