Логический позитивизм — ранняя форма
аналитической философии
, одно из основных философских направлений первой половины ХХ в.
Л. п. претендовал на анализ и решение
актуальных философскометодологических проблем, выдвинутых в ходе научной
революции начала ХХ в. (см. парадигма)
: роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического
аппарата и эмпирического научного базиса, природы и функции математизации
и формализации знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты
считали, что единственно возможным знанием является лишь научное знание.
Традиционные вопросы философии они объявляли бессмысленными псевдопроблемами
на том основании, что те формируются с помощью терминов, которые сами являются
псевдопонятиями, поскольку не поддаются проверке, — это относилось к таким
основополагающим понятиям традиционной философии, как, например, свобода,
бытие, субстанция, дух, материя.
Предметом философии в научной парадигме Л.
п. должен был стать язык, прежде всего — язык науки как способ
выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания (ср. прагматизм)
и возможности его выражения в языке.
Основные идеи Л. п. систематизировались
в рамках деятельности Венского логического кружка, куда входили известные
философы и математики Мориц Шлик,
Отто Нейрат, Фридрих
Вайсман, Рудольф Карнап.
Эти идеи стали особенно популярными в 1930-е гг. в кругах научной интеллигенции:
сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификационизма
(см.), трактовка логики и математики как формальных преобразований
в языке науки.
В своих построениях члены Венского кружка опирались на некоторые базовые построения «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна (1921). Однако мысли Витгенштейна о языке были гораздо более глубокими и многогранными и зачастую вульгаризировались в Л. п.
Витгенштейн писал:
«4.002 [...] Язык переодевает мысли. Причем настолько, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли; дело в том, что внешняя форма одежды создавалась с совершенно иными целями, отнюдь не для того, чтобы судить по ней о форме тела. [...]
4.003 Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответа, можно лишь устанавливать их бессмысленность.
Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка. [...]
Неудивительно, что самые глубокие проблемы — это вообще не проблемы.
4.0031 Вся философия — это «критика языка».
Говоря о роли философии, Витгенштейн писал:
«4.111 Философия не является одной из наук.
(Слово «философия» должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками).
4.112 Цель философии — логическое прояснение мысли.
Философия — не учение, а деятельность.
Философская работа, по существу, состоит из разъяснения.
Результат философии — не «философские предложения», а доступная ясность предложения.
Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».
И наконец:
«6.53 Правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того. что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, — следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией. А всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, доказывать ему, что он не наделил значением определенные знаки своих предложений. Этот метод не приносил бы удовлетворения собеседнику — он не чувствовал бы, что его обучают философии, — но лишь такой метод был бы безупречно правильным».
Однако уже в конце 1930-х гг. обнаружилось, что та революция в философии, основным стержнем которой была редукция метафизики к логике, не оправдалась. Идеальный научный язык, который стремились построить логические позитивисты, оказался не только невозможным, но и ненужным. Как писал Витгенштейн позднее в «Философских исследованиях», говорить на идеальном языке так же невозможно, как ходить по идеально гладкому льду.
Классические метафизические проблемы оказались значимыми не только для
осмысления человеческой жизнедеятельности, но я для анализа эпистемологических
вопросов. Выяснилось, что в структуре научных теорий имеются метафизические
высказывания, которые невозможно свести к «протокольным предложениям» опыта
и верифицировать (см. верификационизм).
Постепенно Л. п. сменяется аналитической философией (лингвистической философией), целью которой было не построение идеального языка, а анализ естествевного языка, такого, каков он есть.
Лит.: | Вишгенштейн Л. Логико-философский трактат //
Витгевштейн Л. Философские работы. — М., 1Ю4. — Ч. 1.
Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. Швырев В.С., Пугачев Н.Н. Неопозитивизм // Современная западная философия: Словарь. — М., 1991. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Логический позитивизм |