ПОСЛЕСЛОВИЕ Читатель, склонный делить все на черное и белое, вправе спросить: "Как все же относиться к Толстому? Помещать ли его фотографию среди образов святых, или его место в аду*?" Себя Толстой оценивал так: "Я не святой и _______________________________________________________________________ * На стенных росписях некоторых православных церквей Толстого изображали среди грешников, горящих в адском пламени. =================== никогда не выдавал себя за такого, а человек, увлекающийся и говорящий иногда, даже всегда, не вполне то, что думаю и чувствую... Несогласие слов с поступками - признак слабости, а не лжи и лицемерия. И тогда я представляюсь людям тем, что я точно есть: плохой, но точно всей душой всегда желавший и теперь желающий быть вполне хорошим, т.е. хорошим слугою Бога"(1-66,с.149). Осенью 1909 г. в предисловии к статье Толстого "Письмо к индусу" М.Ганди писал: "Не обязательно принимать все, что говорит Толстой, - некоторые из его положений сформулированы недостаточно точно. Надо ясно представить себе основную, главную истину... Истина эта заключается в том, чтобы понять и положить в основу своих действий непреодолимую власть души над телом, неотразимую власть любви, которая является свойством души, над грубой силой, порождаемой в нас возбуждением дурных страстей. В том, что проповедует Толстой, нет ничего нового. Но его трактовка старой истины свежа и действенна. Его логика неопровержима. И, самое главное, он пытается осуществить в жизни то, что проповедует... Он искренен и серьезен"(29,с.259). Толстой не был идеальным человеком, но он стремился к идеалу. Веды говорят о четырех опорах религии: чистоте, аскетизме, милосердии и правдивости. Чистота, аскетизм, милосердие - с годами эти качества все больше и больше проявлялись в жизни Толстого. Что касается правдивости, то искренность, без которой не может быть и речи о духовном развитии, всегда поражала в нем. В.Ф.Булгаков, бывший секретарем Толстого в последний год его жизни, в первый день своей работы в этом качестве (17.01.1910) записал: "Он все, что говорит, говорит искренно, - это я знал и по его сочинениям и давно заметил в нем самом"(9,с.55). Огромное значение Толстой придавал работе над собой. "Усилие важнее всего - писал он. - Всякое маленькое усилие: победить лень, жадность, похоть, гнев, уныние. Это важнейшее из всего, это проявление Бога в жизни - это карма, расширение своего `я'"(20,с.235). В.М.Грибовский, встречавшийся с Толстым в 1886 году, отметил: "Несколько странное заключение я вывел о характере Льва Николаевича. Мне казалось, что передо мной сидит человек с непреклонной волей, вспыльчивый, горячий, но сумевший подчинить свои страсти рассудку"(18,с.40). Восьмого сентября 1909 г. Толстой писал в ссылку Н.Н.Гусеву: "Главная же работа и самая радостная, потому что непрестанно подвигается, и что дальше, то радостнее, это та работа, которую советую всем и вам - это работа над собой. В материале этой работы во мне нет недостатка, но нет и безнадежности переработать его"(1-80,с.88). Насколько требователен был Толстой к себе, показывает незначительный, на первый взгляд, эпизод, нашедший отражение в его дневнике (15.11.1908): "Вчера разозлился на лошадь. Как скверно!"(1-56,с.158) Толстой, будучи в молодости страстным, увлекающимся и гордым человеком, в старости, благодаря неустанному труду духовного совершенствования*, _______________________________________________________________________ * 3 декабря 1908 г. Толстой сделал в дневнике запись: "Ах, если бы приучиться всю, всю энергию класть на служение Богу, на приближение к Нему"(1-56,с.160). =============== полностью преобразился. Писатель П.А.Сергиенко, много лет знавший Толстого, посетив его в очередной раз в 1906 году, заметил, что какая-то "перемена произошла во Льве Николаевиче... Я начал припоминать все подробности минувшего дня и обратил внимание, что за все время Лев Николаевич ни разу не повысил своего голоса, не нажал педали, не сказал ни одного колючего или раскаленного слова. Он был тих и ласков, видимо ощущая постоянную потребность доброты и благосклонности ко всем окружающим. В нем даже наружно как бы совершенно исчезло все то острое, шероховатое и щетинистое, что некогда так выпячивалось в его активной природе"(18,с.252). В.Булгаков вспоминал: "Сам-то он расценивал себя невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними - не только большой писатель, мыслитель, но и высокий и чистый духом человек. Бывали минуты, когда все лицо Толстого светилось, когда чувствовалось, что все существо его проникнуто любовью к миру и людям"(10,с.61). В письме Ю.Ф.Самарину 10 января 1867 г. Толстой признался: "У меня есть мои пристрастия, привычки, мои тщеславия, сердечные связи, но до сих пор - мне скоро 40 - я все-таки больше всего люблю истину и не отчаялся найти ее и ищу и ищу ее"(2-18,с.661). Шестого ноября 1910 г. Толстой позвал сына, и когда тот подошел, тихим голосом сказал: "Сережа! Я люблю истину... Очень люблю истину..."(12,с.412). Это были его последние слова. Веданта-сутра начинается словами: "Итак, будем вопрошать oб Абсолютной Истине". Независимо от того, насколько учение Толстого тождественно учению Вед, его жизнь является одним из ярчайших примеров такого вопрошания.