Сатисчандра ЧАТТЕРДЖИ
Дхирендрамохан ДАТТА

ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Перевод с английского
под редакцией

В.И.КАЛЬЯНОВА

И * Л

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва — 1954
Satischandra CHATTERJEE, Dhirendramohan DATTA
AN INTRODUCTION TO INDIAN PHILOSOPHY
4th edition Calcutta, 1950

Для научных библиотек


СОДЕРЖАНИЕ

От издательства

Часть первая

ВВЕДЕНИЕ

I. Основные черты индийской философии

    1. Природа философии
    2. Сущность и предмет индийской философии
    3. Школы индийской философии
    4. Место авторитета и разума в индийской философии
    5. Как постепенно развивались индийские системы
    6. Характерные черты индийских философских систем
    7. Пространственно-временная основа

     

II Краткий обзор систем

    1. Система чарвака
    2. Философская система джайнизма
    3. Буддийская система
    4. Система ньяйи
    5. Система вайшешики
    6. Система санкхьи
    7. Система йоги
    8. Система мимансы
    9. Система веданты

     

Часть вторая

ФИЛОСОФИЯ ЧАРВАКА

I. Происхождение и предмет философии чарвака

II. Теория познания чарвака

    1. Неопределенность вывода
    2. Свидетельство — ненадежный источник познания

     

III. Метафизика

    1. Мир состоит из четырех элементов
    2. Души нет
    3. Бога нет

 

IV. Этика

V . Заключение

Часть третья

ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА

I. Введение

II. Теория познания джайнизма

    1. Природа и виды знания
    2. Критика взглядов чарваков
    3. Джайнская теория суждения

     

III. Метафизика джайнизма

    1. Джайнская концепция субстанции
    2. Классификация субстанций
    3. Душа (джива)
    4. Неживые субстанции

     

IV Этика и религия джайнизма

    1. Зависимость души
    2. Освобождение
    3. Джайнизм — религия без бога
Часть четвертая

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

I. Введение

II. Учение Будды — четыре благородные истины

    1. Отрицательное отношение к метафизике
    2. Первая благородная истина — о наличии страданий
    3. Вторая благородная истина—о причине страданий Цепь из двенадцати звеньев
    4. Третья благородная истина — о прекращении страданий
    5. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению
    6. Философский смысл этического учения Будды

     

III. Школы буддийской философии

    1. Школа шунья-вады мадхьямиков
    2. Школа субъективного идеализма йогачаров
    3. Школа саутрантиков
    4. Школа вайбхашиков

     

IV. Религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна

Часть пятая

ФИЛОСОФИЯ НЬЯЙИ

I. Введение

II. Теория познания ньяйи

    1. Определение и классификация познания
    2. Восприятие
    3. Вывод
    4. Упамана — сходство
    5. Свидетельство

     

III. Теория физического мира

IV. Индивидуальное я и его освобождение

V. Теология ньяйи

    1. Учение о боге
    2. Доказательства бытия бога
    3. Антитеистические аргументы и их опровержение

     

VI. Заключение

Часть шестая

ФИЛОСОФИЯ ВАЙШЕШИКИ

I. Введение

II. Категории

    1. Субстанция
    2. Качество
    3. Действие (карма)
    4. Всеобщность
    5. Особенность
    6. Нераздельность
    7. Небытие

     

III. Созидание и разрушение мира

IV. Заключение

Часть седьмая

ФИЛОСОФИЯ САНКХЬИ

I. Введение

II. Метафизика санкхьи

    1. Теория причинности
    2. Пракрити и Гуны
    3. Пуруша
    4. Эволюция вселенной

     

III. Теория познания санкхьи

IV. Доктрина освобождения

V. Проблемы бытия бога

VI. Заключение

Часть восьмая

ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

I. Введение

II. Психология йоги

III. Этика йоги

    1. Природа и формы йоги
    2. Восемь средств йоги

     

IV. Место бога в системе йоги

V. Заключение

Часть девятая

ФИЛОСОФИЯ МИМАНСЫ

I. Введение

II. Теория познания мимансы

    1. Природа и источники познания
    2. По относящиеся к восприятию источники познания
    3. Достоверность познания
    4. Что такое ошибка?

     

III. Метафизика мимансы

    1. Общее мировоззрение
    2. Теория потенциальной энергии
    3. Учение мимансы о душе

     

IV. Религия и этика мимансы

    1. Место вед в религии
    2. Концепция долга
    3. Высшее благо
    4. Является ли миманса атеистическим учением?
Часть десятая

ФИЛОСОФИЯ ВЕДАНТЫ

I. Введение

    1. Происхождение и развитие веданты
    2. Развитие веданты в ведах и упанишадах
    3. Общие взгляды главных школ веданты

     

I. Монизм Шанкары (адвайта)

  1. Учение Шанкары о мире
  2. Учение Шанкары о боге
  3. Учение Шанкары о Я, зависимости и освобождении

III. Ограниченный монизм Рамануджи

    1. Учение Рамануджи о мире
    2. Учение Рамануджи о боге
    3. Учение Рамануджи о Я, зависимости и освобождении

     

Примечания редакции

 

Чаттерджи и Датта ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Редактор Ф.Н.ГРЕЦКИЙ

Художник Г.А.Кравцов Технический редактор Е С.Герасимова Корректор Н И.Милъчина


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Индийская философия — одна из наиболее древних в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет. Зарождение индийской философии относят обычно к Х—IX вв. до н. э. Исторически первые философские системы в Индии, как и в Греции, представлены различными материалистическими школами.

Как известно, весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием сложившегося на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем.

Своеобразная история народов Индии, особенности ее социального устройства, нашедшие отражение в существовании каст, вызвали специфическое развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов. Общественная и политическая жизнь Индии, а поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались сравнительно медленно. К тому же в Индии одна из форм родового политеизма, так называемое ведийское мировоззрение, с крушением родового строя частично сохранилась в философско-религиозных взглядах брахма-нистов, защищавших кастовое устройство общества и признававших древние веды священным писанием. Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI—V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ. История индийской философии, как и любой другой философии, есть история материализма и его борьбы с идеализмом. Идеалисты, отражавшие интересы эксплуататорских классов, в борьбе против материалистов (чарваков — в древнеиндийской философии) искажали их учения. Мыслители-материалисты подвергались преследованиям, а их сочинения уничтожались. Этими особенностями развития индийской философии воспользовались реакционные буржуазные теоретики Западной Европы'-Западноевропейская буржуазная история философии с присущей ей тенденцией третирования «восточной» культуры, в сущности. игнорировала индийскую философию, то относя ее к предистории философии, то признавая в ней лишь ее религиозно-этическую проблематику. Большую роль в деле научного изучения истории индийской культуры сыграли русские и советские ученые. Основателями научного изучения буддизма явились русские ученые В. П. Васильев и И. П. Минаев. Весьма значительный вклад в изучение древнеиндийской философии, особенно буддийской, внесли академики С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. Эти два выдающихся русских ученых организовали систематическое изучение Северного буддизма. По инициативе акад. С. Ф. Ольденбурга в Академии Наук с 1897 года стала выходить всемирно известная серия «Bibliotheca buddhica», или «Собрание оригинальных и переводных буддийских текстов». В этом большом международном издании, которое выходило под редакцией академиков С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского вплоть до 1938 года, принимали участие виднейшие ученые различных стран Востока и Запада. В своих трудах, особенно советского периода, акад. Ф. И. Щербатской на основе изучения оригинальных санскритских и тибетских текстов объяснил ряд важнейших вопросов буддийской логики и философии. Его работы получили всеобщее признание. Впервые в нашей стране им были исследованы сочинения индийских материалистов. Традиции акад. Ф. И. Щербатского продолжали у нас его ученики О. О. Розенберг и Е. Е. Обермиллер, оставившие после себя ценные и широко известные труды, посвященные буддизму.

 

Ознакомлению с историей индийской культуры и философии в значительной мере способствовали переводы на русский язык отдельных памятников индийской культуры. В Советском Союзе опубликован ряд трудов по истории Индии, а также переведены на русский язык произведения древнеиндийского эпоса «Махабхарата» (книга первая, перевод с санскрита В. И. Кальянова) и классический памятник позднего средневековья «Рамаяна» (перевод с хинди акад. А. П. Баранникова). В настоящее время ведется исследовательская работа по переводу на русский язык других классических произведений индийского народа.

Однако современные реакционные буржуазные философы до сих пор спекулируют на нерешенных проблемах древнеиндийской философии, фальсифицируя ее историю. Они всячески искажают и принижают материалистические течения и превозносят идеалистические направления, в особенности подчеркивая присущую им проповедь смирения и непротивления.

В освещении истории индийской философии особую позицию занимают современные индийские буржуазные историки философии, проделавшие известную работу по восстановлению и изучению древних санскритских текстов. В современной Индии появился ряд трудов, посвященных древнеиндийской философии. Можно назвать двухтомную «Индийскую философию» Сарвепалли Радхакришнана, четырехтомную «Историю индийской философии» Дасгупты, «Краткую историю индийского материализма» Шастри, труды Джава-харлала Неру и других.

Авторы этих трудов выступают против извращения индийской философии реакционными англо-американскими философами, подчеркивают широкий круг ее проблем и национальные особенности ее развития.

К этому направлению принадлежат и авторы предлагаемого читателю труда. Книга лектора по философии Калькуттского университета Чаттерджи и профессора философии колледжа в Патне Датта «Введение в индийскую философию» (в русском переводе названа «Древняя индийская философия») вышла первым изданием в 1939 году, четвертым — в 1950 году в Калькутте. Она представляет собой учебное пособие по индийской философии, рассматриваемой авторами как синтез ряда предшествовавших философских школ и систем. Чаттерджи и Датта стремятся выявить национальные особенности индийской философии, подчеркивают ее теоретическую, собственно философскую проблематику. При изложении они опираются на первоисточники. Авторы стремятся излагать взгляды многочисленных школ в древнеиндийской философии по возможности кратко и ясно.

- Несмотря на заявление авторов о взаимной «терпимости» школ индийской философии, из книги можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о преследованиях господствующей религией древнеиндийских материалистов-чарваков, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами и т. д.

Советский читатель заметит, что авторы книги не всегда объективны и проявляют тенденцию к «усилению» идеализма и отчасти мистицизма за счет материализма. Философские школы располагаются в книге по степени их идеологической близости к ведантий-ским течениям, вне хронологического порядка, без связи с историей народов Индии.

Считая современную индийскую философию наиболее всеобъемлющей, охватывающей все направления западной и восточной теоретической мысли, авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями, употребляемыми современными западными идеалистическими школами, проводят неудачные параллели между западными и индийскими системами философии, дают оценки индийским школам с позиций некоторых современных реакционных философов (так, например, школу ньяйи они называют «системой логического реализма»).

В тех случаях, когда подобные параллели и оценки не были органически связаны с содержанием глав книги, редакция сочла возможным опустить их.

Ввиду того что представители различных систем индийской философии по-своему толковали древние философские тексты, написанные на санскрите, имеется ряд трудностей в переводе их на другие языки. Поскольку иногда одним английским словом авторы выражают различные санскритские термины, редакция вслед за переводом таких слов с английского языка ставила через дефис соответствующие санскритские (например, к слову «ум» через дефис подставлялись санскритские слова «читта» и «манас», что дает: ум-читта, ум-манас). При бесспорном толковании санскритские термины даются в переводе на русский язык без оговорки, за исключением тех случаев, когда в различных школах индийской философии они объясняются по-разному. Тогда в скобках рядом с переводом дается соответствующий санскритский термин.

Перевод сделан по первому изданию этой книги Радугиным А. В. (гл. I—III), Тучинской Е. А. (гл. IV) и Романенко А. Р. (гл. V—X). Текст книги сверен с последним, четвертым изданием. Перевод в целом просмотрен и отредактирован известным советским индологом Кальяновым В. И.

Интерес советской научной общественности к индийской культуре, и в частности к исюрии общестбенной и философской мысли, возрастает.

Издательство надеется получить от советских философов и историков-индологов замечания как по переводу и редакции текста книги, так и по ее содержанию, которые будут использованы при решении вопроса о массовом издании.


Hosted by uCoz