содержание
                                    Глава 3
            Ведический взгляд на религиозную философию Толстого

   Шестого декабря 1908 года Толстой записал в дневнике:  "Люди, которые по
своим quasi[мнимо] религиозным представлениям,  которые я разрушаю,  должны
бы были ненавидеть,  любят меня за те пустяки  -  "Война  и  мир"* и  т.п.,
   ________________________________________________________________________
   * В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо:  "Как  я  счастлив,..
что писать  дребедени  многословной  вроде  "Войны"  я  больше  никогда  не
стану"(1-61,с.247).
   ==============
которые им кажутся очень важными"(1-56,с.162).  Летом  1909  года  один  из
посетителей Ясной  Поляны  выражал свой восторг и благодарность за создание
"Войны и мира" и "Анны Карениной".  Толстой ответил:  "Это все равно, что к
Эдисону  кто-нибудь пришел и сказал бы:  "Я очень уважаю вас за то,  что вы
хорошо танцуете мазурку".  Правильно ли,  нет ли,  я  приписываю  значение
совсем другим своим книгам"(12,с.273).
   В советское время на "совсем другие книги" было наложено табу  (впрочем,
и  в  царской  России многие из них были запрещены);  носители "единственно
верного учения" не могли не  скрывать  таких  высказываний  Толстого,  как:
"Удивительная ограниченность  мысли  матерьялистов!*"(1-56,с.321)  или "Без
религии человек двуногое животное,  умеющее делать велосипеды и  ездить  на
них  и  т.п"(1-56,с.293). Сегодня вряд-ли кто-либо будет отрицать, что хотя
Толстой  начинал  как  писатель-беллетрист,  закончил  он  как  религиозный
философ. "Мысль,  которая, заметно, чаще других точит его сердце, - мысль о
Боге, -  писал  М.Горький.  - Он говорит об этом меньше,  чем хотел бы,  но
думает -   всегда"(19,с.189).   И   все   же,    рядом    с    любовью    к
Толстому-художнику**  сосуществует  даже  не  непонимание,  а  элементарное
незнание Толстого-мыслителя:  "Одни бранят меня за то,  что я отвергаю  то,
чего  я  не  отвергаю,  другие  увещевают  меня поверить в то,  во что я не
переставал верить,  и  третьи  выражают  со  мной  единомыслие,  которое  в
действительности едва ли существует***"(2-17,с.199). Так, одна из сотрудниц
   ________________________________________________________________________
   * Эта  ограниченность  мысли  маскировалась псевдонаучной терминологией;
"запретите  употреблять  искусственные  слова,  и  свои,  и  греческие,   и
латинские,  и  вдруг  упадет поднявшееся на этих дрожжах тесто науки.  А то
наберут слов,  припишут условно, по общему согласию, значение этим словам и
играют на  них,  точно  как  в  шахматы"(1-48,с.118).  Если  передать смысл
материалистических теорий  нормальным  человеческим  языком,  их   убогость
становится очевидиной:  например, "теория  эволюции, говоря простым языком,
утверждает только то,  что по случайности в бесконечно долгое время из чего
хотите может выйти все, что хотите"(2-16,с.322).
   ** В трактате "Так что же нам делать?" Толстой  говорит:  "Без  науки  о
том,  в  чем  назначение и благо человека,  не может быть никаких настоящих
наук и искусств...  Человечество жило-жило и никогда не жило  без  науки  о
том,  в чем назначение и благо людей;  правда,  что наука о благе людей для
поверхностного наблюдения кажется различной у буддистов,  БРАМИНОВ, евреев,
христиан,  конфуцианцев, таоистов; хотя стоит только вникнуть в эти учения,
чтобы увидать  одинаковую  сущность,  но  все-таки,  где  мы  знаем  людей,
вышедших из дикого состояния, мы находим эту науку"(2-16,с.351).
   *** Толстой писал о своих "оппонентах":  "Одни  -  либералы  и  естетики
считают   меня   сумасшедшим   или   слабоумным   вроде  Гоголя;  другие  -
революционеры,  радикалы считают меня мистиком, болтуном; правительственные
люди  считают  меня  зловредным  революционером;  православные считают меня
дьяволом"(2-19,с.37). Что касается "единомышленников",  то как-то он сказал
об одном из посетителей Ясной Поляны,  одетом в русскую рубашку и брюки,  с
напуском заправленные в большие сапоги: "Этот молодой человек принадлежит к
самой непостижимой и чуждой мне секте - секте толстовцев"(26,с.419).
    ======================
музея "Ясная Поляна" как-то ничтоже сумняшеся заявила мне,  что Толстой был
православным.  Как она  умудрилась  не  знать  о  пресловутом  "Определении
Святейшего Синода" N 557 от 20-23 фефраля 1901 г. о графе Толстом, которого
"Церковь не считает своим членом"(13,с.73) - осталось для меня загадкой.
   Еще 27 ноября 1856 г.  в письме Велерии Арсеньевой (своей несостоявшейся
невесте) Толстой заявляет о несогласии с государственной религией:  "Что вы
спрашиваете меня о попах,  напомнило мне то, что я давно хотел сказать вам.
Какие бы ни были наши  будущие  отношения,  НИКОГДА  НЕ  БУДЕМ  говорить  о
религии и все,  что до нее касается.  Вы знаете,  что я верующий,  но очень
может быть,  что  во  многом  моя  вера расходится в вашей"(2-18,с.444).  В
"Ответе на постановление Синода" Толстой признал:  "То,  что я  отрекся  от
церкви,      называющей      себя      Православной,     это     совершенно
справедливо"(2-17,с.201).
   Какой же была вера Толстого?  Он говорил:  "Я  верю  в  учение  Христа",
однако  в  написанной в 1902 г.  статье "К духовенству" сделал существенное
разъяснение: "Истинная религия есть христианство в тех  положениях  его,  в
которых  оно  сходится  с основными положениями БРАМАНИЗМА,  конфуцианства,
таотизма,  еврейства,  буддизма,  магометанства"(1-34,с.299).
   Хотя взгляды  Толстого  на  религию и церковь на разных этапах его жизни
разнились,  прослеживается определенное направление этих изменений.  Осенью
1903 г. он писал П.M. Дасу Шарме: "1) Я не христианин в общепринятом смысле
этого слова.  2) Я не принадлежу  ни  к  какой  церкви.  3)  Я  не  верю  в
божественность Христа и во все чудеса, которые ему приписывают. Мои мысли о
религии можно найти в моих книгах "В чем  моя  вера?"  и  в  особенности  в
"Христианском учении"(1-74,с.211).  Одну из главных своих философских работ
Толстой назвал "Христианское учение",  но 20 декабря 1908  г.  просматривая
свои статьи 1880 годов,  заметил:  "Тут многое есть такое, чего бы я теперь
не  подписал",  а   на   вопрос   секретаря   "Что,   например?"   ответил:
"Исключительное отношение к Христу*, к Евангелию". Несколько раньше, летом
   ________________________________________________________________________
   * 3 сентября 1908 г.  Толстой писал С.А. Фокину: "Веруя в Христа-Бога, я
этим  отделялся бы от всех миллионов и живших прежде и теперь живущих людей
-  БРАМИНОВ,  буддистов,  конфуцианцев,  евреев,  магометан  и  других,  не
верующих   в   Христа,   а  верующих  в  того  же  Бога,  в  которого  и  я
верю"(1-78,с.225).
   ================
того же года,  он говорил:  "Я  перед  смертью  стал  смелее  отступать  от
исключительности  христианства"(12,с.225).  Врач  В.В.Люстрицкий вспоминал,
как 19 июня 1910 г.  "Лев Николаевич сказал,  что он одинаково относится  к
Евангелию,  БРАМАНИЗМУ, буддизму и конфуцианству"(14,с.441). Более того, 22
июня 1910 г.  он признался Ф.А.Страхову: "Не хочется мне этого говорить, но
уж   скажу:   как   раньше   я   любил   Евангелие,   так   теперь   я  его
разлюбил"(9,с.293).  "Учение Христа  является  для  меня  только  одним  из
прекрасных религиозных учений,  - писал Толстой,  - которые мы унаследовали
от древних египтян, евреев, ИНДУСОВ, китайцев, греков. Два великие принципа
Иисуса:  любовь  к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами
мира:  КРИШНОЙ, Буддой, Лао Цзы, Конфуцием, Сократом... Истина нравственная
и  религиозная  всегда  и  везде  одна  и  та  же.  Я  не чувствую никакого
предпочтения к  христианству*"(11,с.142).  В  "Пути  жизни"  Толстой отдает
должное ведической религии:  "Одна из самых древних  и  самых  глубоких  по
мысли вер была вера индусов"(7,с.154). Разъясняя Ж.А.Пети что "то же решение
   _______________________________________________________________________
   * Об этом Толстой писал 27 июля 1909 г. и Яну Стыке: "Учение Иисуса для
меня только  одно  из  прекрасных  и  великих  учений,  переданных  нам  от
древности  египетской,  еврейской,  ИНДУССКОЙ,  китайской и греческой.  Два
великих принципа Иисуса:  любовь к Богу, т.е. к абсолютному совершенству, и
любовь   к   ближнему,   т.е.   ко   всем   людям   без  всякого  различия,
исповедовались... с различных точек зрения всеми мудрецами мира: древними -
КРИШНА,  Будда,  Леотзе,  Конфуций, Сократ, Платон, Марк Аврелий, Эпиктет и
др., так и современными"(1-80,с.43).  В этом же письме он упоминает о своем
"Круге чтения":  "По этой книге, озаглавленной "Круг чтения" и состоящей из
взятых у нескольких сот древних и современных авторов мыслей и изречений  о
религии   и  морали,  между  которыми  имеется  лишь  несколько  стихов  из
Евангелия,  по этой книге вы можете судить,  как я  далек  от  того,  чтобы
придавать исключительное значение Евангелию".
   ======================================
дано почти во всех религиях в их основной сущности", он все же отметил, что
"наиболее ясно - в БРАМАНИЗМЕ"(1-73,с.98).  Биограф Толстого Д.П.Маковицкий
в   "Яснополянских   записках"  зафиксировал  слова,  сказанные  Толстым  в
последний год своей жизни (12.03.1910): "Если бы не было КРИШНЫ, не было бы
нашего  понятия  о  Боге".  Поэтому  вполне логично понятие Толстого о Боге
рассмотреть с ведической точки зрения и сравнить его с учением Кришны.
   Нижеследующий раздел  состоит  практически  из  одних  цитат:  цитат  из
Толстого  и  цитат  из  Гиты  и  комментариев  к   ней   Шрилы   Прабхупады
(Бхагавад-гита как  она  есть.  ББТ.,  1984).  Одна моя знакомая,  прочитав
рукопись, построенной по такому же принципу, сказала, что это ей напоминает
"игру в бисер" Германа Гессе.  Действительно,  дело не в том, что я не могу
высказать эти же идеи своими словами,  и не только в том,  что  не  хочется
повторяться (все уже давным-давно сказано), но мне нравится выкладывать эту
мозаику.  Когда  видишь,  что  высказывания  двух  великих   людей   разных
поколений,  живших на противоположных сторонах света, совпадают практически
дословно,  мурашки пробегают по  телу:  чувствуешь,  что  с  тобой  говорит
Единое.
   Цитируемые в  этой  главе   стихи   Бхагавад-гиты   будут   обозначаться
"Б-г.N.N", а  комментарии  к  ним Шрилы Прабхупады - "Ш.П.с.N".  И еще одно
замечание:
   Шестого ноября  1877  года Толстой писал своему другу Н.Н.Страхову:  "На
днях я слушал урок священника детям  из  "Катехизиса".  Все  это  было  так
безобразно. Умные дети так очевидно не только не верят этим словам, но и не
могут не презирать этих слов,  что мне захотелось изложить в катехизической
форме то,  во что верю,  и я попытался. И попытка эта показала, как это для
меня  трудно  и,  боюсь,  невозможно"(2-18,с.813).  (1-62,с.347)  Вся   его
последующая  жизнь (особенно после 1881 г.) была поиском и изложением своей
веры.  Наиболее полно и последовательно мировоззрение Толстого  отражено  в
книге   "Путь  жизни",  которая  подвела  итог  жизненному  пути  мыслителя
(последняя дневниковая запись о работе  над  этой  книгой  сделана  Толстым
всего  за  несколько  дней до смерти).  О значении,  которое придавал автор
своему итоговому труду, можно судить хотя бы по тому факту, что предисловие
он  переделывал  105  раз  (это  не  опечатка  - СТО ПЯТЬ!).  Именно на эту
"последнюю версию" философии Толстого мы будем ориентироваться.

                                   * * *
                                  религия
   "Для того,  чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен, и
чего не должен делать.  Для того,  чтобы знать это,  нужна вера. Вера - это
знание того,  что такое человек и для чего он живет на свете"(7,с.9).
   "Разумный человек  не  может не задуматься и не спросить себя:  для чего
это его мгновенное, неопределенное и колеблющееся существование среди этого
вечного,  твердо  определенного  и  бесконечного  мира?  Вступая в истинную
человеческую жизнь,  человек не может обойти этого вопроса"(1-39,с.7).  "Из
множества  страдающих людей лишь немногие действительно задаются вопросом о
своем положении,  о том,  кто они и  что,  почему  их  существование  полно
трудностей,  и  так  далее.  Если  человек  не пробудился настолько,  чтобы
задавать эти вопросы,  то его еще нельзя назвать человеком в полном  смысле
этого    слова.    Любая   человеческая   деятельность   должна   считаться
бессмысленной, если   человек    не    задается    вопросом    о    природе
Абсолютного"(Ш.П.с.20). "Без   религии,  т.е.  установленного  отношения  к
бесконечному духовному,  человек  -  безхвостая  обезьяна,  умеющая  делать
фонографы,  баллоны,  бомбы  и  т.п"(1-56,с.84).  Именно  религия  отличает
человека от животного.
   "Так как религиозное познание есть то, на котором зиждется всякое другое
и которое предшествует всякому другому познанию,  то мы не можем определять
его,  не имея для него орудия определения.  На богословском языке  познание
это  называется  откровением.  И  название  это,  если не приписывать слову
"откровение" никакого мистического значения,  совершенно правильно,  потому
что  познание  это  приобретается  не  изучением  и  не усилиями отдельного
человека или людей,  а только восприятием отдельным  человеком  или  людьми
проявления бесконечного    разума,     постепенно     открывающего     себя
людям"(1-39,с.14).  "Когда человека озаряет знание,  разрушающее неведение,
оно  открывает  ему  все,   подобно   тому,   как   днем   все   освещается
солнцем"(Б.-г.5.16). "Когда человек узнает истинную веру, с ним делается то
же, что с человеком, засветившим свет в темной горнице. Все становится ясно
и на душе весело"(7,с.10).
                             "благо-ананда"
   Каждый стремится к счастью ("благу", "радости" по терминологии Толстого;
"ананде" -    по-санскритски).     Веданта-сутра(1.1.12)     провозглашает:
"Ананда-майо  'бхьясат  (блаженство  -  наша  сущность)".  "Живые существа,
подобно  Господу,  обладают  сознанием  и  стремятся  к  счастью.   Господь
постоянно  испытывает  счастье,  и  если живые существа также хотят познать
счастье, они должны соединиться с Ним"(Ш.П.с.34).
   "Материальное счастье и страдание живого существа порождаются  телом,  а
не им самим, в его истинной сущности. Для живого существа в его изначальном
виде наслаждение естественно,  это -  его  истинное  состояние"(Ш.П.с.628).
"Страдать можно только телом;  дух не знает страданий.  Чем слабее духовная
жизнь, тем сильнее страдания.  и потому,  если  не  хочешь  страдать,  живи
больше душою,  а меньше телом"(7,с.93).
   "Жизнь есть стремление к благу.  Толпа, люди не мыслящие, понимают благо
человека в  благе  его  животной  личности"(2-17,с.58).   "В   оскверненном
сознании "я есть" означает:  "Я - господин всего,  что я вижу. Я - тот, кто
всем эти  наслаждается"(Ш.П.с.26).  Но  "жизнь   человека,   как   личности,
стремящейся  только  к  своему  благу,  среди  бесконечного  числа таких же
личностей,  уничтожающих друг друга и  самих  уничтожающихся,  есть  зло  и
бессмыслица"(2-17,с.22).   "Что   составляет  невозможность  блага  личного
существования? Во-первых, борьба* ищущих личного блага существ между собой;
во-вторых, обман наслаждения**, приводящий к трате жизни,  к пресыщению,  к
страданиям,  и,  в-третьих - смерть***"(2-17,с.65).
   ________________________________________________________________________
   * "Все живые существа в  материальном  мире  изо  всех  сил  борются  за
существование"(Ш.П.с.45).
   ** "Эти наслаждения имеют начало и конец,  поэтому мудрый не обольщается
ими"(Б.-г.5.22)
   *** "Как только человек рождается,  он сразу же начинает умирать. Смерть
всегда, в каждую секунду, пожирает всякое живое существо"(Ш.П.с.518).
   =================
Как же человеку жить?  "Жить для себя?  Но ведь моя жизнь личная есть зло и
бессмыслица.  Жить  для  своей  семьи?   Для   своей   общины?   Отечества,
человечества  даже?  Но если жизнь моей личности бедственна и бессмысленна,
то так же бессмысленна и жизнь всякой другой человеческой личности,  потому
бесконечное   количество   собранных   вместе  бессмысленных  и  неразумных
личностей не составят и одной блаженной и разумной жизни"(2-17,с.34).
   Бессмысленность эгоистической   жизни   (пусть   даже  и  с  расширенным
эгоизмом) порождает пессимистические учения:  "Язычество считает,  что  мир
должен служить благу личности.  Буддизм считает,  что мир должен исчезнуть,
так как он производит страдания личности. Буддизм есть только отрицательное
язычество"(1-39,с.8). "Согласно  философии  буддизма,  в конце материальной
жизни - лишь пустота. Бхагавад-гита учит иному"(Ш.П.с.164).

                     ложное эго и душа (истинное эго)
   "Жизнь -  это  странствование  и совершенствование душ,  достигающих все
большего и большего блага",  - сказали брамины"(2-17,с.22):  "Точно так же,
как душа  переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое,
так и при смерти она переходит в другое тело.  Эти изменения  не  беспокоят
того, кто осознал свою духовную природу"(Б.-г.2.13).  "Человек, если прожил
долгий век,  то прожил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитей,
потом взрослым,  потом старым.  Но как ни переменился,  человек,  он всегда
говорил про себя "я".  И этот "я" был и в  младенце,  и  в  взрослом,  и  в
старике.   Вот   это-то   непеременное   "я"  и  есть  то, что  мы называем
душой"(7,с.20).
   "Я таких-то родителей сын,  дочь,  я старый,  я молодой,  я  богатый,  я
бедный. Каждый  из  нас  особенный  от всех других людей человек:  мужчина,
женщина, старик,  мальчик,  девочка; и в каждом из нас, особенном человеке,
живет во всех одно и то же во всех духовное существо"(7,с.23).  "Ложное эго
означает - отождествление себя со своим телом.  Когда человек понимает, что
он  не  является  телом,  что он - душа,  это - его истинное эго.  Эго есть
всегда,  и от ложного  эго  следует  избавиться,  но  не  от  истинного.  В
ведической  литературе (Брихад-араньяка Упанишада 1.4.10) говорится:  "Ахам
брахмасми ("Я есть Брахман, я есть дух")"(Ш.П.с.615).
   "В каждом человеке живут два человека:  один слепой,  телесный, а другой
зрячий, духовный.  Один - слепой человек - ест,  пьет,  работает, отдыхает,
плодится и делает все это,  как заведенные часы.  Другой - зрячий, духовный
человек - сам ничего не делает,  а только одобряет или не одобряет то,  что
делает слепой, животный человек"(7,с.24) "Тот, кто пребывает в божественном
сознании, хотя и видит,  слышит, осязает, обоняет, вкушает, движется, спит,
дышит, всегда внутренне понимает,  что фактически он ничего не делает,  ибо
разговаривая, опорожняя желудок,  наполняя его,  открывая и закрывая глаза,
он всегда  знает,  что  лишь  материальные  чувства  взаимодействуют  с  из
объектами, но что сам он стоит в стороне"(Б.-г.5.9).
   "Некоторые афоризмы   Брахма-сутры:   "на  вияд  ашрутех"(2.3.1);  натма
шрутех(2.3.18) и "парат ту тач-чхрутех"(2.3.40)*.  Первый афоризм указывает
на поле деятельности**, второй - на живое существо, и третий - на Всевышнего
Господа, summum bonum*** среди всех проявлений различных существ"(Ш.П.с.608).
   _______________________________________________________________________
   * Дословно:    "Не   пространство   (не   слышали)"(2.3.1);   "не   душа
(слышали)"(2.3.18); "но это - от Всевышнего (слышали)(2.3.40).
   ** "Поле деятельности" (санскр. кшетра) - материя.
   *** Summum bonum (лат.) - Высшее благо.
   ======================================
"Прежде всего пробуждается в  человеке  сознание  своей  ограниченности  от
всякого остального вещества,  то есть своего тела. Потом сознание того, что
отделено, то есть своей души,  и потом, сознание того, от чего отделена эта
духовная основа жизни - сознание всего - Бога"(7,с.26)

                        преходящесть материального
   "В материальном мире живое существо претерпевает изменения шести  видов,
а именно: рождение, рост, существование во взрослом состоянии, размножение,
увядание и,  наконец,  исчезновение.  Всякое живое  существо,  пришедшее  в
соприкосновение с   материей,  начиная  с  первого  сотворенного  существа,
Брахмы, и    кончая    мельчайшим    муравьем,    обладает     изменяющимся
телом"(Ш.П.с.692). "Человек  видит,  как  все  на  свете  -  и  растения и
животные  -  зарождается,  растет,  крепнет,  плодится,  а  потом  слабеет,
портится, стареется  и умирает.  То же самое видит человек и над свим телом
и, глядя на других людей, когда они умирают, знает и про свое тело, что оно
состарится, испортится и умрет, как и все, что родится и живет на свете. Но
кроме того,  что он видит на других существах и на  людях,  каждый  человек
знает  в  себе еще то,  что не портится и не стареется,  а,  напротив,  что
больше живет,  то лучшет и крепнет,  - знает каждый  человек  в  себе  свою
душу"(1-37,с.37). "В  духовном  мире  тело  не меняется,  там нет старости,
рождения и смерти"(Ш.П.с.692).
   "Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает
новое тело,   оставив  старое  и  бесполезное"(Б.-г.2.22).  "Смерть  -  это
изменение той оболочки,  с которой соединен  наш  дух.  Не  надо  смешивать
оболочку с тем, что вложено в нее"(7,с.373).
   "Если сокровищем  своим  человек  будет  считать  свое тело,  он и будет
полагать свои силы на то,  чтобы у него  для  тела  были  вкусные  кушания,
покойные  помещения,  красивая  одежда и всякие удовольствия.  А чем больше
полагает человек свои силы на тело,  тем меньше у  него  останется  их  для
жизни  духовной"(7,с.91).  "Те,  чей  ум  слишком  привязан  к  чувственным
удовольствиям и материальному богатству,  те,  кто обмануты всем  этим,  не
могут    решиться    отдать    себя    преданному    служению    Всевышнему
Господу"(Б.-г.2.44).
                                   долг
   Кришна говорит:  "Ты  имеешь право только исполнять свой долг,  но плоды
твоих действий  не  принадлежат  тебе.  Никогда  не  считай  себя  причиной
результатов своей  деятельности  и  не  пытайся  уклоняться  от  исполнения
долга"(Б.-г.2.47).  Толстой  также  часто  повторял:  "Fais  ce  que  dois,
advienne  que pourra" [делай,  что должно,  пусть будет,  что будет] - есть
выражение глубокой мудрости"(1-69,с.21).
   "Поступок, совершенный без всяких соображений о  каких  бы  то  ни  было
последствиях, ввиду  только исполнения воли Бога,  есть наилучший поступок,
который может  быть  сделан  человеком"(7,с.284).  "Отказавшись  от  всякой
привязанности к результатам своей деятельности,  всегда  удовлетворенный  и
независимый, он  не  совершает  действий,  приносящих  плоды,  хотя и занят
постоянно всевозможными   делами"(Б.-г.4.20).   "Как   только   думаешь   о
последствиях   своей   деятельности,   так   чувствуешь   свою  слабость  и
ничтожность;  а как только подумаешь о том,  что дело  твое  в  том,  чтобы
делать   сейчас   волю   Пославшего,  так  чувствуешь  свободу,  радость  и
силу"(7,с.284).  "Поэтому человек должен действовать из чувства  долга,  не
беспокоясь  о плодах своей деятельности,  ибо,  действуя так,  он достигает
Всевышнего"(Б.-г.3.19).
                             усмирение желаний
   "Путь постижения Высшей истины начинается  со  смирения  и  оканчивается
познанием Абсолютной   Личности   Бога"(Ш.П.с.618).   "Нет  ничего  сильнее
смиренного человека,  потому что смиренный человек,  отказываясь  от  себя,
дает место Богу"(7,с.338).
   "Глубокая река не возмутится от того, что в нее бросить камень; так же и
человек.  Если  человек  возмущается  от  оскорблений,  то  он  не река,  а
лужа"(7,с.142).  "Умиротворения может достичь лишь тот,  кого не  беспокоит
непрерывный поток желаний,  подобный рекам,  впадающим в вечно наполняемый,
но всегда спокойный океан.  И нет мира тому,  кто  стремится  удовлетворить
свои  желания"(Б.-г.2.70).  "Чем меньше потакать телу в одежде,  помещении,
увеселении,  тем свободнее жить.  И напротив,  только пустись улучать  еду,
одежду, помещение, увеселения - и не будет конца трудам и заботам"(7,с.92).
   В Катха  Упанишаде(1.3.3-4)  сказано:   "Человек   сидит   в   колеснице
материального тела,  которой управляет разум - возница.  Ум  -  это  вожжи,
которые держит возница, а чувства - лошади. Душа, таким образом, испытывает
на себе хорошие или плохие последствия взаимоотношений с умом и  чувствами.
Таково мнение великих мыслителей".  "Возница не бросает вожжей оттого,  что
не сразу остановит коней, но продолжает тянуть, и кони останавливаются. Так
и  ты со страстями:  не удержался один раз,  продолжай бороться,  и в конце
концов победишь ты,  а не страсти"(7,с.291).  "Тот, кто уводит свои чувства
от их объектов, несомненно находится в твердом уме"(Б.-г.2.68)

                                веры и Вера
   "Есть две  веры:  вера  доверия  тому,  что  говорят люди,  - это вера в
человека или  в  людей,  и  таких  вер  много  различных,  и  вера  в  свою
зависимость от Того,  Кто послал меня в мир.  Это вера в Бога, и такая вера
одна для всех  людей"(7,с.10).  Эта  единая  для  всех  вера  на  санскрите
называтеся САНАТА-ДХАРМА: "Можно иметь веру в определенный процесс, и можно
переменить свою веру и принять другую, но слово санатана-дхарма относится к
такой деятельности,  которая не может измениться"(Ш.П.с.32). "В зависимости
от места,  времени и обстоятельств человек исповедует определенную веру, но
эти обозначения не имеют отношения к санатана-дхарме.  Индус может изменить
свою  веру  и стать мусульманином,  или мусульманин - изменить свою и стать
индусом,  то же и с христианством, но ни при каких обстоятельствах не может
измениться предназначение человека служить другим. Санатана-дхарма значит -
служение"(Ш.П.с.33).  "Вера у разных людей и в разные  времена  может  быть
разная,  но  любовь  у всех и всегда одна и та же"(7,с.11).
   Сравнение двух последних цитат показывает,  что истинная любовь - всегда
служение.

                         любовь истинная и ложная
   "Строго говоря,  основных отношений человека к миру только два:  личное,
состоящее в признании смысла жизни в благе личности, приобретаемом отдельно
или  в  соединении  с  другими  личностями*"  и  "признающее  смысл жизни в
   ________________________________________________________________________
   * Толстой    считал,   что   "языческое   общественное,   или   семейно-
государственное" сознание (служение "семье,  роду,  народу,  государству  и
даже человечеству")    принципиально   не   отличается   от   "первобытного
личного"(1-39,с.9). "Невежественный человек отождествляет свое тело и  свое
"я"; телесные  связи с другими он принимает за родство,  поклоняется земле,
на которой появилось его тело,  и  рассматривает  религиозные  ритуалы  как
самоцель. Общественная деятельность, национализм, альтруизм - вот некоторые
из видов     деятельности     таких     материалистически      устремленных
людей"(Ш.П.с.195).
   ==================
служении Пославшему человека в мир"(1-39,с.8) ( "взаимоотношения те же, что
между хозяином  и  слугой"(Ш.П.с.27)).  "Человек  божеского  жизнепонимания
признает жизнь  уже  не  в  своей личности и не в совокупности личностей (в
семье, роде,  народе,  отечестве или государстве),  а в  источнике  вечной,
неумирающей жизни  -  в  Боге;  и для исполнения воли Бога жертвует и своим
личным, и семейным, и общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь.
И религия   его   есть   поклонение   делом   и   истиной  началу  всего  -
Богу"(1-28,с.70).
   Для обозначения любовного  служения  Богу  используется  термин  БХАКТИ.
"Любовь  дает людям благо,  потому что соединяет человека с Богом"(7,с.11).
Во второй  главе мы уже говорили о том,  что когда "называют одним и тем же
словом любовь духовную - любовь  к  Богу  и  ближнему,  и  любовь  плотскую
мужчины  к  женщине или женщины к мужчине,  это большая ошибка.  Нет ничего
общего между этими двумя чувствами.  Первое есть голос Бога, второе - голос
животного"(7,с.96).   Но  и  между  любовью  к  ближнему,  как  она  обычно
понимается,  и любовью к Богу также огромное  различие.  "Всякая  любовь  к
ближнему,  корень которой не в любви к Богу:  любовь к родным, к друзьям, к
приятным людям,  благодушие ко всем, вызываемое хорошим расположением духа,
часто  принимаемое  за любовь,  не есть та любовь,  проявление которой дает
смысл и радость жизни...  Прежде,  чем любить ближнего, или для того, чтобы
любить ближнего,  надо любить Бога всем сердцем и всем помышлением.  Только
через такую любовь к Богу можно  любить  ближнего.  Прямо,  непосредственно
любить  настоящей  любовью  нельзя  так  же,  как  нельзя прямо по телефону
передать   своей   речи   соседу,   а   надо   обратиться   к   центральной
станции(1-74,с.59).  Расхожее  утверждение  "Бог  есть любовь" почти всегда
понимают не правильно:  принимая "благодушие" (греч.  "филео")  за  любовь,
считают,  что  знают  Бога.  Только познав Бога и осознав себя такой же Его
духовной частицей,  как и все живые  существа,  можно  понять  божественную
любовь.  "`Я не понимаю,  что значит любить Бога. Разве можно любить что-то
непонятное и неизвестное?  Любить можно ближнего,  это понятно и хорошо, но
любить  Бога  - это только пустые слова'.  Так говорят и думают многие.  Но
говорящие и думающие так люди грубо ошибаются, не понимая того, что значить
любить  ближнего,  -  не приятного и полезного нам человека,  а а одинаково
всякого  человека,  хотя  бы  это  был  самый  неприятный,  враждебный  нам
человек"(7,с.54).  "Поскольку  Кришна  присутствует  в сердце каждого,  как
Сверхдуша,  каждое тело является воплощением или храмом Всевышнего Господа,
и как человек оказывает почтение храму Господа,  так же он должен оказывать
почтение каждому телу,  в  котором  пребывает  Сверхдуша"(Ш.П.с.451).  "Так
любить ближнего может только тот,  кто любит Бога,  того Бога, который один
во всех людях.  Так что непонятна не любовь к Богу,  а непонятна  любовь  к
ближнему без  любви к Богу"(7,с.54).  "Заставить себя любить других нельзя.
Можно только откинуть то,  что мешает любви. А мешает любви любовь к своему
животному  "я""(7,с.324)  и  ее разновидность - "любовь" к чужому животному
"я".