Дольник = стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизмсм. а и акмеизмасм. . Д. (см. также система стиха) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) = 1/2 = 1/2 =... 0/2. LНули¦ в начале и конце строки означают возможность нулевого (дактилического) зачина и Lмужской¦ концовки. Д. различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример 3-ударного Д.:

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья,
Только прочь от своих могил.

        (Анна Ахматова)

2 = 2 = 2 = 1
2 = 2 = 1 = 1
2 = 2 = 1 =
2 = 2 = 2 = 1
  = 2 = 1 = 2 = 1
2 = 1 = 2 =

(Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком Lдефис¦ метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:

Девушка пела в церковном хоре
O всех усталых в чужом краю,
O всех кораблях, ушедших в море,
O всех, забывших радость свою.

        (Александр Блок)

  = 2 = 2 = 1 = 1
1 = 1 = 2 = 1 =
1 = 2 = 1 = 1 = 1
1 = 1 = 1 = 2 =

Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 = или 2-ударным) зачином и цезурой в середине строки.

В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д. = самого распространенного среди Д.

В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного 3-ударного Д.:

Единица и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударного Д.

Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного анапеста = LЯ ломаю слоистые скалы¦.

Это специфические дольниковые ритмические варианты = их ни с чем не спутаешь.

Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это = строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.

Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,

V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с пропущенным средним метрическим ударением:

Отчего душа так певуча
И так мало милых имен
И мгновенный ритм = только случай,
Неожиданный Аквилон?
2 = 1 = 2 = 1
2 = 1 = 2 =
2 = 1 = 2 = 1

Последняя строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.

Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой 3-сложников и = в меньшей степени = 2сложников.

Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой 3-стопного амфибрахия:

Это 4-стопный ямб LЕвгения Онегина¦. Переставим два первых слова:

Это уже 3-стопный амфибрахий.

Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можно изобразить так:

Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены в множество дольников.

Д. наряду с акцентным стихомсм. , полиметрией и верлибромсм. был фактором, расшатывающим классическую систему стиха и одновременно в духе неомифологизмасм. формирующем своеобразный метрический интертекстсм. , что особенно хорошо видно на примере верлибрасм. (см.), каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризациейсм. стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который мы назвали логаэдизациейсм. (см.). Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черед
Чую размах крыла.
Так = но куда уйдет
Мысли живой стрела?
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =
= 2 = 1 =

Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй ритмической форме.


Лит.: Жирмунский В. М. Теория стиха. = Л., 1975.

Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. = Л., 1968.

Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. = Рига, 1986.


В.Руднев LСловарь культуры ХХ в.¦
Дольник

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz