Система стиха ХХ века. Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 — 1920-е гг. под влиянием формальной школысм. и поэтической практики русского символизмасм. , экспериментировавшего над стихом и выдвинувшего из своих рядов двух его выдающихся теоретиков — Валерия Брюсова и Андрея Белого.

Благодаря трудам русских формалистов и примыкавших к ним ученых — В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского. Б. М. Эйхенбаума, Р. О. Якобсона, Ю. Н. Тынянова, Б. И. Ярхо — стиховедение стало почти вровень со структурной лингвистикойсм. .

В 1950 — 1960-е гг. последовал второй взлет русского стиховедения, на сей раз под влиянием структурализма (труды К. Ф. Тарановского, М. Л. Гаспарова, Вяч. Вс. Иванова, А. Н. Колмогорова (и его учеников), П. А. Руднева, Я. Пыльдмяэ).

Одновременно на Западе под влиянием генеративной лингвистикисм. Н. Хомского начали строить порождающие модели стиха (М. Халле, С. Кейзер). В 1970-е гг. генеративное стиховедение пришло в Россию (М. Ю. Лотман, С. Т. Золян).

Стих — это художественно-речевая система, организующаяся в текстысм. посредством механизма двойного кодирования речи, языкового и ритмического, на пересечении которых образуется специфическая стиховая единица — стихотворная строка.

Стихотворной строке присущи три параметра: метр (внутренняя структура), метрическая композиция (способ расположения строк в тексте) и длина. Стихотворную строку изучают разделы теории стиха — метрика и ритмика. Строки объединяются в группы — строфы, их изучает другой раздел стиховедения — строфика и теория рифмы.

Метрический уровень стиха строится на элементах, которые в языке играют роль супрасегментных фонологических различителей (см. фонологиясм.), — в русском языке это ударение и слог. Совокупность этих элементов называется просодией (от древнегр. prosodia- ударение, припев).

Система, образующаяся при помощи одного или нескольких просодических единиц, называется системой стихосложения. В системе стиха может быть несколько систем стихосложения. В русском стихе их четыре:

система стихосложения

ударение

слог

1.

силлабо-тоника

+

+

2.

тоника

+

-

3.

силлабика

-

+

4.

свободный стих

-

-

Силлабо-тоника — это система стихосложения, имеющая в качестве оснований урегулированность в стихотворной строке по количеству слогов и ударений: отсюда классические русские метры — двусложные (1 слог ударный + 1 безударный) хорей и ямб; трехсложные (1 слог ударный + 2 безударных) дактиль, амфибрахий, анапест.

Силлабика существовала в русском стихе с середины ХVII в. до середины ХVIII в. и сменилась силлабо-тоникой в результате стиховой реформы В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.

Тоника ( акцентный стихсм. — см.) и свободный стих ( верлибрсм. — см.) характерны для поэзии первой половины ХХ в.

Системы с одним признаком являются неустойчивыми, они тяготеют к устойчивым системам с четным количеством признаков.

Метры стихотворной строки классифицируются по шкале нарастания метрической урегулированности и одновременно убывания языковой емкости. Самым неурегулированным является акцентный стихсм. . После него идет тактовик (если акцентный стих культивировался Маяковским, то тактовик был прежде всего метром русского конструктивизма (И. Сельвинский, В. Луговской). Это стих, в строке которого между двумя ударными слогами могут располагаться от одного до трех слогов. Вот пример 4-ударного тактовика:

(знаком «-» обозначаются ударные слоги, цифрами — количество безударных).

Более урегулированным, чем тактовик, является еще один метр, переходный между силлабо-тоникой и тоникой, — дольник, излюбленный метр русских символистов, а также Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Это метр, в строке которого количество слогов между двумя ударениями колеблется в интервале от одного до двух. Вот пример 3-ударного дольника с двусложным зачином (самый распространенный размер этого метра) из «Поэмы без героя» Ахматовой:

После дольников идут двусложники, в них междуударный интервал постоянный и равен одному слогу, во ударения могут пропускаться (неизменными остаются безударные слоги). Затем следуют трехсложники, наиболее урегулированные метры: между ударениями у них стоят два слога и ударения, как правило, не пропускаются (исключения опять-таки стали возможны как систематические нарушения в ХХ веке).

Основной закон русского стиха заключается в том, что стих представляет собой компромисс между ритмическим требованием урегулированности и языковым требованием емкости. В результате этого компромисса самыми частыми оказываются центральные разновидности — средние рввноударные двусложники.

В ХХ в. этот закон расшатывается вследствие процессов верлибрсм. изации и логаэдизациисм. (см.) и осваивается периферия стиха — свободный стих, акцентный стих, тактовик и дольник, с одной стороны, логаэды, сверхдлинные и сверхкраткие размеры — с другой.

Расшатывание, таким образом, происходит за счет второго параметра — метрической композиции и третьего — длины.

Вот пример вольного нерюноударного хорея Маяковского:

(Ударение над знаком «-» означает, что на этот слог реально падает ударение.) В этом отрывке чередуются строки 6-, 8-, 1-стопного хорея. В ХIХ в. такой стих не употреблялся.

Вот пример сложного 7-стопного хорея В. Брюсова («Конь блед»):

Сложность этого стиха создается тем, что ударения располагаются хаотично, как хаотично движутся по улице люди, между тем как формально схема 7-стопного хорея соблюдена:

Последние эксперименты над русским стихом проводились в 1930-е гг. обериутамисм. , учениками В. Хлебникова, стих которых представлял собой сверхсложную полиметриюсм. (см.). После этого на протяжении 40 лет русский стих регрессировал. Его обновили поэты русского концептуализмасм. (см.).

Первый дал «стихи на карточках» Льва Рубинштейна, второй — стихотворно-графические опыты Елизаветы Мнацакановой. Как будет развиваться русский стих дальше и будет ли вообще, неизвестно.


Лит.: Жирмунский В. М. Введение в метрику // Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л., 1975.

Томашевский Б. В. Русское стихосложение. — Пг, 1922.

Гаспаров М.Л. Русский трехударный дольник ХХ в. // Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. — Л., 1969.

Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. — М., 1974.

Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. — М., 1989.

Баевский В, С Стих русской советской поэзии. — Смоленск, 1971.

Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. — Тарту, 1990.

Руднев В. Строфика и метрика: Проблемы функционального изоморфизма // Wiеnеr slawisticher Almanach, 1986. — В. 15.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Система стиха XX века

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz