§ I. РОЛЬ ЗЕРКАЛА В ЖИВОПИСИ
Зеркало не только технический, но мировоззренческий прием развертывания
композиции в изобразительном искусстве.
Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную
и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы
миропонимания в истории культуры. Парадоксальность зеркала проявляется
хотя бы в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше,
чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя
в зеркале такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими.
Наоборот же, зеркало в предмете культуры, - это не только удвоение изображения,
а расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости
восприятия.
История искусства дает нам целый спектр различных приемов “расширения”,
“искривления” визуального пространства с помощью зеркала.
Например, в картинах Диего Веласкеса “Венера с зеркалом”, “Венера и
амур”, “Менины”; Гойя “До самой смерти”; Яна Вермеера Дельфтского “Кавалер
и дама у спинета”, “Урок музыки”; Ф.Л. Жакоба “Псише по рисунку Персье”;
Кавабата “Зеркало вечернего пейзажа”; А.П. Левитина “Теплый день”; Менценя
“Комната с балконом”; Утамиро “Семь женщин за туалетом”; Эккерсберга “Обнаженная
перед зеркалом”; Энгра “Портрет графини д'Оссонвиль”; Веласкес “Христос
в доме Марии и Марфы”; Тициан “Венера с зеркалом”; П. П. Рубенс “Туалет
Венеры” и “Венера с купидоном, держащим зеркало”; аналогичные картины Веронезе,
Тинторентто и многих других художников.
Наиболее полную, мне известную, интерпретацию нелинейного восприятия
визуального пространства, на примере картины Веласкеса “Менины” дал Мишель
Фуко в своей работе “Слова и вещи” (I. с.45-61), к которой я и отсылаю,
как примеру конкретного исследования роли зеркала, примеру возможностей
авторского самовыражения с помощью зеркала (см. Приложение).
Меня же интересуют исторические корни употребления данных приемов в
изобразительном искусстве, в современной культуре, в истории культуры.
Веласкес - Менины
Веласкес – Венера с зеркалом
|