Дольник = стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизм а и акмеизма . Д. (см. также система стиха) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) = 1/2 = 1/2 =... 0/2. LНули¦ в начале и конце строки означают возможность нулевого (дактилического) зачина и Lмужской¦ концовки. Д. различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример 3-ударного Д.:
Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья, Только прочь от своих могил. (Анна Ахматова) |
2 = 2 = 2 = 1 2 = 2 = 1 = 1 2 = 2 = 1 = 2 = 2 = 2 = 1 = 2 = 1 = 2 = 1 2 = 1 = 2 = |
(Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком Lдефис¦ метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:
Девушка пела в церковном хоре O всех усталых в чужом краю, O всех кораблях, ушедших в море, O всех, забывших радость свою. (Александр Блок) |
= 2 = 2 = 1 = 1 1 = 1 = 2 = 1 = 1 = 2 = 1 = 1 = 1 1 = 1 = 1 = 2 = |
Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 = или 2-ударным) зачином и цезурой в середине строки.
В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д. = самого распространенного среди Д.
В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного 3-ударного Д.:
2 = 1/2 = 1/2 = (0/1)
Единица и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударного Д.
I. 2 = 2 = 2 = 2 = (0/1) Были святки кострами согреты
Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного анапеста = LЯ ломаю слоистые скалы¦.
II. 2 = 2 = 1 = (0/1) И валились с мостов кареты
III. 2 = 1 = 2 = (0/1) По Неве иль против теченья
Это специфические дольниковые ритмические варианты = их ни с чем не спутаешь.
IV. 2 = 1 = 1 = (0/1) Зажигал последний свет
Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это = строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.
Входил я в темные дали,
Зажигал последний свет...
Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,
Буря мглою небо кроет,
Зажигал последний свет...
V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с пропущенным средним метрическим ударением:
Отчего душа так певуча И так мало милых имен И мгновенный ритм = только случай, Неожиданный Аквилон? |
2 = 1 = 2 = 1 2 = 1 = 2 = 2 = 1 = 2 = 1 |
Последняя строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.
Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой 3-сложников и = в меньшей степени = 2сложников.
Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой 3-стопного амфибрахия:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
Это 4-стопный ямб LЕвгения Онегина¦. Переставим два первых слова:
Мазурку легко танцевал
И кланялся непринужденно.
Это уже 3-стопный амфибрахий.
Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можно изобразить так:
Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены в множество дольников.
Д. наряду с акцентным стихом , полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим классическую систему стиха и одновременно в духе неомифологизма формирующем своеобразный метрический интертекст , что особенно хорошо видно на примере верлибра (см.), каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией (см.). Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:
Кружевом, камень, будь, И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань. Будет и мой черед Чую размах крыла. Так = но куда уйдет Мысли живой стрела? |
= 2 = 1 = = 2 = 1 = = 2 = 1 = = 2 = 1 = = 2 = 1 = = 2 = 1 = = 2 = 1 = = 2 = 1 = |
Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй ритмической форме.
Лит.: | Жирмунский В. М. Теория стиха. = Л., 1975.
Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. = Л., 1968. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. = Рига, 1986. |
В.Руднев LСловарь
культуры ХХ в.¦ Дольник |