содержание
                                    ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Читатель, склонный делить все на черное и белое,  вправе спросить:  "Как
все же  относиться  к  Толстому?  Помещать  ли его фотографию среди образов
святых, или  его место в аду*?" Себя Толстой оценивал так: "Я не  святой  и
   _______________________________________________________________________
   * На стенных росписях некоторых православных церквей Толстого изображали
среди грешников, горящих в адском пламени.
   ===================
никогда не  выдавал  себя  за такого,  а человек,  увлекающийся и говорящий
иногда, даже всегда,  не вполне то, что думаю и чувствую... Несогласие слов
с  поступками  -  признак  слабости,  а  не  лжи  и  лицемерия.  И  тогда я
представляюсь людям тем,  что я точно есть:  плохой,  но точно  всей  душой
всегда желавший и теперь желающий быть вполне хорошим,  т.е. хорошим слугою
Бога"(1-66,с.149).
   Осенью 1909 г. в предисловии к статье Толстого "Письмо к индусу" М.Ганди
писал: "Не обязательно принимать все,  что говорит Толстой,  - некоторые из
его положений сформулированы недостаточно точно. Надо ясно представить себе
основную,  главную истину...  Истина эта заключается в том,  чтобы понять и
положить  в  основу  своих  действий  непреодолимую  власть души над телом,
неотразимую власть любви,  которая  является  свойством  души,  над  грубой
силой, порождаемой в нас возбуждением дурных страстей.
   В том,  что проповедует Толстой,  нет ничего нового.  Но  его  трактовка
старой  истины  свежа  и  действенна.  Его логика неопровержима.  И,  самое
главное, он пытается осуществить в жизни то, что проповедует... Он искренен
и серьезен"(29,с.259).
   Толстой не был идеальным человеком,  но  он  стремился  к  идеалу.  Веды
говорят   о  четырех  опорах  религии:  чистоте,  аскетизме,  милосердии  и
правдивости. Чистота,  аскетизм,  милосердие - с годами  эти  качества  все
больше и больше проявлялись  в  жизни Толстого. Что касается правдивости, то
искренность, без которой не может быть и речи о духовном  развитии,  всегда
поражала в  нем.  В.Ф.Булгаков,  бывший секретарем Толстого в последний год
его жизни, в первый день своей работы в этом качестве (17.01.1910) записал:
"Он все,  что говорит, говорит искренно, - это я знал и по его сочинениям и
давно заметил в нем самом"(9,с.55).
   Огромное значение  Толстой  придавал  работе  над собой.  "Усилие важнее
всего - писал он.  - Всякое  маленькое  усилие:  победить  лень,  жадность,
похоть, гнев, уныние. Это важнейшее из всего, это проявление Бога в жизни -
это карма,  расширение своего `я'"(20,с.235). В.М.Грибовский, встречавшийся
с Толстым  в 1886 году,  отметил:  "Несколько странное заключение я вывел о
характере Льва Николаевича.  Мне казалось,  что передо мной сидит человек с
непреклонной  волей,  вспыльчивый,  горячий,  но  сумевший  подчинить  свои
страсти рассудку"(18,с.40).  Восьмого сентября  1909  г.  Толстой  писал  в
ссылку  Н.Н.Гусеву:  "Главная  же  работа  и  самая  радостная,  потому что
непрестанно подвигается, и что дальше, то радостнее, это та работа, которую
советую  всем и вам - это работа над собой.  В материале этой работы во мне
нет недостатка,  но  нет  и  безнадежности  переработать   его"(1-80,с.88).
Насколько требователен  был Толстой к себе,  показывает незначительный,  на
первый взгляд,  эпизод,  нашедший отражение в  его  дневнике  (15.11.1908):
"Вчера разозлился на лошадь. Как скверно!"(1-56,с.158)
   Толстой, будучи в молодости страстным,  увлекающимся и гордым человеком,
в старости,   благодаря   неустанному  труду  духовного совершенствования*,
   _______________________________________________________________________
   * 3  декабря  1908  г.  Толстой сделал в дневнике запись:  "Ах,  если бы
приучиться всю,  всю энергию класть на  служение  Богу,  на  приближение  к
Нему"(1-56,с.160).
   ===============
полностью преобразился. Писатель П.А.Сергиенко, много лет знавший Толстого,
посетив  его в очередной раз в 1906 году,  заметил,  что какая-то "перемена
произошла во  Льве  Николаевиче...  Я  начал  припоминать  все  подробности
минувшего  дня и обратил внимание,  что за все время Лев Николаевич ни разу
не повысил своего голоса, не нажал педали, не сказал ни одного колючего или
раскаленного   слова.  Он  был  тих  и  ласков,  видимо  ощущая  постоянную
потребность доброты и  благосклонности  ко  всем  окружающим.  В  нем  даже
наружно как бы совершенно исчезло все то острое,  шероховатое и щетинистое,
что некогда так выпячивалось в его активной природе"(18,с.252).  В.Булгаков
вспоминал: "Сам-то   он   расценивал  себя  невысоко,  но  зато  всем,  кто
сталкивался с ним,  было ясно, что перед ними - не только большой писатель,
мыслитель,  но и высокий и чистый духом человек.  Бывали минуты,  когда все
лицо  Толстого  светилось,  когда  чувствовалось,  что  все  существо   его
проникнуто любовью к миру и людям"(10,с.61).
   В письме Ю.Ф.Самарину 10 января 1867 г.  Толстой признался: "У меня есть
мои пристрастия,  привычки, мои тщеславия, сердечные связи, но до сих пор -
мне  скоро 40 - я все-таки больше всего люблю истину и не отчаялся найти ее
и ищу и ищу ее"(2-18,с.661).  Шестого ноября 1910 г. Толстой позвал сына, и
когда тот подошел,  тихим голосом сказал:  "Сережа! Я люблю истину... Очень
люблю истину..."(12,с.412). Это были его последние слова.
     Веданта-сутра начинается словами: "Итак, будем вопрошать oб Абсолютной
Истине".  Независимо от того, насколько учение Толстого тождественно учению
Вед, его жизнь является одним из ярчайших примеров такого вопрошания.