I. Основные черты индийской философии
II Краткий обзор систем
I. Происхождение и предмет философии чарвака
III. Метафизика
IV. Этика
V . Заключение
I. Введение
II. Теория познания джайнизма
III. Метафизика джайнизма
I. Введение
II. Учение Будды — четыре благородные истины
III. Школы буддийской философии
IV. Религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна
I. Введение
IV. Индивидуальное я и его освобождение
VI. Заключение
I. Введение
II. Категории
III. Созидание и разрушение мира
IV. Заключение
I. Введение
II. Метафизика санкхьи
VI. Заключение
I. Введение
II. Психология йоги
III. Этика йоги
V. Заключение
I. Введение
II. Теория познания мимансы
III. Метафизика мимансы
IV. Религия и этика мимансы
I. Введение
I. Монизм Шанкары (адвайта)
III. Ограниченный монизм Рамануджи
Чаттерджи и Датта ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Редактор Ф.Н.ГРЕЦКИЙ
Художник Г.А.Кравцов Технический редактор Е С.Герасимова Корректор Н И.Милъчина
Индийская философия — одна из наиболее древних в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет. Зарождение индийской философии относят обычно к Х—IX вв. до н. э. Исторически первые философские системы в Индии, как и в Греции, представлены различными материалистическими школами.
Как известно, весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием сложившегося на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем.
Своеобразная история народов Индии, особенности ее социального устройства, нашедшие отражение в существовании каст, вызвали специфическое развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов. Общественная и политическая жизнь Индии, а поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались сравнительно медленно. К тому же в Индии одна из форм родового политеизма, так называемое ведийское мировоззрение, с крушением родового строя частично сохранилась в философско-религиозных взглядах брахма-нистов, защищавших кастовое устройство общества и признававших древние веды священным писанием. Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI—V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ. История индийской философии, как и любой другой философии, есть история материализма и его борьбы с идеализмом. Идеалисты, отражавшие интересы эксплуататорских классов, в борьбе против материалистов (чарваков — в древнеиндийской философии) искажали их учения. Мыслители-материалисты подвергались преследованиям, а их сочинения уничтожались. Этими особенностями развития индийской философии воспользовались реакционные буржуазные теоретики Западной Европы'-Западноевропейская буржуазная история философии с присущей ей тенденцией третирования «восточной» культуры, в сущности. игнорировала индийскую философию, то относя ее к предистории философии, то признавая в ней лишь ее религиозно-этическую проблематику. Большую роль в деле научного изучения истории индийской культуры сыграли русские и советские ученые. Основателями научного изучения буддизма явились русские ученые В. П. Васильев и И. П. Минаев. Весьма значительный вклад в изучение древнеиндийской философии, особенно буддийской, внесли академики С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. Эти два выдающихся русских ученых организовали систематическое изучение Северного буддизма. По инициативе акад. С. Ф. Ольденбурга в Академии Наук с 1897 года стала выходить всемирно известная серия «Bibliotheca buddhica», или «Собрание оригинальных и переводных буддийских текстов». В этом большом международном издании, которое выходило под редакцией академиков С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского вплоть до 1938 года, принимали участие виднейшие ученые различных стран Востока и Запада. В своих трудах, особенно советского периода, акад. Ф. И. Щербатской на основе изучения оригинальных санскритских и тибетских текстов объяснил ряд важнейших вопросов буддийской логики и философии. Его работы получили всеобщее признание. Впервые в нашей стране им были исследованы сочинения индийских материалистов. Традиции акад. Ф. И. Щербатского продолжали у нас его ученики О. О. Розенберг и Е. Е. Обермиллер, оставившие после себя ценные и широко известные труды, посвященные буддизму.
Ознакомлению с историей индийской культуры и философии в значительной мере способствовали переводы на русский язык отдельных памятников индийской культуры. В Советском Союзе опубликован ряд трудов по истории Индии, а также переведены на русский язык произведения древнеиндийского эпоса «Махабхарата» (книга первая, перевод с санскрита В. И. Кальянова) и классический памятник позднего средневековья «Рамаяна» (перевод с хинди акад. А. П. Баранникова). В настоящее время ведется исследовательская работа по переводу на русский язык других классических произведений индийского народа.
Однако современные реакционные буржуазные философы до сих пор спекулируют на нерешенных проблемах древнеиндийской философии, фальсифицируя ее историю. Они всячески искажают и принижают материалистические течения и превозносят идеалистические направления, в особенности подчеркивая присущую им проповедь смирения и непротивления.
В освещении истории индийской философии особую позицию занимают современные индийские буржуазные историки философии, проделавшие известную работу по восстановлению и изучению древних санскритских текстов. В современной Индии появился ряд трудов, посвященных древнеиндийской философии. Можно назвать двухтомную «Индийскую философию» Сарвепалли Радхакришнана, четырехтомную «Историю индийской философии» Дасгупты, «Краткую историю индийского материализма» Шастри, труды Джава-харлала Неру и других.
Авторы этих трудов выступают против извращения индийской философии реакционными англо-американскими философами, подчеркивают широкий круг ее проблем и национальные особенности ее развития.
К этому направлению принадлежат и авторы предлагаемого читателю труда. Книга лектора по философии Калькуттского университета Чаттерджи и профессора философии колледжа в Патне Датта «Введение в индийскую философию» (в русском переводе названа «Древняя индийская философия») вышла первым изданием в 1939 году, четвертым — в 1950 году в Калькутте. Она представляет собой учебное пособие по индийской философии, рассматриваемой авторами как синтез ряда предшествовавших философских школ и систем. Чаттерджи и Датта стремятся выявить национальные особенности индийской философии, подчеркивают ее теоретическую, собственно философскую проблематику. При изложении они опираются на первоисточники. Авторы стремятся излагать взгляды многочисленных школ в древнеиндийской философии по возможности кратко и ясно.
- Несмотря на заявление авторов о взаимной «терпимости» школ индийской философии, из книги можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о преследованиях господствующей религией древнеиндийских материалистов-чарваков, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами и т. д.
Советский читатель заметит, что авторы книги не всегда объективны и проявляют тенденцию к «усилению» идеализма и отчасти мистицизма за счет материализма. Философские школы располагаются в книге по степени их идеологической близости к ведантий-ским течениям, вне хронологического порядка, без связи с историей народов Индии.
Считая современную индийскую философию наиболее всеобъемлющей, охватывающей все направления западной и восточной теоретической мысли, авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями, употребляемыми современными западными идеалистическими школами, проводят неудачные параллели между западными и индийскими системами философии, дают оценки индийским школам с позиций некоторых современных реакционных философов (так, например, школу ньяйи они называют «системой логического реализма»).
В тех случаях, когда подобные параллели и оценки не были органически связаны с содержанием глав книги, редакция сочла возможным опустить их.
Ввиду того что представители различных систем индийской философии по-своему толковали древние философские тексты, написанные на санскрите, имеется ряд трудностей в переводе их на другие языки. Поскольку иногда одним английским словом авторы выражают различные санскритские термины, редакция вслед за переводом таких слов с английского языка ставила через дефис соответствующие санскритские (например, к слову «ум» через дефис подставлялись санскритские слова «читта» и «манас», что дает: ум-читта, ум-манас). При бесспорном толковании санскритские термины даются в переводе на русский язык без оговорки, за исключением тех случаев, когда в различных школах индийской философии они объясняются по-разному. Тогда в скобках рядом с переводом дается соответствующий санскритский термин.
Перевод сделан по первому изданию этой книги Радугиным А. В. (гл. I—III), Тучинской Е. А. (гл. IV) и Романенко А. Р. (гл. V—X). Текст книги сверен с последним, четвертым изданием. Перевод в целом просмотрен и отредактирован известным советским индологом Кальяновым В. И.
Интерес советской научной общественности к индийской культуре, и в частности к исюрии общестбенной и философской мысли, возрастает.
Издательство надеется получить от советских философов и историков-индологов замечания как по переводу и редакции текста книги, так и по ее содержанию, которые будут использованы при решении вопроса о массовом издании.