РЕЗЮМЕ
Завершая обзор “ликов” зеркала, я обнаружил, что содержание зеркала
не менее универсально, чем содержание “отражения”, но это универсальность
другого рода - универсальность предметно-чувственных образов, эмоционально-чувственных
стереотипов, с помощью которых, проявляясь через которые была сформулирована
идея отражения.
Так как основы «отражения» уходят своими корнями в культурно-исторический
феномен “Зеркало”, то их можно сформулировать как нелинейное удвоение меняющихся
/с увеличением или уменьшением размерности/ пространственных характеристик
отображаемого объекта. Конечно, это “элементарная клеточка”, а не сама
теория и даже не принцип. В будущем, возможно, зеркало поможет изменить
наши представления о пространстве и времени.
Удвоение Человека в зеркале, как порождение инобытия человека в истории
культуры, трансформировалось в два направления в современном мире:
1. За счет абсолютизации отдельных сторон отображения инобытия человека
в зеркале, это направление породило язычество, мистику, оккультизм, материализм,
марксизм- ленинизм и т. д. – а исходя из истории культуры:
(параграфы 3, 4, 6, 7, настоящей работы), во – многом, мистифицирует и
современную культуру, которая по своим историческим корням оказалась духовно
нищей, мифологической.
2. Истинное направление воплотилось в христианстве, а полнее всего,
в православии (ибо все остальное – искажения в разной степени священного
писания и священного предания, см. лит. 66.).
Православная духовность и культура исповедует
прежде всего, Веру в Пресвятую Троицу; в Иисуса Христа; в Церковь, ее таинства,
главным из которых является евхаристия, т.е. исповедь и причастие тела
и крови Иисуса Христа.Ибо через единение
с Богом только и возможно спасение. Личное спасение и есть цель христианской
жизни в православном исповедовании.
Человеческий мир создан Богом. Промысел Божий в Сотворении первого
человека предопределило искажение человека и мира. И только искупление
и освящение кровью Иисуса Христа падшей жизни отцов построенной по
печальному опыту, которая была авторитетна для общественной жизни древнего
мира. и предопределило возможность спасения - через крещение, евхаристию
и другие таинства установленные Церковью. Главные следствия грехопадения
человека в повреждении всей духовной основы человеческого существа. Тело,
ум, сердце, воля рассечены, противоречивы, конфликтуют друг с другом. Отсюда
история культуры есть мирская история, есть зеркальная жизнь, мнимое смотрение
в самого себя и в мир. Отсюда существует необходимость зеркал для отражения
многоразличного инобытия человека, все время ищущего и находящего только
частности и искажения. "Так наше лицо делается видимым в зеркале, оставаясь
невидимым для нас самих" (Григорий Палама). Во многом это составляет то
мирское, о чем говорили святые апостолы Иаков и Иоанн Богослов:
«...не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Соборное
послание св.ап.Иакова Гл.4.4.); «Ибо все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир
проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (Первое
соборное послание Св. Ап. Иоанна. Гл.2., 15 – 17).
|