Полиметрия (или полиметрическая
композиция). Когда перед стиховедением встала задача описания стихотворных
размеров (см. система стиха),
то иногда попадались тексты, написанные несколькими размерами. Что с ними
делать, не знали. Например, в поэме Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо» есть основной размер — белый 3-стопный ямб:
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Но там есть и другие размеры — размеры песен и баллад, например об атамане Кудеяре: «Было четыре разбойника, / Был Кудеяр-атаман». Это 3-стопный дактиль.
Особенно остро проблема встала при описании стиха ХХ в., например поэм
Блока и Маяковского,
где размеры менялись буквально на каждом шагу и один мог незаметно перетекать
в другой. Тогда (по-видимому, не без бессознательного влияния понятия «полифония»
М. Бахтина (см. полифонический
роман)
П.
А. Руднев предложил термин П.,
который рассматривал многоразмерность одного текста в духе системности
структурной поэтики
(см.) — как один суперразмер. Если угодно, как нечто, похожее на
верлибр
(см.), который тоже состоит из строк, отсылающих к другим размерам.
Вот, например, начало «Двенадцати» Блока, одного из труднейших для анализа полиметрических текстов:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Отчетливо складывающийся в двух первых строках 4-стопный хорей в четвертой строке сбивается на раешник (свободный рифмованный стих русского лубка). В дальнейшем ритмика поэмы строится на противопоставлении 4-стопного хорея, передающего чеканный шаг красногвардейцев, и других размеров, как правило, народного или городского фольклора, отражающих стихийное начало в сюжетной и идеологической коллизии поэмы. Вот появляется городской романс — 4-стопный ямб:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
А вот размер, напоминающий кольцовские эксперименты, в нем отчетливо слышится ритмика блатной песни:
Ужь я времячко
Проведу, проведу...
Ужь я темячко
Почешу, почешу [...]
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
Самым интересным в «открытии» П. оказалось то, что почти каждое звено в многоразмерной системе текста несет свой зкспрессивносмысловой обертон. Особенно очевидным это стало при анализе блоковской драмы «Роза и крест», где у каждого персонажа, как показали несложные подсчеты, имеется свой метрический голос.
В целом явление П. было частью характерного
для начала ХХ в. процесса верлибр
изации культуры (см.).
Лит.: | Руднев П. А. О стихе
драмы А. Блока «Роза и крест» // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1970. — Вып.
251.
Руднев П.А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы А. Блока «Двенадцать» // Там же, 1971. — Вып. 266. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. — Рига, 1986. |
В.Руднев «Словарь
культуры ХХ в.» Полиметрия |