Принцип дополнительности — методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором применительно к квантовой физике, согласно которому, для того чтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих, дополнительных системах описания, например одновременно и как волну, и как частицу (ср. многозначные логикисм.).

Вот как интерпретирует культурологическую значимость П. д. для ХХ в. русский лингвист и семиотик В. В. Налимов:

Позднее Ю. М. Лотман применил расширенное понимание П. д. к описанию семиотикисм. культуры. Вот что он пишет:

П. д. обусловлен и чисто физиологически — функциональной асимметрией полушарий головного мозгасм. (см.) — это своего рода естественный механизм для осуществления П. д.

В определенном смысле Бор сформулировал П. д. благодаря тому, что Куртом Геделем была доказана так называемая теорема о неполноте дедуктивных систем (1931). В соответствии с выводом Геделя — система либо непротиворечива, либо неполна.

Вот что пишет по этому поводу В. В. Налимов:

Другим физическим, но также имеющим философский смысл положением, непосредственно касающимся П. д., является сформулированное великим немецким физиком ХХ в. Вернером Гейзенбергом так называемое соотношение неопределенностей. Согласно этому положению невозможно равным образом точно описать два взаимозависимых объекта микромира, например координату и импульс частицы. Если мы имеем точность в одном измерении, то она будет потеряна в другом.

Философский аналог этого принципа был сформулирован в последнем трактате Людвига Витгенштейна (см. аналитическая философиясм., достоверность) «О достоверности». Для того чтобы сомневаться в чем-бы то ни было, нечто должно оставаться несомненным. Мы назвали этот принцип Витгенштейна «принципом дверных петель».

Витгенштейн писал:

Таким образом, П. д. имеет фундаментальное значение в методологии культуры ХХ в., обосновывая релятивизм познания, что в культурной практике закономерно привело к появлению феномена постмодернизмасм. , который идею стереоскопичности, дополнительности художественных языков возвел в главный эстетический принцип.


Лит.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание — М., 1960

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. — М., 1987.

Налимов В. В. Вероятностная модель языка. — М., 1979.

Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3 тт. — Таллинн, 1992. — Т. 1.

Витгенштейн Л. О достоверности / Пер. А. Ф. Грязнова // Вопр. философии, 1984. — М 4.

Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре // Wiener slawisticher Almanach, 1987. — В. 17.

Руднев В. О недостоверности // Логос, 1997. — Вып. 9.


В.Руднев «Словарь культуры ХХ в.»
Принцип дополнительности

[ к титульной странице ]

Hosted by uCoz