5.РАПСОД


     По-видимому,  общие  места  современной  эстетики мешают  нам правильно
оценить наслаждение,  которое испытывал милый и безмятежный слепец из Ионии,
показывая нам прекрасные картины прошлого. Пожалуй, нам  даже может прийти в
голову назвать это наслаждение. Ужасное, нелепое слово! Что бы подумал грек,
услышав его? Для нас реальное -  ощутимое, то, что можно воспринять слухом и
зрением. Нас воспитали в злой век, который  расплющил вселенную,  сведя ее к
поверхности,  к  чистой внешности.  Когда мы  ищем реальность,  мы  ищем  ее
внешние  проявления.  Но  греки  понимали  под   реальностью   нечто   прямо
противоположное. Реальное - существенное, глубокое  и скрытое: не внешность,
а живые  источники всякой внешности. Плотин  не разрешал художникам писать с
него  портрет: по  его мнению, это  значило бы завещать миру лишь тень своей
тени[10].
     Эпический певец встает меж нами с палочкой дирижера в руках. Его слепой
лик инстинктивно повернут к  свету.  Луч солнца - рука  отца, ласкающая лицо
спящего сына.  Тело поэта,  как стебель гелиотропа, тянется навстречу теплу.
Губы его слегка  дрожат,  словно  струны музыкального  инструмента,  который
кто-то  настраивает.  Чего  он  хочет?  Поведать  нам  о  событиях,  которые
случились  давным-давно.  Он  начинает  говорить.  Вернее,  не  говорить,  а
декламировать.  Слова,  подчиненные строгой дисциплине, как  бы оторваны  от
жалкого  существования,  которое они  влачат  в  повседневной  речи.  Словно
подъемная  машина,  гекзаметр поддерживает слова в воображаемом  воздухе, не
давая им коснуться земли.  Это  символично.  Именно этого  и хотел рапсод  -
оторвать нас  от обыденной жизни.  Фразы его ритуальны, речь - торжественна,
как во время  богослужения,  грамматика - архаична. Из  настоящего он  берет
только самое возвышенное,  например сравнения, касающиеся неизменных явлений
природы - жизни  моря, ветра, зверей, птиц,- таким образом  время от времени
вбрасывая  крохотную  частицу  настоящего  в  замкнутую  архаическую  среду,
служащую для того, чтобы прошлое целиком завладело нами именно как прошлое и
заставило отступить современность.
     Такова  задача  рапсода,   такова  его  роль  в  построении  эпического
произведения. В отличие от  современного поэта он  не  живет, мучимый жаждой
оригинальности.  Он  знает,   что  его  песнь  -  не  только  его.  Народное
воображение,  создавшее  миф задолго  до того,  как  он  появился  на  свет,
выполнило за него главную  задачу - сотворило прекрасное. На долю эпического
певца осталось лишь быть добросовестным мастером своего дела.


Hosted by uCoz