§ 2. ДВА УРОВНЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТА КУЛЬТУРЫ
Функционирование зеркала в мире культуры можно расслоить на два уровня
отражения зеркалом: через отражение зеркалом предмета и его самоотражение
/приблизительно, можно сказать, хотя это и не полно, что отражение идет
на уровне сознания и самосознания/.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - уровень непосредственного отражения зеркалом мира,
т. е. непосредственное, бытовое, обыденное понятие зеркала. Для отражения
таким зеркалом объектов мира и характерно снижение размерности изображения,
т. е. в зеркале объемный мир отображается в плоскостном, двумерном.
Интересно, что в китайском и японском языках, в иероглифе “зеркало”,
ключ иероглифа
“металл”, ибо первые зеркала были изготовлены из металла /преимущественно
из бронзы/. Этот ключ-иероглиф имеет двоякое значение: не только металл
как вещество, но и металл как стихия в древнекитайской мифологии, подчеркивая
“скованность”, “пассивность” и другие стороны зеркала.
На этом уровне отражения зеркалом мира и говорят об истории производства
зеркала в истории культуры, хотя у зеркала есть и другая история... Воспроизведем
кратко историю производства зеркала (2. с.214), (З. с. 14-16), (4. с. 26-30),
(5. с. 178-180)….
Металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры.
Круглые ручные и стоячие зеркала из полированного металла /бронза, серебро/
с декоративной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были
известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаических времен. Ручные
зеркала производились уже в микенскую эпоху. Ручные зеркала с гравировкой
в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 веке до р. х. в Греции
было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась
крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал. Со II века
до р. х. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия
отражения зеркалом предметов.
С XI века появились первые известные нам упоминания о зеркалах из стекла.
Сначала стеклом покрывали полированную пластинку из металла. В XII-ХIII
веках в качестве металла стали использовать свинец /сплав свинца с сурьмою/.
С XIV века сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая
на лист оловянной фольги /станиоль/ ртуть.
Первый патент на хрустальное зеркало был взят в 1507 г. Данзало дель
Галло. С начала XVII века зеркала стали изготовляться в цеховых мануфактурах.
С XIX века в качестве металлической основы под стекло стали использовать
серебро. В последнее время листовое стекло движется по конвейеру, где на
его поверхность последовательно наносится из пульверизаторов раствор соли
серебра и восстановитель, который осаждает из раствора чистое серебро в
тонкодисперсной /коллоидальной/ форме; после этого на тонкий слой серебра
наносится слой меди, защищавшей пленку серебра, и в заключение оба металла
покрываются лаком…
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - уровень опосредованного отражения зеркалом мира, т.
е. когда зеркало сознательно помещено в объект отражения. В живописи зеркало
помещено в предмет картины как средство добиться полноты восприятия за
счет искривления, а тем самым и расширения визуального пространства картины.
На данном уровне визуальное пространство свертывается, уплотняется, невидимое
становится видимым, актуально зримым. Визуальное пространство становится
более полным, замкнутым и завершенным.
Это нелинейное зеркальное пространство можно сравнить с замкнутым математическим
пространством, с лентой Мебиуса, бутылкой Клейна /замкнутыми одномерными
и
двумерными поверхностями/. Так, если на прозрачной ленте написать букву
на равном расстоянии от другой буквы, свернуть ленту в ленту Мебиуса, то
противоположные фигуры будут соотноситься как изображение и его зеркальное
отражение. Причем “прямая” и “противоположная” буквы находятся на одной
стороне ленты, ибо у ленты только одна поверхность (4. с.35).
Рассматривая различные образцы изобразительного искусства, когда зеркало
помещено в предмет визуального восприятия, яркий пример такого художественного
приема обнаружим в картине “Менины” Веласкеса. Зеркало в картине не снижает
размерности, как в обычном восприятии, а увеличивает размерность визуального
пространства на дополнительную двумерную плоскость, т. е. рассматривая
зеркало в картине, мы имеем в виду не трехмерную модель пространства, проявленную
через двумерную плоскость, а четырехмерную модель с независимыми параметрами,
связанную сюжетом, композицией и т.п. Топологически такая модель визуального
пространства обладает рядом специфических особенностей, в частности, отображает
поверхность Клейна. Отсюда от такой картины ощущение открытой завершенности.
Лишняя мерность, обычность пространства восприятия компенсирует функцию
времени, функцию истории, ибо время в такой картине дано в особом модусе
- 4-х мерной пространственности. Зеркало, помещенное в предмет отражения,
например, в картину, раскрывает ее динамику. Художественное пространство
такой картины открыто временному фактору, открыто именно благодаря зеркалу.
Поэтому зеркало в картине - это процесс развития картины, элемент ее истории,
изменчивость и открытость в ее устойчивости.
Второй уровень опосредования отражения зеркалом мира и является предметом
моего исследования - зеркала как феномена истории культуры.
Без выделения второго уровня отражения зеркалом мира многое непонятно
как в истории живописи, так и в культуре. Основанием такого “нелинейного”
зеркального смотрения в мир, лежат, по-видимому, в механизмах психофизиологического
аппарата зрения, которое по современным работам, в частности, в работе
А.Д. Логвиненко “Зрительное восприятие пространства” - нелинейно. Мы не
непосредственно наблюдаем мир, так как трактуют школьные учебники физики,
а чрезвычайно сложно, противоречиво, ограниченно, нелинейно (6. с.200-203,
…).
Клод Моне: “Я опять взялся за невозможное: воду с травой, которая колеблется
в ее глубине. Когда смотришь - чудесное зрелище, но можно сойти с ума,
когда пытаешься написать… чем дальше, тем яснее вижу как много надо работать,
чтобы передать то, что я хочу уловить: “мгновенность” и, главное, атмосферу
и свет, разлитый в ней” (пит.7. с.366). Вот эта передача “мгновенного”,
изменчивости через устойчивость можно воспринять и осознать через второй
уровень зеркальности. Так, например, А. Степанов, анализируя гравюру А.
Дюрера “Четыре всадника” /1498 г./, подчеркивает, что эту утерянную мгновенность
можно обнаружить только в зеркале (8. с.62).
Исследуя сновидения П.А. Флоренский в своем “Иконостасе” подчеркивает:
“Разве в этом обратном мире, в этом онтологически зеркальном отражении
мира мы не узнаем области мнимого, хотя это мнимое для тех, кто сам вывернулся
из себя, кто перевернулся, дойдя до духовного средоточия мира, и есть подлинно
реальное, такое же как они сами” (9. с.16)
По поводу картины Пикассо “Наука и милосердие” (1897) “… дон Сальвадор
внимательнее вгляделся в картину и обнаружил, что, возможно, она и отлично
выстроена композиционно, и проникнута истинно христианскими чувствами,
но содержит детали, которые можно счесть крамольными: в этой убогой и нищей
комнате совершенно не место зеркалу, висящему в изголовье кровати тяжко
больной женщины. Духовное начало вытесняется плотским при взгляде на эту
пышную резную раму, вызывающую слишком назойливые и прямые ассоциации с
барочным изображением женского лона. В наши дни подобная визуальная метафора
не осталось бы незамеченной и неоткомментированной, но в те времена Пикассо
мог твердо рассчитывать на непреложность того обстоятельства, что родственники
его не станут вычленять предмет из окружающего контекста - зеркало есть
зеркало, и мало ли на что оно может быть похоже. Зеркало живет в картине
вопиющим противоречием ее сюжету и символическим предвестием будущих тем
Пикассо” (10. с.216-217). Франц Марк писал: “Разве мы не усвоили из тысячелетнего
опыта, что вещи прекращают говорить, когда мы все ближе подносим к ним
визуальное зеркало их внешности? Внешность всегда плоска…” Для Марка цель
искусства заключалась в “раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во
всем, разрушением зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию” (11.
с.259).
По-видимому, с нелинейной зеркальностью связано и возникновение прямой
и обратной перспектив в живописи, а также принципы перспективы в различных
культурах. Различия в принципах перспективы в различных культурах нового
времени: западной, китайской, индийской, арабской (12.. с.151), можно интерпретировать
через смотрение сквозь вогнутое и выпуклое зеркало, помещенное в предмет
отражения.
|