* * * М.Горький вспоминал, как в обществе Чехова, старшего сына Толстого и еще нескольких мужчин речь зашла о женщинах. Толстой долго слушал безмолвно, и вдруг произнес: "А я по баб скажу правду, когда одной ногой в могиле буду, - скажу, прыгну в гроб, крышкой прикроюсь - возьми-ка меня тогда!"(19,с.220). Мне хотелось бы увидеть эту свою книжку еще при жизни, поэтому вместо гробовой доски в качестве щита я попробую использовать предостерегающую надпись: только для мужчин! О ЖЕНЩИНАХ И СУПРУЖЕСТВЕ Конечно, я не думаю, что вышестоящее предупреждение остановит представительниц прекрасного пола (скорее всего этот раздел будет единственным, который читательницы действительно прочтут, а не просмотрят), но, по крайней мере, формально я не нарушу зарока никогда не пытаться убедить женщину, что смысл жизни заключается не в том, чтобы выйти замуж и рожать детей. Практически полная безнадежность такой проповеди кроме моего личного печального опыта подтверждается как современной наукой, так и ведическими писаниями. Не так давно была обнаружена половая дифференциация мозга: нейроны мозга мужчин и женщин имеют существенные химические различия; более того, разнится и архитектура их ансамблей (нервные клетки по разному расположены друг относительно друга). Не вдаваясь в нейрофизиологические тонкости, приведу вытекающее из них заключение: "Материнство женщин основано преимущественно на нейробиологических, инстинктивных факторах, а отцовство мужчин - на морально-этических, обусловленных воспитанием"*. ________________________________________________________________________ * Судаков К.В., Рылов А.Л. Тайны мышления. М., "Педагогика", 1990, с.37 Однажды я слышал, как пожилая соседка родителей выговаривала своей немолодой кошке, опять принесшей пятерых котят, и спрятавшей их в укромном месте: "Умная ты умная, только дура!" Что толку говорить - нейробиология... 14 октября 1897 г. Толстой из чувства отцовского долга, но осознавая бесполезность увещеваний, писал старшей дочери: "На счет же влюбленья я бы, зная, что это такое, то есть совсем не прекрасное, возвышенное, поэтическое, а очень нехорошее и, главное, болезненное чувство, не отворял бы ворот этому чувству и так же осторожно, серьезно относился бы к опасности заразиться этой болезнью, как мы старательно оберегаемся от гораздо менее опасных болезней: дифтерита, тифа, скарлатины. Тебе кажется теперь, что без этого нет жизни. Так же кажется пьяницам, курильщикам, а когда они освобождаются, тогда только видят настоящую жизнь... Сказав это, хотя и почти без надежды того, чтобы ты поверила этому и так повернула свою жизнь, понемногу деморфинизируясь..."(2-19,с.405). ==================== Что касается ведических писаний, то, "согласно Чанакье Пандиту, женщины, в основном, не очень разумны и поэтому не заслуживают доверия"(Ш.П.с.76). Речь здесь идет не столько о смышлености в ее обычном понимании (хотя, например, уникальные математические таланты, встречающиеся у одного из 10000 школьников, распределены между сильным и слабым полом в отношении 13:1), сколько о высшей способности разума. Веды различают ум (манас) и разум (буддхи). Основная функция ума - принятие (санкалпа) и отвержение (викалпа). Работу ума сопровождают сомнения, желание, память и прочие свойства. Задача же разума состоит в различении истинного от ложного, определении, что следует делать, а что нет. "Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, - писал Толстой М.О.Меньшикову, - разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу. Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума: - уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой души"(1-68,с.161) Бхагавад-гита(3.42) рисует иерархическую картину: "Чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа еще выше, чем разум". Различие в телах (мужское, женское, животного и т.д.) живых существ вызвано поступками и склонностями прошлых жизней. По большому счету, как духовные индивидуальности, мы все равны. Третьего мая 1909 г. Толстой ответил на неоднократное обращение к нему поборницы эмансипации Е.Добротиной: "Я признаю то, что во всех человеческих существах, одинаково в мужчинах и женщинах, живет дух божий и что поэтому и мужчины и женщины совсем равны"(1-79,с.185). Но это теоретически... В том же письме читаем: "Я от вас ничего не требую. Советую и вам также ничего не требовать от других. А то вы сами своими письмами, угрозами и неосновательными требованиями даете повод говорить о том, что женщины не должны иметь права, равные с мужчинами*". Рождение в женском теле менее благоприятно для духовного развития**, чем ________________________________________________________________________ * Однажды Толстой возразил собеседнику, утверждавшему, что мужчина и женщина обладают одинаковыми возможностями и способностями: "Даже если допустить, что женщина и мужчина равны во всех своих способностях, я должен признать, что у нее есть свойство, которого нет у нас: рожать детей"(26,с.430). Шрила Прабхупада в аналогичной ситуации ответил так же: "Если мужчина и женщина равны, пусть рожают детей по очереди". ** После смерти младшего сына Толстой писал И.Б.Файнерману: "Ужасно хотелось бы передать ей [жене] хоть часть того религиозного сознания, которое имею, хотя и в слабой степени, но все-таки в такой, чтобы иметь возможность подниматься иногда над горестями жизни, потому что знаю, что только оно, это сознание Бога и своей сыновности Ему, дает жизнь; и надеюсь, что оно придет, разумеется не от меня, но от Бога, хотя очень трудно дается это сознание женщинам"(1-68,с.96). ====================== в мужском. Хотя "разум дан не на то, чтобы научить человека любить Бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце человека"(7,с.354), и Кришна говорит, что нашедшие прибежище в Нем, "будь они даже низкого рождения - женщины, вайшьи (торговое сословие) и шудры (рабочий класс) - могут достичь высшей цели"(Б.-г.9.32), но разум с помощью ума должен руководить действиями человека. "Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь, и что истина. Стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно"(7,с.354). К сожалению, "разум человека ложно направлен. Его научили признавать жизнью одно свое плотское личное существование, которое не может быть жизнью"(2-17,с.38). Отождествление со своим плотским существованием называется ахамкарой (ложным "я"), и оно особенно сильно у женщин. "Религиозное чувство есть у женщины, - писал Толстой, - но половое (поэтизированное, особенно) властвует над ним"(1-69,c.95). Приняв ложную основу материалистического самоотождествления, разум, вместо того, чтобы направлять деятельность ума, становится рабом его изворотливости в оправдании материальных желаний. "Разум для достижения своих целей всегда пользуется умом, но ум может быть употребляем для целей совершенно не разумных"(1-68,с.202). Первого мая 1899 г. Толстой в письме поделился с братом Сергеем своими наблюдениями: "Чем больше живешь, тем больше убеждаешься в том, что ум люди употребляют только на то, чтобы оправдать свои безумные поступки"(2-19,с.442). Эту слабость женского разума в различении должных и запрещенных поступков известная в прошлом веке профессор психологии назвала "моральным слабоумием", и об этом же говорит один из действующих лиц "Власти тьмы": "Мужиков похвалить нельзя, а уж бабы... Эти как звери лесные. Ничего не боятся". Тридцатого сентября 1907, разговаривая с И.И.Горбуновым о женщинах, Толстой серьезным тоном сказал: "Они почти все полусумасшедшие". В ответ на выраженное недоумение, пояснил: "Совершенная неспособность руководствоваться разумом, одно только сердце*. Если сердце хорошо..."(12,с.53). Толстой имел ________________________________________________________________________ * 8 апреля 1901 г. Толстой писал дочери Маше: "У нас, мужчин, мысль влияет на поступки, а у женщин, особенно женских женщин, поступки влияют на мысль"(2-20,с.488). =============== ввиду, что женщина готова явить высочаший пример самопожертвования, но с такой же убежденностью в своей правоте может совершить и отвратительный поступок ("Если бесконечна доброта женщины, то бывает, что и злости ее нет конца"(5-2,с.210)). Поэтому "в Ману-самхите ясно сказано, что женщине нельзя давать свободу*. Это не означает, что женщины должны находиться на положении рабов, они скорее подобны детям**. Женщин следует опекать на ________________________________________________________________________ * "Отец охраняет [ее] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности" (Ману-смрити 9.3) ** 15 мая 1893 г. Толстой писал сыну Льву и дочере Татьяне о жизни, наполненной пустыми развлечениями: "Жить так мужчине (женщинам и детям еще простительно) стыдно"(1-66,с.323). ========================== каждой стадии их жизни. В детстве женщина должна находится под покровительством отца, в молодости - мужа, а в старости - своих взрослых сыновей. Однако современное образование искусственно создало новое представление о женщине как о независимом существе, и поэтому сейчас брак в человеческом обществе - практически лишь фантазия. Также и нравы женщин сейчас не на слишком высоком уровне"(Ш.П.с.711). В древней ведической традиции отсутствует понятие женского монашества. Для успешного духовного развития женщине лучше всего выйти замуж за религиозного человека, который своим руководством компенсировал бы слабость внутреннего руководителя - разума. "Женщины должны быть постоянно заняты в семье исполнением разнообразных религиозных обрядов* в соответствии с ________________________________________________________________________ * Несмотря на свое свободолюбие и неприятие обрядовой стороны религии, Толстой 19 марта 1884 г. записал в дневнике: "Конфуций прав, только не насилие власти, а насилие убеждения - церкви, обряды жизни, веселья, нравы определенные, которым бы легко было им повиноваться. Но непременно повиноваться. Они сами не могут. В их числе все женщины"(1-49,с.70). 15 января 1908 г. на вопрос Н.Н.Гусева о жене их знакомого Толстой ответил: "Она, как и все женщины, полагает, что религия, религиозные рассуждения - это хорошо, но все это годится для разговоров, а настоящая жизнь - это то, какой сварить обед и где достать денег для этого"(12,с.86). ===================== семейными традициями и, таким образом, их целомудрие и преданность приведут к рождению добродетельного потомства"(Ш.П.с.76). "Одно надо - всеми силами стараться как мужчине, так и женщине (особенно женщине, для нее соблазн сильнее), не уйти всему в продолжение рода, в семью, как бы сказать: не я буду делать то, что должно, а те, которых я произведу и воспитаю, - не перенести на потомство обязанность хорошей, божеской жизни, а самому жить ею"(2-19,с.351). ("Люди, вступая в семейную связь, преимущественно женщины, бывают склонны думать, что любовь к своей семье, к детям и есть то самое, чего требует от них их разумное сознание, и что поэтому, если в семейной жизни и приходится совершать грехи для удовлетворения потребностей семьи, то эти грехи простительны"(1-39,с.146).) Но для стремящегося к самоосознанию мужчины брак является отнюдь не лучшим вариантом жизненного устройства: "Хорошо жить в честном браке, но лучше никогда не жениться*. ________________________________________________________________________ * Как-то на вопрос своего секретаря Н.Н.Гусева о том, продолжает ли он теперь думать то же, что писал двадцать пять лет тому назад в книге "В чем моя вера" - что семья есть одно из несомненных условий счастья - Толстой решительно ответил: "Нет, теперь я прямо отрекаюсь от этого"(12,с.216). Учитель детей Толстых В.Ф.Лазурский вспоминал, что однажды Софья Андреевна беседовала с ним о "Крейцеровой сонате", когда вошел Толстой: "О чем это вы? О любви, о браке? Брак - погибель. Шел человек до поры, до времени один, свободно, легко, потом взял и связал ногу с ногой бабы". Софья Андреевна спросила: "Зачем же ты сам женился?" - "Глуп был, думал тогда иначе". - "Ну, да, ты ведь всегда так: нынче одно, завтра другое, все меняешь свои убеждения". - "Всякий должен их менять, стремиться к лучшим"(11,с.172). ============== Редкие люди могут это. Но хорошо тому, кто может. Целомудрие дает несравненно больше блага, чем даже счастливый брак"(7,с.94). Слово "счастливый" лучше бы писать в кавычках: "Главная причина семейных несчастий та, что люди воспитаны в мысли, что брак дает счастье. Но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платиться за удовлетворенное половое желание"(11,с.173). "Половые отношения являются настоятельной потребностью обусловленной души, и они разрешаются в браке. Согласно наставлениям шастр, непозволительно вступать в половые отношения иначе как со своей женой. На всех остальных женщин следует смотреть, как на собственную мать"(Ш.П.с.199). Об этом Толстой писал в послесловии к "Крейцеровой сонате": "Не допускать в мыслях своих возможности общения с чужими женщинами, так же, как всякий человек не допускает такой возможности между собой и матерью"(2-12,с.198). "Несмотря на то, что у грихастхи есть жена, его половая жизнь также должна вестись с ограничениями, а именно - только ради зачатия ребенка. Если грихастха не хочет детей, он не должен вступать в половые отношения с женой. Современное общество наслаждается половой жизнью, используя противозачаточные средства или еще более отвратительные методы для того, чтобы избежать ответственности, которую приносят с собой дети. И это - демоническое качество"(Ш.П.с.704). "Воздержание*, составляющее необходимое ________________________________________________________________________ * "Чтобы они могли воздерживаться, они должны... вести естественный образ жизни: не пить, не объедаться, не есть мяса и не избегать труда"(2-12,с.198) ================= условие человеческого достоинства при безбрачном состоянии, еще более обязательно в браке. Нехорошо употреблять средства против рождения детей ... потому, что это нечто весьма близкое к самому противному человеческой совести действию - убийству. И нехорошо невоздержание во время беременности и кормления"(2-12,с.199). "Пока существет материальное тело, позволяется и удовлетворение его насущных потребностей, но в соостветсвтии с правилами и предписаниями. И все же мы не должны руководствоваться такими скидками"(Ш.П.с.200). "Если люди женятся, когда могут не жениться, то они делают то же, что делал бы человек, если бы упал не споткнувшись. Если споткнулся и упал, то что же делать, а если не споткнулся, то зачем же нарочно падать? Если можешь без греха прожить целомудренно, то лучше не жениться"(7,с.94). "Падение в том случае, если человек смотрит на женитьбу, как на новый источник блага. Благо одно - духовная жизнь"(12,с.159). Тем, кто спрашивал у него совета - жениться или нет - Толстой часто отвечал, цитируя апостола Павла (I Кор.7.32;28): "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Впрочем, если и женишься, не согрешишь... Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль"."Чтобы доставлять удовольствие жене, детям, обществу и поддерживать свой престиж, человек должен трудиться. Он привязывается к плодам своей деятельности и сковывается ею"(Ш.П.с.649). "Допускается жениться и половая жизнь с женой, но можно подняться выше этого и относиться к женщине, как брат к сестре"(9,с.140). В комментариях к Шримад-Бхагавтам(2.7.6) Шрила Прабхупада писал: "Женщины, или прекрасный пол, - это олицетворение соблазна для живого существа, а мужское тело, особенно в человеческой форме жизни, дается живому существу для того, чтобы осознать себя. Весь мир околдован женскими чарами, и как только мужчина сходится с женщиной, материальные путы связывают его по рукам и ногам*... Многие брахмачари [ученики] не ________________________________________________________________________ * "Говорят об освобождении женщин от власти мужчин, а не говорят об освобождении мужчин от власти женщин. Власть эта не формулированная, но очень сильная..."(12,с.240). ============================ возвращаются домой и не вступают в брак, а всю жизнь остаются найштхика-брахмачари, не поддерживая никаких связей с женщинами. Сознавая, что союз с женщиной - это ненужное бремя, которое затрудняет самосознание, они принимают саньясу - отрекаются от мира. Но поскольку в определенный период жизни половое желание становится очень сильным, гуру может позволить брахмачари жениться... Достигнув пятидесятилетнего возраста, такой домохозяин прекращает общение с женщинами и принимает ванапрастху, цель которой - научиться жить в одиночестве, избегая общества женщин. Когда же и этот этап остается позади, удалившийся от дел домохозяин принимает саньясу, чтобы полностью отказаться от общения с женщинами, даже со своей женой". Подитожим словами Толстого: "Всегда во всех случаях человек должен стремиться к целомудрию. Если он девственен, оставаться таким, если он женился, то стремиться к тому, чтобы разжениться и стать опять целомудренным. Это правило для всех браков"(1-73,с.133).