Верификационизм (от лат. — verus — истинный и facio — делаю) — методологическая концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов.

В. получил широкое распространение в связи с концепцией языка науки в логическом эмпиризме (одной из разновидностей логического позитивизма и аналитической философиисм. (см.). Его разработали члены Венского логического кружка, сформированного в 1920-е гг. под председательством Морица Шлика, куда входили известные ученые и философы Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Курт Гедель, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах. Члены Венского кружка в своей философской деятельности руководствовались положениями «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна (см. аналитическая философиясм., атомарный фактсм.).

Согласно принципу В., всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых «протокольных предложений», фиксирующих данные «чистого опыта» и выступающих в качестве фундамента любого знания.

Вот несколько характерных высказываний М. Шлика о протокольных предложениях и принципе В.:

Принцип В. основывался на том, что предложение науки может быть сведено к протокольным предложениям и верифицировано. Впоследствии наука это не подтвердила (показала, что это не так). Второй предпосылкой принципа В. была идея независимости «чистого опыта» от самого экспериментатора. Все это опровергла, например, квантовая механика, которая постулировала существование ненаблюдаемых объектов и зависимость результата опыта от наличия фигуры экспериментатора (см. о соотношении неопределенностей Вернера Гейзенберга в ст. принцип дополнительностисм.).

К тому же в 1930-е гг. сам логический позитивизм претерпел кризис. Его концепция языка была слишком узкой. По сути он рассматривал только предложения в изъявительном наклонении, в то время как речевая деятельность гораздо шире, что первым выразил Витгенштейн в своей поздней работе «Философские исследования», введя понятия языковой игры (приказы, молитвы, императивы, восклицания и т. д.). Язык в концепции поздней аналитической философии не описывает реальность, а вступает с ней во взаимодействие (см. также теория речевых актовсм.). Поэтому принцип В. в 1930-е гг. исчерпал себя, и на смену ему пришел принцип фальсификационизма.


Лит.: Шлик М. 0 фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Верификационизм

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz