содержание

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Аксиология (буквально: наука о ценностях) — модное реакционное течение в буржуазной философии, рассматривающее все явления с точки зрения их «духовной ценности», т. е. приемлемости или неприемлемости для буржуазии.—8.

[2] «Сарва-даршана-санграха» (буквально: «Всех философских систем (воззрений) собрание») была написана ведантистом, средневековым браминским философом Мадхавачарьей в XIV в. В этой работе впервые были систематически изложены взгляды основных школ индийской философии.—9.

[3] Веды (буквально: знание, особенно—священное) — наиболее древние памятники индийской литературы, создание которых относится к периоду разложения родового строя. В ведах были записаны мифы и предания, обращения (гимны) ко многим божествам, правила молитв и жертвоприношений и т. д. Время возникновения вед датируется приблизительно серединой II тысячелетия до н. э. По своему характеру и происхождению древнейшая и наиболее оригинальная из них — Ригведа (веда гимнов) отражает эпоху разложения первобытно-общинного строя. Известны также Самаведа (веда мелодий), Яджурведа (веда жертвоприношений) и Атхарваведа (веда заклинаний).—10.

[4] Упанишады (буквально: тайное учение) — многочисленные философские комментарии к ведийским текстам эпохи образования в Индии классового общества с его кастовым строем. Составлены как жрецами-браминами, так и их противниками. Упанишады представляют собой множество рассказов и бесед на философские темы, ведущихся кшатриями (каста воинов), браминами и царями. Основная идея браминских упанишад: «познай самого себя, и ты познаешь Брахмана» легла в основу -ведантийской философии, ныне теоретически оправдывающей индуизм (подробнее об этих идеях упанишад см. часть X, раздел 2, настоящего издания). Были и антибрахманистские упанишады, создававшиеся буддистами, чарваками и джайнистами.—15.

[5] Пураны (буквально: сказания о древности)—предания, огромные эпические произведения, напоминающие «Махабхарату». Пураны были созданы между началом II тысячелетия и началом I тысячелетия до н. э. различными сектами. Пуран имеется большое количество; 18 из них считаются главными (махапурана). Пураны считаются ведами низших каст, их могут слушать также и женщины.—28.

[6] Брахманда—«яйцо Брахмы». Согласно индийской мифологии, вселенная представляется яйцом Брахмы. —28.

[7] Йоджана—мера длины, равная приблизительно 16км.—28.

[8] В мифологии индийцев различаются четыре мировых периода, или юги:

1) Сатьяюга, или Критаюга — Золотой век, 2) Третаюга — Серебряный век, 3) Двапараюга — Медный век и 4) К^алиюга — Железный век, который длится по сие время.—29.

[9] О происхождении и развитии материалистических взглядов в Индии имеются очень скудные сведения, ибо большая часть источников была утеряна или уничтожена врагами чарваков. Дошедшие же до нас взгляды чарваков были частично искажены их противниками.

Исследованиями современных индийских философов доказано, что возникновение и развитие материалистических взглядов в Индии относится к весьма отдаленным временам и исторически предшествовало многим так называемым ортодоксальным идеалистическим школам. Материалисты древней Индии выражали интересы прогрессивных слоев общества, не желавших мириться с существующим положением вещей, выступавших против требований брахманов установить кастовый строй, против святости вед и учения буддистов и джайнистов о непротивлении злу насилием.—30.

[10] Бетель -— лазящий кустарник, произрастающий в тропической Азии. Пряные на вкус зеленые листья бетеля в сочетании с некоторыми другими веществами используются для жевания.—30.

I11] Меласса — бурая патока, отход от переработки сахарной свеклы.—30.

[12] Джайнизм возник приблизительно в VI в. до н. э., когда в Индии складывались касты. В противовес браминам, отражавшим интересы господствующего класса, которые требовали исполнения всех религиозных ведических ритуалов, кшатрии выступили с новым учением — джайнизмом, отрицавшим богов и авторитетность вед, что привлекло на их сторону часть угнетаемых и закабаляемых трудящихся. В настоящее время религии джайнизма придерживается около 1,5 млн. индийцев. —31.

[13] Буддизм (по имени своего легендарного основателя — Будды, «Просветленного») возник в VI—V вв. до н. э. и явился выражением пассивного протеста закабаляемых масс против кастового устройства общества, засилия знати и ее религии — брахманизма. Ранние буддисты не признавали учения вед и упанишад о всеобщей божественной субстанции, противопоставляя им теорию мгновенности бытия всего сущего. Со временем реакционные черты буддизма усиливаются, Будда начинает почитаться божеством, а учение буддистов о непротивлении злу насилием используется в интересах господствующих классов. С IV— III вв. до н. э. буддизм становится государственной религией Индии и распространяется на ряд соседних стран, К этому времени относится и постройка ряда буддийских храмов, сохранившихся частью до нашего времени. В дальнейшем (с IV—VI до VIII—Х вв. н. э.) буддизм в Индии уступает место новым разновидностям брахманизма — шиваизму и вишнуизму.—34.

[14] Ньяя (буквально: правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) — школа древнеиндийской философии, возникшая приблизительно в конце I в. н. э.—37.

[15] Система вайшешики зародилась, повидимому, в V в. до н. э.—40.

[16] Санкхья (буквально: число, перечисление) — философская система, упоминаемая уже в древних текстах упанишад, а также в сочинениях буддистов. Расцвет ее относится ко II—VII вв. н. э. Философия санкхьи носит дуалистический характер.— 42.

[17] Патанджали, автор «Йога-сутры», жил приблизительно во II в. до н. э. Йога как система философии еще недостаточно изучена. Большинство авторов считают эту систему теистической и мистической.—45.

[18] П у рва-миманса (ранняя миманса) возникла приблизительно в IV—V вв. до н.э. Обычно считают, что Джаймини составил сутру приблизительно в 200г. н.э. Есть основания полагать, что сочинения пурва-мимансы были направлены против ранних буддистов, отрицавших авторитет вед.—47.

[19] Шанкара (ок. 800 г. н. э.)—один из основоположников средневековой школы веданты, возникшей примерно в начале нашей эры в противовес материалистическим и атеистическим учениям как теоретическое оправдание брахманизма. К VII— VIII вв. в Индии под влиянием роста науки и техники усиливаются позиции материализма. Шанкара, живший в этот период и отражавший интересы господствующего класса, обосновывает мистическую, иллюзионистскую школу веданты.

Рамануджа—родоначальник рационалистического и реалистического направления ведантийской философии, жил в XII—XIII вв. н. э.. в период упадка Индии и ее завоевания мусульманами. —49.

[20] Здесь авторы истолковывают сущность материализма в духе прагматиста Джемса. Диалектический материализм рассматривает мышление, сознание как продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, как продукт мозга.—54.

[21] Слово «метафизика» употребляется здесь для обозначения раздела философии, рассматривающего проблемы, «выходящие за пределы опыта» (о боге, о душе, о свободе воли и т. д.), т. е. в обычном буржуазном смысле.—60.

[22] а Кама-сутрам (учение о любви), по некоторым данным, написана гедонистом, врачом Ватсьяяной приблизительно в I в. н. э., известным в то время материалистом.—67.

[23] Термины данданити и варта встречаются и в «Артхашастре», где они имеют более конкретное значение' «учение о государственном управлении» и «учение о хозяйстве». Они приводятся там в числе четырех наук наряду с философией {анавикшаки) и учением о трех ведах [тряйи), т. е. религией.—68.

I24] Пракриты — среднеинднйские языки. В отличие от древнего литературного языка санскрита, на котором писались проведические, брахманистские произведения, пракриты явились разговорным языком, получившим литературную обработку в трудах ранних джайнистов и буддистов.— 72.

[25] Манго — съедобный плод мангового дерева, широко распространенного в южной, тропической части Азии.—95.

[26] Далее авторы излагают идеалистическую теорию недлительности существования вещей Бергсона, ошибочно считая ее продолжательницей теории раннего буддизма, который рассматривал все вещи в их изменении и развитии и не сомневался в их реальности.—129.

[27] О Дхармакирти см. многочисленные фундаментальные работы акад. Ф. И. Щербатского по буддийской философии.— 140.

[28] Гангеши—основатель средневековой школы ньяйи, жил приблизительно в XII в. н. э. Он положил начало схоластическому направлению философии ньяйи.—153.

[29] Митхилла—столица древнего царства Видеха, которая была расположена север о-восточнее Магатхи (современный Южный Бнхар). Ныне называется Джанакпуром. — 153.

[31] Под шрути (буквально: услышанное) понимается вся священная литература индийцев, т. е. веды, включая древнейшие разделы ведичсской литературы. Согласно религиозно-философским представлениям так называемых ортодоксальных школ, веды существовали до сотворения мира. Они не были созданы поэтами-мудрецами, а только были услышаны некогорыми из них, которые поведали их миру. Вся остальная литература не входит в состав шрути н называется смрипги (буквально: память, воспоминание). Иод древнейшими смрити понимаются различные сутры, т- е. краткие правила (изречения) или трактаты, содержащие такие правила (касающиеся главным образом исполнения обрядов и законов). Среди них наиболее известным является «Манусмрити», или «Манавадхармашастра» — «Свод законов Ману». — 167.

[30] Английское слово recognition переводится на русский язык как «узнава-иие», «опознание»; приставкой же «re» англичане обычно пользуются для того, чтобы придать слову смысл «вновь», «еще раз». В данном случае, выделяя эту приставку, авторы подчеркивают смысл термина «пратьябхиджна» как узнавание уже известного.—169.

[32] Бхагавадгита (буквально: «Песнь божества») название философской лоэмы, входящей в состав Шестой книги Махабхараты. Поэма представляет собой беседу между двумя героями Махабхараты — Арджуной и Кришной, который здесь выступает великим божеством.—207.

[33] Некоторые исследователи индийской философии считают, что прозвище <Канада» было дано основателю системы вайшешика Улуке в насмешку за его атомистическую теорию: «Канада»— пожиратель зерен, мельчайших частиц, атомов.—211.

[34] Ниже кратко излагается идеалистическая теория неореализма, которая ошибочно приписывается авторами реалистической школе ньяйи.—223.

[35] Йогины — упражняющиеся в йоге, а также последователи 'философии-йоги. — 254.

[36] Раху—имя демона (дайтьи). Согласно мифам, демон Раху попробовал испить амириты, напитка бессмертия, которым обладали боги. Но Месяц и Солнце сообщили об этом богам, и Вишну-Нараяна срезал диском его голову в то время, как он пил амириту. С той поры голова Раху вступила в постоянную вражду с Месяцем и Солнцем, она проглатывает их, вызывая за-гмения. Поэтому Раху (голова Раху) почитается одной из планет. —275.

[37] Хираньягарбха (буквально: рожденный из золотой утробы яйца)— эпитет Брахмы. Праджапати (буквально: владыка созданий) — прозвище бога-создателя, которое в ведическую эпоху давалось Индре, Савитару, Соме и др., а в последующую эпоху обозначало уже самостоятельное божество. — 297.

[38] ритуалы питья и наймиттика. Первые — постоянные, необходимые обряды, вторые—обряды или ритуалы, совершаемые периодически, в связи с каким-нибудь событием, например рождением сына и т. п.—313.

[39] <Брахманы>—произведения, относящиеся к ведийской литературе. «Брахманы» были созданы жрецами-браминами в период становления классового общества в Индии; они представляли собой комментарии к ведам в духе брахманизма, содержащие описание ритуалов, всевозможные рассказы о царях и богах и т. п., и были направлены против джайнского и буддийского толкования ведийских текстов, а также против материалистов-чарваков.—317.

I40] Здесь говорится о предписанном брахманизмом «двурожденным» (касте избранных) пути жизни: в детстве — обучение, взрослому человеку — соблюдение ритуалов, пожилому — аскетизм. Каждому периоду жизни человека предпосылалась определенная священная книга, что видно из текста.—817.

[41] Последователи Пашупати — это почитатели Шивы. Капалики и Кала-мукхи—названия различных шиваитских сект.—334.

[42] Вайшванара—буквально «принадлежащий, доступный всем людям». Вират — буквально «владычествующий». — 367.

 

Hosted by uCoz