Глава 3 Ведический взгляд на религиозную философию Толстого Шестого декабря 1908 года Толстой записал в дневнике: "Люди, которые по своим quasi[мнимо] религиозным представлениям, которые я разрушаю, должны бы были ненавидеть, любят меня за те пустяки - "Война и мир"* и т.п., ________________________________________________________________________ * В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: "Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану"(1-61,с.247). ============== которые им кажутся очень важными"(1-56,с.162). Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание "Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку". Правильно ли, нет ли, я приписываю значение совсем другим своим книгам"(12,с.273). В советское время на "совсем другие книги" было наложено табу (впрочем, и в царской России многие из них были запрещены); носители "единственно верного учения" не могли не скрывать таких высказываний Толстого, как: "Удивительная ограниченность мысли матерьялистов!*"(1-56,с.321) или "Без религии человек двуногое животное, умеющее делать велосипеды и ездить на них и т.п"(1-56,с.293). Сегодня вряд-ли кто-либо будет отрицать, что хотя Толстой начинал как писатель-беллетрист, закончил он как религиозный философ. "Мысль, которая, заметно, чаще других точит его сердце, - мысль о Боге, - писал М.Горький. - Он говорит об этом меньше, чем хотел бы, но думает - всегда"(19,с.189). И все же, рядом с любовью к Толстому-художнику** сосуществует даже не непонимание, а элементарное незнание Толстого-мыслителя: "Одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить, и третьи выражают со мной единомыслие, которое в действительности едва ли существует***"(2-17,с.199). Так, одна из сотрудниц ________________________________________________________________________ * Эта ограниченность мысли маскировалась псевдонаучной терминологией; "запретите употреблять искусственные слова, и свои, и греческие, и латинские, и вдруг упадет поднявшееся на этих дрожжах тесто науки. А то наберут слов, припишут условно, по общему согласию, значение этим словам и играют на них, точно как в шахматы"(1-48,с.118). Если передать смысл материалистических теорий нормальным человеческим языком, их убогость становится очевидиной: например, "теория эволюции, говоря простым языком, утверждает только то, что по случайности в бесконечно долгое время из чего хотите может выйти все, что хотите"(2-16,с.322). ** В трактате "Так что же нам делать?" Толстой говорит: "Без науки о том, в чем назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств... Человечество жило-жило и никогда не жило без науки о том, в чем назначение и благо людей; правда, что наука о благе людей для поверхностного наблюдения кажется различной у буддистов, БРАМИНОВ, евреев, христиан, конфуцианцев, таоистов; хотя стоит только вникнуть в эти учения, чтобы увидать одинаковую сущность, но все-таки, где мы знаем людей, вышедших из дикого состояния, мы находим эту науку"(2-16,с.351). *** Толстой писал о своих "оппонентах": "Одни - либералы и естетики считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие - революционеры, радикалы считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом"(2-19,с.37). Что касается "единомышленников", то как-то он сказал об одном из посетителей Ясной Поляны, одетом в русскую рубашку и брюки, с напуском заправленные в большие сапоги: "Этот молодой человек принадлежит к самой непостижимой и чуждой мне секте - секте толстовцев"(26,с.419). ====================== музея "Ясная Поляна" как-то ничтоже сумняшеся заявила мне, что Толстой был православным. Как она умудрилась не знать о пресловутом "Определении Святейшего Синода" N 557 от 20-23 фефраля 1901 г. о графе Толстом, которого "Церковь не считает своим членом"(13,с.73) - осталось для меня загадкой. Еще 27 ноября 1856 г. в письме Велерии Арсеньевой (своей несостоявшейся невесте) Толстой заявляет о несогласии с государственной религией: "Что вы спрашиваете меня о попах, напомнило мне то, что я давно хотел сказать вам. Какие бы ни были наши будущие отношения, НИКОГДА НЕ БУДЕМ говорить о религии и все, что до нее касается. Вы знаете, что я верующий, но очень может быть, что во многом моя вера расходится в вашей"(2-18,с.444). В "Ответе на постановление Синода" Толстой признал: "То, что я отрекся от церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо"(2-17,с.201). Какой же была вера Толстого? Он говорил: "Я верю в учение Христа", однако в написанной в 1902 г. статье "К духовенству" сделал существенное разъяснение: "Истинная религия есть христианство в тех положениях его, в которых оно сходится с основными положениями БРАМАНИЗМА, конфуцианства, таотизма, еврейства, буддизма, магометанства"(1-34,с.299). Хотя взгляды Толстого на религию и церковь на разных этапах его жизни разнились, прослеживается определенное направление этих изменений. Осенью 1903 г. он писал П.M. Дасу Шарме: "1) Я не христианин в общепринятом смысле этого слова. 2) Я не принадлежу ни к какой церкви. 3) Я не верю в божественность Христа и во все чудеса, которые ему приписывают. Мои мысли о религии можно найти в моих книгах "В чем моя вера?" и в особенности в "Христианском учении"(1-74,с.211). Одну из главных своих философских работ Толстой назвал "Христианское учение", но 20 декабря 1908 г. просматривая свои статьи 1880 годов, заметил: "Тут многое есть такое, чего бы я теперь не подписал", а на вопрос секретаря "Что, например?" ответил: "Исключительное отношение к Христу*, к Евангелию". Несколько раньше, летом ________________________________________________________________________ * 3 сентября 1908 г. Толстой писал С.А. Фокину: "Веруя в Христа-Бога, я этим отделялся бы от всех миллионов и живших прежде и теперь живущих людей - БРАМИНОВ, буддистов, конфуцианцев, евреев, магометан и других, не верующих в Христа, а верующих в того же Бога, в которого и я верю"(1-78,с.225). ================ того же года, он говорил: "Я перед смертью стал смелее отступать от исключительности христианства"(12,с.225). Врач В.В.Люстрицкий вспоминал, как 19 июня 1910 г. "Лев Николаевич сказал, что он одинаково относится к Евангелию, БРАМАНИЗМУ, буддизму и конфуцианству"(14,с.441). Более того, 22 июня 1910 г. он признался Ф.А.Страхову: "Не хочется мне этого говорить, но уж скажу: как раньше я любил Евангелие, так теперь я его разлюбил"(9,с.293). "Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений, - писал Толстой, - которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, ИНДУСОВ, китайцев, греков. Два великие принципа Иисуса: любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: КРИШНОЙ, Буддой, Лао Цзы, Конфуцием, Сократом... Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству*"(11,с.142). В "Пути жизни" Толстой отдает должное ведической религии: "Одна из самых древних и самых глубоких по мысли вер была вера индусов"(7,с.154). Разъясняя Ж.А.Пети что "то же решение _______________________________________________________________________ * Об этом Толстой писал 27 июля 1909 г. и Яну Стыке: "Учение Иисуса для меня только одно из прекрасных и великих учений, переданных нам от древности египетской, еврейской, ИНДУССКОЙ, китайской и греческой. Два великих принципа Иисуса: любовь к Богу, т.е. к абсолютному совершенству, и любовь к ближнему, т.е. ко всем людям без всякого различия, исповедовались... с различных точек зрения всеми мудрецами мира: древними - КРИШНА, Будда, Леотзе, Конфуций, Сократ, Платон, Марк Аврелий, Эпиктет и др., так и современными"(1-80,с.43). В этом же письме он упоминает о своем "Круге чтения": "По этой книге, озаглавленной "Круг чтения" и состоящей из взятых у нескольких сот древних и современных авторов мыслей и изречений о религии и морали, между которыми имеется лишь несколько стихов из Евангелия, по этой книге вы можете судить, как я далек от того, чтобы придавать исключительное значение Евангелию". ====================================== дано почти во всех религиях в их основной сущности", он все же отметил, что "наиболее ясно - в БРАМАНИЗМЕ"(1-73,с.98). Биограф Толстого Д.П.Маковицкий в "Яснополянских записках" зафиксировал слова, сказанные Толстым в последний год своей жизни (12.03.1910): "Если бы не было КРИШНЫ, не было бы нашего понятия о Боге". Поэтому вполне логично понятие Толстого о Боге рассмотреть с ведической точки зрения и сравнить его с учением Кришны. Нижеследующий раздел состоит практически из одних цитат: цитат из Толстого и цитат из Гиты и комментариев к ней Шрилы Прабхупады (Бхагавад-гита как она есть. ББТ., 1984). Одна моя знакомая, прочитав рукопись, построенной по такому же принципу, сказала, что это ей напоминает "игру в бисер" Германа Гессе. Действительно, дело не в том, что я не могу высказать эти же идеи своими словами, и не только в том, что не хочется повторяться (все уже давным-давно сказано), но мне нравится выкладывать эту мозаику. Когда видишь, что высказывания двух великих людей разных поколений, живших на противоположных сторонах света, совпадают практически дословно, мурашки пробегают по телу: чувствуешь, что с тобой говорит Единое. Цитируемые в этой главе стихи Бхагавад-гиты будут обозначаться "Б-г.N.N", а комментарии к ним Шрилы Прабхупады - "Ш.П.с.N". И еще одно замечание: Шестого ноября 1877 года Толстой писал своему другу Н.Н.Страхову: "На днях я слушал урок священника детям из "Катехизиса". Все это было так безобразно. Умные дети так очевидно не только не верят этим словам, но и не могут не презирать этих слов, что мне захотелось изложить в катехизической форме то, во что верю, и я попытался. И попытка эта показала, как это для меня трудно и, боюсь, невозможно"(2-18,с.813). (1-62,с.347) Вся его последующая жизнь (особенно после 1881 г.) была поиском и изложением своей веры. Наиболее полно и последовательно мировоззрение Толстого отражено в книге "Путь жизни", которая подвела итог жизненному пути мыслителя (последняя дневниковая запись о работе над этой книгой сделана Толстым всего за несколько дней до смерти). О значении, которое придавал автор своему итоговому труду, можно судить хотя бы по тому факту, что предисловие он переделывал 105 раз (это не опечатка - СТО ПЯТЬ!). Именно на эту "последнюю версию" философии Толстого мы будем ориентироваться. * * * религия "Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен, и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете"(7,с.9). "Разумный человек не может не задуматься и не спросить себя: для чего это его мгновенное, неопределенное и колеблющееся существование среди этого вечного, твердо определенного и бесконечного мира? Вступая в истинную человеческую жизнь, человек не может обойти этого вопроса"(1-39,с.7). "Из множества страдающих людей лишь немногие действительно задаются вопросом о своем положении, о том, кто они и что, почему их существование полно трудностей, и так далее. Если человек не пробудился настолько, чтобы задавать эти вопросы, то его еще нельзя назвать человеком в полном смысле этого слова. Любая человеческая деятельность должна считаться бессмысленной, если человек не задается вопросом о природе Абсолютного"(Ш.П.с.20). "Без религии, т.е. установленного отношения к бесконечному духовному, человек - безхвостая обезьяна, умеющая делать фонографы, баллоны, бомбы и т.п"(1-56,с.84). Именно религия отличает человека от животного. "Так как религиозное познание есть то, на котором зиждется всякое другое и которое предшествует всякому другому познанию, то мы не можем определять его, не имея для него орудия определения. На богословском языке познание это называется откровением. И название это, если не приписывать слову "откровение" никакого мистического значения, совершенно правильно, потому что познание это приобретается не изучением и не усилиями отдельного человека или людей, а только восприятием отдельным человеком или людьми проявления бесконечного разума, постепенно открывающего себя людям"(1-39,с.14). "Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем"(Б.-г.5.16). "Когда человек узнает истинную веру, с ним делается то же, что с человеком, засветившим свет в темной горнице. Все становится ясно и на душе весело"(7,с.10). "благо-ананда" Каждый стремится к счастью ("благу", "радости" по терминологии Толстого; "ананде" - по-санскритски). Веданта-сутра(1.1.12) провозглашает: "Ананда-майо 'бхьясат (блаженство - наша сущность)". "Живые существа, подобно Господу, обладают сознанием и стремятся к счастью. Господь постоянно испытывает счастье, и если живые существа также хотят познать счастье, они должны соединиться с Ним"(Ш.П.с.34). "Материальное счастье и страдание живого существа порождаются телом, а не им самим, в его истинной сущности. Для живого существа в его изначальном виде наслаждение естественно, это - его истинное состояние"(Ш.П.с.628). "Страдать можно только телом; дух не знает страданий. Чем слабее духовная жизнь, тем сильнее страдания. и потому, если не хочешь страдать, живи больше душою, а меньше телом"(7,с.93). "Жизнь есть стремление к благу. Толпа, люди не мыслящие, понимают благо человека в благе его животной личности"(2-17,с.58). "В оскверненном сознании "я есть" означает: "Я - господин всего, что я вижу. Я - тот, кто всем эти наслаждается"(Ш.П.с.26). Но "жизнь человека, как личности, стремящейся только к своему благу, среди бесконечного числа таких же личностей, уничтожающих друг друга и самих уничтожающихся, есть зло и бессмыслица"(2-17,с.22). "Что составляет невозможность блага личного существования? Во-первых, борьба* ищущих личного блага существ между собой; во-вторых, обман наслаждения**, приводящий к трате жизни, к пресыщению, к страданиям, и, в-третьих - смерть***"(2-17,с.65). ________________________________________________________________________ * "Все живые существа в материальном мире изо всех сил борются за существование"(Ш.П.с.45). ** "Эти наслаждения имеют начало и конец, поэтому мудрый не обольщается ими"(Б.-г.5.22) *** "Как только человек рождается, он сразу же начинает умирать. Смерть всегда, в каждую секунду, пожирает всякое живое существо"(Ш.П.с.518). ================= Как же человеку жить? "Жить для себя? Но ведь моя жизнь личная есть зло и бессмыслица. Жить для своей семьи? Для своей общины? Отечества, человечества даже? Но если жизнь моей личности бедственна и бессмысленна, то так же бессмысленна и жизнь всякой другой человеческой личности, потому бесконечное количество собранных вместе бессмысленных и неразумных личностей не составят и одной блаженной и разумной жизни"(2-17,с.34). Бессмысленность эгоистической жизни (пусть даже и с расширенным эгоизмом) порождает пессимистические учения: "Язычество считает, что мир должен служить благу личности. Буддизм считает, что мир должен исчезнуть, так как он производит страдания личности. Буддизм есть только отрицательное язычество"(1-39,с.8). "Согласно философии буддизма, в конце материальной жизни - лишь пустота. Бхагавад-гита учит иному"(Ш.П.с.164). ложное эго и душа (истинное эго) "Жизнь - это странствование и совершенствование душ, достигающих все большего и большего блага", - сказали брамины"(2-17,с.22): "Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу"(Б.-г.2.13). "Человек, если прожил долгий век, то прожил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитей, потом взрослым, потом старым. Но как ни переменился, человек, он всегда говорил про себя "я". И этот "я" был и в младенце, и в взрослом, и в старике. Вот это-то непеременное "я" и есть то, что мы называем душой"(7,с.20). "Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный. Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живет во всех одно и то же во всех духовное существо"(7,с.23). "Ложное эго означает - отождествление себя со своим телом. Когда человек понимает, что он не является телом, что он - душа, это - его истинное эго. Эго есть всегда, и от ложного эго следует избавиться, но не от истинного. В ведической литературе (Брихад-араньяка Упанишада 1.4.10) говорится: "Ахам брахмасми ("Я есть Брахман, я есть дух")"(Ш.П.с.615). "В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек"(7,с.24) "Тот, кто пребывает в божественном сознании, хотя и видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, движется, спит, дышит, всегда внутренне понимает, что фактически он ничего не делает, ибо разговаривая, опорожняя желудок, наполняя его, открывая и закрывая глаза, он всегда знает, что лишь материальные чувства взаимодействуют с из объектами, но что сам он стоит в стороне"(Б.-г.5.9). "Некоторые афоризмы Брахма-сутры: "на вияд ашрутех"(2.3.1); натма шрутех(2.3.18) и "парат ту тач-чхрутех"(2.3.40)*. Первый афоризм указывает на поле деятельности**, второй - на живое существо, и третий - на Всевышнего Господа, summum bonum*** среди всех проявлений различных существ"(Ш.П.с.608). _______________________________________________________________________ * Дословно: "Не пространство (не слышали)"(2.3.1); "не душа (слышали)"(2.3.18); "но это - от Всевышнего (слышали)(2.3.40). ** "Поле деятельности" (санскр. кшетра) - материя. *** Summum bonum (лат.) - Высшее благо. ====================================== "Прежде всего пробуждается в человеке сознание своей ограниченности от всякого остального вещества, то есть своего тела. Потом сознание того, что отделено, то есть своей души, и потом, сознание того, от чего отделена эта духовная основа жизни - сознание всего - Бога"(7,с.26) преходящесть материального "В материальном мире живое существо претерпевает изменения шести видов, а именно: рождение, рост, существование во взрослом состоянии, размножение, увядание и, наконец, исчезновение. Всякое живое существо, пришедшее в соприкосновение с материей, начиная с первого сотворенного существа, Брахмы, и кончая мельчайшим муравьем, обладает изменяющимся телом"(Ш.П.с.692). "Человек видит, как все на свете - и растения и животные - зарождается, растет, крепнет, плодится, а потом слабеет, портится, стареется и умирает. То же самое видит человек и над свим телом и, глядя на других людей, когда они умирают, знает и про свое тело, что оно состарится, испортится и умрет, как и все, что родится и живет на свете. Но кроме того, что он видит на других существах и на людях, каждый человек знает в себе еще то, что не портится и не стареется, а, напротив, что больше живет, то лучшет и крепнет, - знает каждый человек в себе свою душу"(1-37,с.37). "В духовном мире тело не меняется, там нет старости, рождения и смерти"(Ш.П.с.692). "Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное"(Б.-г.2.22). "Смерть - это изменение той оболочки, с которой соединен наш дух. Не надо смешивать оболочку с тем, что вложено в нее"(7,с.373). "Если сокровищем своим человек будет считать свое тело, он и будет полагать свои силы на то, чтобы у него для тела были вкусные кушания, покойные помещения, красивая одежда и всякие удовольствия. А чем больше полагает человек свои силы на тело, тем меньше у него останется их для жизни духовной"(7,с.91). "Те, чей ум слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству, те, кто обмануты всем этим, не могут решиться отдать себя преданному служению Всевышнему Господу"(Б.-г.2.44). долг Кришна говорит: "Ты имеешь право только исполнять свой долг, но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей деятельности и не пытайся уклоняться от исполнения долга"(Б.-г.2.47). Толстой также часто повторял: "Fais ce que dois, advienne que pourra" [делай, что должно, пусть будет, что будет] - есть выражение глубокой мудрости"(1-69,с.21). "Поступок, совершенный без всяких соображений о каких бы то ни было последствиях, ввиду только исполнения воли Бога, есть наилучший поступок, который может быть сделан человеком"(7,с.284). "Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности, всегда удовлетворенный и независимый, он не совершает действий, приносящих плоды, хотя и занят постоянно всевозможными делами"(Б.-г.4.20). "Как только думаешь о последствиях своей деятельности, так чувствуешь свою слабость и ничтожность; а как только подумаешь о том, что дело твое в том, чтобы делать сейчас волю Пославшего, так чувствуешь свободу, радость и силу"(7,с.284). "Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о плодах своей деятельности, ибо, действуя так, он достигает Всевышнего"(Б.-г.3.19). усмирение желаний "Путь постижения Высшей истины начинается со смирения и оканчивается познанием Абсолютной Личности Бога"(Ш.П.с.618). "Нет ничего сильнее смиренного человека, потому что смиренный человек, отказываясь от себя, дает место Богу"(7,с.338). "Глубокая река не возмутится от того, что в нее бросить камень; так же и человек. Если человек возмущается от оскорблений, то он не река, а лужа"(7,с.142). "Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания"(Б.-г.2.70). "Чем меньше потакать телу в одежде, помещении, увеселении, тем свободнее жить. И напротив, только пустись улучать еду, одежду, помещение, увеселения - и не будет конца трудам и заботам"(7,с.92). В Катха Упанишаде(1.3.3-4) сказано: "Человек сидит в колеснице материального тела, которой управляет разум - возница. Ум - это вожжи, которые держит возница, а чувства - лошади. Душа, таким образом, испытывает на себе хорошие или плохие последствия взаимоотношений с умом и чувствами. Таково мнение великих мыслителей". "Возница не бросает вожжей оттого, что не сразу остановит коней, но продолжает тянуть, и кони останавливаются. Так и ты со страстями: не удержался один раз, продолжай бороться, и в конце концов победишь ты, а не страсти"(7,с.291). "Тот, кто уводит свои чувства от их объектов, несомненно находится в твердом уме"(Б.-г.2.68) веры и Вера "Есть две веры: вера доверия тому, что говорят люди, - это вера в человека или в людей, и таких вер много различных, и вера в свою зависимость от Того, Кто послал меня в мир. Это вера в Бога, и такая вера одна для всех людей"(7,с.10). Эта единая для всех вера на санскрите называтеся САНАТА-ДХАРМА: "Можно иметь веру в определенный процесс, и можно переменить свою веру и принять другую, но слово санатана-дхарма относится к такой деятельности, которая не может измениться"(Ш.П.с.32). "В зависимости от места, времени и обстоятельств человек исповедует определенную веру, но эти обозначения не имеют отношения к санатана-дхарме. Индус может изменить свою веру и стать мусульманином, или мусульманин - изменить свою и стать индусом, то же и с христианством, но ни при каких обстоятельствах не может измениться предназначение человека служить другим. Санатана-дхарма значит - служение"(Ш.П.с.33). "Вера у разных людей и в разные времена может быть разная, но любовь у всех и всегда одна и та же"(7,с.11). Сравнение двух последних цитат показывает, что истинная любовь - всегда служение. любовь истинная и ложная "Строго говоря, основных отношений человека к миру только два: личное, состоящее в признании смысла жизни в благе личности, приобретаемом отдельно или в соединении с другими личностями*" и "признающее смысл жизни в ________________________________________________________________________ * Толстой считал, что "языческое общественное, или семейно- государственное" сознание (служение "семье, роду, народу, государству и даже человечеству") принципиально не отличается от "первобытного личного"(1-39,с.9). "Невежественный человек отождествляет свое тело и свое "я"; телесные связи с другими он принимает за родство, поклоняется земле, на которой появилось его тело, и рассматривает религиозные ритуалы как самоцель. Общественная деятельность, национализм, альтруизм - вот некоторые из видов деятельности таких материалистически устремленных людей"(Ш.П.с.195). ================== служении Пославшему человека в мир"(1-39,с.8) ( "взаимоотношения те же, что между хозяином и слугой"(Ш.П.с.27)). "Человек божеского жизнепонимания признает жизнь уже не в своей личности и не в совокупности личностей (в семье, роде, народе, отечестве или государстве), а в источнике вечной, неумирающей жизни - в Боге; и для исполнения воли Бога жертвует и своим личным, и семейным, и общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь. И религия его есть поклонение делом и истиной началу всего - Богу"(1-28,с.70). Для обозначения любовного служения Богу используется термин БХАКТИ. "Любовь дает людям благо, потому что соединяет человека с Богом"(7,с.11). Во второй главе мы уже говорили о том, что когда "называют одним и тем же словом любовь духовную - любовь к Богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине, это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя чувствами. Первое есть голос Бога, второе - голос животного"(7,с.96). Но и между любовью к ближнему, как она обычно понимается, и любовью к Богу также огромное различие. "Всякая любовь к ближнему, корень которой не в любви к Богу: любовь к родным, к друзьям, к приятным людям, благодушие ко всем, вызываемое хорошим расположением духа, часто принимаемое за любовь, не есть та любовь, проявление которой дает смысл и радость жизни... Прежде, чем любить ближнего, или для того, чтобы любить ближнего, надо любить Бога всем сердцем и всем помышлением. Только через такую любовь к Богу можно любить ближнего. Прямо, непосредственно любить настоящей любовью нельзя так же, как нельзя прямо по телефону передать своей речи соседу, а надо обратиться к центральной станции(1-74,с.59). Расхожее утверждение "Бог есть любовь" почти всегда понимают не правильно: принимая "благодушие" (греч. "филео") за любовь, считают, что знают Бога. Только познав Бога и осознав себя такой же Его духовной частицей, как и все живые существа, можно понять божественную любовь. "`Я не понимаю, что значит любить Бога. Разве можно любить что-то непонятное и неизвестное? Любить можно ближнего, это понятно и хорошо, но любить Бога - это только пустые слова'. Так говорят и думают многие. Но говорящие и думающие так люди грубо ошибаются, не понимая того, что значить любить ближнего, - не приятного и полезного нам человека, а а одинаково всякого человека, хотя бы это был самый неприятный, враждебный нам человек"(7,с.54). "Поскольку Кришна присутствует в сердце каждого, как Сверхдуша, каждое тело является воплощением или храмом Всевышнего Господа, и как человек оказывает почтение храму Господа, так же он должен оказывать почтение каждому телу, в котором пребывает Сверхдуша"(Ш.П.с.451). "Так любить ближнего может только тот, кто любит Бога, того Бога, который один во всех людях. Так что непонятна не любовь к Богу, а непонятна любовь к ближнему без любви к Богу"(7,с.54). "Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному "я""(7,с.324) и ее разновидность - "любовь" к чужому животному "я".