§ 6. ЗЕРКАЛО И ФИЛОСОФИЯ

      Зеркало является культурно-исторической предпосылкой для формирования принципа отражения. В каком смысле можно говорить, что зеркало является культурно-исторической предпосылкой? Очевидно, только в том смысле, что всеобщность какого-либо понятия всецело обусловлена всеобщностью его исторического развития.
      Историческое развитие понятия “зеркало” осуществляется от образа “зеркала”, имеющего связующее значение в мифологическом историческом сознании и проявляется в изменении конкретно-чувственного содержания данного понятия, - в его переходе от конкретных образов ко все более абстрактному содержанию, характеризующему более широкие связи и опосредования.
      Кульминацией и логическим завершением исторического развития понятия “зеркало” и является изменение названия понятия при сохранении его содержания - возникает термин “отражение”, самостоятельный, но существующий вначале параллельно с термином “зеркало”, и лишь в дальнейшем обособляясь и расширяясь в своем объеме.
      Феномен “зеркальности” предопределил специфическую мировоззренческую предпосылку в истории культуры к решению основного вопроса философии, который по различному выражался в зависимости от мировоззренческих предпосылок авторов философских систем.
      Я рассмотрю становление термина “отражения” через “зеркало” в материализме и к чему это привело…
      Еще в первой монографии по историческому материализму, вышедшей на русском языке в России в 1901 г. Л. Вольтман /в ч. III, Гл.2, п.3/ Теория зеркального отражения/, отмечал, что “представления о зеркале и зеркальном изображении служат к тому, чтобы философски выразить отношение мышления и бытия” (83. с.215). Он правильно подчеркивал, что “Теория отражения имеет длинную историю: ведь это не простая случайность, что человек сравнивает свое сознание с зеркалом, как только начинает размышлять о своей собственной духовной деятельности” (83. с.218).
      История вопроса уходит в Новое время. Лейбниц утверждал, что всякая монада есть живое зеркало вселенной, т. е. одарена внутренней деятельностью, которая представляет весь мир со своей точки зрения и так ее урегулировала, как и сам этот мир. Что же касается разумной души или духа, то в нем заключается больше, чем в монадах или даже в простой душе. Дух не только зеркало всего мира созданных вещей, но также образ божий… Эти идеи Лейбница были высоко оценены последующей материалистической философией, ибо они утверждали идею всеобщей связи - Л. Фейербахом, К. Марксом, В.И. Лениным,… хотя эти идеи трудно назвать философскими, ибо рассуждения Лейбница, если Вы перелистаете предшествующие главы настоящей работы, можно назвать отрефлектированной мистической мифологией. Вот где один из корней марксизма;

  • Л. Фейербах - так как всякая монада, изменяясь и уподобляясь, становится живым зеркалом Вселенной, то отсюда вытекает, что “вся материя находится во взаимной связи” (84. с.209);
  • К. Маркс в письме к Ф. Энгельсу от 10 мая 1870 г. писал: “Ты знаешь, как я восхищаюсь Лейбницем” (85. с.416);
  • В.И. Ленин - “Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной /и универсальной, абсолютной/ связи материи и движения… за это, верно, и ценил Маркс Лейбница” (86. с.67-68). В связи с зеркальностью монады В.И. Ленин подчеркнул: “Применить к атомам versus электроны. Вообще бесконечность материи вглубь… Ср. Электроны” (86. с.100, 68).

      С конца ХVIII - начала XIX века идея зеркала стала применяться для выражения свойств отражения: во Франции у Дидро, в Германии у Гегеля.
      Любопытно, что образ “зеркала” является основополагающим при формировании “спекулятивной” /см. “Speculum” - зеркало/ гегелевской философии. Так, одно из центральных понятий - это рефлексия. Ранее я отметил “зеркальные” корни предметно-чувственного содержания термина “рефлексия”. Латинское слово “reflexio” означает также и “загибание назад “, “отклонение назад”, “отражение”, но в этом же значении Гегель употребляет и слово “отражение” - термин “”, - оно двусложное: “” - назад, обратно… и “werfen” - бросать, метать…, причем в контексте, где развертывается именно “зеркальное отражение” (87. с.135, § 278).
      Как Гегель развертывает свои основные понятия? Стереотипы здесь просты. Прежде чем “развернуть” термин “сущность”, как понимает его Гегель, отобразим его понимание рефлексии: “Точка зрения сущности представляет собой точку зрения рефлексии. Мы употребляем выражение рефлексии (выделено Гегелем - С. В.) прежде всего по отношению к свету, когда он в своем прямолинейном движении встречает зеркальную поверхность и отбрасывается ею назад. Мы, таким образом, имеем здесь нечто удвоенное: во-первых, непосредственное, некое сущее, и, во-вторых, то же самое как опосредованное, или положенное. Но то же самое происходит, когда мы рефлексируем о предмете, или /как обыкновенно говорят/ размышляем о нем, поскольку именно здесь предмет не признается нами в его непосредственности, мы хотим познать его как опосредованный” (88. с.265).
      Гегель определяет сущность “как рефлексия в самом себе” (89. с.11). “Сущность… выступает как видимость /scheint/ внутри самой себя, иначе говоря есть рефлексия…” (89. с.10). В комментариях есть пояснение слова: “scheinen” - буквально “светить”, “сиять”, “иметь вид”, “казаться”. Этот термин у Гегеля тесно связан с понятием рефлексия в ее объективном значении… Слово scheinen имеет у автора “Наука логики” специфическое метафорическое значение. Оно означает у него “отсвечивать”, “отражать”, иногда “просвечивать”, “высвечивать”. Часто Гегель прямо связывает scheinen с термином schein /видимость/; в таких случаях оно переводится как “иметь видимость”, “обрести видимость” (89. с.231). С зеркальных позиций проясняется установка Гегеля на определение им категории: “рефлексия в свое иное” как самая характерная черта категории сущности, - “Сущность тем самым есть бытие как видимость” /als Scheinen/ в себе самой” (88. с. 264). “Когда мы говорим о сущности, то мы отличаем от нее бытие как непосредственное и рассматриваем последнее в отношении к сущности как голую видимость /выделено Гегелем - С. В./. Но эта видимость не есть просто ничто, а есть бытие как снятие… Непосредственно бытие вещей здесь представляют себе как корой или завесой, за которой скрывается сущность” (88. с.265) и т.д.
      С этих же позиций “зеркального отражения” развертывается Гегелем и суть “основания”: “Основание есть единство тождества и различия, оно есть истина того, чем оказалось различие и тождество, рефлексия - самое - себя, которая есть столь же и рефлексия - в - другое, и наоборот.
      … Когда мы спрашиваем об основаниях вещей, мы стоим вообще на… точке зрения рефлексии; мы желаем видеть вещь как бы удвоенной: во-первых, в ее непосредственности, и, во-вторых, в ее основании, где она больше уже не непосредственна. В этом заключается простой смысл так называемого закона достаточного основания, который высказывает лишь то, что вещи должны существенно рассматриваться как опосредованные” (88. с.281-282). Т. о. довольно здравые мысли, отражающие различные свойства зеркала, которые мы видели раньше в истории культуры, и породили в своем мистифицированном виде, так называемую, “объективно идеалистическую” философскую систему.
      Перелом в категориальном понимании от понятия зеркала к понятию отражения совершается у Л. Фейербаха: “Бог есть зеркало человека”, “Религия есть рефлексия, отражение человеческой сущности в себе самой”. Л. Фейербах использует термины “зеркало”, “отражение” как синонимы: “Спекулирующий субъект отражается в себе самом: пронизывающий элемент есть мысль, фон фантазии, представленный темной, бессмысленной основой, на которое реальное в себе понятие, как понятие сознания, поднимается через предикат “абсолютного” к непостижимому воображению, но именно благодаря этому к представлению. Так мысль о темной основе фантазии становится зеркалом, в котором субъект рассматривает самого себя, но бесконечно преувеличенным, так что это отражение, портрет самого себя считается другой сущностью и одновременно его первоначальным образом. Этот зеркальный образ, представляемый как другой субъект есть абсолютная личность” (90. с.19).
      Л. Фейербах стал широко использовать термины: “зеркальное” отражение, отчуждение, самоотчуждение, раздвоение, удвоение,…
      К. Маркс, чтобы подчеркнуть факт высшего развития человека из всей природы, факт отражения человеком всей материи, в молодости писал: “Человек есть эхо и зеркало вселенной”, но, - эта посылка осталась голословной не только в его теоретической деятельности, но и трагичной в практической.
      Г. Г. Гадамер писал, что: “Фокус субъективности - кривое зеркало. Самоосмысление индивида лишь тусклое мерцание в круговороте исторической жизни. Поэтому предрассудок индивида в гораздо большей мере образует историческую действительность его бытия, чем его рассудок” (91. с.153).
      Эволюция зеркальности у людей неверующих в истории культуры завершена в философской интерпретации рефлексии над зеркальностью в принципе отражения, который имеет и противоречивое и историческое содержание. В противоречии: через противополагание в зеркале - вещь одновременно существует и не существует. В историзме, через историческое содержание отражения. Ибо в зеркале /если оно помещено в предмет отражения/ отражается, противопоставляется всегда история, тенденция исторического развития - поэтому “историзм” зеркальности схватывает прошлое и настоящее и будущее, недаром в средневековых “зерцалах” всегда отражалась социальная история.

Предыдущая глава            Оглавление             Следующая глава

Hosted by uCoz