© В.Л.Бенин, М.В.Десяткина;
компьютерное оформление Я.В.Бенина
Учебное пособие по социальной философии
БГПУ
У ф а - 1 9 9 7
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Специфика философского познания социальной действительности
1.2. Предмет и функции социальной философии
2.1. Общество как философская проблема
2.2 Философские проблемы экономической жизни общества
2.3. Философия техники
2.4. Философия политики
2.5. Общественное сознание и духовная жизнь общества
3.1. Философия истории: методологические проблемы
3.2. Смысл и направленность истории
3.3. Философские проблемы периодизации истории
4.1. Проблема человека в истории философии
4.2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?
4.3. Проблема личности в философии
5.1. Сущность культуры
5.2. Актуальная культура и культурная память
5.3. Виды культуры
5.4. Диалогический характер культуры
5.5. Структура и функции культуры
В советское время в высших учебных заведениях нашей страны
изучался курс философии, который включал в себя две части
- диалектический материализм и исторический материализм.
Диалектический материализм был призван дать так называемый
марксистско-ленинский взгляд на законы развитие природы,
проанализировать материю и сознание, мышление и процессы
познания. Исторический материализм изучал процессы, происходящие
в обществе, и прежде всего выполнял идеологическую
функцию. Усомниться в истинности его выводов значило объявить
себя несогласным с "политической линией партии и правительства".
В годы заката социализмаа в СССР многие ученые задались
вопросом: является ли действительно исторический материализм
наукой? Выводы, которые тогда были сделаны, удивили
многих, даже далеких от философии людей.
Во-первых, термин "исторический материализм", оказывается,
означает не науку, а всего лишь "материалистическое
понимание общества и истории". "Истмат" - это сокращение,
которое ввел в научный оборот Ф. Энгельс, когда в 90-х годах
ХIХ в. разъяснял в письмах своим многочисленным корреспондентам
сущность марксистского понимания общества и истории.
Во-вторых, исторический материализм - это не наука и
потому, что вся марксистско-ленинская философия наукой не
является. Известный отечественный философ А.Л. Никифоров
писал, что отождествление нашей философии с наукой нанесло ей
немалый вред: философы не имели возможности высказывать свои
собственные мысли, а должны были разрабатывать только то,
что было когда-то выдвинуто "классиками марксизма-ленинизма"
и идеологами коммунистического движения (Никифоров А.Л.
Является ли философия наукой? // Философские науки.1989.N6.
С.53).
Один из самых известных российских историков философии
А.Н.Чанышев подверг критике и другую "аксиому" советской
философии - ее партийность: "Философия по своей сути беспартийна,
- писал он. - Философу не престало принадлежать к какой-либо
политической партии и надевать на глаза неизбежные партийные
шоры. Декларируя, что философия всегда была партийной,
В.И. Ленин готовил для философии и философов печальное и
позорное будущее: ей - судьбу быть исключительно идеологией,
то есть служанкой политики, а им - судьбу дипломированных
лакеев партократии, стоящей над бессловесным, якобы
темным народом и вносящей в него сознание извне"(Чанышев
А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов
// Вестник Моск. ун-та. Сер. "Философия". 1991.N2. С.88).
Ныне в высшей школе нашей страны произошел отказ от
учебных курсов диалектического и исторического материализма.
Сейчас идет интенсивная работа по созданию таких курсов
философии, которые отвечали бы требованиям, выдвигаемым
современным уровнем развития российского общества.
Пересмотр прежних идеологических аксиом отечественной
философии коснулся прежде всего тех проблем, которые носят
аксиологический характер, то есть задевают ценностные
ориентации общества и человека: сущность общества как
саморазвивающейся системы, место человека и его интересов в
сложной структуре социальных отношений, смысл и предназначение
истории, сущность прогресса и его критериев, сущность
культуры, частная собственность и отношение к ней и т.д.
Многие из этих вопросов рассматривает социальная философия -
наука для нашего общества новая, тем не менее, успевшая
занять весьма авторитетное место в системе других
социально-гуманитарных дисциплин.
Основные цели и задачи курса социальной философии в
процессе подготовки современного специалиста высшей квалификации
состоят в следующем:
• формирование теоретического образа мира, основанного
на современных социально-философских подходах;
• знакомство с понятийным, категориальным аппаратом и
основными дефинициями социальной философии;
• развитие навыков использования законов и категорий
социальной философии для фундаментализации профессиональных
знаний, дальнейшего развития творческого мышления.
Возможны различные варианты построения курса социальной
философии. В настоящем учебном пособии социальная
философия представлена состоящей из следующих крупных бло
ков:
• предмет социальной философии,
• философия общества,
• философия истории,
• философия человека,
• философия культуры.
Подобную структуру можно объяснить тем, что социальная
философия изучает общество и социальную жизнь не только
структурно-функциональном плане, но и в ее историческом
развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является
и сам человек, взятый как представитель социальной группы
или общности, т.е. в системе его социальных связей.
К КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Учебники и учебные пособия
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.
М.,1994.
2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник: В 2-х т.
М.,1993.
3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч.
М.,1989.
4. Глядков В.А. Философский практикум: Вып.1-3. М.,1994.
5. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.,1995.
6. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия (Книга для школьников и студентов). Ростов н/Дон, 1995.
7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.,1994.
8. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. М.,1991.
9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995.
10. Социальная философия / Под ред. Н.В.Лавриненко. М.,1995.
11. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов
н/Дон, 1995.
12. Социальная философия: Хрестоматия: В 2-х ч. М.,1994.
13. Философия: Учебник для вузов. Ростов н/Дон, 1995.
14. Философский энциклопедический словарь. М.,1989.
Социальная философия: история и персоналии
1. Арон Р. Двусмысленный и неисчерпаемый // Вестник Моск.
ун-та. Серия философия. 1992. № 2.
2. Володин А. Ленин и философия: не поставить ли эту проблему заново? // Коммунист. 1990. № 5.
3. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.,1994.
4. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М.,1994.
5. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Соч.:
В 2 т. М.,1992. Т. 2.
6. Валицкий А. По поводу "русской идеи" и русской философии // Вопросы философии. 1994. № 1.
7. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992.
8. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.
9. Западная философия ХХ века. М., 1994.
10. Зеньковский В.Д. История русской философии: В 2 т.
Л., 1991.
11. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины
XIX начала XX века. М., 1988.
12. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
13. Красин Ю. Кризис марксизма и место марксистской традиции
в истории общественной мысли // Свободная мысль.1993.№1.
14. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
15. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.,1990.
16. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
17. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
18. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.,1983.
19. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философское мировоззрение. М.,1990.
20. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
21.Огурцов А. Подавление философии в СССР // Общественные
науки и современность. 1989. №3.
22. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. М., 1991.
23. Павлов А.Т. К вопросу о своеобразии русской философии //
Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1992.№ 6.
24. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск,
1994.
25. Скэндлан Дж.П. Нужна ли России русская философия? // Во-
просы философии. 1994. № 1.
26. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.
27. Современная буржуазная философия. М., 1978.
28. Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов. М.,
1990.
29. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии ХХ века. М., 1994.
30. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991.
31. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
32. Яхот И. Подавление философии в СССР (20 - 30-е годы) //
Вопросы философии. 1991. № 9 - 11.
Предмет социальной философии
1. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России)//Вопросы философии. 1995. № 12.
2. Библер В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение
к исходному вопросу)//Вопросы философии. 1995. № 1.
3. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993.
4. Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.
5. Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии //
Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1995. № 1.
6. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994.
№ 1.
7. Исторический материализм как социально-философская теория.
М., 1982.
8. Категории социальной диалектики. Минск, 1978.
9. Корявко Г.Е. Философское сознание как рефлексия // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1992. № 3.
10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
11. Песков А.М. У истоков русского философствования // Вопросы философии. 1994. № 5.
12. Рачков П.А. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии // Вестник Моск. ун-та. Серия философия.
1994. № 1.
13. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1995. № 2.
14. Харин Ю.А. Марксистская социальная диалектика. Минск,
1985.
15. Чанышев А.Н. Философия как "филология", как мудрость и
как мировоззрение // Вестник Моск. ун-та. Серия филосо-
фия. 1995. № 5.
16. Что такое философия? (материалы "круглого стола") // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1995. № 2.
Философия общества
1. Алексеева Т.А., Кравченко И.И. Политическая философия: к
формированию концепции // Вопросы философии. 1994. № 3.
2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
3. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. М., 1984. Т. 4.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
6. Вригт Г.Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы
философии. 1995. № 4.
7. Власть: Очерки политической философии Запада. М., 1989.
8. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
9. Гаджиев К.С. Политическая философия: формирование и сущность // Вопросы философии. 1995. № 7.
10. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
11. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. М., 1994.
12. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
13. Задорожнюк И.Е. Является ли общество всего лишь "рыночной площадью"? // Вопросы философии. 1995. № 10.
14. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе // Общественные науки и современность. 1996.
15. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены.
М., 1991.
16. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
17. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.
18. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
19. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
20. Оруджев З.М. Философский анализ региональной политики России // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1995. № 4.
21. Панарин А.С. Философия политики. М.,1994.
22. Петров Ю.А. Что такое философия науки // Вестник Моск.
ун-та. 1995. № 3.
23. Платон. Государство // Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3.
24. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.
Т. 1 - 2.
25. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и
ценности //Вестник Моск.ун-та.Серия философия.1995.N2.
26. Российская ментальность (материалы "круглого стола") //
Вопросы философии. 1994. № 1.
27. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии
общества // Вопросы философии. 1995. № 8.
28. Самоорганизация в природе и обществе: Философско-методологические очерки. СПб., 1994.
29. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление философии техники. М., 1994.
30. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.
31. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и
техники. М., 1995.
32. Философия и культура: проблемы и перспективы // Вестник
Ленингр. ун-та. Серия 6. 1991. № 3.
33. Философия и политика (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. !996. № 1.
34. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы
материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1995.
№ 11.
35. Философия техники // Вопросы философии. 1996. № 3.
36. Цивилизации. Вып.2. М., 1993.
37. Эллюль Ж. Технологический блеф // Философские науки.
1991. № 4.
Философия истории
1. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных
концепций. М., 1991.
2. Ковалёв А.М. Ещё раз о формационном и цивилизационном
подходе // Общественные науки и современность. 1996. №1.
3. Малинин В.А. Отечественная философия истории в контексте Русской идеи // Вестник Моск. ун-та. 1994. № 4.
4. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.,
1983.
5. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука //
Вопросы философии. 1994. № 6.
6. Мудрагей Н.С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. 1996. № 1.
7. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992.
№ 8.
8. Рачков П.А. "Конец истории" как социофилософская проблема
// Вестник Моск. ун-та. 1993. № 2.
9. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
10. Философия истории: Антология. М., 1994.
11. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
12. Шпет Г.Г. Философия истории // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1994. № 3.
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Философия человека
1. Барулин В.С. Философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии).М., 1991.
3. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
4. Буржуазная философская антропология ХХ века. М., 1986.
5. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов
Н/Дон, 1994.
6. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986.
7. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М., 1991.
8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
9. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Соч. М., 1983.
10. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994.
11. Лосский Н.О. Свобода воли // Избранное. М., 1991.
12. Мамардашвили М.А. Философия и личность // Человек. 1994.
№ 5.
13. Моральные ценности и личность. М., 1994.
14. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения
личости в философии и психологии (к истории проблемы) //
Вопросы философии. 1995. № 8.
15. О человеческом в человеке. М., 1991.
16. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
17. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М.,
1990.
18. Серов Н.К. Личность и время. М., 1989.
19. Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник Ленингр.ун-та. Серия 6.1990. №3.
20. Смысл жизни: Антология, М., 1994.
21. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия //
Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.1.
22. Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья //
Социологические исследования . 1988. № 4.
23. Тейар де Шарден П. О счастье // Человек. 1991. № 2.
24. Тейар де Шарден П. Феномен Человека. М., 1987.
25. Феномен человека: Антология, М., 1993.
26. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
27. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
28. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
29. Человек в зеркале наук. Л., 1991.
30. Человек в системе наук. М., 1989.
31. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,
смерти и бессмертии. XIX век. М.. 1995.
32. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные
произведения. М., 1994.
Культура как социальное явление
1. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре //
Культура, человек и картина мира. М.,1987.
2. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и
теории. М.,1978.
3. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
4. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.,1990.
5. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М.,
1989.
6. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.,1985.
7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.
8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.
9. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры.С.Пб.,1995.
10. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.
11. Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и
социокультурная среда. М.,1992.
12. Культура как социальное явление // Очерки по культуре
народов Башкортостана. Уфа,1994.
13. Культурный прогресс: философские проблемы. М.,1984.
14. Культурология ХХ века: Антропология. Философия и социо-
логия культуры. М.,1994.
15. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
16. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.
17. Межуев Б.Н. Культура как проблема философии // Культура,
человек и картина мира. М.,1987.
18. Моль А. Социодинамика культуры. М.,1973.
19. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск,
1992.
20. Розанов В.В. Религия и культура // Сочинения. Т.1. М.,
1990.
21. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990.
22. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.,1989.
23. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Дон,1996.
24. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.,1989.
25. Шор Ю. Очерки теории культуры. Л.,1989.
26. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск,1993.
27. Ясперс К. Человек и его ценности. Ч.1. М.,1988.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
—МИНИМУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
аксиология
антропогизм
благо
бытие
закон
зло
идеал
индивид
индивидуальность
информационное общество
иррационализм
искусство
историзм
категория
культура
личность
ментальность
метафизика
методология
мировоззрение
мораль
народ
наука
неопозитивизм
норма
общество
объект
отношение
парадигма
плюрализм
праксеология
практика
развитие
революция социальная
регресс
самосознание
свобода
система социальная
способ производства
субъект
сциентизм
техника
философия жизни
философия истории
ценности
цивилизация
человек
экзистенциализм
На оглавление