Постструктурализм — общее название
для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 — 1980-х
гг., связанных с критикой и преодолением структурализма (см. структурная
лингвистика,
структурная поэтика
).
Цель П. — осмысление всего «неструктурного» в структуре, выявление парадоксов. возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения.
П. в основном французское направление мысли: его главные представители — Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева.
Рубеж, отделяющий структурализм от П., — события весны и лета 1968 г. Этот период характеризуется обострением чувствительности интеллектуала к социальным противоречиям. Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснить социальные катаклизмы.
«П. возник, — пишет Н.
С. Автономова, — из осмысления известной сентенции периода
майских событий: «Структуры не выходят на улицы». Коль скоро нечто важное,
однако, совершается (кто-то строит баррикады и оспаривает существующий
порядок), значит, самое главное в структуре — не структура, а то, что выводит
за ее пределы. [...] За рамки структуры как закона сообразности выходят
случай, шанс, событие
, свобода; за рамки структуры как логического построения выходят
аффекты, тело, жест; за рамки структуры как нейтрального, объективного,
познавательного выходят власть, отношения господства и подчинения. [...]
Среди ориентаций внутри П. особенно
важны две — с акцентом на текстовую реальность и с акцентом на политическую
реальность. Девиз одной — «вне текста нет ничего» (вариант: «нет ничего,
кроме текста» — Деррида), другой
— «все в конечном счете — политика» (Делез)».
Одной из главных задач П. становится
критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение
за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и
власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия,
данности, смысла
, единства, полноты, в П. противопоставлены
идеи различия и множественности. Наиболее последовательно и ярко эта разновидность
П. представлена у Деррида.
Для того чтобы «перехитрить» метафизику, приходится нарушать междисциплинарные
перегородки и политические запреты, выходя на уровень тела, действия, языка
в его особом аспекте. Задача метода деконструкции заключается в том, чтобы
показать в тексте значимость внесистемных, маргинальных элементов. «Всякий
текст живет среди откликов, «перекличех», «прививок», «следов» одного текста
на другом. След важнее и первичнее любой системы: это отсрочка во времени
и промежуток в пространстве; отсюда столь существенный для Деррида
глагол differer, означающий одновременно «различать» и «отсрочивать», и
соответствующий неографизм diffAnce («различение»). [...] Все эти нарушения
структурности и системности [...] наводят на мысль, что структура либо
не существует вовсе, либо она существует, но не действует, либо, наконец,
действует, но в столь измененном виде, что именно «поломка», а не «правильное»
ее функционирование становится «нормой». [...] Под давлением контекста
в тексте размываются границы «внешнего» и «внутреннего»: на их место у
Деррида и Делеза
приходят многообразные мыслительные эксперименты с пространством — всевозможные
«складки», «выпуклости-вогнутости», «вывернутые наизнанку полости».
Само обилие закавыченных понятий в предыдущей цитате ясно показывает последовательное стремление П. к обновлению не только методов и объектов исследования, но и самого метаязыка. В научной обиход вводятся слова и понятия, существовавшие до этого лишь в обыденной речи, но при этом им придается новый смысл, дополняющий и одновременно ограничивающий прежний.
«Лишившись гарантий и априорных критериев, — пишет Автономова, — философия, однако, заявила о себе как конструктивная сила, непосредственно участвующая в формировании новых культурных объектов, новых отношений между различными областями духовной и практической деятельности. Ее новая роль не может быть понята до конца, пока не пережит до конца этот опыт. Нерешенным, но крайне существенным для ее судьбы остается вопрос: можем ли мы оспорить, проблематизировать разум иначе как в формах самого разума? можем ли мы жертвовать развитой, концептуально проработанной мыслью ради зыбкой, лишь стремящейся родиться мысли — без образов и понятий? В любом случае перед нами простирается важная область приложения умственных усилий: спектр шансов открытого разума. К этому выводу приходит анализ необычной, своеобразной — и всячески подчеркивающей свое своеобразие — мыслительной практик П.».
Лит.: | Автономова Н.С. Постструктурализм // Современная
западная философия: Словарь. — М., 1991.
Барт Р. Избранное: Семиотика. Поэтика. — М., 1989. Фуко М. Слова и вещи. — М., 1994. |
Работы М. Фуко, Ж. Делеза и Ж. Деррида |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Постструктурализм |