* * *
опосредование принципов Вед западными и российскими мыслителями
В 1907 году Толстой в письме Баба Преманад Бхарати выразил свое
убеждение в том, что "метафизическая религиозная идея Кришны есть вечная и
универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий"
(1-77,с.36). Хотя, как отмечал Вячеслав Грибовский, Толстой "скорее даже
готов признать за нечто положительное философии греков и ИНДИЙЦЕВ, чем
нынешние изыскания в области опытных и умозрительных наук"(14,с.47), многие
ведические идеи дошли до Толстого через писателей, философов и мыслителей
(причем, не только древних), на чье мировоззрение наложила отпечаток
ведическая философия. В ряду этих имен, часто встречающихся в работах
Толстого (Пифагор, Платон, И.Гердер, А.Силезиус, Р.Эмерсон, Г.Торо)*,
________________________________________________________________________
*Пифагор (VI в. до н.э.) и Платон (428-348 до н.э) - древнегреческие
философы, признававшие, в частности, закон перевоплощения души. Пифагор
утверждал, что помнит свои предыдущие рождения.
И.Г.Гердер - известный немецкий писатель второй половины XVIII века,
сторонник учения о переселении душ. Имя Гердера упоминается в "Войне и
мире".
Ангелус Силезиус (Иоганн Шеффлер, 1624-1677) - немецкий теолог-мистик.
Писал о пяти ступенях приближения к Богу - от роли слуги, друга и сына к
роли брата и супруга. Это не характерное для христианства учение очень
напоминает ведическую концепцию РАС: шанта-раса (пассивное благоговение
перед величием Бога), дасья-раса (слушение Богу, как Господину),
сакьхя-раса (дружба с Господом), ватсалья-раса (родительское отношение) и
мадхурья-раса (отношение к Богу как супругу).
Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) - американский поэт и философ. Ему
принадлежат сказанные о Бхагавад-гите слова: "Это - первая из книг: такое
впечатление, что целая империя говорит с нами; в ней нет ничего мелкого,
незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное; это голос
древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над
теми же вопросами, что беспокоят и нас".
Генри Дэвид Торо (1817-1862) - американский философ и писатель. Писал:
"Каждое утро я омываю свой разум в величественной, космогонической
философии Бхагавад-гиты, в сравнении с которой весь наш современный мир с
его литературой выглядят беспомощными и бледными".
(В 1900 г. Толстой называл Эмерсона и Торо среди писателей, которые
особенно повлияли на него (2-20,с.474).
==================================================
несомненно можно выделить Артура Шопенгауэра*; его, наряду с Кантом, Толстой
относил к разряду философов, которые "думают для себя"(9,с.130) (в отличие
от Соловьева, Хомякова, Шестова, думающих, по мнению писателя, "для
публики"(9,с.127)). Тридцатого августа 1869 Толстой писал А.Фету о начатом
им переводе труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление" и предложил
быть соавтором и соиздателем. "Не знаю, переменю ли я когда мнение, - писал
Толстой, но теперь я уверен, что Шопенгауэр гениальнейший из
людей"(2-18,с.682). В яснополянской библиотеке сохранилась книга
Шопенгауэра** "Parerga und Papalipomena", которую Толстой читал в июне 1894
________________________________________________________________________
* В отрывке, помещенном Толстым в свой "Круг чтения", Шопенгауэр строит
рассуждение о сострадании, принимая за основу знаменитый афоризм Чхандогья
Упанишады(6.8.7) "Тат твам аси"["То есть ты"]: "Это познание, выражающее в
санскрите неизменной формулой tat-twam-asi, т.е. "все это ты", проявляется
в виде сострадания, на котором основывается поэтому всякая истинная, т.е.
несвоекорыстная, добродетель и реальным выражением которого служит каждый
добрый поступок"(5-1,с.136). (О воплощении этого афоризма в творчестве
Толстого см. главу 5, с. ...)
** Сохранились также "Мир как воля и представление" в переводе Фета и
"Диалог о религии" в переводе П.Пороховщикова (обе с пометами Толстого).
================================
г. и считал "в высшей степени полезной в наше время"(1-78,с.266), потому
что "в ней собраны все самые сильные доводы, какие можно сказать против
религии и какие можно сказать в пользу ее"(12,с.216). К сожалению,
Шопенгауэр почерпнул из ведической философии в основном ее пессимистическое
отношение к жизни в материальном мире. Конечно, как писал Шрила Прабхупада,
"если мы не будем придерживаться пессимистического взгляда на материальную
жизнь, принимая во внимание страдания, связанные с рождением, смертью,
старостью и болезнями, у нас не будет стимула к духовному развитию"*. Но
________________________________________________________________________
* Бхагавад-гита (13.8-12, комментарий)
=====================================
это относится только к МАТЕРИАЛЬНОЙ жизни и вселяет оптимистическую надежду
на жизнь духовную. В 1896 году М.О.Меньшиков записал высказывание Толстого
о Шопенгауэре: "В его философии, в самом корне лежит глупейшее
недоразумение, плачевная ошибка, на доказательство которой приложен
огромный талант и гений: ошибка, что жизнь не имеет смысла. А смысл у жизни
есть, и именно тот, что каждый должен исполнять волю Пославшего, исполнить
свое назначение и умереть"(22,с.248).
В молодости Толстой читал ежемесячный журнал "Утренний свет" (об этом
запись в его дневнике 20.12.1853), издававшийся Н.И.Новиковым в 1777-80
г.г. в Петербурге и Москве. Великий русский просветитель Н.И.Новиков (как
до него - А.Н.Радищев) проявлял большой интерес к Индии. В типографии
Н.И.Новикова в переводе на русский язык с английского перевода Ч.Уилкинса
впервые была издана Бхагавад-гита*. Автором русского первода был
________________________________________________________________________
* Багуат-гета или бесbды Кришны съ Арджуномъ, съ примbчанiями,
переведенныя с подлинника писаннаго на древнемъ Браминскомъ языкb,
называемомъ Санскритта, на Англiйской, а съ него на Российской языкъ.
Москва, Въ Университетской Типографiи у Н.Новикова. 1788
==========================================
А.А.Петров. Выход русского издания спустя всего три года после
опубликования первого европейского перевода Бхагавад-гиты свидетельствует о
признании огромной важности этого писания. С изучением и популяризацией
Новиковым неправославных форм духовности связан интересный эпизод, который
может служить хорошим примером широты взглядов и религиозной терпимости:
после появления многочисленных кривотолков и обвинений императрица поручила
рассмотрение дела предполагаемого еретика московскому митрополиту Платону
(Лифшину). В результате продолжительных бесед с обвиняемым митрополит
выразил пожелание, чтобы таких христиан как Новиков было больше.
Взаимоотношения Толстого с Православной Церковью сложились менее
благополучно, но об этом - в следующих главах.
Коснулась Толстого и теософия - квазифилософское учение, содержащее
многочисленные ведические заимствования (правда, весьма специфически
воспринятые и искаженные). Осенью 1892 г. Толстой писал Д.А.Хилкову: "О
теософическом обществе: ... Я сначала очень заинтересовался им и думал
найти там многое, но скоро разочаровался: ложка дегтя там очень
большая"(1-66,с.258). В последние годы жизни Толстой получал из Америки
теософский журнал "Worlds Advance Thought". "В этом американском
научно-религиозном [журнале] читаю почти все" - говорил он(14,с.229). 31
марта 1908 Илья Львович "рассказывал об увлечении некоторых знакомых ему
дам теософией. Лев Николаевич сказал, что он не понимает этого"(12,с.131).
Восемнадцатого апреля 1884 г. Толстому "рассказывал о Блавацкой,
переселении душ, духах"(1-49,с.84) Н.А.Львов - крупный помещик,
увлекавшийся спиритизмом, а 6 мая из Парижа пришло "письмо о Блавацкой"
(1-49,с.90) от старого знакомого Толстого - Л.Д.Урусова. "В этом учении
есть и истина - говорил Толстой, - то, что они хотят найти общее во всех
религиях; но портит это учение примесь чудесного. Это всегда так бывает,
что к разумному и естественному в религиозных учениях примешивается
неразумное и неестественное"(12,с.151). 28 июля 1908 на вопрос Е.И.Попова:
"Что думать о тех темных свойствах души: предвидении и ясновидении,
телепатии, развитию которых теософы и добролюбовцы* придают такое значение?"
________________________________________________________________________
* Последователи А.Добролюбова - поэта символиста, покинувшего в 1900 г.
петербуржскую богему и поселившегося в Самарской губернии. Добровольно
занимаясь тяжелым земледельческим трудом, он проповедовал крестьянам свои
"внутренние озарения". В 1905 г. в издательстве "Скорпион" были изданы его
откровения "Из книги невидимой". Добролюбов стал духовным наставником
сложившегося вокруг него религиозного крестьянского братства, но в середине
1910-х годов оставил последователей и отправился в странствие по стране.
В дневнике Толстого есть запись от 20.07.1907: "Единственное средство
доказательства того, что это учение дает благо, это - то, чтобы жить по
нем, как живет Добролюбов"(1-56,с.47).
=================================
Толстой ответил: "Всем этим явлениям не придаю никакого значения, и если бы
мне сказали, что сейчас кто-нибудь может предсказать всю мою судьбу и
судьбу близких мне людей, я бы менее заинтересовался этим, чем сонатой
Шопена"(12,с.190).
26 мая 1908 в Ясной Поляне гостила теософка А.В.Унковская (12,с.164),
которая произвела на всех домашних, в том числе и на секретаря Толстого
Н.Н.Гусева благоприятное впечатление; он так отозвался о ней: "Интересная
женщина эта Унковская". Реакция Толстого была неожиданной: "Она типично
глупа"(12,с.319). И все же теософы не оставляли надежд обратить Толстого в
свою "веру". 30 июня 1908 Толстой записал в дневнике: "Были теософки". Речь
шла об Анне Алексеевне Каменской* - председателе Российского теософического
общества, редакторе "Вестника теософии", и Елене Писаревой. 26 июля Лев
Николаевич получил письмо от Е.П.Писаревой** о том, как близко учение
________________________________________________________________________
* В 1914 г. Каменская и Манциарли издали Бхагавад-гиту, переведенную с
опубликованного в 1905 г. английского перевода (снабженного подстрочником)
теософов Анни Безант и Бхагавана Даса.
** Е.П.Писарева - одна из главных идеологов русской теософии (свои работы
она подписывала Е.П.).
================
теософов к его взглядам, что они также ставят своей целью "стремление к
единству и братству людей". "Не понимаю, - сказал Лев Николаевич по поводу
этого письма, - при чем же тут теософия? Всячески хочешь избегать того, что
разъединило бы меня с индусом, магометанином... а это как раз
разъединяет..."(12,с.188). Получал письма Толстой и от А.А.Каменской.
(Хотя теософки не произвели особого впечатления на Л.Н.Толстого, их
деятельность все же на осталась без результата - Илья Львович Тол