* * * Будучи почитателем ведической традиции, я обязан кроме внешних, явно прослеживаемых путей влияния идей Вед на творчество и жизнь великого русского писателя, обратить взор к сокровенному, внутреннему движению его мысли. воспоминание уроков прошлых жизней Н.А.Чудов* летом 1897 писал: "На жизнь отдельной личности Толстой глядит ________________________________________________________________________ * Н.А.Чудов - журналист, по оценке Толстого, "умный, горячий и хорошо пишущий"(1-72,с.179) ================= как на одну из фаз ее же вечной жизни в мало-помалу возвышающихся формах, настолько близких между собой, что смутное воспоминание о предыдущем состоянии не исчезает в человеке никогда. Смерть не является ужасной: это - переход"(14,с.107). В соответствии с ведической концепцией реинкарнации, прежде чем родиться в человеческом теле, мы жили в телах рыб, птиц, животных. Наше сознание хранит впечатления, полученные в прошлых жизнях; когда эти образы всплывают на поверхность озера ума, они поражают своей яркостью и реалистичностью. "Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, это - воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей..."(25,с.219) - писал Толстой 17 апреля 1906 года. И.С.Тургенев рассказывал, что как-то он гулял с Толстым по выгону, на котором стоял старый мерин жалкого и измученного вида: "Толстой стал его гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен был чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но и меня ввел в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал: `Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот извольте-ка изобразить внутреннее состояние лошади'"(16-1,с.161). Прочитав "Холстомера", Тургенев высказал свое впечатление от повести: "Лев Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью"(11,с.16). С новым рождением мы как правило забываем о предыдущей жизни, о прежних родственных связях. 15 октября 1907 г. Толстой возразил уезжавшей Т.А.Кузминской, которая сказала, что еще увидится с ним, если не здесь, то на том свете: "Мы на том свете не узнаем друг друга - ведь мы здесь никого не узнаём"(12,с.60). Жаль, что нам не известны прошлая жизнь Толстого и полученные им тогда уроки ведической мудрости, но если бы люди помнили о своем прошлом рождении, это привело бы к большой путанице: например, воплотившись в женском теле, индивидуум рожает ребенка, который в прежней жизни был его матерью. Кто здесь мать, кто кого должен слушаться? Кришна говорит: " От Меня исходит память, знание и забвение"(Бхагавад-гита,15.15). Забвение прошлой жизни является милостью Кришны. "Обыкновенно жалеют о том, что личность не удерживает воспоминаний после смерти. Какое счастье, что этого нет. Какое бы было мучение, если бы я в этой жизни помнил все дурное, мучительное для совести, что я совершил в предшествующей жизни"(2-14,с.379) - писал Толстой 6 января 1903 г. Человек, совершавший добродетельные поступки, благодаря хорошей карме "рождается в богатой аристократической семье"(Бхагавад-гита,6.41). Однако, как пишет Шрила Прабхупада, "тот, кто родился в очень богатой семье, может сойти с истинного пути, поскольку, владея большим состоянием, человек, естественно, пытается использовать его для удовлетворения собственных чувств. Поэтому сыновья богатых людей нередко становятся пьяницами или развратниками"*. Недаром Толстой говорил: "Уж если меня что пугает, то это ________________________________________________________________________ * Совершенство Йоги. ББТ, 1993, с.42 ===================================== родиться во дворце, а не в трущобе. Жизнь есть процесс освобождения духовного начала, того самого, которое есть в каторжнике и во всех"(20-кн.3,с.128). Человеческая жизнь предназначена для обретения духовного знания. В "Отрочестве" Толстой пишет об обучении, как о воспоминании выученного прежде(2-1,с.165). Об этом же говорил и его младший современник Ромен Роллан: "Ни Шекспир, ни Бетховен, ни Толстой не открыли мне ничего нового, кроме "Сезам, откройся!" моего собственного подземного города. Не раз я цитировал по памяти уроки мысли, полученные когда-то (но от кого? Это было в одном из моих самых давних существований)". В Бхагавад-гите(6.44) сказано, что человек, следовавший по пути самоосознания, предписанному Ведами, но не достигший совершенства, в новом рождении будет привлечен этими же принципами и постарается пойти дальше. За три года до смерти, 28 мая 1907 года Толстой записал в дневник: "Точно так же, как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все больше и больше открывается, так и истинная жизнь все больше и больше открывается с каждым рождением после смерти"(1-56,с.34). внутренний Гуру В сборник "Путь жизни" Толстой поместил цитату из Вамана Пураны: "Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе. Кто ищет добро не в самом себе, делает то же, что делает пастух, когда ищет в стаде ягненка, который у него за пазухой"(7,с.25) Толстой, как и каждый человек, носил Источник ведического знания в глубине своего естества: ведь Веды говорят о себе как о дыхании Абсолюта, а одна из Его ипостасей - Параматма (Сверхдуша). Кришна утверждает: "Я - составитель Веданты"(Бхагавад-гита,15.15); Тот же "Всевышний Господь пребывает в сердце каждого"(Бхагавад-гита,18.61) как внутренний Гуру. "Совесть, - пишет Толстой, - это голос того единого Духовного Существа, которое живет во всех"(7,с.25). Но голос страстей может быть громче голоса совести. Хотя Кришна и говорит: "Каждый во всем следует Моим путем", Он уточняет: "До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его"(4.11). Ложное эго, загрязняющее сознание, не дает душе человека в полной мере проявить свою потенцию "чит" (знание); необходимо уничтожить покров авидьи (невежества). "Он всю жизнь учится - и учит: простая ли это страсть? - спрашивает Бунин о Толстом. - Не страсть ли (или долг*) библейских пророков, Будды, браманов?"(11,с.26) Последователи Вед рассматривают как голос Сверхдуши не только нравственный закон в человеке (так поражавший Канта**) и религиозное озарение, но и творческое вдохновение. В Бхагавад-гите(7.8) Кришна говорит: "Я - талант в человеке". Об этом - следующая глава. ________________________________________________________________________ * "Долг" - одно из значений санскритского термина "дхарма", переводимого обычно как "религия". Дхарма каждой души - служение Верховному Существу, Сверхдуше. ** Эпиграфом к одному из важнейших своих философских произведений - трактату "О жизни" - Толстой взял отрывок из "Критики практического разума" Канта: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне..." =========================================