19. ТРАГИКОМЕДИЯ
Роман - жанр, безусловно, комический. Но не юмористический, ибо под
покровом юмора таится немало суеты. Можно представить себе смысл романа в
образе стремительно падающего трагического тела, над которым торжествует
сила инерции, или действительность. Подчеркивая реализм романа, порой
забывают, что сам этот реализм заключает в себе нечто большее, чем
реальность: то, что позволяет самой реальности достичь столь чуждой ей
поэтической силы. В противном случае мы бы уже давно отдали себе отчет в
том, что поэзия реализма заключена не в неподвижно простертой у наших ног
реальности, а в той силе, с которой последняя притягивает к себе идеальные
аэролиты.
Трагедия - вершина романа. С нее спускается муза, сопровождая
трагическое в его нисхождении. Трагическая линия неизбежна, она необходимая
часть романа и тогда, когда выступает как едва заметное обрамление. Исходя
из этих соображений, я думаю, следует придерживаться названия, которое дал
Фернандо Рохас своей "Селестине". Роман - трагикомедия. Возможно,
"Селестина" представляет собой кризис этого жанра. В "Дон Кихоте", напротив,
мы наблюдаем вершину его эволюции.
Совершенно очевидно: трагическая стихия может расширяться сверх меры,
занимая в пространстве романа такой же объем и место, что и комическая.
В романе - синтезе трагедии и комедии - нашла воплощение та смутная
мысль, которую высказал в свое время еще Платон (хотя она и не встретила
должного понимания). Я имею в виду диалог "Пир". Раннее утро. Сотрапезники
спят, опьяненные соком Диониса. "Когда уже поют петухи", Аристодем
приоткрывает глаза. Ему чудится, будто Сократ, Агатон и Аристофан тоже
проснулись и вполголоса беседуют между собой. Сократ доказывает Агатону,
молодому трагику, и Аристофану, автору комедий, что не двое разных людей, а
один и тот же человек должен сочинять и трагедии и комедии[37].
Как я уже говорил, это место не получило удовлетворительного
объяснения. Читая его, я всегда ловил себя на мысли, что Платон со
свойственным ему даром предвидения посеял здесь семя романа. Если мы
посмотрим в ту сторону, куда указал Сократ на "Symposion" ранним утром, мы
неизбежно увидим Дон Кихота, героя и безумца.
