* * * Последователи ведической традиции строго соблюдают налагаемые ею запреты: не употребляют пищу, добытую путем убийства животных; отвергают наркотики любого вида (включая алкоголь, никотин, чай и кофе); сохраняют чистоту отношений между полами. В письме от 10 марта 1910 г. И.И.Перперу Толстой подчеркивает важность соблюдения этих принципов: "1) Не убивать умышленно никакое живое существо; 2) не присваивать себе того, что считается другими их собственностью; 3) не предаваться половой похоти; 4) не лгать; 5) не одурманивать себя ни одуряющими напитками, ни куреньями. Невольно приходит в голову, какая произошла бы огромная перемена в жизни, если бы люди знали эти заповеди и считали бы их хотя бы столь же обязательными, как и исполнение внешних обрядов"(1-81,с.138). Второго апреля он пишет об этом же А.Обухову: "Воздерживаться*, по моему мнению, всегда, во все дни нужно от _______________________________________________________________________ * О необходимости воздержания от этих же пороков писал Толстой 1 января 1907 г. М.А.Стаховичу "Самые простые дела вместе с тем и самые великие, потому что они делают самое великое дело для человека, открывают ему его самого. Дела эти самые простые: не пить вина, не грешить против 7-й заповеди ["Не прелюбодействуй"] или жениться, не осуждать людей, не иметь вражды ни к кому (тушить ее в мыслях), не тратить чужих трудов (роскошь жизни), сказал бы, не есть мяса, если бы не боялся ridicul'а [смешного] толстовства, не заботиться о славе людской, не бояться унижения(1-77,с.5). Об этом же - 26 сентября 1907 Л.Е.Остроумову: "Берегите свою чистоту всеми силами, боритесь с соблазнами. Вы спросите: как бороться? Что делать? Чего не делать? Не пить вина, не есть мяса, не курить, не общаться с легкомысленными товарищами и в особенности с женщинами"(1-77,с.210). ============================== четырех дел: 1) от мяса, т.е. не убивать животных, чтобы поедать их, 2) от спиртного, пьяного и 3) от табака, не курить, и 4-ое дело, от которого тоже надо стараться, как можно воздерживаться - это половая похоть"(1-81,с.199). Взгляды Толстого на половую жизнь (вполне совпадающие с ведическими) мы обсуждали в третьей главе. Рассмотрим и другие объекты воздержания, но вначале еще раз подчеркнем, что "избавление от грехов - только в признании своим "я" своей души, в подчинении душе своего тела"(7,с.317). "Троица проклятий: пьянство, мясоедение и курение. Трудно представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом"(7,с.89). отказ от одурманивающих средств Одним и важнейших ведических принципов является отказ от употребления алкоголя и прочих наркотических веществ. "Грех, предаваясь которому, невозможна борьба ни с каким из грехов, - писал Толстой, - есть опьянение"(1-39,с.169). "Грех опьянения состоит в том, что человек, вместо того, чтобы все силы своего внимания употребить на то, чтобы устранить всё то, что может затуманить его сознание, открывающее ему смысл его истинной жизни, старается, напротив, ослабить и затемнить это сознание внешними средствами возбуждения"(1-39,с.141). В статье "Для чего люди одурманиваются*"Толстой опровергает повсеместно ________________________________________________________________________ * Вышла в свет в 1891 г. в виде предисловия к книге П.Алексеева "О пьянстве". ========== распространенное мнение о допустимости умеренной выпивки и курения: "Неужели такое малое, крошечное изменение, как легкий хмель, производимый умеренным употреблением вина и табаку, может производить какие-либо значительные последствия? Понятно, что если человек накуривается опиума, гашиша, напивается вина так, что падает и теряет рассудок, то последствия такого одурманения могут быть очень важны; но то, что человек находится под самым легким действием хмеля или табаку, никак не может иметь никаких важных последствий", говорят обыкновенно. Но думать так - все равно, что думать то, что часам может быть вредно то, чтоб ударить их о камень, но что если положить соринку в середину их хода, то это не может повредить им... Надо, насколько это от нас зависит, стараться поставить себя и других в такие условия, при которых не нарушилась бы ясность и тонкость мысли, необходимые для правильной работы сознания, а не поступать обратно, стараясь затруднить и запутать эту работу сознания потреблением одурманивающих веществ"(6,с.110). К сожалению, "людям не столько хочется, чтобы сознание работало правильно, сколько того, чтобы им казалось, что правильно то, что они делают, и они совершенно сознательно употребляют такие вещества, которые нарушают правильную работу сознания"(6,с.112). Особенно отвратительно, когда пьянство оправдывается "религиозными" традициями. В "Календаре с пословицами на 1887 г." Толстой описывает празднование Рождества: "Разговевшись, идут по дворам пить. И начинается пьянство и распутство на всю неделю. Именинник Христос, а празднуют дьявола - его радуют"(1-40,с.65). В 1889 году он посвятил борьбе с пьянством статьи "К молодым людям"(1-26,с.652-654) и "Праздник просвещения 12 января*": ________________________________________________________________________ * 5 ноября 1889 г. в дневнике Толстой отметил: "Хотел еще написать к Татьяниному дню статью о том, чтобы празднующие отпраздновали бы учреждением общества трезвости с забиранием в свои руки кабаков и трактиров"(1-50,с.173). ============================ "В один определенный день все одновременно перестают работать и с середины дня начинают пить заготовленное пиво и водку. Все пьют; старые заставляют пить молодых и даже детей. Все поздравляют друг друга, целуются, обнимаются, кричат, поют песни, то умиляются, то храбрятся, то обижаются; все говорят, никто не слушает; начинаются крики, ссоры, иногда драки. К вечеру одни спотыкаются, падают и засыпают где попало, других уводят те, которые еще в силах, а третьи валяются и корчатся, наполняя воздух алкогольными зловониями. На другой день все эти люди просыпаются больными и, понемногу оправившись, опять до следующего такого дня принимаются за работу. Что это такое? Отчего это? А это праздник. Храмовый праздник. В одном месте Знамение, в другом Введение, в третьем Казанская. Что значит Знамение и Казанская, никто не знает. Знают одно, что престол - и надо гулять"(25,с.69). Но может быть организму нужна такая периодическая встряска? Нет. "Человек, поступающий так, достигает обратного тому, к чему он стремился. Производимое внешними средствами возбуждение слабеет с каждым новым приемом возбуждения, и, несмотря на усиление приемов возбуждения, разрушающее здоровье, сама способность возбуждения все более и более слабеет(1-39,с.141). "Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей", - писал Толстой в статье "Пора опомниться"*, а ему возражали (и до сих пор продолжают это делать): "Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать"- отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают**. Но ведь это неправда. Если ________________________________________________________________________ * Статья была опубликована в конце 1888 г. "Посредником" как заключение к брошюре Л.П.Пакина "О вреде спиртных напитков". В издательстве "Посредник" вышел целый ряд брошюр против пьянства: "Беседа о том, какая отрава в водке, вине и пиве", "Грех и безумие пьянства", "Для чего люди одурманиваются", "Обычай пьянства", "О вреде употребления крепких напитков", "Чем помочь великому горю? Как остановить пьянство?", "Вино для человека и его потомства - яд", а также листки-афиши "Вино", "О пьянстве" и др. ** 4 апреля 1910 г. Толстой писал В.М.Абрамову: "Жизнь наша настоящая не в теле нашем, а в душе. Ничем нельзя так заглушить и затемнить свет душевный, как всяким дурманом: табаком и пуще всего вином... Говорят, как вы пишете, что трудно не делать того, что все делают - не угощать. Да неужели если все делают скверности, так и мне надо то же делать? Попаду я к людоедам: все едят человеческое мясо, стало быть, и мне есть? Надо понять, что, что пьянство дело не такое, что можно его делать и не делать, а что дело это всегда скверное, такое же скверное, как блуд, воровство, грабеж, убийство, потому что ведет к этому самому"(2-20,с.700). ==================== человек вор, то он будет и водиться с ворами, и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры... Пора людям разумным понять, что надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не споили"(2-17,с.136). Таким же призывом заканчивается статья "Богу или маммоне?": "Кто бы ты ни был, читатель: юноша ли, еще только готовящийся к жизни, или взрослый человек, уже учреждающий жизнь, хозяин-мужчина или женщина-хозяйка, или стареющий человек, когда уже близко время отчета о совершенных тобою делах, богатый ли ты, или бедный, знатный или неизвестный, - кто бы ты ни был, тебе уже нельзя оставаться посредине между двумя лагерями, ты неизбежно должен избрать одно из двух: противодействовать пьянству или содействовать ему, - служить Богу или маммоне"(1-39,с.107). В 1887 году по инициативе Толстого было создано общество трезвости (первое в России!). Тогда же Толстой составил обращение к желающим вступить в общество - "Согласие против пьянства"(1-90,с.132) и первым подписал его. Первого февраля 1888 г. Толстой писал И.Е.Репину: "Наше "Согласие против пьянства", мне кажется, несмотря на свою неопределенность формы, расширяется и захватывает людей, то есть действует"(2-19,с.161). Весьма прискорбно, что как во времена Толстого, так и сегодня, пьянство поощряется власть придержащими. Эта тема затронута в рассказе "Сон молодого царя": "Доказано, что вино никогда не полезно, всегда вредно, доказано, что это яд, что 0.99 преступлений совершаются от пьянства... И у нас та сила, которая имеет высшее влияние, правительство, царь, чиновники, распространяют пьянство, главный доход получают с пьянства народа, сами пьют. Пьют тосты за здоровье. "Пью за здоровье полка!" и т.п. Попы, архиреи пьют"(17.с,56). Несмотря на свое скептическое отношение к органам власти, Толстой по просьбе депутата III Государственной Думы М.Д.Челышева составил текст этикетки водочных бутылок: "Водка - страшный яд; большой вред телу и душе"(14,с.399). (Прообраз нынешнего "Минзрав предупреждает...") Толстой намеревался привлечь к антиалкогольной пропаганде и театр; в 1886 г. он написал комедию "Первый винокур", которая, несмотря на запрет цензуры, игралась в народных театрах. Комедия представляет собой переработку рассказа "Как чертенок горбушку выкупал", в котором описан состав дьявольского зелья: "Не иначе ты сделал, как напустил туда сперва лисьей крови: от нее-то мужик хитрый, как лисица, сделался. А потом - волчьей крови: от нее-то он обозлился как волк. А под конец подпустил ты, видно, свинной крови: от нее-то он свиньей сделался"(2-10,с.350). Толстой лично убеждал окружавших его людей вести трезвый образ жизни. Третьего октября 1889 г. он ездил на крестьянскую сходку, раздавал листовки и разговаривал о табаке и пьянстве (после чего записал в дневнике: "Страшно развращен народ")(22,с.178). Н.Н.Гусев отметил, что 25 мая 1908 г. Толстой признался: "Я теперь новую манеру изобрел разговаривать: я их всех умоляю не пить вино*"(12,с.164). Все антиалкогольные кампании, не базирующиеся на трансформации сознания (от материального - к духовному) неизбежно заканчиваются провалом. "Отчего у разных людей есть разные привычки, а привычки курения и пьянства одни и те же у всех, и у богатых и у бедных? - спрашивал Толстой, и сам отвечал: - А оттого, что большинство людей недовольно своей жизнью. А недовольны люди своею жизнью оттого, что все ищут удовольствий тела. А тело никогда не довольно, и от этого недовольства люди, как бедные, так и богатые, стараются забыться в курении или пьянстве"(7,с.88). Надо отметить, что проповедь Толстого часто бывала успешной. В рассказе "Проезжий и крестьянин"(2-14,с.353) Толстой описывает, как ему удалось уговорить бросить пить крестьянского парня**, а в "Разговоре с прохожим"(2-14,с.306) ________________________________________________________________________ * 29 мая это признание прозвучало несколько иначе: "Я молодых уговариваю вино не пить, а старикам советую думать о смерти"(12,с.167). ** 21 июня 1910, гуляя в окрестностях Отрадного (поместья Черткова, у которого он гостил), Толстой встретил молодого пахаря и убедил его бросить пить. Позже этот парень приходил к "дедушке" за книжками(25,с.173). ============ речь идет об отказе от курения: -... О душе подумаешь и все глупости оставишь. Лицо его ласково просияло. -Верно это, старичок. Верно ты говоришь. Об душе первое дело. Первое дело об душе. (Он помолчал). Спасибо, старичок. Верно это. (Он указал на трубку). Это что, одни пустяки, о душе первое дело, - повторил он. - Верно ты говоришь. - И лицо его стало еще добрее и серьезнее. Уже уйдя из Ясной Поляны 28 октября 1910 в вагоне поезда Лев Николаевич говорил крестьянину, разрешившему своему шестнадцатилетнему сыну курить: "Зачем ты сыну вред делаешь? Я вот теперь чай не пью*, а землянику, и так привык, что не могу без нее обойтись"(14,с.456). ________________________________________________________________________ * Чай и кофе, как и все одурманивающие вещества, оказывают отрицательное воздействие на духовную жизнь человека. 8 октября 1893 г. Толстой писал Л.Ф.Анненковой: "Я последовал вашему примеру и отказался от кофе и чаю уже с месяц... И прекрасно: меньше сплю и голова свежей"(1-66,с.403) ====================