содержание
                                     * * *
   Будучи почитателем ведической традиции,  я обязан  кроме  внешних,  явно
прослеживаемых  путей  влияния  идей  Вед  на  творчество  и жизнь великого
русского писателя,  обратить взор к сокровенному,  внутреннему движению его
мысли.
                    воспоминание уроков прошлых жизней

   Н.А.Чудов* летом 1897 писал: "На жизнь отдельной личности Толстой глядит
   ________________________________________________________________________
   * Н.А.Чудов  -  журналист, по оценке Толстого, "умный,  горячий и хорошо
пишущий"(1-72,с.179)
   =================
как  на  одну из фаз ее же вечной жизни в мало-помалу возвышающихся формах,
настолько близких  между  собой,  что  смутное  воспоминание  о  предыдущем
состоянии не исчезает в человеке никогда. Смерть не является ужасной: это -
переход"(14,с.107). В соответствии с  ведической  концепцией  реинкарнации,
прежде  чем  родиться  в  человеческом  теле,  мы  жили в телах рыб,  птиц,
животных.  Наше сознание хранит впечатления,  полученные в прошлых  жизнях;
когда  эти  образы  всплывают  на поверхность озера ума, они поражают своей
яркостью и реалистичностью.  "Умиление и восторг,  который мы испытываем от
созерцания  природы,  это  -  воспоминание  о  том  времени,  когда мы были
животными,  деревьями,  цветами,  землей..."(25,с.219) - писал  Толстой  17
апреля 1906 года.
   И.С.Тургенев рассказывал,  что как-то он гулял с Толстым по  выгону,  на
котором  стоял  старый мерин жалкого и измученного вида:  "Толстой стал его
гладить и,  между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен был
чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но
и меня ввел в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал:
`Послушайте,  Лев Николаевич,  право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот
извольте-ка изобразить внутреннее состояние  лошади'"(16-1,с.161). Прочитав
"Холстомера", Тургенев   высказал   свое   впечатление   от  повести:  "Лев
Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью"(11,с.16).
   С новым рождением мы как правило забываем о предыдущей жизни,  о прежних
родственных  связях.  15  октября  1907  г.  Толстой   возразил   уезжавшей
Т.А.Кузминской, которая сказала, что еще увидится с ним,  если не здесь, то
на том свете:  "Мы на том свете не узнаем друг друга - ведь мы здесь никого
не узнаём"(12,с.60).  Жаль,  что  нам  не известны прошлая жизнь Толстого и
полученные им тогда уроки ведической мудрости,  но если бы люди  помнили  о
своем  прошлом  рождении,  это  привело  бы  к большой путанице:  например,
воплотившись в женском теле,  индивидуум рожает ребенка,  который в прежней
жизни был его матерью.  Кто здесь мать,  кто кого должен слушаться?  Кришна
говорит: " От Меня исходит память, знание и забвение"(Бхагавад-гита,15.15).
Забвение прошлой жизни является милостью Кришны. "Обыкновенно жалеют о том,
что личность не удерживает воспоминаний после смерти.  Какое  счастье,  что
этого нет. Какое бы было мучение, если бы я в этой жизни помнил все дурное,
мучительное для совести, что я совершил в предшествующей жизни"(2-14,с.379)
- писал Толстой 6 января 1903 г.
   Человек, совершавший  добродетельные  поступки,  благодаря хорошей карме
"рождается в богатой аристократической семье"(Бхагавад-гита,6.41).  Однако,
как пишет Шрила Прабхупада,  "тот, кто родился в очень богатой семье, может
сойти с истинного пути,  поскольку,  владея  большим  состоянием,  человек,
естественно, пытается   использовать  его  для  удовлетворения  собственных
чувств. Поэтому сыновья богатых  людей  нередко  становятся  пьяницами  или
развратниками"*. Недаром Толстой говорил:  "Уж если меня что пугает, то это
   ________________________________________________________________________
   * Совершенство Йоги. ББТ, 1993, с.42
   =====================================
родиться во  дворце,  а  не  в  трущобе.  Жизнь  есть  процесс освобождения
духовного  начала,  того  самого,  которое   есть   в   каторжнике   и   во
всех"(20-кн.3,с.128). Человеческая   жизнь   предназначена   для  обретения
духовного знания.  В  "Отрочестве"  Толстой  пишет  об  обучении,   как   о
воспоминании выученного прежде(2-1,с.165). Об этом же говорил и его младший
современник Ромен Роллан:  "Ни Шекспир,  ни Бетховен, ни Толстой не открыли
мне ничего нового,  кроме "Сезам,  откройся!" моего собственного подземного
города.  Не раз я цитировал по памяти уроки мысли,  полученные когда-то (но
от  кого?  Это  было  в  одном  из  моих  самых  давних существований)".  В
Бхагавад-гите(6.44)   сказано,   что   человек,   следовавший    по    пути
самоосознания,  предписанному Ведами, но не достигший совершенства, в новом
рождении будет привлечен этими же принципами и постарается пойти дальше. За
три года до смерти,  28 мая 1907 года Толстой записал в дневник: "Точно так
же,  как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все
больше  и  больше  открывается,  так  и  истинная жизнь все больше и больше
открывается с каждым рождением после смерти"(1-56,с.34).

                              внутренний Гуру

   В сборник  "Путь  жизни"  Толстой  поместил  цитату  из  Вамана  Пураны:
"Истинное доброе в тебе самом,  в твоей душе.  Кто ищет добро  не  в  самом
себе, делает то же,  что делает пастух, когда ищет в стаде ягненка, который
у него за пазухой"(7,с.25) Толстой,  как и каждый человек,  носил  Источник
ведического знания в глубине своего естества:  ведь Веды говорят о себе как
о дыхании Абсолюта, а одна из Его ипостасей - Параматма (Сверхдуша). Кришна
утверждает:   "Я   -   составитель  Веданты"(Бхагавад-гита,15.15);  Тот  же
"Всевышний Господь пребывает  в  сердце  каждого"(Бхагавад-гита,18.61)  как
внутренний  Гуру.  "Совесть,  -  пишет  Толстой,  -  это голос того единого
Духовного Существа, которое живет во всех"(7,с.25). Но голос страстей может
быть громче голоса совести.  Хотя Кришна и говорит: "Каждый во всем следует
Моим путем",  Он уточняет:  "До какой  степени  человек  отдает  себя  Мне,
соответственно Я награждаю его"(4.11).  Ложное эго,  загрязняющее сознание,
не дает душе человека в полной мере проявить свою потенцию "чит"  (знание);
необходимо уничтожить покров авидьи (невежества).  "Он всю жизнь учится - и
учит: простая ли это страсть? - спрашивает Бунин о Толстом. - Не страсть ли
(или долг*) библейских пророков, Будды, браманов?"(11,с.26)
   Последователи Вед   рассматривают   как   голос   Сверхдуши   не  только
нравственный закон  в  человеке  (так  поражавший  Канта**)  и  религиозное
озарение, но и творческое вдохновение. В Бхагавад-гите(7.8) Кришна говорит:
"Я - талант в человеке". Об этом - следующая глава.
   ________________________________________________________________________
     * "Долг"  -  одно  из   значений   санскритского   термина   "дхарма",
переводимого обычно как "религия". Дхарма каждой души - служение Верховному
Существу, Сверхдуше.
     ** Эпиграфом  к  одному  из важнейших своих философских произведений -
трактату "О жизни" - Толстой взял отрывок из "Критики практического разума"
Канта: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и
благоговением  и  тем  больше,  чем  чаще  и  внимательнее  занимается  ими
размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне..."
   =========================================