* * *
Последователи ведической традиции строго соблюдают налагаемые ею запреты:
не употребляют пищу, добытую путем убийства животных; отвергают наркотики
любого вида (включая алкоголь, никотин, чай и кофе); сохраняют чистоту
отношений между полами. В письме от 10 марта 1910 г. И.И.Перперу Толстой
подчеркивает важность соблюдения этих принципов: "1) Не убивать умышленно
никакое живое существо; 2) не присваивать себе того, что считается другими
их собственностью; 3) не предаваться половой похоти; 4) не лгать; 5) не
одурманивать себя ни одуряющими напитками, ни куреньями. Невольно приходит
в голову, какая произошла бы огромная перемена в жизни, если бы люди знали
эти заповеди и считали бы их хотя бы столь же обязательными, как и
исполнение внешних обрядов"(1-81,с.138). Второго апреля он пишет об этом же
А.Обухову: "Воздерживаться*, по моему мнению, всегда, во все дни нужно от
_______________________________________________________________________
* О необходимости воздержания от этих же пороков писал Толстой 1 января
1907 г. М.А.Стаховичу "Самые простые дела вместе с тем и самые великие,
потому что они делают самое великое дело для человека, открывают ему его
самого. Дела эти самые простые: не пить вина, не грешить против 7-й
заповеди ["Не прелюбодействуй"] или жениться, не осуждать людей, не иметь
вражды ни к кому (тушить ее в мыслях), не тратить чужих трудов (роскошь
жизни), сказал бы, не есть мяса, если бы не боялся ridicul'а [смешного]
толстовства, не заботиться о славе людской, не бояться унижения(1-77,с.5).
Об этом же - 26 сентября 1907 Л.Е.Остроумову: "Берегите свою чистоту всеми
силами, боритесь с соблазнами. Вы спросите: как бороться? Что делать? Чего
не делать? Не пить вина, не есть мяса, не курить, не общаться с
легкомысленными товарищами и в особенности с женщинами"(1-77,с.210).
==============================
четырех дел: 1) от мяса, т.е. не убивать животных, чтобы поедать их, 2) от
спиртного, пьяного и 3) от табака, не курить, и 4-ое дело, от которого тоже
надо стараться, как можно воздерживаться - это половая похоть"(1-81,с.199).
Взгляды Толстого на половую жизнь (вполне совпадающие с ведическими) мы
обсуждали в третьей главе. Рассмотрим и другие объекты воздержания, но
вначале еще раз подчеркнем, что "избавление от грехов - только в признании
своим "я" своей души, в подчинении душе своего тела"(7,с.317).
"Троица проклятий: пьянство, мясоедение и курение. Трудно представить,
какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди
перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком,
опиумом"(7,с.89).
отказ от одурманивающих средств
Одним и важнейших ведических принципов является отказ от употребления
алкоголя и прочих наркотических веществ. "Грех, предаваясь которому,
невозможна борьба ни с каким из грехов, - писал Толстой, - есть
опьянение"(1-39,с.169). "Грех опьянения состоит в том, что человек, вместо
того, чтобы все силы своего внимания употребить на то, чтобы устранить всё
то, что может затуманить его сознание, открывающее ему смысл его истинной
жизни, старается, напротив, ослабить и затемнить это сознание внешними
средствами возбуждения"(1-39,с.141).
В статье "Для чего люди одурманиваются*"Толстой опровергает повсеместно
________________________________________________________________________
* Вышла в свет в 1891 г. в виде предисловия к книге П.Алексеева "О
пьянстве".
==========
распространенное мнение о допустимости умеренной выпивки и курения:
"Неужели такое малое, крошечное изменение, как легкий хмель, производимый
умеренным употреблением вина и табаку, может производить какие-либо
значительные последствия? Понятно, что если человек накуривается опиума,
гашиша, напивается вина так, что падает и теряет рассудок, то последствия
такого одурманения могут быть очень важны; но то, что человек находится под
самым легким действием хмеля или табаку, никак не может иметь никаких
важных последствий", говорят обыкновенно. Но думать так - все равно, что
думать то, что часам может быть вредно то, чтоб ударить их о камень, но что
если положить соринку в середину их хода, то это не может повредить им...
Надо, насколько это от нас зависит, стараться поставить себя и других в
такие условия, при которых не нарушилась бы ясность и тонкость мысли,
необходимые для правильной работы сознания, а не поступать обратно,
стараясь затруднить и запутать эту работу сознания потреблением
одурманивающих веществ"(6,с.110).
К сожалению, "людям не столько хочется, чтобы сознание работало
правильно, сколько того, чтобы им казалось, что правильно то, что они
делают, и они совершенно сознательно употребляют такие вещества, которые
нарушают правильную работу сознания"(6,с.112). Особенно отвратительно,
когда пьянство оправдывается "религиозными" традициями. В "Календаре с
пословицами на 1887 г." Толстой описывает празднование Рождества:
"Разговевшись, идут по дворам пить. И начинается пьянство и распутство на
всю неделю. Именинник Христос, а празднуют дьявола - его
радуют"(1-40,с.65). В 1889 году он посвятил борьбе с пьянством статьи "К
молодым людям"(1-26,с.652-654) и "Праздник просвещения 12 января*":
________________________________________________________________________
* 5 ноября 1889 г. в дневнике Толстой отметил: "Хотел еще написать к
Татьяниному дню статью о том, чтобы празднующие отпраздновали бы
учреждением общества трезвости с забиранием в свои руки кабаков и
трактиров"(1-50,с.173).
============================
"В один определенный день все одновременно перестают работать и с середины
дня начинают пить заготовленное пиво и водку. Все пьют; старые заставляют
пить молодых и даже детей. Все поздравляют друг друга, целуются,
обнимаются, кричат, поют песни, то умиляются, то храбрятся, то обижаются;
все говорят, никто не слушает; начинаются крики, ссоры, иногда драки. К
вечеру одни спотыкаются, падают и засыпают где попало, других уводят те,
которые еще в силах, а третьи валяются и корчатся, наполняя воздух
алкогольными зловониями.
На другой день все эти люди просыпаются больными и, понемногу
оправившись, опять до следующего такого дня принимаются за работу.
Что это такое? Отчего это? А это праздник. Храмовый праздник. В одном
месте Знамение, в другом Введение, в третьем Казанская. Что значит Знамение
и Казанская, никто не знает. Знают одно, что престол - и надо
гулять"(25,с.69).
Но может быть организму нужна такая периодическая встряска? Нет.
"Человек, поступающий так, достигает обратного тому, к чему он стремился.
Производимое внешними средствами возбуждение слабеет с каждым новым приемом
возбуждения, и, несмотря на усиление приемов возбуждения, разрушающее
здоровье, сама способность возбуждения все более и более
слабеет(1-39,с.141).
"Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит
благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей", - писал
Толстой в статье "Пора опомниться"*, а ему возражали (и до сих пор
продолжают это делать): "Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не
угощать"- отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно
воображают, что все кругом пьют и угощают**. Но ведь это неправда. Если
________________________________________________________________________
* Статья была опубликована в конце 1888 г. "Посредником" как заключение
к брошюре Л.П.Пакина "О вреде спиртных напитков". В издательстве
"Посредник" вышел целый ряд брошюр против пьянства: "Беседа о том, какая
отрава в водке, вине и пиве", "Грех и безумие пьянства", "Для чего люди
одурманиваются", "Обычай пьянства", "О вреде употребления крепких
напитков", "Чем помочь великому горю? Как остановить пьянство?", "Вино для
человека и его потомства - яд", а также листки-афиши "Вино", "О пьянстве" и
др.
** 4 апреля 1910 г. Толстой писал В.М.Абрамову: "Жизнь наша настоящая не
в теле нашем, а в душе. Ничем нельзя так заглушить и затемнить свет
душевный, как всяким дурманом: табаком и пуще всего вином... Говорят, как
вы пишете, что трудно не делать того, что все делают - не угощать. Да
неужели если все делают скверности, так и мне надо то же делать? Попаду я к
людоедам: все едят человеческое мясо, стало быть, и мне есть? Надо понять,
что, что пьянство дело не такое, что можно его делать и не делать, а что
дело это всегда скверное, такое же скверное, как блуд, воровство, грабеж,
убийство, потому что ведет к этому самому"(2-20,с.700).
====================
человек вор, то он будет и водиться с ворами, и будет ему казаться, что все
воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными
людьми и увидит, что не все воры... Пора людям разумным понять, что надо
схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не
споили"(2-17,с.136). Таким же призывом заканчивается статья "Богу или
маммоне?": "Кто бы ты ни был, читатель: юноша ли, еще только готовящийся к
жизни, или взрослый человек, уже учреждающий жизнь, хозяин-мужчина или
женщина-хозяйка, или стареющий человек, когда уже близко время отчета о
совершенных тобою делах, богатый ли ты, или бедный, знатный или
неизвестный, - кто бы ты ни был, тебе уже нельзя оставаться посредине между
двумя лагерями, ты неизбежно должен избрать одно из двух:
противодействовать пьянству или содействовать ему, - служить Богу или
маммоне"(1-39,с.107).
В 1887 году по инициативе Толстого было создано общество трезвости
(первое в России!). Тогда же Толстой составил обращение к желающим вступить
в общество - "Согласие против пьянства"(1-90,с.132) и первым подписал его.
Первого февраля 1888 г. Толстой писал И.Е.Репину: "Наше "Согласие против
пьянства", мне кажется, несмотря на свою неопределенность формы,
расширяется и захватывает людей, то есть действует"(2-19,с.161).
Весьма прискорбно, что как во времена Толстого, так и сегодня, пьянство
поощряется власть придержащими. Эта тема затронута в рассказе "Сон молодого
царя": "Доказано, что вино никогда не полезно, всегда вредно, доказано, что
это яд, что 0.99 преступлений совершаются от пьянства... И у нас та сила,
которая имеет высшее влияние, правительство, царь, чиновники,
распространяют пьянство, главный доход получают с пьянства народа, сами
пьют. Пьют тосты за здоровье. "Пью за здоровье полка!" и т.п. Попы, архиреи
пьют"(17.с,56).
Несмотря на свое скептическое отношение к органам власти, Толстой по
просьбе депутата III Государственной Думы М.Д.Челышева составил текст
этикетки водочных бутылок: "Водка - страшный яд; большой вред телу и
душе"(14,с.399). (Прообраз нынешнего "Минзрав предупреждает...")
Толстой намеревался привлечь к антиалкогольной пропаганде и театр; в
1886 г. он написал комедию "Первый винокур", которая, несмотря на запрет
цензуры, игралась в народных театрах. Комедия представляет собой
переработку рассказа "Как чертенок горбушку выкупал", в котором описан
состав дьявольского зелья: "Не иначе ты сделал, как напустил туда сперва
лисьей крови: от нее-то мужик хитрый, как лисица, сделался. А потом -
волчьей крови: от нее-то он обозлился как волк. А под конец подпустил ты,
видно, свинной крови: от нее-то он свиньей сделался"(2-10,с.350).
Толстой лично убеждал окружавших его людей вести трезвый образ жизни.
Третьего октября 1889 г. он ездил на крестьянскую сходку, раздавал листовки
и разговаривал о табаке и пьянстве (после чего записал в дневнике: "Страшно
развращен народ")(22,с.178). Н.Н.Гусев отметил, что 25 мая 1908 г. Толстой
признался: "Я теперь новую манеру изобрел разговаривать: я их всех умоляю
не пить вино*"(12,с.164).
Все антиалкогольные кампании, не базирующиеся на трансформации сознания
(от материального - к духовному) неизбежно заканчиваются провалом. "Отчего
у разных людей есть разные привычки, а привычки курения и пьянства одни и
те же у всех, и у богатых и у бедных? - спрашивал Толстой, и сам отвечал: -
А оттого, что большинство людей недовольно своей жизнью. А недовольны люди
своею жизнью оттого, что все ищут удовольствий тела. А тело никогда не
довольно, и от этого недовольства люди, как бедные, так и богатые,
стараются забыться в курении или пьянстве"(7,с.88). Надо отметить, что
проповедь Толстого часто бывала успешной. В рассказе "Проезжий и
крестьянин"(2-14,с.353) Толстой описывает, как ему удалось уговорить
бросить пить крестьянского парня**, а в "Разговоре с прохожим"(2-14,с.306)
________________________________________________________________________
* 29 мая это признание прозвучало несколько иначе: "Я молодых уговариваю
вино не пить, а старикам советую думать о смерти"(12,с.167).
** 21 июня 1910, гуляя в окрестностях Отрадного (поместья Черткова, у
которого он гостил), Толстой встретил молодого пахаря и убедил его бросить
пить. Позже этот парень приходил к "дедушке" за книжками(25,с.173).
============
речь идет об отказе от курения:
-... О душе подумаешь и все глупости оставишь.
Лицо его ласково просияло.
-Верно это, старичок. Верно ты говоришь. Об душе первое дело. Первое
дело об душе. (Он помолчал). Спасибо, старичок. Верно это. (Он указал на
трубку). Это что, одни пустяки, о душе первое дело, - повторил он. - Верно
ты говоришь. - И лицо его стало еще добрее и серьезнее.
Уже уйдя из Ясной Поляны 28 октября 1910 в вагоне поезда Лев Николаевич
говорил крестьянину, разрешившему своему шестнадцатилетнему сыну курить:
"Зачем ты сыну вред делаешь? Я вот теперь чай не пью*, а землянику, и так
привык, что не могу без нее обойтись"(14,с.456).
________________________________________________________________________
* Чай и кофе, как и все одурманивающие вещества, оказывают отрицательное
воздействие на духовную жизнь человека. 8 октября 1893 г. Толстой писал
Л.Ф.Анненковой: "Я последовал вашему примеру и отказался от кофе и чаю уже
с месяц... И прекрасно: меньше сплю и голова свежей"(1-66,с.403)
====================