Структурная поэтика — направление
в литературоведении начала 1960-х — конца 1970-х гг., взявшее основные
методологические установки, с одной стороны, у классической структурной
лингвистики де Соссюра и, с другой
стороны, у русской формальной школы
1920-х гг. (см.).
С. п. имела три основных географических
центра: Париж, Тарту и Москву. Французская школа (Клод
Леви-Строс, Ролан Барт
— см. также постструктурализм
, отчасти Р. О. Якобсон
— см. семиотика
)
была наиболее философски ориентированной, и структурализм здесь довольно
быстро перешел в постструктурализм.
Московская и тартуская школы развивались в тесном контакте, так что можно говорить о московско-тартуской школе. Главными представителями С. п. в Москве были Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, А. М. Пятигорский; в Тарту — Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, Б. М. Гаспаров, П. А. Руднев.
С. п. была тесно связана с семиотикой
(в определенном смысле для России это даже было одно и то же), но
в политическом смысле на советской почве она была поневоле интеллектуальным
движением антиофициозного, внутриэмигрантского толка. Зародившись в оттепель
1960-х гг., она сумела пережить 1968 г., а к концу 1970-х гг. приобрела
черты модной респектабельности, чего-то вроде отечественного товара, предназначенного
на экспорт.
Основным тезисом С. п. был постулат о системности художественного текста (и любого семиотического объекта), системности, суть которой была в том, что художественный текст рассматривался как целое, которое больше, чем сумма составляющих его частей. Текст обладал структурой, которая мыслилась в духе того времени как похожая на структуру кристалла (говорили, что в начале своего пути литературоведы-структуралисты изучали основы кристаллографии, чтобы лучше понять то, чем они занимаются сами).
Важнейшим свойством системности, или структурности (это в общем тоже
были синонимы с некоторыми обертонами), считалась иерархичность уровней
структуры. Это положение тоже было взято из структурной лингвистики, но
естественный язык в чем-то более явно структурированное образование, и
в лингвистике тезис об иерархичности уровней вначале не вызывал сомнений,
а потом, как раз когда его взяла на вооружение С.
п., был пересмотрен генеративной лингвистикой
. Уровни были такие (их число и последовательность варьировались
в зависимости от того, какой исследователь принимался за дело): фоника
(уровень звуков, которые могли приобретать специфически стихотворное, поэтическое
назначение, например аллитерировать — «Чуть слышно,
бесшумно шуршат камыши» — К?.
Д. Бальмонт; метрика (стихотворные размеры — см. подробно
система стиха
),
строфика, лексика (метафора, метонимия и т.д.), грамматика (например, игра
на противопоставлении первого лица третьему — «Я и толпа»; или прошедшего
времени настоящему — «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее
племя»); синтаксис (наименее разработанный в С.
п.); семантика ( смысл
текста в целом). Если речь шла о прозаическом произведении, то фоника,
метрика и строфика убирались, но зато добавлялись фабула, сюжет
(см.), пространство
,
время
(то есть особое художественное моделирование пространства и времени в художественном
тексте). Надо сказать, что излюбленным жанром С.
п. был анализ небольшого лирического стихотворения, которое
действительно в руках структуралиста начинало походить на кристаллическую
решетку.
На самом деле количество и последовательность уровней структуры художественного текста были не так важны. Важнее в истории С. п. было другое: что она в глухое брежневское время, когда литература настолько протухла, что сделалась нехитрым объектом, впрочем, квазиполитических манипуляций (знаменитая трилогия Л. И. Брежнева), вернула литературе ее достоинство — ее художественность, право и обязанность быть искусством для искусства. Советский школьник, которого тошнило от Ниловны или «образа Татьяны», попав на первый курс русского отделения филологического факультета Тартуского университета, мог с удивлением обнаружить, что литература — это очень интересная вещь.
Одним из важнейших лозунгов С. п. был призыв к точности исследования, применению основ статистики, теории информации, математики и логики, приветствовалось составление частотных словарей языка поэтов и индексов стихотворных размеров.
В этом плане структуралисты (в особенности стиховеды) разделились на холистов (целостников), считавших, что художественный текст возможно разбирать только в единстве всех уровней его структуры, и аналитиков (дескриптивистов), полагавших, что следует брать каждый уровень по отдельности и досконально изучать его. Эти последние и составляли метрические справочники и частотные словари.
Неудержимое стремление к точности вскоре стало порождать курьезы, своеобразный «правый уклон» в структурализме. Так, например, в 1978 г. в г. Фрунзе (ныне Бишкек) вышло методическое пособие для математического анализа поэтических текстов, в котором предполагалось предать тотальной формализации все уровни и единицы структуры поэтического текста. При этом авторы пособия вполне всерьез предлагали брать за единицу «художественности» текста 1/16 от художественности стихотворения А. С. Пушкине «Я помню чудное мгновенье». Называлась эта единица — 1 керн.
Как это представляется теперь, наиболее позитивной и важной стороной
С. п. были не ее методы и достижения
(методы были взяты напрокат, а достижений, как правило, добивались вопреки
методам), а ее открытость другим направлениям, просветительский пафос.
Так, структуралисты заново открыли миру М. М. Бахтина
(см. карнавализация,
диалогичесжое слово
,
полифонический роман
),
гениальную ученицу академика Н. Я. Марра
(см. новое учение о языке) О. М. Фрейденберг
(см. миф,
сюжет
)
; они готовы были подвергать структурному анализу все на свете: карточные
гадания, шахматы, римскую историю, функциональную
асимметрию полушарий головного мозга
(см.), законы музыкальной гармонии и обратную перспективу в иконографии
(кстати, именно в тартуских «Трудах по знаковым системам» начали еще в
1970-х годах потихоньку публиковать труды репрессированного отца
Павла Флоренского).
Тартуско-московская С. п. удивила мир тем, что в тухлой брежневской империи, как оказалось, формируются яркие гуманитарные идеи и работают профессиональные, порой выдающиеся гуманитарные интеллекты. Структурализм в России заменил и политику, и философию, которыми нельзя было заниматься всерьез.
Когда рухнула «Великая берлинская стена», разъединявшая Россию и Запад, С. п. сделалась достоянием истории науки. В Россию хлынули свежие идеи с Запада и из собственного исторического прошлого. Анализировать стихотворения перестало быть самым интересным занятием. Отчасти реанимировать С. п. удалось А. П. и М. О. Чудаковым, учредившим Тыняновские чтения, проходившие с 1982 г. (по сию пору) и в чем-то заменившие Летние школы семиотики в 1960-е гг. в Кяэрику под Тарту, а главное, локализовавшие С. п. под знаменем формальной школы, а не присвоившие ее изобретение себе, как это сделал Лотман. Но в целом изменить ничего уже было нельзя, так как научный и идеологический кризис конца века захлестнул к началу 1990-х гг. весь просвещенный мир.
Лит.: | Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике
// Ю. М.
Лотман и тартуская школа. — М., 1964. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970. Успенский Б. А, Поэтика композиции. — М., 1972. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. — М., 1972. Труды по знаковым системам (Учен. зап. Тартуского ун-та).- Тарту, 1965 — 1983.- Вып. 2 — 20. Учебный материал по анализу поэтических текстов / Сост. и прим. М. Ю. Лотмана. — Таллин, 1982. |
![]() |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Структурная поэтика |