"Итак, идея того, что наука - единственный источник истинного знания - смехотворна... На самом деле все важнейшее, что мы знаем о мире - результат трансцендентного мышления, а не, скажем так, инст- рументального мышления. Я имею в виду, что по-нас- тоящему важные вещи приходят к нам не через науку. Поэтому для всех, а не только для ученых или интел- лектуалов чрезвычайно важно иметь различные взгляды на мир". Профессор Дж. Вайзенбаум * * * * ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ДЖОЗЕФОМ ВАЙЗЕНБАУМОМ (род. 8 января 1923 г.) Один из самых выдающихся ученых-компьютерщиков мира, проф. Джозеф Вайзенбаум известен своим большим вкладом в отрас- ли Искусственного разума. Он был автором известной программы "Элиза" (предшественницы "Доктора" и других подобных программ), которые потрясающе продемострировали возможность встраивания "интеллектуальных" эффектов в компьютер путем программирования. Он также написал главную книгу, озаглавленную "Сила компьютера и Человеческий разум: от расчетов - к суждению", в которой он крититически исследовал далеко идущие социальные применения ис- следования и философского предположения, касательно искусствен- ного интеллекта. Профессор Вайзенбаум получил степень доктора физики в Вейн-Стейт университете в Детройте. После нескольких лет в про- мышленности он начал работу в Масачюссетском Технологическом институте (МТИ), где руководил факультетом с 1955 г. В настоя- щее время - профессор отделения компьютерных наук МТИ. В его исследовательские интересы входят Искусственный Интеллект и со- циальное использование компьютерики и кибернетики. - 2 - Настоящий адрес: Отделение компьютерных наук, МТИ, Кембридж, Масачюссетс, 03139, США. Интервьер: Рави Гомотам Записано 14 января 1985 г. * * * * * * * * РГ: Почти во всех кругах растет признание того, что наука и научное исследование больше не являются отдельным или личным делом, и что они тесно связаны с тем, как мы живем, и со мно- гими сферами человеческих интересов. По этим вопросам было много дискуссий. Какой из этих вопросов Вы считаете централь- ным? ДВ: Я думаю, здесь задействованы вопросы нескольких уровней. На одном уровне вопрос заключается в том, что сегодня наука и ученые производят огромные силы, которые имеют важные видимые и невидимые воздействия на все общество. Исследование или но- вая научная находка может, по словам, Дайсона, встревожить всю Вселенную. Хорошо известна аксиома о том, что этическая и моральная ответственность человека простирается как минимум столь же далеко, как его влияние. Еще сто лет назад ученый мог работать в лаборатории с одним или двумя помощниками, ос- таваться довольно академичным очень долгое время, быть заме- ченным только научными журналами и не иметь дальнейшего воз- дествия на окружающую общественность. Давайте рассмотрим се- годняшние успехи, к примеру, генетики и молекулярной биоло- гии. Здесь мы видим, что буквально горстка ученых - что-то около сотни на всей планете - делают такие вещи, как создание такого живого существа, которого не создала сама Природа и которое, вероятно, может неуправляемо расти. То, что в экст- ремальном случае - эта очень маленькая группа ученых может - 3 - действительно вызвать смерть человеческой расы даже без ис- пользования всякого ядерного оружия, само по себе весьма серьезно. Подумайте о тех экспериментах, которые мы ставили в прошлом в несколько меньших масштабах, имея меньше знания, чем сегодня. Однажды было предложено разместить сотни тысяч, даже миллионы маленьких иголок размером с иглу фонографа в виде пояса вокруг земли для проведения каких-то атмосферных экспериментов. Это почти сделали, когда некоторым ученым уда- лось в последний момент обратить внимание правительств на по- бочные эффекты, которые будет иметь эксперимент и к такому факту, что неизвестны все побочные эффекты. Сегодня в подоб- ных экспериментах риск и степень могущества ученого еще боль- ше. Можно сказать, они почти универсальны, под чем я подразу- меваю, что они идут не только на земле, но и, так сказать, в небе над нами. Важнейшее замечание при таких "починках" при- роды таково: все наши эксперименты необратимы, и их последст- вия более или менеее устойчивы. Ученых как группу никто не избирает. И в политическом смысле они не отчитываются перед законом. Поэтому обладание такой силой в группе, представляю- щей только саму себя, очень опасно и поднимает некоторые мо- ральные проблемы. Сейчас, на совершенно ином уровне, мы буквально разьедаем древо познания. Во многих религиях к этой теме относятся с благоговением и даже, возможно со страхом. Один очень извест- ный мой коллега, Герберт Симон из университета Карнеги - Мел- лона - ведущий ученый в области искусственного разума и тео- рии организации, часто говорил, что знание лучше неведения. Вероятно, тогда он произнес лозунг нашего времени. Но если мы внимательно проанализируем это заявление, мы придем к вопро- су: "Всякое ли знание лучше незнания? Есть ли знание, стоящее больше, чем другое знание? Какую цену мы хотим заплатить за конкретное знание?" Например, многие ученые интересуются фун- кционированием живого мозга. Вопрос того, как он работает, - одна из великих тайн вселенной. Это, по крайней мере, столь же загадочно, как астрофизика. Но все то, что мы знаем сегод- ня - лишь маленький прогресс в этой области. Теперь, предпо- ложим, мне удалось разработать метод, который гарантированно - 4 - даст огромный прогресс в понимании того, как работает челове- ческий мозг. Скажут: "Да, конечно, нам он нужен", но спросят: "Какую цену Вы платите за это?" Предположим, я предложил ис- следовать живой мозг здоровых детей хирургическими методами, которые почти наверняка убьют детей или изувечат их. Тогда даже если познание гарантировано, будет ли оно стоить даже одного ребенка? РГ: Вы поднимаете вопрос средств и целей? ДВ: Верно - совершенно верно. Я поднимаю вопрос средств и це- лей. Я надеюсь, мы пришли к тому, что хотя бы цивилизованные люди осознают, что цели не оправдывают средств. Какую цену можно просить за знание? Совершеннно неправильно то, что лю- бое змание лучше неведения. За каждое знание нужно платить. Кроме экспериментирования на живых существах (включая людей), что необходимо однозначно запретить всеобщим законом, сущест- вуют и другие цены, которые мы платим. Одна из них - неуве- ренность - факт того, что мы не можем знать всей цены даже через много лет после эксперимента. На земле меньше всего не золота (или желтой воды) - меньше всего человеческой мудрос- ти. В определенном смысле к этому следует относиться как к любому запасу. Если я имею десять тысяч долларов в год для моей лаборатории и трачу пять тысяч долларов на центрифугу, то мы должны осознавать, что решение купить центрифугу исклю- исключает приобретение целого набора другого оборудования, которое мы могли бы купить. Подобно этому, когда я решаюсь изучать, скажем, простые числа, я принимаю решение, что следующие двадцать лет я не буду изучать весь круг других больших областей потенци- ального знания. Решение изучать отдельный аспект природы мира всегда является ценностным решением. Особенно в наше время, оно имеет даже политические последствия. Одни про- блемы гораздо более неотложны, чем другие. Возможно, не- которые из них опасно изучать сегодня, а через сто лет, может быть, нет. Возьмем изучение генетически обуслов- ленных различий в интеллекте разных рас. Возникает вопрос: "Самое ли это важное, что нам следует знать?" Что мы станем делать с этим знанием, получив его? Возникает целая проблема с наукой, свободной от ценностных ориентации. Я только что сказал, что решение изучать одно, отдавая этому предпочтение перед другим, само по себе является вопросом ценностей. И должен добавить сюда кое-что, от- носящееся к нашему времени. Современные ученые в уни- верситетах и коммерческих лабораториях болтают о знании ради знания, о науке ради науки, о чистом стремлении к познанию Вселенной и т.д. Я сказал "болтают", ибо считаю, что для большинства из них такой мотивировки просто не существует. Все они ориентируются на определенную цель, а проекты, над которыми они работают, финансируются людь- ми с очень специфическими интересами. Думаю, стоит честно признать тот факт, что около половины всех ученых в мире сегодня прямо или косвенно работают на военные программы. Картина из старой сказки, изображающая ученого-одиночку, работающего в лаборатории с одним верным помощником, присматривающим за оборудованием, в облаках идущего не- известно откуда пара и приходящего к открытию, которое излечивает рак или делает возможным что-то столь же за- мечательное, как превращение соленой воды в пресную, боль- ше не соответствует действительности. Сегодня наука так не работает, за очень редкими исключениями. РГ: Это важная проблема, и я попросил бы Вас остановиться на ней немного больше. Если я правильно Вас понял, Вы говорите, что, быть может, сто или сто пятьдесят лет назад в науке имело место стремление к получению знания ради знания. Но не ради чего-нибудь еще. Больше этого нет. Вы хотите сказать, что за прошедший период характер науки как-то изменился? Хотите ли Вы сказать, что в настоящее время целью науки стало нечто иное? ДВ: Да. Я думаю, наука радикально изменилась. Я предполагаю, это имеет отношение к самой экономике функционирования науки. Достаточно вспомнить, что Британское Королевское общество, появившееся во времена Ньютона, получало свои средства в большой степени на основе обещания давать ре- зультаты, полезные для общества. Оно не обещало наращивать знания, мудрость мира или еще что-нибудь такое. Оно обе- щало полезные результаты. За первые сто пятьдесят лет единственным полезным результатом, явившимся следствием такого спонсорства, было изобретение громоотвода. По су- ществу это созвучно с тем, что мы и теперь называем современной наукой. Сегодня наук'-, очень дорогостояща, так как большинство инструментов, необходимых ей, очень до- роги. Это циклотроны, ускорители всех видов, компьютерные системы, электронные микроскопы, радиотелескопы и т.д. Благодаря всему этому создается большая наука, а политика управляет ею. Большая наука сегодня имеет характеристики, в очень многом сходные с любым большим бизнесом, - гигантский административный аппарат, чрезвычайно высокие накладные расходы и т.п. И все это породило недостаток самокритичности в науке. Интересной фантазией, думается, было бы проследить, что случилось бы, если бы какой-нибудь университет решил вдруг предпринять некую совершенно осо- бую попытку по обучению студентов науке, которую может делать только один человек. Прискорбно признавать, что, если посмотреть, какой аспект человеческой природы играет на- ибольшую роль в современной науке, то это окажется ал- чность - стремление получить фонды, заручиться поддержкой и т.д. Я могу здесь также сослаться на искусственные тре- бования публиковаться, предъявляемые студентам и молодым ученым. Неважно, что они публикуют, лишь бы это попало в так называемые цитируемые журналы. Когда приходит вре- мя рассматривать вопрос о продвижении, о том, может ли молодой ученый остаться в конкретном университете, тогда проверяются библиография, число статей и журналы, где они опубликованы. Это просто дает людям ложную основу для публикаций. Основанием должно быть убеждение автора в том, что ему или ей есть, что сказать. В отсутствии этого критерия публикация работ превращается в безмерную бю- рократию, включая бюрократию слежения за всем этим старь- ем. И это также увеличивает расходы большой науки, ис- кажая, кроме того, весь оценочный механизм науки и ученых. РГ: Мы слышали, что Вы говорили о необходимости учитывать средства познания; Вы также обсудили спектр финансирования. Можно ли сказать, что лучшее знание - то, которое наносит наименьший ущерб окружающей среде и требует наименьших средств со стороны? ДВ: Я боюсь любой формулы. Мир очень сложен, и, видимо, само знание тоже сложно. Не думаю, что нам следует искать какую-нибудь простую формулу. РГ: И все же Вы говорили о том, что ученым необходимо признать, что погоня за знанием самим по себе недостойна, если она не сопровождается общественно-полезными соображениями. Как практически включить это признание в науку? ДВ: В определенном смысле ответ мне ясен. Мудрость или знание того, что можно и чего нельзя делать, что этично и что неэтично, что морально допустимо, а что нет - эта оценка должна присутствовать в сознании ученого. Этого нельзя дать ему извне. Разрешите привести пример. Предположим, что я, отходя от стола, чтобы выпить воды, роняю бумажник, а Вы поднимаете его. Вы находите в нем огромную сумму денег. Когда я возвращаюсь, Вы говорите: "Вы выронили бумажник, а я нашел его, возьмите". Теперь, предположим, кто-то спрашивает Вас: "Почему ты не оставил бумажник себе?" Ваш ответ не будет содержать перечисления возможных последствий похищения бумажника. Скорее всего, Вас поразит этот вопрос. Скорее всего Вы скажете: "Меня не так вос- питывали. Это не для меня!" Вы не сможете дать дальнейших объяснений. Такое поведение - просто часть Вас. И так и должно быть. Это значит, что ученый, обретя зрелость в целом и научное знание в частности, должен дышать атмосферой морали, чтобы моральный подход к науке стал инстинктивной и неотчуждаемой его частью. И еще разрешите добавить, что я не считаю, что этому следует учить ис- ключительно ученых. Не только ученых - всех. Другими словами, ситуация не улучшится до тех пор, пока у нас не произойдет радикального изменения морали во всем мире. Это заявление весьма пессимистично, ибо обещает только очень отдаленную возможность. Но тем не менее оно верно. РГ: Итак, Вы считаете, что проблемы нашего времени ведут не только к науке и ученым, но относятся скорее к распространив- шемуся повсюду падению качеств, стандартов жизни, или человеческого уровня? ДВ: Это верно, хотя меня удивляет слово "падение". Я хотел бы знать, стало хуже или нет. Несомненно то, что наше положение неважно. За последние сто лет влияние, или эф- фективность, ученого, политика и военного неизмеримо воз- росли. Силы, способные погубить человечество, возросли так сильно, что то что нам кажется ухудшением положения людей или всей' жизни на земле, вполне может быть просто отражением сохраняющейся незрелости человеческого бытия в контексте все нарастающей материальной мощи. РГ: Наука, видимо, движется от одного локального достижения к другому, а общей картины мы не представляем. Мы не можем предсказать всего круга результатов конкретного вида исследо- ваний. В такой ситуации есть ли вообще какая-нибудь надежда почувствовать, что, продолжая научные поиски и прогресс, мы не придем ко все большим трудностям? ДВ: Весьма малая. Я очень, очень пессимистичен. Но вместе с тем я также думаю, что надежда есть. Это звучит па- радоксально - позвольте мне объясниться. Оптимизм-песси- мизм - это принципиально статистическое измерение. Оно касается возможности успеха или вероятности неудачи. Когда я говорил, что я очень пессимистичен, я хотел сказать, что вероятность того, что положение станет намного лучше, невелика. В то же время надежда имеет дело с возмож- ностями, а не со статистикой. А возможность спастись для нас существует. Я в этом не сомневаюсь. В действительности, я думаю, все, что нам нужно знать для того, чтобы жить в мире и безопасности - не только в военном, но и в духовном смысле, - уже существует в писаниях основных религий. Приведу лишь один пример: очень компактный на- бор алгоритмов добродетельной жизни содержится в Нагорной проповеди. Я не верю, что мы нуждаемся в дальнейшем исследовании моральных альтернатив. Это уже сделано. Боль- ше делать этого не нужно. Использовать то, что мы знаем, очень, очень трудно, но сам факт того, что это знание существует, вселяет в меня надежду. Возможность органи- зовать человеческую жизнь разумно и гуманно существует. Это значит, что надежда есть. Но сам я настроен очень пессимистично. РГ: Возможность в общем смысле всегда существует. Но дело в том, что человеческая раса в целом, практически во всем мире все более доверяется научному пути познания и прогресса. Вы видите какую-нибудь надежду, при условии что кардинально не изменит- ся ограниченная и узкая природа научного познания? Иначе говоря, следует ли нам вообще призывать к смене парадигмы того, кто утверждает, что наука и только наука - путь к истине и лучшей жизни? ДВ: То, на что Вы обращаете внимание, сегодня широко принято, сознательно или бессознательно, явно или неявно - только наука может привести к истинному познанию мира. И это - фундаментальная ошибка. Я могу проиллюстрировать это небольшой историей. Предположим, мы пересекаем местность и натыкаемся на большой глиняный холм. На вершине этого холма сидит слон. Одному из нас приходит в голову узнать, сколько времени потребуется слону, чтобы соскользнуть вниз к подножью, если он начнет соскальзывать. Как бы мы, современные ученые начали искать ответ на этот вопрос? Мы заменили бы слона центром тяжести и определили бы по таблице коэффициент трения. Потом написали бы одно-два дифференциальных уравнения, решив которые, получили бы ответ, что слону потребуется 67 секунд, чтобы достичь под- ножья. Вполне возможно, что в действительности слону по- требуется 66 или 68 секунд. Это метод науки. Мы абс- трагируем проблему. Здесь само слово "абстрагировать" оз- начает отрываться от действительности. Таков фундаменталь- ный метод науки - строить модели. В данном случае это - математическая модель. Чего мы не учли в этой модели? Давайте посмотрим. Мы не учли запах слона. Мы не учли, что слон производит определенный шум, что у него волосы на теле, что у него имеется хвост и т.д. Мы не учитываем, как ощущается глина пальцами ног маленького мальчика. Мы не учли всего того, что можно сделать из глины, включая кирпичи и шары. Я думаю, теперь ясно, что можно про- должать буквально вечно перечисление того, чего мы не учли. Потому что то, чего мы не учли, - это вся Вселенная, каждый атом в ней, за исключением тех нескольких, которые мы смоделировали. Я думаю, именно это имел в виду Эйн- штейн, делая свое известное заявление, что самое замеча- тельное во Вселенной - это то, что мы вообще приходим к ее пониманию. Действительно замечательно, что с помощью этого глупого метода, именуемого наукой, мы можем найти хоть что-то полезное, помимо слонов, соскальзывающих с горок, что с помощью методов такого рода и человеческого гения нам удается строить мосты и т.д. Поэтому идея о том, что наука - это единственный источник обоснованного знания о мире, смехотворна. Это абсурдно перед лицом мира. Я возвращаюсь к мысли о том, как глина ощущается паль- цами маленького мальчика. Нет, существуют и другие ис- точники познания мира. Конечно, к этим источникам от- носятся различные искусства. В действительности, все важ- нейшие вещи, которые мы знаем о мире, являются ре- зультатами трансцендентального, а не, позвольте так выра- зиться, инструментального мышления. Я имею в виду, что по-настоящему важные вещи приходят к нам не через науку. Поэтому для всех, а не только для ученых или интел- лектуалов, чрезвычайно важно иметь различные взгляды на мир. РГ: Я задам последний вопрос, так как считаю, что его нужно задать. Сейчас наука ужасно занята изучением материи. Если наука должна стать значимой для человеческих целей и интере- сов, ей определенно следует создать разумную картину природы и понять цели жизни вообще и человеческой жизни в частности. Какова надежда на науку в этом отношении? ДВ: Если кратко, то никакой. Я не думаю, что на эти вопросы вообще можно ответить научно. Это не вопросы, подобные тому, как долго будет скользить слон по глине. Как я говорил раньше, есть много источников обоснованного знания о мире. Для получения знания такого рода, а именно знания о цели и смысле жизни, просто не годятся научные средства. Во всяком случае, годятся не должным образом. Наука может пролить на это очень мало света. Между прочим, говоря о науке в этом интервью, я имел в виду современную науку, науку со времен Ньютона. Если мы утверждаем, что ответ на вопросы о жизни и ее смысле - задача современной науки, это подразумевает, что до недавних пор таких вопросов вообще не задавали, потому что 300 лет назад не было современной науки. Это подразумевает также, что можно от- бросить все древнекитайские, древнегреческие, древнеиндий- ские и другие источники знания как не относящиеся к делу, потому что в те времена не было современной науки. Но это не так. Сам факт, что пересечение всех современных религий - не пустое множество, означает, что у них есть нечто общее. И эта мудрость - древняя. Она, конечно, на- много предшествует появлению современной науки. Это само по себе говорит о том, что эти вопросы адресовались сред- ствам решения, отличным от научных. Это не значит, что у науки не может быть каких-то ответов или прозрений в этих сферах. Это просто значит, что такое знание можно было получить без современной науки. Однако мое мнение таково, что наука просто не имеет отношения к вопросам такого рода. Просто не имеет отношения. Предположим, Вы спросили бы меня: "Какой вклад может внести зоология в познание цели человеческого рода?" Я бы сказал, что ни- какой. Почему тогда физика или любая другая наука должны иметь большее значение? РГ: Как Вы думаете, что имеет значение для ответа на эти вопросы? Какой род познания? ДВ: Я думаю, что актуальное значение имеет знание и мудрость, содержа! цисся в писаниях великих мировых религий. Зна- чение имеет и опыт, заключенный в литературных трудах таких великих людей, как Толстой, Шекспир и др. Совер- шенно ясно, что мы не научились жить согласно этому знанию. Подумайте только, что во имя Иисуса сотни, даже миллионы людей были убиты и подвергнуты пыткам ин- квизиции, что ради утверждения одного религиозною ми- ровоззрения уничтожались тысячи других религий. Мы ви- дим, что творится в Ливане и в других местах. Отсюда ясно, что одного существования этих писаний и трудов не- достаточно. Но я почти абсолютно уверен, что знание о том, как вести добропорядочную жизнь, содержится в этих трудах. То, что они не оправдали наших ожиданий, про- изошло не потому, что в них не заключено мудрости, но потому, что мы не настолько еще доведены до отчаяния, чтобы хотеть обрести разумный образ жизни. Я лишь на- деюсь, что наше современное затруднительное положение при- даст нам отчаяние и душевный подъем, чтобы обратиться к этому первому и последнему источнику знания - древнему знанию - и уделить ему серьезное внимание. РГ: Благодарю Вас, профессор Вайзенбаум.