Интимизация — философская теория процесса восприятия информации, которая представляет получателя и источник информации как совершенно различные по образу мыслей и чувств сознания. Концепция И. родилась под влиянием культурологических идей Ю. М. Лотмана и М. М. Бахтина.
Знание о другом человеке интимизируется в том случае, когда другой в
глазах получателя информации разусредняется, то есть становится не просто
безликим источником информации, но и ее равноценным производителем (см.
также диалогитеское слово),
когда другой становится не таким, как «другие», когда мы ценим не только
свою оценку другого, но его оценку себя и других вещей и объектов, которые
в этом случае как бы одушевляются, получают статус событийности.
Автор этой концепции, петербургский философ Борис Шифрин вот что пишет по этому поводу:
«И. — это некое преображение мира,
когда ставится под вопрос его одинаковость для всех. Так же как любая масса
искривляет пространство и по-своему изменяет его геометрию, так наличие
другого человека, который как-то относится к жизни, воспринимает свою явь,
должно настолько преображать мир, что возникает чувство расширения, когда
становится непонятным, кто субъект постижения нового бытия, кто инструмент
для этого постижения, а кто — само это бытие» (подобно тому как это происходит
в мифе
(см.).
Другими словами, как в квантовой философии Вернера
Гейзенберга (см. принцип дополнителъности)
присутствие экспериментатора в эксперименте влияет на результат эксперимента,
так в жизни человека появление в его актуальном пространстве
(см.) другого человека, «чужого сознания», расподобляет процесс
потребления информации, который теперь будет учитывать это новое появившееся
сознание, активно влиять на него и подвергаться его влиянию.
В процессе И. участвуют всегда «трое»: воспринимающее сознание, деобъективизированный объект восприятия и то, что он воспринимает, нечто третье; это может быть созерцанием цветка, чтением книги, заглядыванием в окно, — в нечто другое, чем то, что видит первое сознание. То, что наблюдается этим другим, как правило, неизвестно, оно лишь подает некие мистические сигналы того, что с этим другим сознанием происходит нечто, возможно, чрезвычайно важное. Приобщение к этому важному другого и есть И.
В ее непостижимом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалось горе,
Такая страсти глубина...
(Ф. И. Тютчев)
Какое именно горе и какая глубина, понять не дано, дано лишь заглянуть на мгновение.
И. превращает вещь (книгу, окно,
дверь, зеркало, картину — все пространства-посредники-медиаторы) в событие
(см.). Поэтому И. противоположна
остранению
(см. также формальная школа
),
которое, наоборот, превращает событие в вещь: во втором томе «Войны и мира»
Л.Н. Толстого Наташа Ростова смотрит
в театре оперу, и все, что происходит на сцене, деинтимизируется для нее,
приобретает статус конгломерата непонятвых и ненужных вещей.
Противоположный пример — И. в фильмах Андрея Тарковского, особенно в «Зеркале», например в сцене, когда мальчик читает поданную ему незнакомой дамой. которая потом исчезает, книгу. При этом важно, что часть зрителей знает, а часть не знает (как сам мальчик-герой), что это письмо Пушкина к Чаадаеву, в котором идет речь о судьбе России, и зритель не понимает, как именно воспринимает мальчик этот текст, читающий его сбивающмся, ломким голосом подростка, едва ли не по слогам. Но в этот момент и зрители, и герой понимают, что происходит нечто чрезвычайно значительное.
Человек не может все время жить в ситуации И., иначе он сойдет с ума. Это хорошо понимал Толстой, который был полновластным хозяином своих героев и, как хороший хозяин, хотел, чтобы его герои жили нормальной здоровой жизнью. Такой жизнью совершенно не в состоянии жить герои Достоевского, которые находятся в состоянии тотальной взаимной И., поэтому им все время плохо, так как нельзя жить с содранной кожей.
И. и противоположный ей механизм — объектизация суть два механизма, регулирующих ценностную шкалу в человеческой экзистенции и в культурном самопознании.
Лит.: | Шифрин Б. Интимизация в культуре // Даугава.
— Рига, 1989. — No 8.
Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. — Таллинн, 1992. — Т. 1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Интимизация |