Акцентный стих(или чисто тонический, или ударный стих) — стихотворный размер (см. система стихасм.), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. — это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называют еще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы «Владимир Ильич Ленин»

А вот метрическая схема этого четверостишия:

(знаком «-» обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов).

Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4-ударного дольникасм. (см.), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой-нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например:

Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это:

Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке — три слога. Получается, что А. с. — это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться.

Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибресм. .

Таким образом, А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.


Лит.: Гаспаров М.Л. Акцентный стих раннего Маяковского // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1969. — Вып. 236.

Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — М., 1974.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Акцентный стих

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz