Джаянанда дас ТОЛСТОЙ И ВЕДЫ Неизвестное о Известном Посвящается Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде, милостью которого ведическая культура распространилась по всему миру, в год его столетнего юбилея ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................................................................ Глава 1: Путь Вед к Толстому............................................ Непосредственное знакомство с ведическими текстами древней Индии. Ведические идеи в христианстве и буддизме. Опосредование принципов Вед западными и российскими мислителями. Веды в русском фольклоре и народной мудрости. Воспоминание уроков прошлых жизней. Внутренний Гуру. Глава 2: Дух и буква Вед в художественных произведениях Толстого........ Вечные вопросы вечной души. Конфликт души и тела; "любовь", семья и Любовь. Смерть живого существа. Привязанность и отрешенность. Немного о форме. Глава 3: Ведический взгляд на религиозную философию Толстого............ Религия. "Благо-ананда". Ложное эго и душа. Преходящесть материального. Долг. Усмирение желаний. Вера и веры. Любовь истинная и ложная. О женщинах и супружестве. Различия: действительные и мнимые. После смерти. Сверхличность. Апофатизм. Отчего все так, как есть? Разумность веры. Чудеса. Аватары. Ненасилие. Неприятие церкви. Касты. Храмовое поклонение. Обряды и храмовое поклонение. Сверхдуша в каждом сердце. Глава 4: Жизнь: путь Толстого к Ведам................................... Молодые годы. Семейная жизнь. "Зачем?" Простая жизнь и высокое мышление. Вегетарианство. Очищение ума. "Мудрость мира сего - безумие перед Богом". Уход от мира. Смерть и бессмертие. Глава 5: Популяризация ведических идей.................................. Подготовка к изданию книги об учении и деяниях Кришны. Рассказ "Карма". "Тат твам аси". "Индийские изречения" в философских сборниках Толстого. Ведические сюжеты в детских книжках. Гурукула. Лекции об Индии. Проповедь вегетарианства, трезвости и отказа от курения. Послесловие............................................................. ВВЕДЕНИЕ В марте 1995 года в Институте научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН) открылась книжная выставка "Мыслители ХХ века". Первым встречал посетителей стенд с книгами Шрилы Прабхупады, следующий за ним - с собранием сочинений Л.Н.Толстого. Думается, что такое соседство не случайно. Оно подчеркивает как сопоставимость масштаба двух великих мыслителей, так и схожесть характера их мировоззрений. Полное собрание сочинений Толстого насчитывает 90 томов. Не меньше книг написано О Толстом. Зачем прибавлять к ним еще одну? Во-первых, как это ни парадоксально, несмотря на обилие материала (а может быть, именно благодаря ему), большинство из нас ничего не знает о Толстом, и даже хуже - многие считают, что знают*. Во-вторых, означенная тема требует не только знания жизни и творчества Толстого, но серьезного знакомства с ведической философией. И здесь мы сталкиваемся с аналогичной проблемой, но во много раз увеличенной. Ведическая литература** Индии кажется необъятной: 4 Веды, ________________________________________________________________________ * Санскритское слово авидья [невежество] означает не просто отсутствие знания, а ложное знание, заблуждение. ** Здесь и далее под "ведической литературой" понимаются не только тексты, которые западная ориенталистика относит к "ведийскому периоду", но и вся литература, признанная авторитетной в рамках религиозной ведической традиции. Право на это дают следующие утверждения Чхандогья Упанишады (7.1.2) и Бхагавата Пураны (1.4.20): "Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану - четвертую [Веду], итихасу [Рамаяну и Махабхарату] и Пураны - пятую, Веду Вед"; "Четыре части изначального источника знания [Вед] были выделены в самостоятельные произведения, а описания исторических фактов и подлинных событий, содержащиеся в Пуранах, именуются пятой Ведой". =========================================================== 108 Упанишад, Веданта-сутра, 16 Пуран, Махабхарата (содержащая около 100 000 стихов), Рамаяна, многочисленные Веданги... Одни только выполненные Шрилой Прабхупадой переводы основных ведических текстов и его комментарии к ним составляют около 80 томов. Очевидно это послужило причиной того, что такая интересная тема, как связь Толстого с учением Вед практически не рассматривалась*. Даже профессиональный индолог С.Д.Серебряный, написавший комментарии к "Кругу чтения" Толстого, относительно цитаты из Махабхараты, помещенной писателем в этом сборнике на 13 декабря, отмечает, что "было бы весьма затруднительно установить"(5-2,с.336)** к какому именно месту этой ________________________________________________________________________ * Полезную информацию содержит составленный биографом Толстого П.И.Бирюковым сборник "Толстой и Восток", изданный им в 1925 в Германии: Tolstois Dokumente. Tolstoi und der Orient. Zurich und Leipzig, 1925. Книга также была издана в 1952 году в Милане на итальянском языке. Русскоязычному читателю эта работа совершенно неизвестна. ** Здесь и далее структура ссылок: ([номер в списке литературы на с...]- [номер тома],с.[номер страницы]) ============================== обширной поэмы восходит отрывок: Религиозные упражнения для славы людской или внешнего вида святости не имеют цены и происходят от низших требований души. Покаяние и самоистязание или истязание других происходит из ложных учений. Покаяние для тела - это целомудрие. Покаяние для речи - это то, чтобы говорить всегда правду и с добротою. Покаяние для мысли - это то, чтобы владеть собою, очищать душу и быть расположенным к добру(4-2,с.243). В то же время любой серьезный последователь ведической традиции легко узнает в вышеприведенном отрывке искаженное изложение пяти стихов семнадцатой главы Бхагавад-гиты (тридцать девятой главы шестой книги Махабхараты): Но знай, что жертвоприношение, совершенное ради какой-то материальной выгоды, или из гордости, о лучший из Бхарат, находится в гуне страсти (17.12).* ________________________________________________________________________ * Ср. также: Самодовольные и всегда бесстыдные, обманутые богатством и ложным престижем, они иногда с гордостью совершают жертвоприношения лишь для виду, не следуя никаким правилам и предписаниям (16.17). =================================================================== Тапасьи, принимаемые из глупости, которым сопутствуют самоистязание или причинение вреда и гибели другим, причисляют к гуне невежества (17.19) Аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю, старшим, таким, как отцу и матери, а также в чистоте, простоте, целомудрии и неприменении насилия. Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в регулярном чтении ведических гимнов. А удовлетворенность, простота, серьезность, владение своими чувствами и очищение своего существования есть аскетизм ума (17.14-16). Сложилось так, что более десяти лет я активно занимался распространением ведических идей в России. С другой стороны, за прошедшие годы судьба неоднократно приводила меня в Ясную Поляну, заставляла вновь и вновь обращаться к наследию великого человека, в значительной степени олицетворяющего собой Россию. В результате захотелось поделиться своими наблюдениями, сопоставлениями и обобщениями - прошу быть снисходительными к этим несовершенным попыткам. Уже стало привычным сравнивать современность - конец двадцатого века - с концом века девятнадцатого. Ряд общественныхе процессов и явлений духовной жизни нашего времени имеют свои параллели в прошлом. В поисках ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, сегодня многие обращаются к опыту философов, общественных и религиозных деятелей, живших на рубеже XIX-XX столетий (благо есть к кому обращаться). Но даже на фоне этой замечательной плеяды мыслителей выделяется могучая фигура Льва Николаевича Толстого. Долгое время Толстой был обречен оставаться "зеркалом русской революции". Такая заидеологизированность делала совершенно невозможным серьезное изучение в СССР религиозно-философских воззрений писателя. Связь Толстого с Индией была известна, но, как правило, освещалась однобоко: влияние Толстого на национально-освободительное движение Индии, переписка с Ганди и индийскими революционерами и т.д. Чтобы прояснить отношение Толстого к революции и национализму, приведу несколько цитат и больше к этому вопросу возвращаться не буду: Откуда возьмут таких людей, которые без злоупотреблений построят посредством насилия социалистический праведный строй?(1-56,с.335) Мы теперь привыкли и любим жить дурно, за что ни возьмемся, все гадим, а говорим, что хорошо станем жить, когда будет устройство хорошее. Да как же быть хорошему устройству, когда люди плохие?(1-37,с.57) Как из гнилых и кривых бревен, как ни перекладывай их, нельзя построить дома, так из таких людей нельзя устроить разумное нравственное общество.(1-28,с.165) Оставьте вы в покое "Россию", то, чего нет, а подумайте о том, что есть - о себе, о своей душе.(1-56,с.360) "Что делать?" - спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом "Что делать?" всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой.(11,с.161) В полном согласии с ведическим учением, русский мыслитель утверждал, что несовершенные люди не могут создать совершенное общество. Необходима внутренняя работа по совершенствованию души - на санскрите это называется "йога". Известный исследователь творчества и жизни Толстого А.И.Шифман в предисловии к своей книге "Лев Толстой и Восток" предупреждает, что читатель не найдет в ней сравнительного анализа "философских воззрений русского художника и мыслителей Востока"(29,с.6). Разве могло быть иначе, если само слово "Бог" в те времена нужно было писать с маленькой буквы*? _______________________________________________________________________ * Так даже в послевоенных томах научного Полного Собрания Сочинений Толстого; со строчной буквы писались и эвфемизмы: "Хозяин", "Пославший" и пр. Первоначальное написание пришлось восстанавливать по аналогии с дореволюционными изданиями и первыми томами ПСС. =========================== Однако мировоззрение Толстого сложилось в значительной степени под влиянием классической индийской философии - религии Вед, - которая наложила глубокий отпечаток на его жизнь и творчество. Тема "Толстой и Веды" многогранна. Вначале мы рассмотрим пути, по которым ведическая философия могла прийти к Толстому. Затем проследим за ведическими мотивами в художественных произведениях писателя, после чего сравним с вайшнавской философией учение Толстого, которое до нас донесли его философско-теологические труды. И в заключение мы попробуем найти связь между учением Вед о стадиях человеческой жизни и жизненным путем Льва Николаевича - в частности, остановимся на действиях Толстого, направленных на популяризацию в России ведического знания. Конечно, такое разделение достаточно условно, так как жизнь, литературное творчество и философия не разделены четкими границами. Почти все художественные произведения Толстого автобиографичны, "письменный труд" составлял большую часть его жизни, а литературный талант художника ярко проявился и в чисто философских произведениях. Еще один явный недостаток работы, предлагаемой вашему вниманию: желание максимально сократить объем книжки (у кого сегодня есть время читать пухлые трактаты?) обрекло ее на известную односторонность и сужение круга рассмариваемых вопросов. В оправдание приведу пословицу, которую зрелый Толстой повторял весьма часто: "Много баить не подобает". Прежде чем приступить к изложению материала, чувствую себя обязанным выразить признательность директору мемориальной усадьбы "Ясная Поляна" В.И.Толстому и сотрудникам музея за оказанное содействие в работе с материалами личной библиотеки Л.Н.Толстого. Также благодарю всех, чья помощь сделала эту публикацию возможной.