содержание
                                        * * *
  Последователи ведической традиции строго соблюдают налагаемые ею запреты:
не употребляют пищу,  добытую путем убийства животных;  отвергают наркотики
любого вида (включая алкоголь,  никотин,  чай и  кофе);  сохраняют  чистоту
отношений  между полами.  В письме от 10 марта 1910 г.  И.И.Перперу Толстой
подчеркивает важность соблюдения этих принципов:  "1) Не убивать  умышленно
никакое живое существо;  2) не присваивать себе того, что считается другими
их собственностью;  3) не предаваться половой похоти;  4) не лгать;  5)  не
одурманивать себя ни одуряющими напитками,  ни куреньями. Невольно приходит
в голову,  какая произошла бы огромная перемена в жизни, если бы люди знали
эти  заповеди  и  считали  бы  их  хотя  бы  столь же обязательными,  как и
исполнение внешних обрядов"(1-81,с.138). Второго апреля он пишет об этом же
А.Обухову: "Воздерживаться*, по моему мнению, всегда, во все дни нужно от
   _______________________________________________________________________
   * О необходимости воздержания от этих же пороков писал Толстой 1  января
1907 г.  М.А.Стаховичу  "Самые  простые  дела вместе с тем и самые великие,
потому что они делают самое великое дело для человека,  открывают  ему  его
самого.  Дела  эти  самые  простые:  не  пить  вина,  не грешить против 7-й
заповеди ["Не прелюбодействуй"] или жениться,  не осуждать людей,  не иметь
вражды  ни  к  кому (тушить ее в мыслях),  не тратить чужих трудов (роскошь
жизни),  сказал бы,  не есть мяса,  если бы не боялся ridicul'а  [смешного]
толстовства, не заботиться о славе людской, не бояться унижения(1-77,с.5).
Об этом же - 26 сентября 1907 Л.Е.Остроумову:  "Берегите свою чистоту всеми
силами,  боритесь с соблазнами. Вы спросите: как бороться? Что делать? Чего
не  делать?  Не  пить  вина,  не  есть  мяса,  не  курить,  не  общаться  с
легкомысленными товарищами и в особенности с женщинами"(1-77,с.210).
   ==============================
четырех дел:  1) от мяса, т.е. не убивать животных, чтобы поедать их, 2) от
спиртного, пьяного и 3) от табака, не курить, и 4-ое дело, от которого тоже
надо стараться, как можно воздерживаться - это половая похоть"(1-81,с.199).
   Взгляды Толстого на половую жизнь (вполне совпадающие с ведическими)  мы
обсуждали в третьей главе.  Рассмотрим и  другие  объекты  воздержания,  но
вначале еще раз подчеркнем,  что "избавление от грехов - только в признании
своим "я" своей души, в подчинении душе своего тела"(7,с.317).

   "Троица проклятий:  пьянство,  мясоедение и курение. Трудно представить,
какая счастливая  перемена  произошла  бы  в  нашей  жизни,  если  бы  люди
перестали одурманивать   и   отравлять   себя   водкой,   вином,   табаком,
опиумом"(7,с.89).

                      отказ от одурманивающих средств
   Одним и важнейших ведических принципов является  отказ  от  употребления
алкоголя  и  прочих  наркотических  веществ.  "Грех,  предаваясь  которому,
невозможна  борьба  ни  с  каким  из  грехов,  -  писал  Толстой,  -   есть
опьянение"(1-39,с.169).  "Грех опьянения состоит в том, что человек, вместо
того,  чтобы все силы своего внимания употребить на то, чтобы устранить всё
то,  что может затуманить его сознание,  открывающее ему смысл его истинной
жизни,  старается,  напротив,  ослабить и затемнить это  сознание  внешними
средствами возбуждения"(1-39,с.141).
   В статье  "Для чего люди одурманиваются*"Толстой опровергает повсеместно
   ________________________________________________________________________
   * Вышла  в  свет  в  1891  г.  в виде предисловия к книге П.Алексеева "О
пьянстве".
   ==========
распространенное мнение  о  допустимости  умеренной  выпивки   и   курения:
"Неужели такое малое,  крошечное изменение,  как легкий хмель, производимый
умеренным  употреблением  вина  и  табаку,  может  производить   какие-либо
значительные  последствия?  Понятно,  что если человек накуривается опиума,
гашиша,  напивается вина так,  что падает и теряет рассудок, то последствия
такого одурманения могут быть очень важны; но то, что человек находится под
самым легким действием хмеля или  табаку,  никак  не  может  иметь  никаких
важных последствий",  говорят обыкновенно.  Но думать так - все равно,  что
думать то, что часам может быть вредно то, чтоб ударить их о камень, но что
если  положить соринку в середину их хода,  то это не может повредить им...
Надо,  насколько это от нас зависит,  стараться поставить себя и  других  в
такие  условия,  при  которых  не  нарушилась  бы ясность и тонкость мысли,
необходимые  для  правильной  работы  сознания,  а  не  поступать  обратно,
стараясь   затруднить   и   запутать   эту   работу  сознания  потреблением
одурманивающих веществ"(6,с.110).
   К сожалению,   "людям   не  столько  хочется,  чтобы  сознание  работало
правильно,  сколько того,  чтобы им казалось,  что правильно  то,  что  они
делают,  и  они совершенно сознательно употребляют такие вещества,  которые
нарушают правильную  работу  сознания"(6,с.112).  Особенно   отвратительно,
когда  пьянство  оправдывается  "религиозными"  традициями.  В "Календаре с
пословицами  на  1887  г."  Толстой   описывает   празднование   Рождества:
"Разговевшись,  идут по дворам пить.  И начинается пьянство и распутство на
всю   неделю.   Именинник   Христос,   а   празднуют    дьявола    -    его
радуют"(1-40,с.65).  В  1889  году он посвятил борьбе с пьянством статьи "К
молодым людям"(1-26,с.652-654) и "Праздник просвещения 12 января*":
   ________________________________________________________________________
   *  5 ноября 1889 г.  в дневнике Толстой отметил:  "Хотел еще написать к
Татьяниному  дню  статью  о  том,  чтобы   празднующие   отпраздновали   бы
учреждением   общества  трезвости  с  забиранием  в  свои  руки  кабаков  и
трактиров"(1-50,с.173).
   ============================
"В один  определенный день все одновременно перестают работать и с середины
дня начинают пить заготовленное пиво и водку.  Все пьют;  старые заставляют
пить   молодых   и  даже  детей.  Все  поздравляют  друг  друга,  целуются,
обнимаются,  кричат,  поют песни, то умиляются, то храбрятся, то обижаются;
все говорят,  никто не слушает;  начинаются крики,  ссоры,  иногда драки. К
вечеру одни спотыкаются,  падают и засыпают где попало,  других уводят  те,
которые  еще  в  силах,  а  третьи  валяются  и  корчатся,  наполняя воздух
алкогольными зловониями.
   На другой  день  все  эти  люди  просыпаются   больными   и,   понемногу
оправившись, опять до следующего такого дня принимаются за работу.
   Что это такое?  Отчего это?  А это праздник.  Храмовый праздник. В одном
месте Знамение, в другом Введение, в третьем Казанская. Что значит Знамение
и Казанская,  никто  не  знает.  Знают  одно,  что   престол   -   и   надо
гулять"(25,с.69).
   Но может   быть  организму  нужна  такая  периодическая  встряска?  Нет.
"Человек,  поступающий так,  достигает обратного тому, к чему он стремился.
Производимое внешними средствами возбуждение слабеет с каждым новым приемом
возбуждения,  и,  несмотря на  усиление  приемов  возбуждения,  разрушающее
здоровье,    сама    способность    возбуждения    все    более   и   более
слабеет(1-39,с.141).

   "Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит
благосостояние семей и,  что всего ужаснее,  губит  душу  людей",  -  писал
Толстой в  статье  "Пора  опомниться"*, а  ему  возражали  (и  до  сих  пор
продолжают это делать):  "Все пьют и угощают,  нельзя же и мне не пить и не
угощать"-  отвечают  на это многие,  и,  живя среди пьяных,  эти люди точно
воображают,  что все кругом пьют и угощают**. Но  ведь это  неправда.  Если
   ________________________________________________________________________
   * Статья была опубликована в конце 1888 г.  "Посредником" как заключение
к брошюре  Л.П.Пакина  "О  вреде   спиртных   напитков".   В   издательстве
"Посредник" вышел  целый ряд брошюр против пьянства:  "Беседа о том,  какая
отрава в водке,  вине и пиве",  "Грех и безумие пьянства",  "Для чего  люди
одурманиваются",   "Обычай   пьянства",   "О   вреде  употребления  крепких
напитков",  "Чем помочь великому горю? Как остановить пьянство?", "Вино для
человека и его потомства - яд", а также листки-афиши "Вино", "О пьянстве" и
др.
   ** 4 апреля 1910 г. Толстой писал В.М.Абрамову: "Жизнь наша настоящая не
в теле нашем,  а в душе.  Ничем  нельзя  так  заглушить  и  затемнить  свет
душевный,  как всяким дурманом:  табаком и пуще всего вином... Говорят, как
вы пишете,  что трудно не делать того,  что все делают  -  не  угощать.  Да
неужели если все делают скверности, так и мне надо то же делать? Попаду я к
людоедам:  все едят человеческое мясо, стало быть, и мне есть? Надо понять,
что,  что пьянство дело не такое,  что можно его делать и не делать,  а что
дело это всегда скверное,  такое же скверное,  как блуд, воровство, грабеж,
убийство, потому что ведет к этому самому"(2-20,с.700).
   ====================
человек вор, то он будет и водиться с ворами, и будет ему казаться, что все
воры.  Но стоит ему бросить воровство,  и станет  он  водиться  с  честными
людьми и увидит,  что не все воры...  Пора людям разумным понять,  что надо
схватиться рука с рукой и  бороться  со  злом,  чтобы  их  и  их  детей  не
споили"(2-17,с.136). Таким  же  призывом  заканчивается  статья  "Богу  или
маммоне?": "Кто бы ты ни был,  читатель: юноша ли, еще только готовящийся к
жизни,  или  взрослый  человек,  уже учреждающий жизнь,  хозяин-мужчина или
женщина-хозяйка,  или стареющий человек,  когда уже близко время  отчета  о
совершенных   тобою   делах,   богатый  ли  ты,  или  бедный,  знатный  или
неизвестный, - кто бы ты ни был, тебе уже нельзя оставаться посредине между
двумя    лагерями,    ты   неизбежно   должен   избрать   одно   из   двух:
противодействовать пьянству или  содействовать  ему,  -  служить  Богу  или
маммоне"(1-39,с.107).
   В 1887 году по  инициативе  Толстого  было  создано  общество  трезвости
(первое в России!). Тогда же Толстой составил обращение к желающим вступить
в общество - "Согласие против пьянства"(1-90,с.132) и первым подписал  его.
Первого февраля  1888 г.  Толстой писал И.Е.Репину:  "Наше "Согласие против
пьянства",  мне  кажется,  несмотря   на   свою   неопределенность   формы,
расширяется и захватывает людей, то есть действует"(2-19,с.161).
   Весьма прискорбно,  что как во времена Толстого, так и сегодня, пьянство
поощряется власть придержащими. Эта тема затронута в рассказе "Сон молодого
царя": "Доказано, что вино никогда не полезно, всегда вредно, доказано, что
это яд,  что 0.99 преступлений совершаются от пьянства...  И у нас та сила,
которая   имеет   высшее   влияние,   правительство,    царь,    чиновники,
распространяют  пьянство,  главный  доход получают с пьянства народа,  сами
пьют. Пьют тосты за здоровье. "Пью за здоровье полка!" и т.п. Попы, архиреи
пьют"(17.с,56).
   Несмотря на свое скептическое отношение к  органам  власти,  Толстой  по
просьбе  депутата  III  Государственной  Думы  М.Д.Челышева  составил текст
этикетки водочных бутылок:  "Водка -  страшный  яд;  большой  вред  телу  и
душе"(14,с.399). (Прообраз нынешнего "Минзрав предупреждает...")
   Толстой намеревался привлечь к антиалкогольной  пропаганде  и  театр;  в
1886 г.  он написал комедию "Первый винокур",  которая,  несмотря на запрет
цензуры, игралась  в   народных   театрах.   Комедия   представляет   собой
переработку рассказа  "Как  чертенок  горбушку  выкупал",  в котором описан
состав дьявольского зелья:  "Не иначе ты сделал,  как напустил туда  сперва
лисьей крови:  от  нее-то  мужик хитрый,  как лисица,  сделался.  А потом -
волчьей крови:  от нее-то он обозлился как волк.  А под конец подпустил ты,
видно, свинной крови: от нее-то он свиньей сделался"(2-10,с.350).
    Толстой лично убеждал окружавших его людей вести трезвый  образ  жизни.
Третьего октября 1889 г. он ездил на крестьянскую сходку, раздавал листовки
и разговаривал о табаке и пьянстве (после чего записал в дневнике: "Страшно
развращен народ")(22,с.178).  Н.Н.Гусев отметил, что 25 мая 1908 г. Толстой
признался: "Я теперь новую манеру изобрел разговаривать:  я их всех  умоляю
не пить вино*"(12,с.164).
   Все антиалкогольные  кампании, не базирующиеся на трансформации сознания
(от материального - к духовному) неизбежно заканчиваются провалом.  "Отчего
у разных людей есть разные привычки,  а привычки курения и пьянства одни  и
те же у всех, и у богатых и у бедных? - спрашивал Толстой, и сам отвечал: -
А оттого,  что большинство людей недовольно своей жизнью. А недовольны люди
своею жизнью  оттого,  что  все  ищут удовольствий тела.  А тело никогда не
довольно, и  от  этого  недовольства  люди,  как  бедные,  так  и  богатые,
стараются забыться  в  курении  или пьянстве"(7,с.88).  Надо отметить,  что
проповедь  Толстого  часто  бывала  успешной.  В   рассказе   "Проезжий   и
крестьянин"(2-14,с.353)   Толстой  описывает,  как  ему  удалось  уговорить
бросить пить крестьянского парня**, а в "Разговоре  с прохожим"(2-14,с.306)
   ________________________________________________________________________
   * 29 мая это признание прозвучало несколько иначе: "Я молодых уговариваю
вино не пить, а старикам советую думать о смерти"(12,с.167).
   ** 21  июня 1910,  гуляя в окрестностях Отрадного (поместья Черткова,  у
которого он гостил),  Толстой встретил молодого пахаря и убедил его бросить
пить. Позже этот парень приходил к "дедушке" за книжками(25,с.173).
   ============
речь идет об отказе от курения:

   -... О душе подумаешь и все глупости оставишь.
   Лицо его ласково просияло.
   -Верно это,  старичок.  Верно ты говоришь.  Об душе первое дело.  Первое
дело об душе.  (Он помолчал).  Спасибо,  старичок. Верно это. (Он указал на
трубку). Это что,  одни пустяки, о душе первое дело, - повторил он. - Верно
ты говоришь. - И лицо его стало еще добрее и серьезнее.

   Уже уйдя из Ясной Поляны 28 октября 1910 в вагоне поезда Лев  Николаевич
говорил  крестьянину,  разрешившему  своему шестнадцатилетнему сыну курить:
"Зачем ты сыну вред делаешь?  Я вот теперь чай не пью*, а землянику,  и так
привык, что не могу без нее обойтись"(14,с.456).
   ________________________________________________________________________
   * Чай и кофе, как и все одурманивающие вещества, оказывают отрицательное
воздействие на духовную жизнь человека.  8 октября 1893  г.  Толстой  писал
Л.Ф.Анненковой:  "Я последовал вашему примеру и отказался от кофе и чаю уже
с месяц... И прекрасно: меньше сплю и голова свежей"(1-66,с.403)
   ====================