* * *
Будучи почитателем ведической традиции, я обязан кроме внешних, явно
прослеживаемых путей влияния идей Вед на творчество и жизнь великого
русского писателя, обратить взор к сокровенному, внутреннему движению его
мысли.
воспоминание уроков прошлых жизней
Н.А.Чудов* летом 1897 писал: "На жизнь отдельной личности Толстой глядит
________________________________________________________________________
* Н.А.Чудов - журналист, по оценке Толстого, "умный, горячий и хорошо
пишущий"(1-72,с.179)
=================
как на одну из фаз ее же вечной жизни в мало-помалу возвышающихся формах,
настолько близких между собой, что смутное воспоминание о предыдущем
состоянии не исчезает в человеке никогда. Смерть не является ужасной: это -
переход"(14,с.107). В соответствии с ведической концепцией реинкарнации,
прежде чем родиться в человеческом теле, мы жили в телах рыб, птиц,
животных. Наше сознание хранит впечатления, полученные в прошлых жизнях;
когда эти образы всплывают на поверхность озера ума, они поражают своей
яркостью и реалистичностью. "Умиление и восторг, который мы испытываем от
созерцания природы, это - воспоминание о том времени, когда мы были
животными, деревьями, цветами, землей..."(25,с.219) - писал Толстой 17
апреля 1906 года.
И.С.Тургенев рассказывал, что как-то он гулял с Толстым по выгону, на
котором стоял старый мерин жалкого и измученного вида: "Толстой стал его
гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен был
чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но
и меня ввел в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал:
`Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот
извольте-ка изобразить внутреннее состояние лошади'"(16-1,с.161). Прочитав
"Холстомера", Тургенев высказал свое впечатление от повести: "Лев
Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью"(11,с.16).
С новым рождением мы как правило забываем о предыдущей жизни, о прежних
родственных связях. 15 октября 1907 г. Толстой возразил уезжавшей
Т.А.Кузминской, которая сказала, что еще увидится с ним, если не здесь, то
на том свете: "Мы на том свете не узнаем друг друга - ведь мы здесь никого
не узнаём"(12,с.60). Жаль, что нам не известны прошлая жизнь Толстого и
полученные им тогда уроки ведической мудрости, но если бы люди помнили о
своем прошлом рождении, это привело бы к большой путанице: например,
воплотившись в женском теле, индивидуум рожает ребенка, который в прежней
жизни был его матерью. Кто здесь мать, кто кого должен слушаться? Кришна
говорит: " От Меня исходит память, знание и забвение"(Бхагавад-гита,15.15).
Забвение прошлой жизни является милостью Кришны. "Обыкновенно жалеют о том,
что личность не удерживает воспоминаний после смерти. Какое счастье, что
этого нет. Какое бы было мучение, если бы я в этой жизни помнил все дурное,
мучительное для совести, что я совершил в предшествующей жизни"(2-14,с.379)
- писал Толстой 6 января 1903 г.
Человек, совершавший добродетельные поступки, благодаря хорошей карме
"рождается в богатой аристократической семье"(Бхагавад-гита,6.41). Однако,
как пишет Шрила Прабхупада, "тот, кто родился в очень богатой семье, может
сойти с истинного пути, поскольку, владея большим состоянием, человек,
естественно, пытается использовать его для удовлетворения собственных
чувств. Поэтому сыновья богатых людей нередко становятся пьяницами или
развратниками"*. Недаром Толстой говорил: "Уж если меня что пугает, то это
________________________________________________________________________
* Совершенство Йоги. ББТ, 1993, с.42
=====================================
родиться во дворце, а не в трущобе. Жизнь есть процесс освобождения
духовного начала, того самого, которое есть в каторжнике и во
всех"(20-кн.3,с.128). Человеческая жизнь предназначена для обретения
духовного знания. В "Отрочестве" Толстой пишет об обучении, как о
воспоминании выученного прежде(2-1,с.165). Об этом же говорил и его младший
современник Ромен Роллан: "Ни Шекспир, ни Бетховен, ни Толстой не открыли
мне ничего нового, кроме "Сезам, откройся!" моего собственного подземного
города. Не раз я цитировал по памяти уроки мысли, полученные когда-то (но
от кого? Это было в одном из моих самых давних существований)". В
Бхагавад-гите(6.44) сказано, что человек, следовавший по пути
самоосознания, предписанному Ведами, но не достигший совершенства, в новом
рождении будет привлечен этими же принципами и постарается пойти дальше. За
три года до смерти, 28 мая 1907 года Толстой записал в дневник: "Точно так
же, как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все
больше и больше открывается, так и истинная жизнь все больше и больше
открывается с каждым рождением после смерти"(1-56,с.34).
внутренний Гуру
В сборник "Путь жизни" Толстой поместил цитату из Вамана Пураны:
"Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе. Кто ищет добро не в самом
себе, делает то же, что делает пастух, когда ищет в стаде ягненка, который
у него за пазухой"(7,с.25) Толстой, как и каждый человек, носил Источник
ведического знания в глубине своего естества: ведь Веды говорят о себе как
о дыхании Абсолюта, а одна из Его ипостасей - Параматма (Сверхдуша). Кришна
утверждает: "Я - составитель Веданты"(Бхагавад-гита,15.15); Тот же
"Всевышний Господь пребывает в сердце каждого"(Бхагавад-гита,18.61) как
внутренний Гуру. "Совесть, - пишет Толстой, - это голос того единого
Духовного Существа, которое живет во всех"(7,с.25). Но голос страстей может
быть громче голоса совести. Хотя Кришна и говорит: "Каждый во всем следует
Моим путем", Он уточняет: "До какой степени человек отдает себя Мне,
соответственно Я награждаю его"(4.11). Ложное эго, загрязняющее сознание,
не дает душе человека в полной мере проявить свою потенцию "чит" (знание);
необходимо уничтожить покров авидьи (невежества). "Он всю жизнь учится - и
учит: простая ли это страсть? - спрашивает Бунин о Толстом. - Не страсть ли
(или долг*) библейских пророков, Будды, браманов?"(11,с.26)
Последователи Вед рассматривают как голос Сверхдуши не только
нравственный закон в человеке (так поражавший Канта**) и религиозное
озарение, но и творческое вдохновение. В Бхагавад-гите(7.8) Кришна говорит:
"Я - талант в человеке". Об этом - следующая глава.
________________________________________________________________________
* "Долг" - одно из значений санскритского термина "дхарма",
переводимого обычно как "религия". Дхарма каждой души - служение Верховному
Существу, Сверхдуше.
** Эпиграфом к одному из важнейших своих философских произведений -
трактату "О жизни" - Толстой взял отрывок из "Критики практического разума"
Канта: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и
благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими
размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне..."
=========================================