Ф.Ницше

Весёлая наука

             Friedrich Nietzsche
            «La Gaya Scienza»
            (Фрагменты)


      «Весёлая наука» была задумана первоначально как продолжение
            «Утренней зари», вышедшей в 1881 г. Рукопись (первых четырёх книг)
            была в целом написана зимой 1881-1882 г. в Генуе; к этому же времени
            относится создание 63 стихотворений, объединённых названием «Шутка,
            хитрость и месть». В апреле того же года в Мессине возникло
            большинство стихотворений цикла «Песни принца Фогельфрай»;
            законченность и самостоятельность рукописи позволили издать её
            отдельной книгой, которой Ницше в напоминание о провансальской «la
            gaya scienza», объединяющей певца, рыцаря и вольнодумца, дал
            название «Весёлая наука». Книга (первые четыре книги) вышла в свет в
            конце августа 1882 г. в издательстве Э. Шмейцерна. Переиздавая зимой
            1886-1887 г. в лейпцигском издательстве Э. В. Фрицша свои сочинения,
            Ницше счёл нужным дополнить «Весёлую науку» новой, пятой книгой
            («Мы, бесстрашные») и стихотворным приложением «Песен принца
            Фогельфрай», а также новым предисловием.
                  Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения
            в 2-х томах, том 1, издательство «Мысль», Москва 1990.
                  Перевод — К. А. Свасьяна.


 
            «ШУТКА, ХИТРОСТЬ И МЕСТЬ»
            Ближний
            Ближнего близко нельзя подпускать:
            Взять бы его да подальше убрать!
            Будет тогда он звездой мне сиять!

            Переодетый святой
            Силясь скрыть избранность Божью,
            Корчишь чёртову ты рожу
            И кощунствуешь с лихвой.
            Дьявол вылитый! И всё же
            Из-под век глядит святой!

            Мудрец говорит
            Чужой и всё же нужный этим людям,
            То солнцем, то грозой веду свой путь я —
            И вечно недоступный людям!




            КНИГА ПЕРВАЯ
            14
            Наша любовь к ближним — разве она не есть стремление к новой
            собственности?
            21
            Здесь проступает основное противоречие той морали, которая нынче в
            таком большом почёте: мотивы этой морали противоречат её принципу!
            То, чем эта мораль хочет доказать себя, она опровергает сама своим
{2}            критерием морального! Положение «ты должен отречься от самого себя и
            принести себя в жертву» должно было бы, во избежание конфликта с
            собственной моралью, быть введено в силу таким существом, которое
            при этом отреклось бы от своей выгоды и, быть может, обрело бы
            собственную гибель в акте требуемого самопожертвования личности. Но
            покуда ближний (или общество) рекомендует альтруизм ради пользы, в
            силе остаётся прямо противоположное положение: «ты должен искать
            себе выгоды, даже за счёт всех других», стало быть, здесь на одном
            дыхании проповедуется «ты должен» и «ты не должен».
            26
            Что значит жить? Жить — это значит: постоянно отбрасывать от себя
            то, что хочет умереть; жить — это значит: быть жестоким и
            беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас, и не
            только в нас. Жить — значит ли это, следовательно: быть
            непочтительным к умирающим, отверженным и старым? Быть всегда
            убийцею? — И всё-таки старый Моисей сказал: «Не убий!».




            КНИГА ТРЕТЬЯ
            116
            Стадный инстинкт. Там, где мы застаём мораль, там находим мы
            расценку и иерархию человеческих стремлений и поступков. Эта оценка
            и иерархия всегда оказываются выражением потребностей общины и
            стада: то, что идёт им на пользу во-первых, во-вторых и в-третьих, —
            это и служит высшим масштабом при оценке каждой в отдельности.
            Моралью каждый побуждается быть функцией стада и лишь в качестве
            таковой приписывает себе ценность. Поскольку условия сохранения
            одной общины весьма отличались от условий сохранения другой, то
            существовали весьма различные морали, и с точки зрения предстоящих
            ещё существенных преобразований стад и общин, государств и обществ
            можно решиться на пророчество, что впереди предстоят ещё весьма
            различные морали. Моральность есть стадный инстинкт в отдельном
            человеке.
            129
            Условия Бога. «Сам Бог не может существовать без мудрых людей, —
            сказал Лютер, и с полным правом; но «Бог ещё менее может
            существовать без неумных людей» — этого добрый Лютер не сказал!
            135
            Происхождение греха. Грех, как он нынче ощущается повсюду, где
            господствует или некогда господствовало христианство, — грех есть
            еврейское чувство и еврейское изобретение, и с точки зрения этого
            заднего плана всей христианской моральности христианство на деле
            добивалось того, чтобы «оевреить» весь мир. В какой мере удалось ему
            это в Европе, тоньше всего ощущается в той степени чуждости, каковую
            всё ещё сохраняет греческая древность — мир, лишённый чувства греха,
            — по отношению к нашим восприятиям, несмотря на всю добрую волю к
            сближению и усвоению, в которой не испытывают недостатка целые
            поколения и множество превосходных людей. «Лишь когда ты покаешься,
            смилостивится Бог над тобою» — у какого-нибудь грека это вызвало бы
            хохот и досаду: он сказал бы: «Так могут ощущать рабы». Здесь в
            качестве предпосылки допущен некто Могущественный,
            Сверхмогущественный и всё-таки Мстительный: власть его столь велика,
            что ему вообще не может быть нанесено никакого ущерба, кроме как в
            пункте чести. Каждый грех есть оскорбление респекта, некий crimen
            laesae majestatis divinae — и ничего больше этого! Самоуничижение,
            унижение, валяние в пыли — таково первое и последнее условие, с
{3}            которым связана его милость, — стало быть, восстановление его
            божественной чести! Причиняется ли грехом поверх этого вред,
            насаждается ли им глубокое, растущее зло, охватывающее и душащее,
            как болезнь, одного за другим, — всё это ничуть не заботит этого
            тщеславного азиата на небеси: грех есть прегрешение перед ним, не
            перед человечеством! — кому он даровал свою милость, тому дарует он
            и эту беззаботность к естественным последствиям греха. Бог и
            человечество мыслятся здесь настолько разъятыми и
            противопоставленными, что, в сущности, перед последним вообще не
            может быть совершено никакого греха, — всякий поступок должен
            рассматриваться лишь в своих сверхъестественных последствиях, отнюдь
            не в естественных: так волит этого еврейское чувство, которому всё
            естественное предстаёт чем-то недостойным самим по себе. Греку,
            напротив, ближе оказывалась мысль, что даже кощунство может обладать
            достоинством, даже воровство, как у Прометея, даже убой скота, как
            обнаружение безрассудной зависти, -случай Аякса: это было их
            потребностью — возвести преступление в достоинство и створить его с
            достоинством, изобрести трагедию — некое искусство и некое
            удовольствие, которое глубочайшим образом осталось чуждым еврею,
            несмотря на всю его поэтическую одарённость и склонность к
            возвышенному.
            140
            Слишком по-еврейски. Если Бог хотел стать предметом любви, то ему
            следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего
            правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви.
            Основатель христианства недостаточно тонко чувствовал здесь — как
            иудей.
            143
            Величайшая польза политеизма. То, что отдельный человек
            устанавливает себе собственный свой идеал и выводит из него свой
            закон, свои радости и свои права, — это считалось до сих пор
            наиболее чудовищным из всех человеческих заблуждений и самим
            идолопоклонством…
            221
            Отцы и сыновья гораздо больше щадят друг друга, чем матери и дочери.

            262
            Sub specie aeterni. А: «Ты всё быстрее удаляешься от живущих: скоро
            они вычеркнут тебя из своих списков!» — Б: «Это единственное
            средство разделить с мёртвыми их преимущество. — А: «Какое
            преимущества?» — Б: «Не умирать больше».
            265
            Последний скепсис. Что же такое в конце концов человеческие истины?
            — Это — неопровержимые человеческие заблуждения.
            268
            Что делает героическим? Одновременно идти навстречу своему
            величайшему страданию и своей величайшей надежде.
            270
            Что говорит твоя совесть? «Ты должен стать тем, кто ты есть».
            271
            В чём твои величайшие опасности? В сострадании.
            272
            Что ты любишь в других? Мои надежды.
            273
            Кого называешь ты плохим? Того, кто вечно хочет стыдить.
            274
            Что для тебя человечнее всего? Уберечь кого-либо от стыда.
            275
{4}            Какова печать достигнутой свободы? Не стыдиться больше самого себя.




            КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ
            «SANCTUS JANUARIUS»
            283
            В конце концов познание протянет руку за тем, что ему подобает: оно
            вознамерится господствовать и обладать.
            296
            Как тяжко живётся, когда чувствуешь против себя и вокруг себя
            суждение многих тысячелетий!
            313
            Никаких изображений мученичества. В мире достаточно возвышенных
            вещей, чтобы искать возвышенное там, где оно связано тесными узами с
            жестокостью; к тому же моё честолюбие ничуть не было бы
            удовлетворено, если бы мне вздумалось строить из себя изощрённого
            палача.
            326
            Врачеватели души и страдание. Всем проповедникам морали, а также и
            всем теологам свойственна одна общая дурная привычка: они хотят
            внушить людям, что дела обстоят весьма скверно и что требуется
            жесткое, крайнее, радикальное лечение. И поскольку люди, все, как
            один, слишком ревностно и целыми столетиями подставляли ухо этим
            учителям, им в конце концов действительно передалось нечто от того
            суеверия, что с ними обстоит довольно скверно, так что теперь они
            весьма охочи до того, чтобы стонать и не находить в жизни ничего
            больше и корчить друг другу омрачённые рожи, словно бы им и в самом
            деле невмоготу. В действительности они необузданно уверены в жизни и
            влюблены в неё, исполненные несказанных хитростей и уловок, чтобы
            одолеть любую неприятность и вырвать жало у страдания и злосчастья.
            Мне кажется, что о страдании и злосчастье говорится всегда в
            преувеличенных тонах, как если бы преувеличение выглядело здесь
            хорошим тоном; напротив, умышленно умалчивают о том, что существует
            уйма болеутоляющих средств против страдания, как-то: обезболивание,
            лихорадочная торопливость мыслей, спокойная поза, хорошие и дурные
            воспоминания, намерения, надежды и множество видов гордости и
            сочувствия, обладающих почти анестезирующим действием, тогда как при
            высших степенях страдания уже сам по себе наступает обморок. Мы
            горазды в подслащивании наших горечей, в особенности же душевных
            горечей; мы находим вспомогательные средства в нашей храбрости и
            возвышенных состояниях, как и в более благородных горячках
            покорности и резиньяции. Потеря остаётся потерей едва ли в течение
            одного часа; откуда ни возьмись, падает нам с неба подарок — скажем,
            новая сила или хотя бы даже новый повод для обнаружения силы! Чего
            только не нафантазировали проповедники морали о внутреннем
            «убожестве» злых людей! Чего только не налгали они нам о несчастье
            людей, подверженных страстям! — да, «ложь» здесь весьма уместное
            слово: они были прекрасно осведомлены о бьющем через край счастье
            этого типа людей, но хранили на сей счёт гробовое молчание, так как
            это оказывалось опровержением их теории, согласно которой всякое
            счастье наступает лишь с уничтожением страсти и с подавлением воли!
            Что же касается рецепта всех этих врачевателей души и расхваливания
            ими жесткого, радикального лечения, то позволительно спросить:
            достаточно ли болезненна и тягостна на самом деле эта наша жизнь,
            чтобы с выгодой обменивать её на стоический образ жизни и
            оцепенение? Мы чувствуем себя недостаточно скверно для того, чтобы
{5}            быть вынужденными чувствовать себя скверно по-стоически!
            334
            …любви надо учиться.
            335
            Итак, ограничимся очищением наших мнений и оценок и созиданием новых
            собственных скрижалей — и не будем больше корпеть над «моральной
            ценностью наших поступков»! Да, друзья мои! Пробил час отвращения ко
            всей моральной болтовне одних в адрес других! Моральное
            судопроизводство должно быть оскорблением нашему вкусу! Предоставим
            эту болтовню и этот дурной вкус тем, кому нечего больше и делать,
            как волочить прошлое пядь за пядью сквозь времена, и кто сам никогда
            не есть настоящее, — многим, стало быть, очень многим! Мы же хотим
            стать тем, что мы есть, — новыми, неповторимыми, несравнимыми,
            полагающими себе собственные законы, себя-самих-творящими! И для
            этого должны мы стать лучшими выучениками и открывателями всего
            законного и необходимого в мире: мы должны быть физиками, чтобы
            смочь быть творцами в названном смысле, — между тем как до сих пор
            все оценки и идеалы зиждились на незнании физики либо в противоречии
            с нею. И посему: да здравствует физика! А ещё больше то, что
            принуждает нас к ней, — наша честность!
            336
            Скупость природы. Отчего природа оказалась столь скаредной к
            человеку, что не дала ему светиться, одному больше, другому меньше,
            в зависимости от внутренней полноты света у каждого? Отчего великие
            люди не выглядят в своём восходе и закате, как солнце? Насколько
            более недвусмысленной была бы тогда жизнь среди людей!
            337
            …божественное счастье, исполненное силы и любви, полное слёз и
            полное смеха, счастье, которое, словно вечернее солнце, постоянно
            сорит неисчерпаемыми богатствами и ссыпает их в море и, словно это
            солнце, лишь тогда чувствует себя богаче всех, когда и беднейший
            рыбак правит ещё золотым веслом! Это божественное чувство да
            наречётся тогда — человечность!
            338
            И дабы промолчать здесь кое о чём, я не хочу промолчать о моей
            морали, которая говорит мне: «Живи скрытно, чтобы тебе удалось жить
            по себе! Живи в неведении того, что кажется твоему времени наиболее
            важным! Проложи между собою и сегодняшним днём, по крайней мере,
            шкуру трёх столетий! И крики сегодняшнего дня, шум войн и революций
            да будут тебе журчанием! Ты захочешь также помогать: но только тем,
            нужду которых ты полностью понимаешь, ибо у них одна с тобою скорбь
            и одна надежда, — твоим друзьям: и лишь таким способом, каким ты
            помогаешь сам себе, — я хочу придать им больше мужества, больше
            стойкости, больше простоты, больше веселья! Я хочу научить их тому,
            что нынче понимают столь немногие, а те проповедники сострадания и
            того меньше, — сорадости!»




            КНИГА ПЯТАЯ
            «МЫ, БЕССТРАШНЫЕ»
            346
            Мы ошпарены кипятком познания и до очерствелости охлаждены познанием
            того, что в мире ничто не свершается божественным путём, ни даже по
            человеческой мере — разумно, милосердно или справедливо: нам
            известно, что мир, в котором мы живём, небожествен, неморален,
            «бесчеловечен», — мы слишком долго толковали его себе ложно и лживо,
{6}            в угоду нашему почитанию и, значит, в угоду некоей потребности.
            347
            Ибо таков уж человек: можно было бы тысячекратно опровергнуть перед
            ним любой догмат веры, — но если бы он нуждался в нём, он всё снова
            и снова считал бы его «истинным» — согласно тому знаменитому
            «доказательству силы», о котором говорит Библия… Вера всегда больше
            всего жаждется, упорнее всего взыскуется там, где недостаёт воли:
            ибо воля, как аффект повеления, и есть решительный признак
            самообладания и силы. Это значит: чем меньше умеет некто повелевать,
            тем назойливее влечётся он к тому, кто повелевает, и повелевает
            строго, — к Богу, монарху, званию, врачу, духовнику, догме,
            партийной совести. Из чего, пожалуй, следовало бы вывести, что
            причина возникновения и внезапное распространение обеих мировых
            религий, буддизма и христианства, заключались главным образом в
            чудовищном заболевании воли… Всюду, где человек приходит к
            основополагающему убеждению, что им должны повелевать, он становится
            «верующим»; можно было бы, напротив, вообразить себе некую радость и
            силу самоопределения, некую свободу воли, при котором ум расстаётся
            со всякой верой, со всяким желанием достоверности, полагаясь на свою
            выучку и умение держаться на тонких канатах и возможностях и даже
            танцевать ещё над пропастями. Такой ум был бы свободным умом par
            excellence.
            358
            …церковь есть прежде всего структура господства, гарантирующая
            высший ранг более духовным людям и настолько уверенная в могуществе
            духовности, что запрещающая себе всякие более грубые средства
            насилия, — уже одним этим церковь при всех обстоятельствах есть
            более аристократическая институция, чем государство.
            364
            Ах, как трудно перевариваются ближние!
            365
            Была бы у нас охота выносить эту чужбину, холод, гробовую тишину,
            всё это подземное, скрытое, немое, неизведанное одиночество, которое
            у нас зовётся жизнью и с таким же успехом могло бы зваться смертью,
            когда бы мы не знали, что из нас получится, — и что мы только после
            смерти приходим к нашей жизни и становимся живыми, ах! слишком
            живыми! мы, посмертники!
            371
            Мы, непонятные. Нас путают — стало быть, мы сами растём, непрерывно
            меняемся, сдираем с себя старую кору, мы с каждой весной сбрасываем
            ещё с себя кожу, мы становимся всё более юными, более будущими,
            более высокими, более крепкими, мы всё мощнее пускаем наши корни в
            глубину — во зло, — и в то же время всё с большей любовью, с большим
            обхватом обнимаем небо, и с большей жаждою всасываем в себя его свет
            всеми нашими ветвями и листьями. Мы растём, как деревья, — это
            трудно понять, как и всё живое! — не на одном месте, а повсюду, не в
            одном направлении, но вверх и вовне, как и внутрь и вниз, — наша
            сила идёт одновременно в ствол, сучья и корни, мы уже вовсе не
            вольны делать что-либо частное, быть чем-либо частным...
            375
            …мы и впредь, как и раньше, будем скакать на безумных огненных
            зверях, и если мы замешкаемся, то мешкать вынудит нас, пожалуй,
            меньше всего опасность…
            377
            Мы, безродные. Мы, дети будущего, как смогли бы мы быть дома в этом
            настоящем! Мы неблагосклонны ко всем идеалам, в которых кто-либо мог
            бы ещё чувствовать себя уютно даже в это ломкое, поломанное
            переходное время; что же до их «реальностей», мы не верим в их
{7}            долговечность. Лёд, по которому сегодня можно ещё ходить, стал уже
            очень тонок: дует весенний ветер, мы сами, мы, безродные, являем
            собою нечто проламывающее лёд и прочие слишком тонкие
            «реальности»... Мы ничего не «консервируем», мы не стремимся также
            обратно в прошлое, мы нисколько не «либеральны», мы не работаем на
            «прогресс», нам вовсе не нужно затыкать ушей от базарных сирен
            будущего, — то, о чём они поют: «равные права», «свободное
            общество», «нет больше господ и нет рабов», не манит нас! — мы
            просто считаем нежелательным, чтобы на земле было основано царство
            справедливости и единодушия (ибо оно при всех обстоятельствах стало
            бы царством глубочайшей посредственности и китайщины), мы радуемся
            всем, кто, подобно нам, любит опасность, войну, приключения, кто не
            даёт себя уговорить, уловить, умиротворить, оскопить, мы причисляем
            самих себя к завоевателям, мы размышляем о необходимости новых
            порядков, также и нового рабства, — ибо ко всякому усилению и
            возвышению типа «человек» принадлежит и новый вид порабощения — не
            правда ли? При всём этом мы должны чувствовать себя как на иголках в
            век, который горазд бахвалиться тем, что он самый человечный, самый
            кроткий, самый правовой из всех бывших до сих пор под солнцем?
            Достаточно скверно, что как раз при этих прекрасных словах возникают
            у нас тем более безобразные задние мысли! Что мы видим в них лишь
            выражение — и маскарад — глубокого расслабления, утомления,
            старости, скудеющей силы! Какое нам дело до мишуры, с помощью
            которой больной приукрашивает свою слабость! Пусть он выставляет её
            напоказ, как свою добродетель, — не подлежит никакому сомнению, что
            слабость делает кротким, ах, таким кротким, таким правовым, таким
            безобидным, таким «человечным»! — «Религия сострадания», в которую
            нас хотели бы обратить, — о, нам достаточно известны истеричные
            самцы и самки, которым нынче нужна как раз эта религия для покрывала
            и наряда! Мы не гуманисты; мы никогда не рискнули бы позволить себе
            разглагольствовать о нашей «любви к человечеству» — для этого мы
            недостаточно актёры! Или недостаточно сен-симонисты, недостаточно
            французы! Нужно глубоко погрязнуть в галльском излишестве
            эротической раздражительности и влюбчивой нетерпеливости, чтобы, всё
            ещё продолжая играть в порядочность, лезть на человечество со своей
            похотью... Человечество! Была ли ещё более гнусная карга среди всех
            старух (разве что «истина»: вопрос для философов)? Нет, мы не любим
            человечества…
            378
            «И станем снова светлыми». Мы, щедрые подаятели и богачи духа,
            стоящие, подобно открытым колодцам, на улице и не властные никому
            воспрепятствовать черпать из нас: мы не умеем, увы, защищать самих
            себя там, где мы хотели бы этого, мы никак не можем помешать тому,
            чтобы нас не мутили, не темнили, — чтобы время, в которое мы живём,
            не бросало в нас своей «злободневности», грязные птицы — своих
            испражнений. Мальчишки — своего хлама, а изнемогшие, отдыхающие
            возле нас странники — своих маленьких и больших невзгод. Но мы
            поступим так, как мы всегда поступали: мы примем и то, что в нас
            бросают, в нашу глубину — ибо мы глубоки, мы не забываем этого, — и
            станем снова светлыми…
            379
            …мы — «избранники Божьи»: тонкое презрение есть наш вкус и
            преимущество, наше искусство, возможно, наша добродетель, мы — самые
            современные среди современных!..
            380
            Нужно быть очень лёгким, чтобы увлечь свою волю к познанию в такую
            даль и как бы над своим временем, чтобы сотворить себе глаза для
            обзора тысячелетий и вдобавок ещё и чистое небо в этих глазах! Нужно
{8}            избавиться от многого, что гнетёт, парализует, подавляет, тяжелит
            нас, нынешних европейцев.
            382
            Великое здоровье. Мы, новые, безымянные, труднодоступные, мы,
            недоноски ещё не проявленного будущего, — нам для новой цели
            потребно и новое средство, именно, новое здоровье, более крепкое,
            более умудрённое, более цепкое, более отважное, более весёлое, чем
            бывшие до сих пор здоровья.
            …идеал, к которому мы никого не хотели бы склонить… идеал
            человечески-сверхчеловеческого благополучия и благоволения, который
            довольно часто выглядит нечеловеческим…

Hosted by uCoz